Сведения по устройству, работе, ремонту, по регулировкам механизмов и приборов отечественных автомобилей, основы эксплуатации грузового автомобильного транспорта
Устройство и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ
сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.
Двигатель автомобиля КамАЗ
Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления
Проверку ТНВД и его регулировку должны выполнять квалифицированные работники в мастерской, оборудованной специальным стендом. Регулировать насос следует с рабочим комплектом проверенных форсунок, закрепленных за а/-/у секциями.
При проверке топливного насоса высокого давления контролируются: начало подачи топлива секциями насоса; величина и равномерность подачи топлива.
Проверка и регулировка начала подачи топлива. Проверять и регулировать начало подачи топлива нужно без автоматической муфты опережения впрыска по началу движения топлива в моментоскопе (рис. 60).
Начало подачи топлива секциями насоса определяется углом поворота распределительного вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.
Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 40° до оси симметрии профиля кулачка.
Для определения оси симметрии необходимо зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте
распределительного вала по часовой стрелке. Повернуть вал по часовой стрелке на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте вала против часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка.
Если угол, при котором начинается подача топлива первой секцией, условно принять за 0°, то остальные секции должны начать подачу топлива в следующем порядке (в градусах поворота кулачкового вала):
Рис. 60. Моментоскоп: 1 — стеклянная трубка: 2 — переходная трубка; 3 — трубка от топливопровода высокого давления; 4 — шайба; 5 -накидная гайка
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секцией насоса относительно первой допускается не более 20′.
Регулировка начала подачи топлива производится путем установки под плунжер пяты толкателя шайбы определенной толщины.
Проверка и регулировка величины и равномерности подачи топлива. Проверку производить на стенде с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 605+2 мм. Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,8-2,0 см3 и определяется методом заполнения топливом.
Секция № 1. 0°
Секция № 8. 45°
Секция № 4. 90°
Секция № 5. 135°
Секция № 7. 180°
Секция № 3 . 225°
Секция № 6 . 270°
Секция № 2. 315°
Последовательность проверки и регулировки следующая:
1) проверить герметичность нагнетательных клапанов. При положении реек, соответствующем выключенной подаче, нагнетательные клапаны в течение 2 мин не должны пропускать топливо под давлением 1,5-2,0 кгс/см2. В случае подтекания нагнетательный клапан заменить;
2) проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. Давление должно быть в пределах 0,5- 1,0 кгс/см2 при 1300 об/мин распределительного вала. Если давление больше или меньше, вывернуть пробку перепускного клапана и шайбами отрегулировать давление открытия;
3) при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и 1290+10 об/мин распределительного вала насоса, величины средних цикловых подач и неравномерности подач должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 6.
Величина подачи топлива каждой секцией насоса регулируется путем поворота корпуса секции относительно корпуса насоса в ту или другую сторону, для чего необходимо ослабить гайки крепления фланца секции (при необходимости переставить на 1-2 зуба стопорную шайбу штуцера). При повороте секции влево цикловая подача увеличивается, вправо — уменьшается. После регулировки надежно затянуть гайки крепления секции;
4) при упоре рычага / (см. рис. 53) управления в болт ограничения максимальной частоты вращения, проверить частоту вращения распределительного вала насоса, соответствующую началу выброса рейки. Регулятор должен начинать выброс рейки при 1320+10 об/мин распределительного вала;
5) проверить и при необходимости отрегулировать выключение подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт 2 ограничения минимальной частоты вращения в режиме холостого хода. Подача должна полностью выключаться при 350-400 об/мин;
Таблица 6
6) проверить выключение подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения, равной 1500+ +15 об/мин. Подача топлива при этом не допускается;
7) проверить выключение подачи топлива рычагом 3 останова. При повороте его па 35° от первоначального положения подача топлива из форсунок всех секций насоса на любом скоростном режиме должна полностью прекратиться. После дальнейшего перемещения рычага останова в сторону выключения на угол 45-55°, последующего возвращения его в положение <Работа> и перемещения рычага управления на половину хода топливный насос должен обеспечить пусковую подачу при 100 об/мин кулачкового вала;
8) проверить четкость срабатывания пускового устройства. При среднем положении рычага управления регулятором и медленном повышении частоты вращения распределительного вала должен сработать механизм выключения пусковой подачи. При последующем уменьшении частоты вращения рейки насоса установятся в положение номинальной подачи.
При полной или частичной разборке регулятора, замене державки грузов или связанных с ней деталей перед проведением работ согласно пунктам 3-8 необходимо проделать следующее:
установить высоту головки регулировочного болта от привалочной плоскости корпуса насоса, равной 50+0,2 мм (рис. 61). Зазор между корпусом насоса и ограничивающей гайкой 2 должен быть 0,8-1 мм. Болт и ограничитель тщательно законтрить;
при упоре муфты грузов в рычаг регулятора замерить высоту упорного торца державки над привалочной плоскостью корпуса (размер Л). При этом рычаг регулятора должен упираться в болт регулировки подачи, а ролики грузов должны быть зажаты между подшипником и державкой;
замерить расстояние от привалочной плоскости задней крышки регулятора до торца внутреннего кольца подшипника (размер Б) и определить толщину 7′ пакета регулировочных прокладок по формуле Т= Б + 0,6-А (мм), где 0,6 — толщина паронитовой прокладки. Разница между расчетной и набранной толщиной пакета не должна превышать 0,1 мм.
Проверка и регулировка топливного насоса высокого ДАвления
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей»/ Сост. А.П. Фалалеев,
С. В. Огрызков, А. Г. Остренко. – Севастополь: Изд–во СевНТУ, 2012. — 72 с.
Целью методических указаний является оказание помощи студентам при проведении лабораторных работ по дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей». Излагаются основные теоретические сведения, порядок выполнения и требования к оформлению отчетов по проведению лабораторных работ.
Методические указания предназначены для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обучения.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Автомобильного транспорта
(протокол № 3 от 18.11. 2011 г.)
Допущено учебно–методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний
Рецензент: Филипович О.В. канд. техн. наук, доц. кафедры
Автоматизированных приборных систем
1. Лабораторная работа №10. 4
Проверка и регулировка топливного насоса высокого давления. 4
2. Лабораторная работа №11. 14
Исследование влияния условий эксплуатации на состояние дизельных форсунок 14
3. лабораторная работа № 12. 20
Регулирование токсичности выхлопных газов карбюраторного двигателя 20
4. Лабораторная работа № 13. 23
Исследование влияния состояния газораспределительного механизма на эксплуатационные параметры автомобиля. 23
5. Лабораторная работа №14. 27
Изучение конструкции и устройства лазерного стенда для измерения углов установки колес автомобиля «ВЕКТОР – 1». 27
6. Лабораторная работа №15. 33
Изучение технологии технического обслуживания механизма сцепления автомобиля. 33
7. Лабораторная работа № 16. 41
регулирование редуктора заднего моста автомобиля ваз–2101. 41
8. Лабораторная работа № 17. 54
Диагностирование тормозной системы автомобиля с помощью тормозного стенда К–208. 54
Библиографическийсписок.71
1. Лабораторная работа №10.
Проверка и регулировка топливного насоса высокого ДАвления
Цель работы: ознакомиться с конструкцией и принципом действия стенда для проверки топливных насосов высокого давления и освоить практические приемы по определению производительности насосной секции, равномерности подачи и угла начала впрыска топлива. Изучить симптомы неисправностей, освоить методику постановки диагноза, научиться устранять неисправности.
1.1. Теоретический раздел
1.1.1. Общие сведения
В процессе эксплуатации насоса высокого давления изнашиваются его основные детали: гильзы и плунжеры нагнетательных секций, нагнетательные клапаны, кулачковый вал, толкатели и другие детали [1].
Износ нагнетательных клапанов влияет на характер впрыска, ухудшает отсечку топлива форсункой, вызывает подтекание его через распылитель и закоксовывание сопловых отверстий. Качество подачи топлива зависит также от упругости пружин толкателей, герметичности штуцеров, подводящих топливопроводов и других причин. Работоспособность насоса высокого давления проверяют по следующим параметрам: величина и равномерность подачи топлива, угол начала впрыска и угол опережения впрыска непосредственно на работающем двигателе [2].
1.1.2.Определение величины и равномерности подачи топлива
Испытания проводятся в следующей последовательности [1]:
1) установить испытуемый насос на кронштейн, предварительно прикрепленный к направляющим стола, закрепить его
Г–образным прихватом; кулачковый вал насоса соединить с валом привода с помощью переходной муфты и соединительной шайбы;
2) подсоединить к насосу топливопроводы низкого давления;
3) установить очищенные, промытые, отрегулированные на соответствующую величину давления начала впрыска и подобранные по пропускной способности форсунки в стаканы датчиков;
4) соединить форсунки с соответствующими секциями насоса топливопроводами высокого давления;
5) поставить рукоятку крана распределителя с правой стороны стенда в положение "через фильтр";
6) осуществляя непрерывную подачу топлива насосом ручной подкачки, выпустить воздух из системы с помощью специального вентиля, установленного при присоединении топливопровода к головке насоса;
7) включить стенд в электросеть;
8) включить электродвигатель вала привода стенда кнопочной станцией;
9) установить номинальное число оборотов кулачкового вала насоса высокого давления по тахометру (1050 мин –1 ) с помощью рукоятки вариатора;
10) установить рычаг регулятора на максимальную подачу топлива;
11)установить счетчиком–автоматом определенное число оборотов вала насоса (800 мин –1 ); рукоятку счетчика–автомата оттянуть на себя до отказа, проворачивать до тех пор, пока стрелка «Указатель» не совпадет с заданным числом оборотов на наружной шкале диска, и повернуть рукоятку от себя до упора;
12)включить счетчик–автомат для отсчета числа оборотов нажатием на рычаг (шторка отодвинется, и топливо из форсунок попадет в мензурки, после совершения заданного числа оборотов возвратится в исходное положение и подача топлива прекратится);
13) рычаг регулятора установить на отсутствие подачи, вариатором установить 500 мин –1 ;
14) отключить стенд;
15) определить объем топлива в мензурках по нижнему мениску (по норме 92 см 3 );
16) определить неравномерность подачи топлива по секциям насоса;
17) слить топливо из мензурок поворотом рукоятки моста мензурок по часовой стрелке.
1.1.3. Определение угла начала впрыска топлива
Выполнить действия первых девяти пунктов предыдущей проверки. Определить момент максимального подъема кулачка первой секции насоса:
1) на входной штуцер этой секции установить моментоскоп;
2) медленно проворачивать вал привода насоса воротком по часовой стрелке до начала движения топлива в трубке моментоскопа, затем вращение вала прекратить и сделать отсчет по подвижному диску стенда;
3) провернуть вал привода в обратную сторону на 90°, вращая вал, зафиксировать по шкале диска начало движения топлива в трубке моментоскопа;
4) полученные значения угла между моментами начала движения топлива разделить пополам и получить момент максимального подъема кулачка первой секции.
Повернуть подвижный диск стробоскопического устройства до совпадения риски с полученным значением угла, соответствующего ВМТ плунжера.
Прижать форсунку проверяемой секции накидными устройствами к датчикам момента начала впрыска, установленным внутри стакана форсунки.
Включить стенд и дать насосу поработать 5–7 мин, затем включить первый и второй тумблеры слева на панели управления на 1,5–2,0 мин.
Включить тумблер проверяемой секции и наблюдать за окном диска отсчета угла впрыска: деление на шкале подвижного диска укажет величину угла опережения начала впрыска топлива.
Аналогично проверить последовательно все секции. Для проверки правильности регулировки угла начала впрыска при совместной работе всех секций, допускается включать одновременно все датчики только на 1–2 мин. Риски на шкале подвижного диска должны совпадать (рисунок 1.2).
Слить топливо из мензурок, отключить немедленно все тумблеры на панели управления, откинуть пружины крепления форсунок и приподнять форсунки вверх.
1.1.4. Проверка угла опережения впрыска топлива непосредственно на двигателе
Перед выполнением работы следует проверить и при необходимости затянуть гайку крепления автоматической муфты опережения впрыска топлива (момент затяжки 100–120 Нм), а также проверить соединение топливопроводов от насоса высокого давления к форсункам (рисунок 1.2).
Установить угол опережения впрыска топлива:
1) отсоединить пробку высокого давления от штуцера первой секции топливного насоса;
2) установить моментоскоп на штуцер первой секции;
3) прокачать топливом систему питания двигателя ручным топливоподкачивающим насосом, предварительно ослабив одну из пробок для выпуска воздуха из корпуса топливного насоса высокого давления (прокачку производить до исчезновения пузырьков воздуха из вытекающего топлива, затем пробку завернуть);
4) убедиться, что подача топлива скобой регулятора включена, и вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа;
5) продолжать медленно проворачивать коленчатый вал ключом, внимательно следя за уровнем топлива в стеклянной трубке; в момент начала изменения уровня стрелка–указатель картера маховика должна совпадать с риской на маховике, соответствующей углу опережения впрыска топлива, или риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с той же цифрой на крышке шестерен распределения.
При несовмещении рисок к моменту, когда начинается изменение уровня топлива, необходимо ослабить болты крепления, повернуть полумуфту валика на ее фланце против направления вращения, затянуть болты крепления и вновь проверить установку угла опережения впрыска. Несовпадение рисок не должно превышать 1° (одного деления). Если к моменту начала изменения уровня топлива в трубке риски уже разошлись, полумуфту валика привода следует повернуть по направлению ее вращения.
Необходимо учитывать, что смещение полумуфты относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.
После регулировки запустить двигатель и проверить его работу на слух. Для этого необходимо:
1) отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса, и двигая его вверх–вниз, прокачать систему в течение 2–3 мин, затем рукоятку насоса завернуть до упора;
2) включить подачу топлива;
3) повернуть скобу регулятора вниз и в течение 10–15 с проворачивать коленчатый вал стартером, по манометру убедиться в наличии давления в системе смазки;
Рисунок 1.1 – Моментоскоп:
1 – стеклянная трубка; 2 – резиновая трубка; 3 – металлическая трубка;4 – уплотнительная прокладка; 5 – накидная гайка
Рисунок 1.2 – Схема соединения топливопроводов высокого давления
4) установить скобу регулятора в положение включенной подачи топлива, а рычаг управления регулятора – в положение, соответствующее минимальному числу оборотов;
5) нажать на кнопку включения стартера.
Если при работе двигателя в нем слышны стуки, то имеет место ранняя подача топлива, если наблюдается дымный выхлоп – поздняя подача.
Отрегулировать минимальные обороты холостого хода двигателя:
1) пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70–75 °С;
2) снять предохранительный колпачок, ослабить контргайку и вывернуть корпус буферной пружины на 2–3 мм;
3) уменьшить частоту вращения двигателя вывертыванием болта ограничения до появления небольших колебаний оборотов (рычаг управления должен упираться в болт ограничения);
4) вывертывать корпус буферной пружины до установления устойчивых оборотов коленчатого вала (категорически запрещается ввертывать корпус пружины до совмещения его наружного торца с торцом контргайки);
5) затянуть контргайки болта регулировки оборотов и корпуса буферной пружины, надеть предохранительный колпачок;
6) увеличить частоту вращения двигателя установкой рычага управления в среднее положение и резко опустить рычаг до упора в болт регулировки; двигатель не должен заглохнуть, а число оборотов холостого хода должно установиться в пределах 450–550 мин –1 (рисунок 1.3).
Перед остановкой двигатель должен в течение 3–5 мин работать без нагрузки, сначала на средних оборотах, а затем на минимальных. Остановку производить тросовым приводом, действующим на скобу регулятора, что прекратит подачу топлива к форсункам.
Рисунок 1.3 – Регулятор частоты вращения коленчатого вала ЯМЗ–238:
1 – рычаг управления подачей топлива; 2, 8 – болты ограничения минимальной и максимальной частот вращения коленчатого вала соответственно; 3 – контргайка корпуса буферной пружины;
4 – корпус буферной пружины; 5 – колпак корпуса буферной пружины; 6 – крышка смотрового люка; 7 – скоба кулисы выключения подачи топлива
1.2. Описание лабораторной установки
Проверка величины и равномерности подачи топлива производится на стенде КИ–921 М (СДТА–2) (рисунок 1.4), который позволяет производить обкатку, испытание и регулировку топливных насосов высокого давления: настройку регулятора; испытания форсунок, подкачивающих насосов и топливных фильтров [3,4]. Имеются системы топливоподачи и высокого давления со стендовым насосом высокого давления, счетное устройство и электрооборудование.
Рисунок 1.4 – Стенд СТДА–2:
1 – насос низкого давления; 2 – насос высокого давления;
3 – эталонные форсунки; 4 – мерные стеклянные цилиндры;
5 – уровнемер; 6 – термометр; 7 – топливный бачок;
8 – топливоподкачивающий насос; 9 – фильтры; 10 – манометр;
11 – кран; 12 – подводящий топливопровод
1.3. Порядок проведения экспериментальных исследований
1.3.1. Определить величину и равномерность подачи топлива:
1) определить объем топлива в мензурках по нижнему мениску (по норме 92 см 3 );
2) определить неравномерность подачи топлива по секциям насоса по формуле:
где и – наибольший и наименьший объемы топлива в мензурках, соответственно, см 3 ;
3) слить топливо из мензурок поворотом рукоятки моста мензурок по часовой стрелке.
Полученные результаты испытаний занести в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Протокол испытания ТНВД
Параметр | Единица измерения | Норма по ТУ | Фактически получено | Примечание |
Объем топлива в мензурке секция 1 | см 3 | 92 ±2 | ||
секция 2 | ||||
секция 3 | ||||
секция 4 | ||||
секция 5 | ||||
секция 6 | ||||
секция 7 | ||||
секция 8 |
1.3.2. Определить угол начала впрыска топлива. Полученные результаты испытаний занести в таблицу 1.2, сравнить с нормативными данными и сделать заключение о техническом состоянии топливного насоса высокого давления.
Таблица 1.2 – Значение угла начала впрыска по секциям
Угол начала впрыска топлива, град
1.3.3. Проверить угол опережения впрыска топлива непосредственно на двигателе. Сравнить полученные результаты проверок до и после регулировки с нормативными данными и сделать вывод о влиянии рассмотренных параметров на работу двигателя.
1.4. Содержание отчета о выполнении лабораторной
работы
1) Основные теоретические положения.
2) Расчеты по формуле (1.1).
3) Таблицы 1.1 и 1.2 с результатами измерений и вычислений.
5) Технологическая карта регулировки ТНВД
1.5. Контрольные вопросы
1) Объясните устройство и принцип действия автоматической муфты ТНВД.
2) Объясните устройство и применение моментоскопа.
3) Назовите симптомы неисправностей системы питания дизельного двигателя. Методика постановки диагноза.
4) Назовите способы устранения неисправностей системы питания дизельного двигателя.
Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыска топлива
При затрудненном пуске дизеля, дымном выпуске, а также при замене, установке топливного насоса после проверки на стенде через 2ТО-3 или ремонте дизеля обязательно проверьте установочный угол опережения впрыска топлива на дизеле.
Значения установочного угла опережения впрыска топлива приведены в таблице 13.
Топливный насос высокого давления | Дизель | ||
Д-260.1S2 | Д-260.2S2 | Д-260.4S2 | Д-260.9S2 |
Установочный угол опережения впрыска топлива, градусов поворота коленчатого вала до ВМТ | |||
РР6М10Р1i-3709 | 6±05 | ||
363.1111005-40.01Т | 6±05 | ||
РР6М10Р1i -3711 | 6±05 | ||
363.1111005-40.02Т | 6±05 | ||
РР6М10Р1i -3707 | 6±05 | ||
363.1111005-40.04Т | 6±05 | ||
РР6М10Р1i -3708 | 6±05 | ||
363.1111005-40.09Т | 6±05 |
Проверку угла производите в следующей последовательности:
а) для топливных насосов высокого давления мод. 363.1111005-40
— установите поршень первого цилиндра на такте сжатия за 30-40 0 до положения требуемого установочного угла опережения впрыска по шкале на корпусе демпфера;
— установите рычаг останова и рычаг управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо неё подсоедините контрольное приспособление, представляющее собой отрезок трубки высокого давления длиной 50. 70 мм с нажимной гайкой на одном конце и вторым концом, отогнутым в сторону на 90 0 (Рис.24);
— заполните топливный насос топливом, удалите воздух из системы низкого давления и создайте избыточное давление насосом ручной прокачки до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;
1-нажимная гайка; 2-трубка высокого давления.
Рисунок 24- Эскиз контрольного приспособления.
— медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление в головке насоса (подкачивающим насосом), следите за истечением топлива из контрольного приспособления. В момент прекращения истечения топлива (допускается каплепадение до 1 капли за 10 секунд) вращение коленчатого вала прекратить;
— определите положение градуированной шкалы на корпусе демпфера 2 относительно установочного штифта 3, закрепленного на крышке распределения 1
1 – крышка распределения (крышка люка снята); 2 – демпфер силиконовый; 3 – штифт установочный; 4 — шкив.
Рисунок 25 – Установка угла опережения впрыска топлива.
Если штифт указывает на шкале значение угла, не соответствующее значению указанному в таблице 14, то произведите регулировку, для чего проделайте следующее:
— вращая коленчатый вал совместите необходимое значение на градуированной шкале корпуса демпфера с установочным штифтом;
— снимите крышку люка 1 (Рисунок 26);
— отпустите на 1. 1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса к полумуфте привода;
— при помощи ключа поверните за гайку 4 валик топливного насоса против часовой стрелки до упора шпилек в край паза шестерни привода топливного насоса;
— создайте избыточное давление в головке топливного насоса до появления сплошной струи топлива из трубки контрольного приспособления;
— поворачивая вал насоса по часовой стрелке и поддерживая избыточное давление, следите за истечением топлива из контрольного приспособления;
— в момент прекращения истечения топлива прекратите вращение вала и зафиксируйте его, зажав гайки крепления шестерни привода к полумуфте привода:
Произведите повторную проверку момента начала подачи топлива.
Отсоедините контрольное приспособление и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
1 – крышка люка; 2 – гайка; 3 – шпилька; 4 – гайка специальная; 5 – полумуфта привода;
6 – шестерня привода топливного насоса.
Рисунок 26 — Привод топливного насоса
б) для топливных насосов высокого давления РР6М10Р1i
— установите рычаги управления регулятором в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;
— отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо неё подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная с внутренним диаметром
1…2 мм.) (Рисунок 27);
1 – стеклянная трубка; 2 – резиновая переходная трубка; 3 – отрезок трубки высокого давления;
4 – шайба; 5 – гайка.
Рисунок 27 — Моментоскоп
— проверните коленчатый вал дизеля ключом по часовой стрелке до появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;
— удалите часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;
— проверните коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки) на 30-40°;
— медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
— определите положение градуированной шкалы на корпусе демпфера 2 относительно установочного штифта 3, закрепленного на крышке распределения 1
Если штифт указывает на шкале значение угла, не соответствующее значению, указанному в таблице 14, то произведите регулировку, для чего проделайте следующее
— вращая коленчатый вал совместите необходимое значение на градуированной шкале корпуса демпфера с установочным штифтом;
— снимите крышку люка 1 (Рисунок 26);
— отпустите на 1. 1,5 оборота гайки 2 крепления шестерни привода топливного насоса к полумуфте привода;
— удалите часть топлива из стеклянной трубки моментоскопа, если оно в ней имеется;
— при помощи ключа поверните за гайку 4 валик топливного насоса в одну и другую стороны в пределах пазов, расположенных на торцевой поверхности шестерни привода топливного насоса до заполнения топливом стеклянной трубки моментоскопа;
— установите валик топливного насоса в крайнее (против часовой стрелки) в пределах пазов положение;
— удалите часть топлива из стеклянной трубки;
— медленно поверните валик топливного насоса по часовой стрелке до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке — в момент начала подъема топлива в стеклянной трубке прекратите вращение валика и затяните гайки крепления шестерни привода к полумуфте привода;
— произведите повторную проверку момента начала подачи топлива;
— отсоедините моментоскоп и установите на место трубку высокого давления и крышку люка.
Регулировка подачи топлива Д-245
Для регулировки количества и равномерности подачи топлива секциями насоса надо выполнить следующее. Перед началом регулировки насоса на равномерность и количество подачи топлива каждой секцией проверить:
— герметичность нагнетательных клапанов путем отключения подачи топлива рычагом управления.
Подтекания топлива не допускаются. В случае подтекания нагнетательный клапан в сборе заменить;
— давление топлива во всасывающей полости топливного насоса, которое должно быть 0,07. 0,13 МПа;
— отсутствие подсоса воздуха в местах соединений топливопроводов.
Отрегулировать величину подачи топлива каждой секцией насоса и. равномерность подачи по секциям при частоте вращения 1200 мин -1 в соответствии с регулировочной таблицей. Контроль неравномерности подачи топлива осуществлять по ГОСТ 10578.
Регулировку цикловой подачи топлива на номинальной частоте вращения осуществить с помощью жесткого упора 60 (см. рис.1).
При вворачивании болта (внутрь корпуса) подача увеличивается, при выворачивании — уменьшается.Регулировку топливоподачи на режиме максимального крутящего момента (700. 800 мин -1 ) проводить изменением положения винта 71 корректора.
Для достижения частоты вращения, соответствующей выключению корректора (полное утопание штока корректора), необходимо:
- при завышенной частоте (более 800 мин) — выворачивать регулировочный винт из корпуса корректора;
- при заниженной частоте вращения (менее 700 мин -1 ) — вворачивать винт в корпус корректора.
Величина цикловой подачи определяется ходом штока корректора, который должен быть равен 0,5. 0,7 мм.
Для определения параметров корректирования цикловой подачи следует определить цикловые подачи в диапазоне частоты вращения, расширенном в сравнении с регулировочной таблицей на 50 мин -1 в каждую сторону через 50 мин -1 .
Для расчета коэффициента максимального корректирования должна быть выбрана наибольшая (из замеренных) цикловая передача.
Равномерность подачи топлива и производительность каждой секции насоса надо регулировать перемещением поворотной втулки относительно зубчатого венца при ослабленном стяжном винте. При повороте втулки влево подача топлива секцией увеличивается, при повороте вправо — уменьшается.
После проведения подрегулировки секции насоса стяжной винт зубчатого венца надежно затянуть.
При необходимости изменения подачи топлива одновременно всех 4 секций допускается изменить положение жесткого упора, после чего необходимо проверить начало действия регулятора и равномерность топливоподачи по секциям.
Проверить величину подачи топлива при частоте вращения максимального холостого хода, которая должна быть 22,5 мм 3 цикл при частоте вращения 1250 мин -1 .
Болт 56 (см. рис.1) с пружиной холостого хода при частоте вращения максимального холостого хода ввернуть до касания свободного конца пружины в основной рычаг регулятора и законтрить гайкой.
Проверить цикловую подачу топлива при частоте вращения 90. 100 мин -1 , соответствующую режиму пуска.
Средняя цикловая подача топлива при этой частоте вращения должна быть не менее 140 мм/цикл при установке рычага управления до упора в винт максимальной частоты вращения.
Проверить принудительное полное выключение подачи топлива при частоте вращения 100 мин -1 , перемещая рычаг управления регулятором в крайнее положение в сторону уменьшения подачи.
Регулировка корректора по наддуву
Начало движения штока должно происходить при давлении воздуха в наддиафрагменном пространстве,равном 0,005-0,010 МПа.
При отсутствии давления в наддиафрагменном пространстве средняя цикловая подача устанавливается перемещением упора 46 (см. рис.1) и должна составлять 60. 70 мм 3 /цикл при частоте вращения кулачкового вала насоса 550 мин -1 .
Регулировку начала движения диафрагмы 51 (штока 54) надо производить изменением предварительного сжатия пружины посредством ввертывания или вывертывания втулки 50.
Движение втулки 50 в сторону диафрагмы увеличивает давление воздуха, соответствующее началу срабатывания диафрагмы; движение втулки от диафрагмы уменьшает давление воздуха, соответствующее началу срабатывания диафрагмы.
После регулировки начала движения диафрагмы (штока) установить штифт 49 в отверстие корпуса корректора.
При установке штифта следить, чтобы его верхний торец не выступал над верхней плоскостью корпуса КПН, для чего, при необходимости, повернуть в ту или иную сторону втулку корректора 50 не более чем на 30°.
Давление начала движения диафрагмы (штока) должно оставаться в установленных пределах.
Давление, соответствующее концу срабатывания КПН, определять рядом последовательных замеров производительности по секциям насоса при соответствующей частоте вращения кулачкового вала топливного насоса.
Конец срабатывания КПН должен быть при частоте 550 мин -1 и давлении 0,012. 0,015 МПа.