ЕГЭ по русскому языку: 100 баллов за год
ЕГЭ-2018 по русскому языку состоит из 26 заданий (против 25 прошлом году) в первой части. Экзамен пополнился заданием № 20, которое требует знания лексических норм современного русского литературного языка. Мария Кибардина, кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка и литературы считает, что новое задание может вызвать небольшие затруднения: «Основная сложность в том, что существует множество вариантов ошибки. Ребёнок может знать правило, но не видеть, как оно применяется». Лексические ошибки возникают из‑за незнания значения слов, неправильного употребления паронимов и синонимов, омонимов, многозначных слов, неверном употреблении фразеологических оборотов и некорректной сочетаемости слов. «Нужно не только знать правила, но и тренироваться на реальных примерах. Так ученик научится чувствовать, где допущена ошибка», — рекомендует преподаватель.
Мария Кибардина рекомендует хорошистам больше работать над сочинением, а троечникам сперва взяться за решение тестовых заданий. Даже если тест даётся без труда, время от времени его всё-равно стоит прорешивать: «Пишешь‑пишешь с учеником сочинение, и вдруг оказывается, что тест уже получается не так хорошо. Значит, пора уделить ему дополнительное время», – делится опытом преподаватель.
Распространенные ошибки при подготовке и советы, как их избежать
Самая распространённая ошибка, которую совершают 9 из 10 выпускников при подготовке к ЕГЭ — изучение и прорешивание КИМ от начала к концу. Лучше это делать в соответствии со следующей группировкой заданий:
- не нуждающиеся в специальной подготовке — задания 2−5, 9−21, 24 и 26 (здесь эффективнее будет ежедневная тренировка с применением логического мышления);
- связанные с анализом текста на разных уровнях — задания 1, 22 и 23;
- задания на соответствие — 8 (правильное определение типа грамматических ошибок) и 26 (нужно разбираться в изобразительно-выразительных средствах языка).
В целом, больше всего времени стоит уделить на подготовку к последнему типу заданий и сочинению.
Реально ли сдать экзамен на 100 баллов?
Сдать русский на 100 баллов ЕГЭ — это не голубая мечта, а жесткая цель для тех, кто хочет пройти на бюджет. Дойти до нее можно самостоятельно, если углубиться в материал, досконально изучить структуру и уделять много времени подготовке. Или же дойти до нее можно с преподавателем, чтобы получить уже готовую информацию, которая точно пригодится на экзамене и уделять подготовке немного меньше времени, сосредотачивая усилия на профильных предметах.
Пишем сочинение правильно
План и структура изложения
Сочинение ЕГЭ по русскому языку имеет чёткую структуру, которую должен знать каждый выпускник.
Введение
Первое, с чего стоит начать сочинение, – это введение. В структуре сочинения это необязательная часть, но с ним ваша работа будет смотреться более логично.
Во введении вы можете использовать цитату из предложенного текста или подвести читателя к обсуждаемой проблеме.
Вступительная часть не должна быть большой, хватит двух-трёх предложений.
Проблема
Следующая часть – формулировка проблемы. Вы должны обозначить проблему, заявленную в тексте, лучше в виде вопроса. Например: «Что важнее: красота внутренняя, духовная или красота внешняя?» или «Какую роль в жизни человека играет искусство?».
Не путайте тему и проблему, в основе проблемы всегда лежит конфликт, «острая» ситуация.
Личный комментарий
Далее вы переходите к своему комментарию к поднятой проблеме. Это ваши рассуждения по тексту, то, как вы его понимаете. Здесь вам нужно привести несколько примеров из текста, важных для прояснения проблемы, объяснить, как вы их понимаете, и связать их между собой. Не лишним будет упомянуть об актуальности поднимаемых автором вопросов. Главное – не увлекайтесь чрезмерным цитированием исходного текста.
Новым для сочинения ЕГЭ 2021 года является требование не просто указать логическую связь между примерами из текста, но и проанализировать её. Сделать это можно, например, путём противопоставления их друг другу.
Не забывайте, что комментарий связывает обсуждаемую проблему с позицией автора.
Это будет самая большая часть вашего сочинения, за которую можно получить от 0 до 6 баллов.
Отношение автора
Следующий этап – рассказать об отношении автора к заявленной проблеме. Даже если автор не выражает прямо своего мнения, вы должны, как говорится, увидеть его между строк, и обозначить двумя-тремя примерами из текста. Авторская позиция должна быть сформулирована ясно и точно, без сложных конструкций и витиеватости.
Собственная позиция
Далее вы должны выразить своё собственное мнение по отношению к проблеме. И, конечно, привести парочку аргументов. Даже если вы не согласны с позицией автора, не стоит агрессивно отстаивать свою точку зрения. Такие работы теряют большое количество баллов при оценивании.
Обосновать свою позицию вы можете с опорой на жизненный опыт или на художественное произведение с обязательным указанием названия и автора.
Заключение
Последним этапом будет написание заключения, в котором вы обобщаете всё то, о чём говорилось выше, и делаете свои собственные выводы, которые будут перекликаться с позицией автора. Следите за тем, чтобы концовка вашего сочинения логически совпадала с темой и началом.
Все структурные части сочинения должны чётко следовать друг за другом. Начинайте новую мысль с нового абзаца, следите за логикой ваших рассуждений.
Какие можно использовать клише?
В сочинениях ЕГЭ по русскому языку допускается использование клише – стандартных речевых оборотов. Клише помогают точно и ёмко изложить свои мысли и выразить своё отношение к описываемой проблеме.
Каждая часть сочинения предполагает использование своих клише.
- Клише для определения проблемы:
«Автор затрагивает очень важную тему, связанную с …»;
«Что такое ….? И какую роль ….играет в современном мире? Об этом рассуждает и автор». - Комментарий можно выразить с помощью следующих речевых оборотов:
«Автор говорит нам, что …»;
«Эта проблема касается …»
«Эти примеры доказывают, что …» - Речевые конструкции для мнения автора:
«Хотя автор не говорит прямо о своей позиции, можно догадаться, что …»;
«Автор прямо говорит о том, что …» - Клише для выражения собственного мнения:
«Я солидарен с автором, что …»;
«Моё мнение совпадает с мнением автора в том, что …» - Клише для приводимых аргументов:
«Как часто в жизни приходится сталкиваться с тем, что …»;
«Особенно ярко эта проблема отражена в произведении …»;
«Эта тема часто обсуждается в …» - Для заключения можно использовать следующие конструкции:
«Поднятый в тексте вопрос очень важен для …»;
«Я благодарен автору за …»
Поговорим о темах
Заранее тема сочинения известна не будет, выпускники узнают её только в день экзамена. Но мы собрали для вас наиболее популярные и «любимые» составителями ЕГЭ темы для сочинений. Вот они:
- Любовь к родине, родной природе, проблемы экологии.
- Непростые взаимоотношения поколений, проблема «отцов» и «детей».
- Рассуждение о философских понятиях (любовь, дружба, счастье и т.д.).
- Война, героизм, патриотизм.
- Мораль, нравственность, вопросы этики.
- Культура, искусство.
- Проблемы языковой культуры.
Будьте готовы к рассуждению на любую из тем, приведённых в этом списке.
Шкала перевода баллов ЕГЭ: русский язык
Минимальный тестовый балл для поступления в высшие учебные заведения по русскому языку равен 36.
Первичный балл | Тестовый балл | Оценка |
---|---|---|
2 | ||
1 | 3 | |
2 | 5 | |
3 | 8 | |
4 | 10 | |
5 | 12 | |
6 | 15 | |
7 | 17 | |
8 | 20 | |
9 | 22 | |
10 | 24 | 3 |
11 | 26 | |
12 | 28 | |
13 | 30 | |
14 | 32 | |
15 | 34 | |
16 | 36 | |
17 | 38 | |
18 | 39 | |
19 | 40 | |
20 | 41 | |
21 | 43 | |
22 | 44 | |
23 | 45 | |
24 | 46 | |
25 | 48 | |
26 | 49 | |
27 | 50 | |
28 | 51 | |
29 | 53 | |
30 | 54 | |
31 | 55 | |
32 | 56 | |
33 | 57 | 4 |
34 | 59 | |
35 | 60 | |
36 | 61 | |
37 | 62 | |
38 | 64 | |
39 | 65 | |
40 | 66 | |
41 | 67 | |
42 | 69 | |
43 | 70 | |
44 | 71 | |
45 | 72 | 5 |
46 | 73 | |
47 | 76 | |
48 | 78 | |
49 | 81 | |
50 | 83 | |
51 | 86 | |
52 | 88 | |
53 | 91 | |
54 | 93 | |
55 | 96 | |
56 | 98 | |
57 | 100 |
2018-2019 учебный год станет выпускным для многих российских школьников, которых уже сегодня волнуют вопросы успешного прохождения Единого государственного Экзамена и успешного поступления в хороший ВУЗ.
Мы расскажем, как происходит проверка экзаменационных работ по разным предметам, как работает шкала перевода баллов ЕГЭ в оценки и какие нововведения можно ожидать в 2019 году.
Структура ЕГЭ по русскому языку
Письменная часть состоит из двух частей.
Первая часть письменного экзамена
Первая традиционно включает в себя вопросы с выбором ответа (последовательность цифр; слово или словосочетание; соотношение букв и цифр) – в ЕГЭ по русскому языку их 25.
Каждый базируется на одном из разделов русского языка, по вопросу на каждую из тем:
- Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
- Средства связи предложений в тексте.
- Лексическое значение слова.
- Орфоэпические нормы (постановка ударения).
- Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).
- Морфологические нормы (образование форм слова).
- Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
- Правописание корней.
- Правописание приставок.
- Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
- Правописание НЕ и НИ.
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
- Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
- Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
- Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
- Лексические нормы (в данном задании потребуется внимательно прочитать отрывок из текста и оценить, какое слово не подходит по контексту).
- Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
- Функционально-смысловые типы речи.
- Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
- Средства связи предложений в тексте.
- Речь. Языковые средства выразительности.
Вторая часть письменного экзамена – сочинение (С2)
Сочинение на экзамене требуется написать на основе прочитанного текста. Есть чёткий план, как выполнять данное задание:
- Выберите на ваш взгляд главную проблему, которую ставит автор, и сформулируйте её.
- Добавьте личный комментарий по ней.
- Включите в комментарий 2 примера из текста, иллюстрирующие выбранную мысль, но не включайте в сочинение слишком много исходного текста (это может быть расценено проверяющими, как переписывание, и вы потеряете баллы).
- Сильно от текста тоже не стоит отходить. Если сочинение будет иметь мало общего с заданием – вам тоже едва ли поставят высокий балл. Постарайтесь отыскать «золотую середину».
- Сформулируйте позицию автора текста по ключевой теме.
- Выразите своё личное мнение: согласны вы или нет с позицией рассказчика.
- Приведите аргументы, подтверждающие сказанное. Это может быть:
- аналогичная ситуация из литературного произведения
- знания из других областей наук
- личный опыт и примеры из жизни
Отнеситесь серьёзно к выбору аргументов и не пишите слишком много – в качестве элементов сочинения экзаменатор оценит только первые два.
- Объём сочинения – 150 слов (не менее). Также, не следует писать слишком много: есть риск допустить больше ошибок и не выдержать структуру текста.
Устная часть экзамена
Одно из крупных нововведений, которое с высокой долей вероятности ждёт одиннадцатиклассников уже в 2019 году – устная часть.
К ней тоже нужно тщательно готовиться по ряду причин.
- Проверяться будут достаточно глубокие академические знания. Несмотря на то, что устная сдача может казаться проще – без уверенных знаний сделать этого не получится.
- Вполне вероятно, что успешная (либо неуспешная) сдача этого раздела теста будет влиять на допуск/недопуск к письменной части.
- Оценка будет суммироваться, и следовательно – напрямую повлияет на общий балл на экзамене.
Апробация модели устной части ЕГЭ по русскому языку уже прошла в 2017-2018 году в 9 классах, сдающих аттестацию ОГЭ. В 2019 планируются корректировки в оценивании, но сама модель скорее всего будет вводиться и для выпускников 11 классов.
Предположительно, собеседование будет иметь аналогичную структуру:
Задание 1. Чтение
Небольшой отрывок необходимо будет прочитать вслух и продемонстрировать, что вы умеете работать с текстом устно.
Задание 2. Пересказ
Доставшийся вам фрагмент нужно будет изложить экзаменатору своими словами, при этом дополнив рассказ деталями, информацией по проблеме и личными комментариями.
Задание 3. Монолог
Будут предложены темы на выбор. По одной из них необходимо будет подготовить монологическое выступление. В задании может потребоваться описать картинку, ответить на вопросы, привести примеры и дать свои комментарии.
Задание 4. Диалог
Здесь экзаменатор не только оценивает, но и участвует в выполнении задания вместе с вами. Он может задавать вопросы и высказывать личное мнение в ответ на ваши доводы. С учётом его слов ваша речь должна звучать логично, структурированно и последовательно.
Заявка на поступление
Политика в отношении обработки персональных данных
Warning: include(/var/www/u0651426/data/www/disobr.ru/scripts/_privacy.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0651426/data/www/disobr1.ru/_privacy-modal.php on line 11
Warning: include(/var/www/u0651426/data/www/disobr.ru/scripts/_privacy.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/u0651426/data/www/disobr1.ru/_privacy-modal.php on line 11
Warning: include(): Failed opening ‘/var/www/u0651426/data/www/disobr.ru/scripts/_privacy.php’ for inclusion (include_path=’.:’) in /var/www/u0651426/data/www/disobr1.ru/_privacy-modal.php on line 11
КОНТАКТЫ
• Высшее и среднее проф. образование
• Дополнительное образование
• Офисы в Республике Башкортостан
г. Уфа, ул. Мира, 14, 5-й этаж
(347) 292-72-33, 299-09-69
пн-пт 10:00-18:00, сб 10:00-14:00
г. Давлеканово, ул. Карла Маркса, 119Е
+7 (957) 301-12-69
пн-пт 13:00-18:00, сб 10:00-14:00
г. Салават, ул. Ленина, 3
+7 917 386-55-56
пн-пт 10:00-17:00, сб 10:00-14:00
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
НОВОСТИ
УДАЛЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ОФИСА В Г. САЛАВАТ
Офис в г. Салават переходит на удаленный режим работы с 29 ноября по 12 декабря 2021 г.