Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квалификационные требования — Сборщик электрических машин и аппаратов 5-го разряда

Квалификационные требования — Сборщик электрических машин и аппаратов 5-го разряда

Квалификационные требования
Профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы по профессии сборщика электрических машин и аппаратов 4 разряда — не менее 1 года.

Знает и применяет в деятельности: строение и конструктивные особенности сложных электрических машин, ответственного высоковольтной аппаратуры и пультов управления; технические и эксплуатационные промоин к изделий, которые составляет и испытывает; устройство, принцип работы и правила наладки и эксплуатации сложных испытательных стендов; основные расчеты, связанные с підганянням и регулированием; особенности изготовления и сборки турбо — и гидрогенераторов; правила оформления технической документации по результатам сдачи.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности
Выполняет окончательная сборка с підганянням сложных электрических машин и аппаратов. Выполняет механическое и электрическое регулирования электрических машин, мощных турбо — и гидрогенераторов, высоковольтной аппаратуры и установок. Балансирует электрические машины. Разгоняет клинцы за диаметрами и хордами статоров крупных электрических машин, турбо — и гидрогенераторов мощностью до 150 кВт под составления активной стали. Обрабатывает детали, которые имеют шесть и больше поверхностей, которые обрабатываются и требуют применения точного измерительного инструмента. Составляет, регулирует и налаживает пульты управления. Размечает и устанавливает на панелях щитов и пультов управления разнообразные аппараты и приборы.

Примеры работ
Электромашиностроения: агрегаты электрических машин с двигателями более 16-го до 18-го габарита — разметка фундаментной плиты, установление зазоров, выверка линии вала; вкладыши подшипниковые из сферы диаметром до 500 мм — шабрування масляного клина; тяговые двигатели для магистральных электровозов — общее составления и регулирования; электродвигатели асинхронные более 13 габарита — общее составления; быстроходные машины электрические для асинхронных турбомоторов — составление подвесок, составление для испытания и разборки; машины электрические индивидуального исполнения с большим количеством выводов — составление и регулирования; электрические машины постоянного тока — составление и регулирования; подпятники гидрогенераторов — контрольное сборки с сегментами и диском подпятника; роторы высокочастотных генераторов — напресування пакета ротора на вал в горячем состоянии; роторы мощных турбогенераторов — установки для испытания на разгон с центрированием линии вала; статоры мощных турбогенераторов — разметка отверстий за струной для закрепления щитов; магнитные системы крупных электрических машин постоянного тока с длиной стержня полюса свыше 1000 мм — составление с полюсами, выверка диаметра и шага. Электроаппаратостроения: автоматы селективные с черв’ячно-цилиндрическим поводом — сборке, регулировке и обработки кинематики; выключатели высоковольтные быстродействующие для магистральных электровозов — составление и регулирования; вакуумные электропечи, водородные — типовые испытания по следующим регулированием и обработкой дефектов; контроллеры групповые пневматические — составление и регулирования; контроллеры магнитные тропического исполнения — сборка, регулировка, испытания; контроллеры магнитные удаленные с электронно-тиристорным управлением сборке, регулировке, испытания с последующим исправлением дефектов; тиристорные преобразователи — общее составления; подстанции трансформаторные — окончательное составление и коммутация; щиты управления специального назначения и распределительные щиты — общее составления и регулирования.

Ремонт электрических машин — Сборка электрических машин

Рассмотрим технологические процессы сборки асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором (см. рис. 2.2).
• Надевают на вал внутренние крышки подшипников.
• Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
• Нагревают шарикоподшипник и насаживают его на вал.
• Укладывают пружинное кольцо в канавку вала.
• Нагревают внутреннее кольцо роликоподшипника и насаживают его на вал.
• Вставляют в отверстие подшипникового щита внешнее кольцо роликоподшипника.
• Вводят ротор в расточку статора с помощью приспособления.
• Закладывают в подшипники консистентную смазку.
• Устанавливают на подшипники подшипниковые щиты.
• Вводят в замок станины буртик подшипникового щита со стороны роликоподшипника и закручивают болты, не затягивая их до отказа.
• Затягивают болты, проверяя легкость вращения ротора от руки.
• Закручивают болты в резьбу внутренних крышек подшипников, проверяя легкость вращения ротора от руки.
• Проверяют щупом воздушный зазор между расточкой статора и ротором.
• Устанавливают шпонку в канавку на выступающем конце вала.
• Присоединяют обмотку статора к проводам источника питания.
• Закрывают коробку выводов крышкой и закрепляют ее болтами.
• Делают пробную обкатку двигателя вхолостую в течение 30 мин.
• Снимают крышку коробки выводов и отсоединяют провода источника питания.
• Отправляют двигатель на испытательную станцию.
Сборку синхронной машины (см. рис. 2.10) осуществляют в определенной последовательности.
• Напрессовывают на вал втулку гидравлическим прессом.
• Надевают на полюса катушки возбуждения.
• Прикрепляют полюса к втулке в соответствии с пометками, сделанными при разборке.
• Соединяют между собой катушки ротора и проверяют чередование полярности полюсов, пропуская через катушки постоянный ток.
• Напрессовывают на вал контактные кольца и присоединяют к ним выводные концы полюсных катушек.
• Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
• Надевают на вал внутреннюю крышку шарикоподшипника.
• Нагревают шарикоподшипник и насаживают его на вал вместе с капсулой.
• Напрессовывают на вал втулку, запирающую шарикоподшипник.
• Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
• Надевают на вал внешнюю крышку шарикоподшипника и соединяют ее болтами.
• Напрессовывают на вал якорь возбудителя с коллектором и обмоткой.
• Накручивают на конец вала гайку, запирающую якорь возбудителя.
• Напрессовывают на вал втулку вентилятора гидравлическим прессом и закручивают в нее стопорный винт.
• Прикручивают к втулке диск вентилятора, следя за совпадением рисок, сделанных при разборке.
• Вставляют в капсулу внешнее кольцо роликоподшипника.
• Надевают на вал капсулу роликоподшипника.
• Нагревают внутреннее кольцо роликоподшипника и надевают его на вал вместе с роликами и сепаратором.
• Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
• Надевают на вал внешнюю крышку роликоподшипника и соединяют ее с капсулой.
• Закладывают шпонку в канавку на выступающем конце вала.
• Балансируют ротор с якорем возбудителя.
• Собирают траверсу щеткодержателей на приспособлении.
• Устанавливают щеткодержатели на щеточных пальцах.
• Делают притирку щеток на барабане, обернутом стеклянной шкуркой.
• Соединяют щеткодержатели одной полярности.
• Устанавливают траверсу в станине возбудителя согласно рискам, сделанным при разборке.
• Поднимают щетки из гнезд щеткодержателей.
• Собирают полюса с катушками и прикручивают их винтами.
• Проверяют расстояние между полюсными наконечниками соседних полюсов с обеих сторон станины.
• Проверяют расстояние между противоположными полюсами.
• Соединяют катушки полюсов между собой и со щеткодержателями.
• Закручивают щеточный палец в капсулу шарикоподшипника.
• Устанавливают щеткодержатели контактных колец, приподнимают их и привязывают шнуром.
• Вводят ротор в расточку статора с помощью приспособления.
• Обертывают коллектор картоном и завязывают лентой.
• Устанавливают подшипниковый щит на капсулу шарикоподшипника, приподняв ротор за станину возбудителя; вводят буртик щита в замок станины.
• Закручивают болты, которыми крепят подшипниковый щит к станине, не затягивая их до отказа.
• Устанавливают подшипниковый щит на капсулу роликоподшипника и, приподнимая ротор за конец вала, вводят буртик щита в замок станины. Закручивают болты, которыми крепят подшипниковый щит к станине, проверяя легкость вращения ротора от руки.
• Закручивают стопорный винт на капсуле роликоподшипника.
• Опускают щетки на коллектор возбудителя и щеткодержатели со щетками на контактные кольца.
• Измеряют щупами зазоры между статором и ротором, якорем и полюсами возбудителя, щеткодержателями и коллектором.
• Соединяют щеткодержатели возбудителя со щеткодержателями синхронной машины.
• Обкатывают синхронную машину, используя возбудитель в качестве электродвигателя и питая его постоянным током.
Сборку машины постоянного тока (см. рис. 2.13) осуществляют следующим образом.
• Надевают на главные полюса катушки возбуждения.
• Устанавливают главные полюса с катушками в станине согласно пометкам, сделанным при разборке, и закрепляют их болтами.
• Проверяют шаблонами расстояния между противоположными полюсами.
• Надевают катушки на добавочные полюса.
• Устанавливают добавочные полюса с катушками в станине согласно пометкам, сделанным при разборке, прикручивают их болтами.
• Проверяют шаблоном расстояние между полюсными наконечниками главных и добавочных полюсов.
• Проверяют расстояние между противоположными добавочными полюсами.
• Соединяют катушки главных полюсов согласно схеме соединений.
• Соединяют катушки добавочных полюсов согласно схеме.
• Проверяют полярность главных и добавочных полюсов.
• Закручивают в станину грузовой винт.
• Напрессовывают на вал вентилятор согласно пометкам, сделанным при разборке.
• Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
• Надевают на вал внутренние крышки подшипников.
• Нагревают подшипники и насаживают их на вал.
• Закладывают в подшипники консистентную смазку.
• Вводят якорь в отверстие станины, используя приспособление.
• Собирают траверсу вместе со щеткодержателями и притирают щетки.
• Прикручивают траверсу со щеткодержателями к подшипниковому щиту и поднимают щетки из гнезд щеткодержателей.
• Устанавливают на шарикоподшипник задний подшипниковый щит.
• Приподнимают якорь за конец вала и ставят подшипниковый щит на замок станины.
• Закручивают болты подшипникового щита в отверстия в торце станины, не затягивая их до отказа.
• Проверяют легкость вращения якоря, постепенно затягивая болты подшипниковых щитов.
• Надевают крышки шарикоподшипников и стягивают их болтами.
• Закладывают консистентную смазку в лабиринтные канавки.
• Проверяют легкость вращения якоря, вращая его за конец вала.
• Опускают щетки на коллектор.
• Проверяют расстояния между щетками разных пальцев по окружности коллектора.
• Проверяют расстояние между коллектором и щеткодержателями.
• Собирают клеммы на доске и крепят к ней конденсаторы.
• Устанавливают собранную доску клемм (выводов) на переднем подшипниковом щите.
• Выполняют электрические соединения согласно схеме.
• Подводят от сети к выводам провода питания.
• Проверяют щупами расстояния между якорем и полюсами.
• Производят пробную обкатку машины.
• После обкатки закрывают коллекторные люки крышками.
• Отключают провода питания и закрывают коробку выводов крышкой.

Читайте так же:
Редуктор переднего моста 21213 регулировка

Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка простых узлов, аппаратов и арматуры электроосвещения с применением простых ручных приспособлений и инструментов. Очистка, промывка, протирка и продувка сжатым воздухом деталей и приборов электрооборудования. Изготовление несложных деталей из сортового металла. Соединение деталей и узлов электромашин, электроприборов по простым электромонтажным схемам. Установка соединительных муфт, тройников и коробок.
Должен знать: принцип работы обслуживаемых электромашин, электроприборов и электроаппаратов подвижного состава; назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и используемых контрольно-измерительных инструментов; способы прокладки проводов; простые электромонтажные схемы соединений деталей и узлов; правила включения и выключения электрических машин и приборов; основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.
Примеры работ
1. Аппараты и машины электрические — продувка.
2. Выключатели электроосвещения — снятие и установка.
3. Жалюзи вентиляции вагонов — снятие и установка.
4. Изоляторы опорные аппаратов и шин — снятие и установка.
5. Кожухи и щиты ограждения — снятие и установка.
6. Крышки якорных подшипников электрических машин — снятие.
7. Муфты (пакеты соединений валов генераторов и других электрических машин) — разборка.
8. Номераторы вагонов — снятие и установка.
9. Панели резисторов — разборка.
10. Подшипники электрических машин — заправка смазкой.
11. Пускатели магнитные, электромагниты тормозные — ремонт.
12. Разъединители — снятие и установка.
13. Щиты и панели (распределители, силовые и групповые) — снятие и установка.
14. Электролампы, плафоны — снятие и установка.

3-й разряд

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка узлов и аппаратов средней сложности, арматуры электроосвещения. Соединение деталей и узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов по схемам средней сложности. Лужение, пайка, изолирование, прокладка и сращивание электропроводов и кабелей. Управление подъемно-транспортными механизмами с пола, строповка грузов.
Должен знать: устройство и принцип работы обслуживаемых электромашин переменного и постоянного тока; электромонтажные схемы и пускорегулирующую аппаратуру средней сложности; способы наладки щеточного механизма электродвигателей; основные свойства обрабатываемых материалов; устройство универсальных и специальных приспособлений, монтажного инструмента и используемых контрольно-измерительных инструментов.
Примеры работ
1. Амперметры, вольтметры — снятие, установка с проверкой.
2. Выпрямители селеновые — снятие и установка.
3. Зажимы низковольтных предохранителей, рукава токоприемников — изготовление.
4. Контакторы блокировочные — разборка и сборка.
5. Коробки парораспределительные, лопатки рабочих колес, конденсаторные и паропроводные трубы, вентиляторы турбогенераторов паровозов — снятие, установка.
6. Подшипники электрических машин — выпрессовка.
7. Полозы токоприемников электровозов — заправка смазкой.
8. Предохранители (кроме фарфоровых) — перезарядка.
9. Разъединители, патроны, розетки и выключатели электроосвещения, прожекторы, фары, педали — ремонт и сборка.
10. Разъединители и изоляторы крышевые, рукава токоприемников, клапаны редукционные, электропневматические, цилиндры воздушные токоприемников, разрядники всех типов электровозов — снятие, установка.
11. Реостаты пусковые и регулировочные вагонов — снятие и установка.
12. Рукоятки бдительности — разборка, ремонт и сборка.
13. Секция якорей тяговых электродвигателей и электрических машин — изготовление.
14. Сердечники полюсов и катушек — выпрессовка и запрессовка.
15. Термометры сопротивлений рефрижераторных поездов (секций) и вагонов с кондиционированием воздуха — разборка, комплектование.
16. Токоприемники — смена полозов.
17. Устройства подвагонные распределительные вагонов рефрижераторных поездов (секций) — снятие и установка.
18. Шунты, ножи, наконечники и перемычки электрических аппаратов и электрических машин — изготовление и установка.
19. Электрические печи, ящики линейных и мостовых контакторов, блоки резисторов — снятие.
20. Электропровода на выгонах — прокладка и крепление.

Читайте так же:
Автоматика сит регулировка температуры

4-й разряд

Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка сложных деталей и узлов электромашин, электроприборов и электроаппаратов в условиях тугих и скользящих посадок. Соединение деталей и узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов по сложной схеме. Заземление и зануление электросиловых установок. Испытание отремонтированных электромашин, электроаппаратов и электроприборов. Составление дефектных ведомостей.
Должен знать: устройство и назначение сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов; сложные электромонтажные схемы соединений деталей и узлов; технические условия на испытание отремонтированных электромашин, электроаппаратов и электроприборов.
Примеры работ
1. Камеры дугогасительные — разборка, ремонт и сборка.
2. Коллекторы тяговых генераторов тепловозов, тягоэлектро-двигателей и вспомогательных машин — продороживание.
3. Коробки парораспределительные, лопатки рабочих колес турбогенераторов паровозов — разборка, ремонт, сборка.
4. Панели, щиты с аппаратурой — снятие, установка.
5. Пластины якорей коллекторные электромашин — пайка «петушков».
6. Полозы токоприемников — сборка новых и ремонт с выправкой на оправке.
7. Разрядники всех типов — ремонт, испытание.
8. Рамы верхние и нижние токоприемников — изготовление.
9. Реакторы сглаживающие тяговых электродвигателей и вспомогательных электромашин, якоря электромашин, контроллеры, приводы групповых переключателей, реле всех типов — снятие, установка,
10. Схемы монтажные — составление, изготовление.
11. Токоприемники, фазорасщепители электровозов — снятие, установка.
12. Турбогенераторы, центробежные регуляторы турбогенераторов паровозов — снятие, установка.
13. Установки мотор-вентиляционные вагонов — снятие, установка.
14. Установки противопожарные — осмотр, разборка, ремонт, сборка, проверка.
15. Шестерни валов тяговых двигателей, валы и коллекторы электромашин всех систем — выпрессовка.
16. Щетки электромашин — притирка и регулировка.
17. Ящики линейных и мостовых контакторов, блоки резисторов — установка.

Характеристика работ. Разборка, ремонт, сборка сложных деталей и узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов в условиях всех типов посадок. Изготовление сложных монтажных схем. Регулирование и испытание собранных узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов.
Должен знать: назначение, устройство и взаимодействие узлов и групп сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов; способы сборки сложных узлов электромашин, электроаппаратов и электроприборов; сложные электромонтажные схемы соединений деталей и узлов; технические условия на сборку и испытание отремонтированных узлов.
Примеры работ
1. Включатели воздушные однополюсные и быстродействующие — снятие, ремонт, установка,
2. Выпрямители селеновые — испытание.
3. Каретки и шарнирные соединения токоприемников — ремонт, сборка.
4. Контроллеры дистанционные температур вагонов — разборка, ремонт, сборка.
5. Мотор-вентиляционные установки всех систем, умформеры, электронагревательные и распределительные устройства вагонов, генераторы преобразователей тока систем люменисцентного освещения и преобразователей для бритья, устройства контроля температуры нагрева букс (термодатчики), электроагрегаты системы отопления, электродвигатели установок кондиционирования воздуха, приборов автоматики, электродвигатели холодильных установок вагонов всех типов — разборка, ремонт, сборка.
6. Муфты (пакеты) соединений валов генераторов и других электрических машин, рукоятки бдительности — проверка, регулировка взаимодействия.
7. Подшипники электрических машин всех типов — запрессовка.
8. Подшипники тяговых электродвигателей (подшипники качения) — полная ревизия.
9. Предохранители фарфоровые электровозов — перезарядка.
10. Приводы карданно-редукторные вагонов — снятие, ремонт, испытание, установка.
11. Скоростемеры, счетчики, регуляторы напряжения электронные, электронные реле ускорения, панели кремниевых выпрямителей, защиты — осмотр, проверка электрических параметров, ремонт.
12. Турбогенераторы, центробежные регуляторы турбогенераторов паровозов — разборка, ремонт, сборка.
13. Цепи управления в трамвайных вагонах и троллейбусах — установка на вал.
14. Электродвигатели, генераторы тяговые, вспомогательные электрические машины, электроизмерительные приборы, групповые переключатели и их приводы, стартеры, контроллеры, преобразователи питания радиоаппаратуры, контакторы и реле всех типов — разборка, ремонт, сборка, проверка правильности соединений электрических цепей.
15. Электрооборудование при дизелях с электрическим запуском вагонов, рефрижераторов поездов (секций) и поездов с централизованным электроснабжением — снятие, разборка, ремонт, сборка, установка.

Читайте так же:
Как настроить синхронизацию времени в домене 2012

6-й разряд

Характеристика работ. Проверка на точность, испытания и регулирование сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов. Динамическая балансировка якорей электромашин всех типов с установкой балансировочного груза. Испытание и регулировка электрических систем дистанционного управления.
Должен знать: конструктивные особенности, принцип работы сложного оборудования и установок; способы и правила регулирования работы сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов; приемы и способы динамической балансировки якорей электромашин всех типов с установкой балансировочных грузов.
Примеры работ
1. Аппараты высоковольтных камер — замер сопротивлений изоляции и проверка взаимодействия аппаратов.
2. Аппараты, приборы и машины электрические, система автоматической локомотивной сигнализации и автостопов — проверка взаимодействия и регулировки.
3. Генераторы тяговые — центровка при установке на тепловозы.
4. Приборы автоматики и дистанционного управления — регулировка.
5. Регуляторы напряжения — ремонт, испытание на стенде.
6. Системы радиовещания «ТОН» на моторвагонном подвижном составе — регулировка.
7. Системы регулирования температуры воды и масла дизеля автоматические, а также емкости с электромасляным обогревом — настройка.
8. Скоростемеры, счетчики, регуляторы напряжения электронные, электронные реле ускорения, панели кремниевых выпрямителей, защита — регулирование, испытание.
9. Тепловозы — реостатные испытания.
10. Турбогенераторы паровозов — испытание, регулировка.
11. Цепи электрические — проверка омических сопротивлений.
12. Электродвигатели тяговые, вспомогательные электрические машины, электрические аппараты и электрические приборы — испытание, балансировка, регулирование на стенде, снятие характеристик и разверток.

7-й разряд

Характеристика работ. Профилактика, ремонт, проверка электрических параметров сложных электронных блоков различных систем. Поиск и устранение неисправностей в сложных электронных блоках, имеющих микропроцессорную элементную базу. Диагностика с использованием сложных проверочных систем состояния различного электрооборудования локомотивов и вагонов.
Должен знать: конструктивные особенности сложных электронных блоков различных систем; назначение, принцип устройства схемы увязки электронных систем с электрической схемой локомотива и вагона.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ
1. Аппаратура электронная высоковольтных и низковольтных цепей подвижного состава — проверка, устранение неисправностей и регулировка.
2. Блоки электронные систем автоматического управления на подвижном составе — профилактика, ремонт, проверка электрических параметров.
3. Диоды силовые — проверка теплового сопротивления.
4. Цепи силовые и их элементы — проверка целостности с помощью специальной системы.
5. Цепи электрические — контроль параметров с помощью цифрового индикатора (типа «Мастер-5»).

8-й разряд

Характеристика работ. Диагностика, испытание и регулировка сложной уникальной электронной аппаратуры и приборов. Выполнение пусконаладочных работ автоматического управления движением и торможением подвижного состава с применением устройств на основе вычислительной техники, выявление и устранение дефектов сопряжения электросхемы вагона с системой автоматического регулирования скорости.
Должен знать: конструктивные особенности сложной и уникальной электронной аппаратуры и приборов; контрольно-измерительные приборы и стенды для диагностирования; основы построения логических схем, реализация их на микроэлементной базе, методы проверки и устранения неисправностей отдельных блоков устройств ЭВМ.
Требуется среднее профессиональное образование.
Примеры работ
1. Аппаратура электронная — наладка, регулировка, испытание.
2. Машины электрические локомотивов и вагонов — оценка качества коммутации, контроль параметров с помощью автоматизированных систем (типа «Тестер-ЭМ», «АСКД-ЭМ»).
3. Приборы безопасности, имеющие микропроцессорную элементную базу — диагностика, испытание и регулировка.
4. Трансформаторы тока — проверка токораспределения.
5. Электрооборудование локомотивов, вагонов — контроль параметров с помощью автоматизированной системы (типа «АСКД»).

§ 3. Сборка и испытание электрических машин

Электрические машины собирают после окончания ремонта от­дельных деталей и сборки узлов: траверсы со щеткодержателями и щетками, якоря, муфты привода и др.

Читайте так же:
Регулировка кпп маз 500

Для целого ряда машин сборка сопровождается регулировочны­ми работами: регулировка привода у стартеров, регулировка уси­лия прижатия щеток к коллектору и т. п.

Качественная сборка должна обеспечивать соответствие техни­ческим условиям электрических параметров машины, долговечную и безотказную работу. Для этого в процессе сборки электрических машин необходимо обеспечить следующие условия.

1. Определенную (для разных машин от 0,1 до 1,5 мм) и одина­ковую (расхождение не более 0,05—0,1 мм) величину воздушного зазора между железом якоря и полюсными наконечниками (или железом статора). Минимальные зазоры относятся к генераторам ЭМУ.

Увеличение воздушного зазора по сравнению с ТУ приводит в генераторах к падению мощности и напряжения, а в двигателях— к увеличению потребляемой мощности.

Неравномерность величины зазора между якорем и полюсными наконечниками вызывает увеличение местного нагрева на 5—10%, увеличение одностороннего магнитного притяжения на 40—50% против расчетных величин и для двигателей — уменьшение крутя­щего момента на валу на 10—13%.

Техническими условиями на ремонт для получения нормальных зазоров разрешается как постановка стальных полос между полюс­ными наконечниками и корпусом машины, так и расточка полюс­ных наконечников.

Кроме этого, важно исключить наличие дополнительных воз­душных зазоров между корпусом машины и основанием полюсов. Поэтому полюсные наконечники при сборке машины должны быть как можно плотнее прижаты к корпусу, что достигается примене­нием специальных приспособлений. На рис. 286 показано разжим­ное приспособление для поджатия полюсов; на рис. 287 — комбини­рованное приспособление для поджатия полюсов и завинчивания винтов их крепления пресс-отверткой.

Рис. 286. Конусное приспособление для поджатия полюсных башмаков к корпусу электрической машины

Зазоры между якорем и полюсными наконечниками измеряют щупом при установке якоря в специальные технологические крыш­ки с подшипниками.

2. Заданную величину усилия прижатия щеток к коллектору. Она обеспечивается регулировочным устройством, а при отсут­ствии его — подбором пружин.

3. Определенное положение щеток машины относительно гео­метрической или физической нейтрали. Неправильное положение щеток относительно физической нейтрали приводит к ухудшению коммутации машины, к увеличению искрения и, кроме того, для ге­нераторов — к падению напряжения, а для нереверсивных двигате­лей — к повышению потребляемого тока. Для реверсивных двигате­лей смещение щеток относительно геометрической нейтрали ведет к неравенству оборотов при вращении в разные стороны.

Рис. 287. Комбинированное приспособление для поджатия и завинчивания винтов по­люсных башмаков

При ремонте электрических машин правильное положение щеток обеспечивается во время их сборки установкой траверсы относи­тельно крышки и крышки относительно корпуса по нанесенным при разборке меткам. В реверсивных двигателях (моторы поворота башни) установочные штифты отсутствуют, и если риски не были нанесены, то геометрическую нейтраль определяют в процессе сборки.

В ремонтных средствах целесообразно применять один из сле­дующих методов.

Метод двигателя. Основан на том, что при положении щеток в геометрической нейтрали обороты машины, включенной электродвигателем на холостом ходу, должны быть одинаковы при враще­нии в разные стороны. Расхождение допускается 5—10%.

Этот, метод весьма прост, но недостаточно точен и производи­телен.

Индуктивный метод. Основан на том, что в неподвижной ма­шине при изменении магнитного потока возбуждения в правой и левой частях параллельных ветвей обмотки якоря (рис. 288) индуцируются э. д. с, которые при точном положении щеток в геометри­ческой нейтрали взаимно уравновесятся, и милливольтметр, под­ключенный к щеткам, не даст показаний.

Рис. 288. Индуктирование э. д. с. в обмотке неподвижного якоря при изменении магнит­ного потока возбуждения

Для получения изменяющегося магнитного потока обмотку воз­буждения машины подсоединяют к источнику постоянного напря­жения и, замыкая и размыкая цепь, пропускают через нее ток, рав­ный 5—-10% номинального. За счет индуктивности обмотки возбуж­дения ток будет нарастать постепенно и создавать изменяющийся магнитный поток возбуждения. Схема для поиска геометрической нейтрали представлена на рис. 289.

Крышку машины со стороны коллектора вместе с траверсой по­ворачивают относительно корпуса до тех пор, пока не добьются ми­нимальных показаний милливольтметра при замыкании (размыка­нии) цепи возбуждения.

4. Наконец при сборке электрических машин следует обеспечить легкое вращение вала якоря, что достигается качественной сборкой и смазкой подшипниковых узлов.

Испытания электрических машин

Электрические машины испытывают для определения качества проведенного ремонта. При этом необходимо установить качество механической сборки машины, правильность электрических соеди­нений и соответствие эксплуатационных параметров отремонтиро­ванной машины требованиям технических условий на данный вид (тип) машины.

Электрические машины после текущего ремонта испытывают в режиме электродвигателя на холостом ходу, а после капитального ремонта — на характерных режимах работы для того или иного вида машины, как правило, на специальных стендах.

Рис. 289. Схема для определе­ния геометрической нейтрали электрических машин

Порядок и технические условия на испытания электрических машин в режиме двигателя на холостом ходу такие же, как при оценке технического состояния. Рассмотрим испытания электриче­ских машин после капитального ремонта.

Испытание генераторов

Для полной оценки эксплуатационных параметров генератора последний подвергают испытанию на стенде в режиме генератора по схеме на рис. 290. В этом случае генератор приводится во вра­щение с нужными скоростями от электродвигателя стенда. Схема соединений позволяет нагружать генератор на реостат либо испы­тывать его без нагрузки.

Читайте так же:
Регулировка клапанов двигателя 4g54

Стенд оборудуется необходимыми для контроля работы генера­тора приборами: вольтметром, амперметрами, тахометром.

Во время испытания генераторов на стенде производят:

—определение скорости вращения, начиная с которой генера­тор развивает номинальное напряжение без нагрузки;

—определение скорости вращения, начиная с которой генера-ратор развивает номинальное напряжение при определенной (но­минальной) нагрузке, а также измерение токов возбуждения в но­минальном режиме;

— испытание генератора при полной нагрузке и максимальной скорости вращения. При этом искрение щеток на коллекторе не должно быть интенсивнее нормы, оговоренной техническими усло­виями. Требуемое напряжение в этом случае обеспечивают реоста­том R2;

Рис. 290. Схема испытания ге­нераторов после капитального ремонта

— испытание генератора на нагрев при работе на номиналь­ную нагрузку в течение 1—2 ч.

Результаты, полученные при испытании генератора, сопостав­ляют с техническими условиями и делают вывод о качестве ремон­та генератора.

Испытание стартеров под нагрузкой

Стартеры испытываются под нагрузкой при полном торможении якоря. В этом случае стартер укрепляют в специальном приспособ­лении. На шестерню стартера одевают рычаг, второй конец кото­рого соединяют с динамометром, подвешенным на кронштейне, как показано на рис. 291.

Стартер подключают к аккумуляторной батарее через ампер­метр. Для контроля за напряжением батарей используют вольт­метр. Основными показателями, характеризующими работу старте­ра в данном случае, являются: потребляемый ток и развиваемый при этом крутящий момент. Согласно техническим условиям для Ст-700 и Ст-16М: I < 2000 А; М>19 кгс-м.

Если при испытании оказалось, что потребляемый ток больше нормы, а развиваемый крутящий момент близок к ней, то может быть замыкание между витками в обмотке возбуждения или в об-556

мотке якоря. Очень большой ток и малый крутящий момент обычно указывают на полное короткое замыкание.

Малый ток и малый крутящий момент указывают на повышен­ное сопротивление в стартерной цепи из-за грязных, окислившихся контактов или коллектора, из-за недостаточно плотных контактов, в соединениях.

Рис. 291. Испытание стартеров в режиме полного торможения

Нормальный ток и малый крутящий момент указывают на меха­нические неисправности: перекосы, заедания, большой или нерав­номерный зазор между якорем и полюсными наконечниками и др.

Испытания стартеров при полном торможении являются наибо­лее тяжелыми и поэтому позволяют делать основательные выводы о качестве ремонта стартеров. Оборудование, необходимое для этих испытаний, несложно. Однако проведение этих испытаний для мощ­ных танковых стартеров сопряжено с большими трудностями в пи­тании стартеров, так как они потребляют большие токи (пример­но 2000Л), что приводит к быстрому выходу из строя аккумулятор­ных батарей. Поэтому практически танковые стартеры испытывают не при полном торможении, а под нагрузкой, соответствующей про­межуточной точке между холостым ходом и полным торможением.

Для стартеров Ст-700 и Ст-16М это значит, что они должны раз­вивать крутящий момент не менее 6 кгс-м, потребляя при этом ток не более 800 А.

Для проведения подобных испытаний необходим стенд, который бы позволял производить торможение вращающегося якоря стар­тера с одновременным замером крутящего момента. В качестве тор­мозного устройства в таких стендах применяют фрикционы, ленточные, дисковые и колодочные тормоза, позволяющие плавно из­менять тормозное усилие и замерять создаваемый стартером крутя­щий момент.

Одна из конструкций стенда для испытания стартеров при вра­щающемся якоре представлена на рис. 292. Основной частью это­го стенда является задняя часть картера и коленчатого вала двига­теля В-2 (используются выбракованные детали).

Рис. 292. Стенд для испытания танковых старте­ров после капитального ремонта: / — испытываемый стартер; 2 — качающаяся рама; 3 — главный фрикцион; 4 — рычаг подвиж­ной чашки; 5 — рычаг качающейся рамы; 6 — штурвал; 7 — динамометр; 8 — картер двигате­ля; 9 — хомут крепления стартера

Испытание электродвигателей под нагрузкой

Электродвигатели поворота башни испытывают под нагрузкой при вращении в обе стороны. При этом электродвигатель должен развивать крутящий момент не менее определенной величины (для 4МИ-12ФС —0,28 кгс-м, для МПБ-54 — 0,6 кгс-м), при опреде­ленном токе (МПБ-54 — 350 А, 4МИ-12ФС — 16 Л) и напряжении (МПБ-54 —24 В; 4МИ-12ФС — Uя = 110 В; Uв =26 В), при этом скорость вращения якоря должна быть не менее определенной ве­личины (МПБ-54 — 7000 об/мин, 4МИ-12ФС — 5300 об/мин). Искрение щеток на коллекторе не должно превышать степени 2 со­гласно ГОСТ—183—55. 558

Принципиальная схема стенда для испытания электродвигате­лей поворота башни представлена на рис. 293 (на примере 4МИ-12ФС).

Испытуемый электродвигатель закрепляют в ложе, установлен­ном на раме стенда, и соединяют с другим аналогичным двигате­лем, включенным как генератор и используемым в качестве тор­моза.

Рис. 293. Принципиальная схема испытания электродви­гателей под нагрузкой

Степень торможения зависит от тока, идущего в обмотку воз­буждения тормозного генератора, и от величины тока в его якоре, т. е. от R в и Rн . Чем больше ток возбуждения и ток якоря, тем больше момент торможения.

Большинство электрических машин после испытаний подлежит подкраске и окончательной сборке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector