Регулировка клапанов на ВАЗ 2106: пошаговая инструкция
Регулировка клапанов на ВАЗ 2106: пошаговая инструкция
Не секрет, что для бесперебойной работы любого двигателя требуется слаженная работа всех его систем. Явными симптомами неисправности принято считать отчётливо слышное постукивание в районе капота, падение мощности двигателя, повышение расхода горючего. Одной из причин всего этого, скорее всего, будет нарушение в работе клапанного механизма. Некоторые из автовладельцев предпочитают пользоваться услугами станций технического обслуживания, но подавляющее большинство проводит эту операцию своими силами. На всех двигателях «классических» автомобилей процедура обслуживания одинакова. Для примера можно рассмотреть порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106.
Подготовка к работе
Конечно, в целом повышенный зазор не доводит до ремонта двигателя полностью, но такое несоответствие параметров, оказывает влияние на быстрый износ элементов клапанного механизма. К тому же регулировка необходима и при замене распределительного вала, и при снятии головки блока цилиндров и смене её прокладки. Итак, для начала работ нужно приготовить следующие инструменты:
- Ключи гаечные на 13 и на 17;
- Широкий щуп толщиной 0,15 мм;
- Торцовый ключ на 10;
- Заводная рукоятка (или специальный ключ, чтобы можно было повернуть коленвал);
- Запасная прокладка под клапанную крышку (на тот случай, если старая будет непригодна).
Инструменты для работы
Перед тем как, приступить к выполнению работ, важно принять во внимание то, что двигатель автомобиля должен быть остывшим и иметь примерно комнатную температуру. Цепь привода ГРМ должна быть натянута необходимым образом. Немаловажную роль играет освещение, так как эта процедура требует точности.
Чтобы добраться до клапанного механизма нужно для начала отвернуть корпус воздушного фильтра. Затем при помощи торцового ключа открутить гайки крышки ГБЦ и снять её вместе с прокладкой. Крышку необходимо убрать в сторону и накрыть ветошью, чтобы на внутреннюю сторону не попал песок. Далее, нужно выставить коленвал по метке, проворачивая его рукояткой или ключом по часовой стрелке, до момента совпадения отметки на шкиве с длинной меткой на передней крышке. Таким образом, достигается момент верхней мёртвой точки поршня четвёртого цилиндра. И если натяжение цепи было правильным, то метка на звёздочке распредвала должна совпасть с выступом на его корпусе. Можно приниматься за настройку 6 и 8 клапанов.
Регулировка
Важно помнить, что счёт цилиндров начинается со стороны радиатора. Обычно на кожухе, в котором хранится щуп, приведена таблица очерёдности клапанов. Выглядит она примерно так:
Таблица очередности клапанов
Далее, следует взять щуп и попробовать засунуть его между рокером (коромыслом) и кулачком распределительного вала. В том случае, если щуп входит свободно, следовательно, зазор увеличен. Если же совершенно невозможно протолкнуть щуп, то зазор в клапане слишком мал. В обоих случаях требуется настройку тепловых зазоров, так как щуп должен проходить с незначительным усилием, но и не болтаться сильно.
Далее, необходимо взять ключ на 17 и отпустить контргайку и придерживая её, ключом на 13 нужно вращать регулировочный винт, добиваясь показаний до необходимых 0,15 мм. Но следует заметить, что при затягивании контргайки зазор может измениться. В этой ситуации требуется пройти весь процесс заново. Точно таким же образом, вращая коленвал, производится установка тепловых зазоров и на остальных цилиндрах двигателя, в той последовательности, что указана в таблице.
Для удобства многие опытные владельцы наносят самодельные насечки на звёздочку распределительного вала, отмеряя по 90⁰ от заводской метки. В таком случае нет большой необходимости постоянно следить за положением коленвала. Некоторые умельцы приноровились проверять угол поворота коленчатого вала по ходу бегунка в трамблёре. То есть если при ВМТ центральный электрод бегунка расположен напротив клеммы 4-го цилиндра, то осуществлять настройку следующих двух клапанов можно будет при 90⁰ его поворота по ходу двигателя.
Регулировка клапанов ВАЗ
Регулировка с помощью индикатора
Для более точной настройки применяется специальное приспособление, включающее в себя металлическую рейку с индикатором в виде микрометра. Рейка крепится гайками к корпусу распределительного вала, затем на неё устанавливается индикатор таким образом, чтобы его игольчатый наконечник соприкасался с плоскостью рокера. Далее, с помощью специального захвата нужно не прилагая больших усилий потянуть коромысло вверх, стрелка микрометра в этот момент должна отклониться не более чем на 52 деления. В противоположном случае нужно будет провести регулировку. Судя по отзывам водителей, используя этот прибор можно добиться более высокой точности в регулировке клапанного механизма ВАЗ 2106.
По окончании процесса обслуживания следует установить все части на свои места, деформированную прокладку клапанной крышки лучше заменить во избежание течи масла.
Регулировка клапанов автомобиля ВАЗ-2106
Первый автомобиль, сошедший с конвейера автозавода ВАЗ, имел обозначение ВАЗ-2101. После этого на заводе выпускалось еще шесть похожих модификаций, до модели ВАЗ-2107. Все эти модели автомашин Ваз в народе именовались как «Классика», из-за некоторых своих особенностей компоновки. Данные модели выпускались с кузовом седан (кроме моделей 2102 и 2104, которые ВАЗ выпускал в кузове универсал) и имели продольный четырехцилиндровый двигатель и привод на заднюю пару колес. Стоит отметить, что на все эти автомобили устанавливались практически идентичные моторы, которые имели лишь небольшие изменения, но при этом сохраняли идентичную компоновку. К примеру, ГРМ имел верхнее расположение клапанов и распределительного вала, а передача крутящего момента от двигателя на ГРМ у всех классических моделях ВАЗ происходила через цепь.
Особенность клапанных механизмов таких двигателей заключалась в применении нажимных рычагов, именуемых еще рокерами. Они устанавливались между торцом клапанного штока и распределительным валом. Получается, что воздействия от кулачка к клапану идет не напрямую, а через рокер. Кроме того, именно благодаря наличию нажимного рычага появляется возможность выполнения регулировки теплового зазора, который необходим для компенсации изменения геометрических параметров элементов клапанного механизма, возникающих при нагреве металла. Если бы в клапанном механизме не было такого зазора, то при нагреве двигателя возникало бы нарушение газораспределительных фаз. Другими словами, после нагрева двигателя клапана бы не закрывались полностью, а это приводило бы к существенной потере компрессии и падению мощности агрегата.
Обязательным этапом технического обслуживания силового агрегата, установленного на классическую модель ВАЗ, является регулировка клапанов. Обусловлена такая потребность постоянным износом кулачков распредвала, рокеров и торцов клапанов. Благо конструкция двигателя ВАЗ весьма простая, поэтому регулировку клапанов можно выполнить своими руками, без привлечения специалистов. Нужно только точно соблюдать последовательность действий, которые мы опишем в продолжение нашей статьи.
Первое правило регулировки клапанов – все действия должны проводиться только на холодном двигателе. Такое требование обуславливается уже ранее озвученным расширением металла при нагреве. Вы должны понимать, что при выполнении регулировки клапанов на нагретом двигателе вы не получите положительного результата, так как при остывании металл уменьшится в размерах и ваши зазоры не будут соответствовать заводским нормам.
Также хотелось бы отметить несколько нюансов, которые касаются регулировки клапанов в автомобилях ВАЗ-2104 и 2105. Так, регулировка клапанов на автомобиле ВАЗ-2104 должна выполняться после каждых ремонтных работах, связанных со снятием распредвала. А вот регулировку клапанов на автомашине ВАЗ-2105 в обязательном порядке нужно проводить при появлении металлического стука под капотом при работающем двигателе. Причем вы должны отмечать изменение интенсивности стука при увеличении и уменьшении оборотов.
Этапы регулировки клапанов и необходимый инструмент
Регулировку клапанов на автомобиле ВАЗ можно разделить на три этапа:
- подготовительные работы (получение доступа к клапанному механизму двигателя);
- регулировка клапанов;
- сборка узла.
Для проведения этих операций вам понадобится набор инструментов (обязательно должны присутствовать рожковые ключи №13 и №17), набор специальных щупов для определения зазора, отвертки, маркер и ветошь. Что касается щупа для проверки зазора, то для автомобилей ВАЗ нужен широкий щуп толщиной 0,15мм.
Этап подготовительных работ
В первую очередь вы должны дождаться пока ваш двигатель не остынет. Далее установите машину на ровную поверхность и подставьте под колеса упоры. Теперь можно переходить к непосредственным подготовительным действиям:
- демонтируйте крышку воздушного фильтра и извлеките сам фильтр;
- открутите крепежные болты и снимите корпус фильтра, не забудьте перед этим отсоединить все присоединенные патрубки;
- снимите трос подсоса (ручное управление заслонкой подачи воздуха и отсоедините патрубки, которые к нему идут);
- открутите крепежные болты на клапанной крышке и затем просто снимите ее;
- проверьте натяжку цепи (если цепь провисла или сильно натянута, то сразу необходимо выполнить регулировку натяжки);
- снимите крышку трамблера;
- установите в четвертом цилиндре ВМТ поршня (правильно выполнить это можно по меткам, которые имеются на коленвале, крышке привода и шестерни распределительного вала).
Чтобы правильно установить поршень в нужное положение возьмите подходящий ключ, зацепите его за болт шкива привода и начните вращать коленчатый вал до тех пор, пока метки не совпадут в нужной вам комбинации.
Регулировка клапанов
После того, как была совмещена метка на распредвале с наплывом на крышке, проверяйте аналогичное совпадение по коленвалу. Все метки совпали – можно переходить к непосредственной регулировке клапанов.
- Найдите восьмой клапана (отсчет нужно вести от приводной шестерни, то есть от передней части автомобиля).
- Установите подготовленный щуп между кулачком распредвала и рокером. Если зазор нормальный, то щуп будет входить с натягом. Другими словами, вы должны ощущать некое сопротивление при его засовывании в зазор.
- Если же щуп заходит с легкостью или вообще не проходит в зазор, то нужно выполнять регулировку.
- Сбоку каждого рокера имеется гайка, под которую подходит ключ №17. Эта гайка навинчивается на болт с головкой под ключ №13. Вращением этого болта и производится регулировка, а гайка нужна для исключения возможного вывинчивания данного регулировочного элемента.
- Одним ключом удерживайте болт, а вторым отпускайте гайку. После этого начинайте вращать болт, изменяя его длину. Таким действием вы изменяете не только длину болта, но и зазор между рычагом и этим болтом. Вращая болт, добивайтесь нужного зазора. После этого можете контрить его гайкой.
- Еще раз проверяйте величину зазора, так как при затяжке гайки вы могли случайно сместить болт, что привело бы к изменению величины зазора.
- Переходите к 6-му клапану и повторяйте все этапы регулировки, описанные в предыдущих пунктах.
После этого у вас останется шесть клапанов, которые также нужно отрегулировать. Чтобы отрегулировать четвертый и седьмой клапана нужно провернуть коленчатый вал на 180 градусов – такое положение будет соответствовать ВМТ третьего цилиндра. Правда, при таком действии вам будет неудобно контролировать нужный угол поворота коленвала. Для дальнейших действий вам понадобится подготовленный маркер. Поворот коленвала на 180 градусов соответствует повороту бегунка трамблера на девяносто градусов.
Таким образом, вы должны на корпусе трамблера нанести четыре равноудаленных отметки, начиная отсчет от ВМТ четвертого цилиндра. После этого уже по имеющимся меткам вы можете устанавливать угол положения коленвала в 180 градусов (для регулировки 4-го и 7-го клапанов), далее 360 градусов (для 1-го и 3-го клапанов) и 540 градусов (2-й и 5-й клапана).
После выполнения всех регулировочных работ вам остается лишь произвести сборку. Все сборочные действия выполняются строго в обратной последовательности.
Какой щуп для регулировки клапанов ваз 2106
Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов на автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Перед проверкой и регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо снять крышку трамблера и клапанную крышку двигателя автомобиля, отрегулировать натяжение цепи (двигатели 2101, 21011, 2103, 2106) или ремня (двигатель 2105). Проверку и регулировку следует проводить на холодном двигателе.
На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101, 21011, 2103, 2105, 2106 измеряется тепловой зазор между задней частью кулачка распредвала и рабочей поверхностью рычага клапана. Он составляет 0,14-0,17 мм для впускных и выпускных клапанов.
Порядок проведения проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106
— Проверяем и регулируем зазор у 8-го и 6-го клапанов
Поворачиваем коленчатый вал за храповик специальным ключом по часовой стрелке до момента совпадения установочной метки на звездочке (шкиве) распредвала с выступом-меткой на корпусе подшипников распредвала. Контакт «бегунка» трамблера смотрит на гнездо высоковольтного провода четвертого цилиндра в его крышке (для определения расположения нужного гнезда при снятой крышке трамблера ориентируемся на винты с четырех сторон корпуса трамблера, они совпадают с расположением гнезд).
При совпадении меток в четвертом цилиндре происходит такт сжатия, в третьем впуска. Соответственно 8-й выпускной клапан в четвертом и 6-й впускной в третьем цилиндрах будут закрыты, между рабочей поверхностью их рычагов и тыльной стороной кулачков распредвала будет определенный зазор. Его-то и следует проверять и регулировать.
Проверяем тепловой зазор – вставляем щуп между кулачком и рычагом, он должен входить с легким защемлением и не «закусываться».
Если зазор слишком маленький или слишком большой, ослабляем ключом на 17 контргайку регулировочного болта, придерживаем ее им от проворачивания, другим ключом на 13, вращаем регулировочный болт, уменьшая или увеличивая зазор. Проверяем зазор щупом и если он соответствует норме, затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт ключом на 13.
— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 4-го и 7-го клапанов
Для этого поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт «бегунка» при этом поворачивается на 90º и смотрит на второй цилиндр. Проверяем и если необходимо регулируем тепловой зазор.
— Проверяем и регулируем тепловые зазоры у 1-го и 3-го клапанов
Опять поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 1-й цилиндр.
— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 5-го и 2-го клапанов
Снова поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 3-й цилиндр. Аналогично проводим проверку и регулировку.
Все проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя завершена. Возможно, после ее проведения придется несколько подкорректировать обороты холостого хода двигателя регулировочными винтами карбюратора.
Таблица последовательности регулировки тепловых зазоров клапанов двигателей 2101, 21011, 2103, 2105, 2106, 2107
Примечания и дополнения
— Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения его элементов в процессе прогрева и работы двигателя. Если зазоры маленькие или вообще отсутствуют – клапана неплотно прикрываются, обгорают их кромки, процесс горения топливной смеси в камерах сгорания нарушается, соответственно снижается мощность и приемистость двигателя. Повышается расход топлива. Если, наоборот. Зазоры слишком велики, слышен металлический цокот под клапанной крышкой на холостом ходу, клапана приоткрываются недостаточно, наполнение камер сгорания и последующая их вентиляция нарушается. Опять же это приводит к падению мощности и приемистости двигателя, повышению расхода топлива, неравномерной его работе на холостом ходу.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Какой щуп для регулировки клапанов ваз 2106
скачать фото на мобильник
Содержание:-
Руководство по эксплуатации, техническому
обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ 2106
Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ 2106
1. Снимите крышку головки блока цилиндров и установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня четвертого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»). В этом положении 6-й и 8-й клапаны (отсчет ведется от передней части двигателя) полностью закрыты и зазоры между нажимными рычагами и кулачками максимальны.
2. Вставьте щуп в зазор у очередного регулируемого клапана (см. табл. 4.1). Щуп должен перемещаться в зазоре с довольно ощутимым сопротивлением.
3. Если зазор не соответствует норме, отрегулируйте его:
— ключом б ослабьте затяжку контргайки;
— ключом а заверните или отверните регулировочный болт, добиваясь необходимого зазора;
— ключом б затяните контргайку.
ПРИМЕЧАНИЕ
При затягивании контргайки зазор обычно несколько уменьшается, поэтому обязательно проверяйте его окончательную величину и при необходимости повторяйте регулировку.
4. Последовательно проворачивая коленчатый вал на 180°, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры клапанов, соблюдая очередность, указанную в табл. 4.1.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Удобно контролировать величину поворота коленчатого вала по положению бегунка распределителя зажигания, у которого нужно снять крышку. Пометьте любым способом положение бегунка при установке поршня 4-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и затем проворачивайте коленчатый вал настолько, чтобы бегунок провернулся на четверть оборота.
5. Установите на автомобиль ваз 2106 ранее снятые детали в обратной последовательности.
Таблица 4.1 Последовательность регулировки зазоров клапанов на автомобиле ВАЗ 2106
Регулировка клапанов ВАЗ 2106 – порядок регулировки и настройки
Владельцы отечественной классики регулярно сталкиваются с необходимостью самостоятельно настраивать и ремонтировать отдельные узлы своего автомобиля. В частности, в автомобиле ВАЗ 2106 периодически возникает необходимость вручную отрегулировать клапана в двигателе внутреннего сгорания.
Неправильно отрегулированные клапана в двигателе, приводят к повышению расхода топлива и значительному снижению рабочей мощности мотора.
Предварительная подготовка
В первую очередь, необходимо осуществить разборку силового узла. Чтобы выполнить эту процедуру, вам потребуется много времени и, хотя бы минимальное понимание устройства двигателя. Существует определённый алгоритм, следуя которому, вы сможете самостоятельно выполнить эту процедуру.
Для начала, поставьте автомобиль на ровную поверхность, обеспечьте хорошее освещение и небольшие емкости, куда вы будете складывать мелкие детали. Мотор должен быть холодным, не теплее температуры на улице.
Перечень необходимых инструментов:
- универсальный гаечный ключ, подходящий под размер от 10 до 17;
- несколько отвёрток;
- щуп 0.15 миллиметров;
- ключ для прокрутки коленчатого вала;
- прокладка клапанной крышки.
В процессе разборки вам придётся убрать воздушный фильтр, отсоединить все патрубки, снять трос подсоса, крышку ГБЦ и тяги акселератора. В идеале, лучше дополнительно удалить крышку трамблёра, поскольку она может доставить определённые неудобства.
На сальниках имеются метки, которые указывают положение цилиндра. Нужно при помощи ключа провернуть коленчатый вал, пока они не совпадут. В таком положении, поршень 4-ого цилиндра будет в сжатом состоянии.
Порядок регулировки клапанов
Клапана ВАЗ 2106 стоит регулировать только по определённому алгоритму. В зависимости от угла поворота коленчатого вала, происходит регулирование различных клапанов.
При первом совпадении меток, для регулирования становятся доступны клапаны № 6 и 8. Если провернуть его на 180 градусов, можно регулировать 4 и 7 клапаны. Полный проворот обеспечит регулировку клапанов 1 и 3. Сложнее всего настроить клапана 5 и 2, поскольку необходимо добиться проворота коленчатого вала на 540 градусов.
Чтобы в следующий раз было проще регулировать клапана, автолюбители и профессиональные мастера ставят собственные метки, вместо заводских.
Процесс настройки клапанов двигателя ВАЗ 2106
Сама процедура регулирования состоит из нескольких важных этапов:
- Выставляем положение в соответствие с метками, проверяем зазоры на кулачках распределительного вала № 8 и 6. Зазор следует фиксировать от метки в виде звёздочки, которая располагается рядом с лобовым стеклом. Под вал, выше рокера, помещаем щуп. Если он легко проникает в зазор, следует ослабить гайку размера 17 на этом рокере. Не забудьте ослабить гайку и на 13, в противном случае произойдёт прокрутка. Далее снова затягиваем гайку и повторяем измерение. Нам нужно, чтобы щуп входил в зазор туго, но при этом не изгибался.
- Ключом прокручиваем вал двигателя на 6 ходов, так чтобы метка оказалась в положении на «9 часов» и совпала с засечкой на шкиве. После этого, точно таким же образом регулируем кулачки 4 и 7.
- Прокрутив вал на 180 градусов, мы получаем доступ к клапанам 1 и 3. Метка занимает положение на «6» и чётко совпадает с отсечкой на шкиве.
- Проворачиваем вал до совпадения метки с положением «3 часа», и регулируем 2 и 5 клапаны.
- На последнем этапе следует прокрутить коленчатый вал при помощи стартера, окончательно проверить все зазоры и затянуть гайки. Процедура сборки обратна этапу разборки. При необходимости, можно заменить прокладку клапанной крышки.
Полезные советы
Перед тем, как приступить к регулировке клапанов, проверьте натяжение цепи в газораспределительном механизме. Она должна иметь правильное положение.
Наличие стука из-под клапанной крышки, намекает на то, что зазоры существенно увеличились из-за нагрева, следовательно, нужно подумать о настройке.
Правильно выставленные зазоры клапанов позволяют существенно снизить шум рабочего двигателя, повышают эффективность использования топлива и снижают расход. По рекомендации производителя, регулировать клапана следует примерно каждые 15 тысяч пробега.
Следуя данной инструкции, вы легко сможете выполнить эту процедуру самостоятельно. Если вы не уверены в своих навыках, обратитесь в сервисный цент к профессиональным мастерам.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Регулировка клапанов ВАЗ «Классика»
Первым автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автомобильного завода, была модель ВАЗ-2101. Впоследствии производитель выпускал еще 6 моделей, до ВАЗ-2107. Все эти авто в народе получили обозначение «Классика» из-за особенностей компоновки. Все эти модели выпускались в кузове седан (кроме 2102 и 2104 – которые являются универсалами), оснащались рядным 4-цилиндровым мотором с продольным расположением, а также приводом на задние колеса.
Примечательно, что на все эти авто устанавливались практически идентичные моторы. И хоть в результате доработок удавалось менять рабочие характеристики силовых установок, но компоновка их была одинаковой.
Особенности ГРМ
К примеру, газораспределительный механизм – с верхним положением клапанов и распред. вала. Привод ГРМ у мотора осуществлялся посредством цепи, и это на всех моделях.
Особенность клапанного механизма заключается в использовании нажимных рычагов, второе название – рокеры. Они располагаются между распределительным валом и торцом штока клапана. То есть, воздействие кулачка на клапан производится не напрямую, а посредством рокера. Также благодаря нажимному рычагу обеспечивается возможность регулировки теплового зазора.
Этот зазор нужен для того, чтобы компенсировать изменение геометрических параметров составных элементов клапанного механизма, происходящее в результате нагрева, при котором металл расширяется. Если бы этого зазора не было, то после нагрева силовой установки происходило бы нарушение фаз газораспределения. Если проще, то при нагреве из-за расширения металла клапана полностью не закрываются, что приводит к потере компрессии, и как следствие – падение мощности.
Перечень работ по техническому обслуживанию силовых установок этих моделей включал в себя такую операцию, как регулировка клапанов. Обусловлено это особенностями конструкции клапанного механизма. В процессе эксплуатации рабочие поверхности торца клапана, рокера и кулачков распределительного вала стираются, что приводит к нарушению теплового зазора.
Благо та же конструкция является достаточно простой, поэтому регулировочные работы достаточно просты и выполнить их можно своими руками. Важно только знать порядок проведения работ и последовательность регулировки клапанов на «Классике». Примечательно, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок регулировки клапанов ВАЗ-2101 и, к примеру, ВАЗ-2105 – одинаковы, только в ВАЗ-2107 она несколько отличается.
Поскольку для большинства моделей операция делается идентично, то далее будут фигурировать все модели Жигулей, относящихся к «Классике».
Первое и основное правило проведения операции – выполняется она только на остывшем моторе. Обусловлено это все тем же расширением металла. Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет делаться на прогретом агрегате, то положительного результата операция не даст, потому что при остывании металл вернется к первоначальной форме и зазор не будет соответствовать норме, он просто увеличиться.
Также обязательно нужно знать, когда должна проводиться регулировка клапанов ВАЗ-2105. Верным признаком того, что клапанный механизм разрегулирован является звонкий металлический стук из подкапотного пространства при работающем моторе. Причем интенсивность его меняется пропорционально увеличению или уменьшению оборотов.
Регулировка клапанов на ВАЗ-2104 также должна проводиться каждый раз, когда выполняются ремонтные работы с головкой блока, связанные со снятием распределительного вала.
Этапы работ, инструменты
Все регулировочные работы проводятся в несколько этапов:
- Подготовительные работы, частичная разборка мотора для обеспечения доступа к клапанному механизму;
- Регулировка;
- Сборка.
Регулировка зазоров клапанов ВАЗ-2106 выполняется такими инструментами:
- Набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на 13 и 17);
- Щуп для замера зазора;
- Отвертки;
- Ветоши;
- Маркер.
По поводу щупа. Проверка и регулировка выполняется щупом с толщиной 0,15 мм. При этом обычный измерительный элемент не подойдет, требуется специальный, с увеличенной шириной.
Отметим, что все модели Жигули «Классика» являются карбюраторными, кроме одной из модификаций 2107, поэтому рассмотрим, какие подготовительные работы нужно сделать перед тем, как будет выполнена регулировка клапанов ВАЗ-2104 (карбюратор).
Подготовительные работы
Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:
- Снимаем крышку воздушного фильтра карбюратора и извлекаем фильтр;
- Откручиваем болты крепления фильтра и снимаем его, предварительно отсоединив патрубки, идущие к нему;
- Убираем трос ручного управления воздушной заслонкой (подсос) и отсоединяем тягу дроссельной заслонки;
- Откручиваем болты крепления клапанной крышки и демонтируем ее;
- Проверяем натяжение цепи (оно должно быть в норме, иначе сначала придется провести регулировку натяжки);
- Снимаем крышку распределителя (трамблера).
Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.
Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес. Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала. Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.
Последовательность регулировки
Итак, совместили метку на распределительном валу и с наплывом на его крышке, проверяем совпадение их на колен. валу. Дополнительно можно проконтролировать правильность установки при помощи бегунка трамблера. Его контактный выступ должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения 4-го цилиндра.
Если все метки совпали, можно начинать проверку и регулировку.
Порядок регулировки клапанов ВАЗ-2103 приведен в таблице:
Порядок регулировки клапанного механизма ВАЗ «Классика» | |
Угол проворота колен. вала | Регулируемые клапана |
8, 6 | |
180 | 4, 7 |
360 | 1, 3 |
540 | 5, 2 |
Проверка и регулировка
Таблица показывает, что после установки в 4 цилиндре ВМТ проводится проверка и регулировка 8 и 6 клапанов. То есть:
- Ищем 8-й клапан. Для этого ведем отсчет от приводной шестерни распред. вала, то есть с передка двигателя. Получается, что 8 клапан – последний;
- Устанавливаем щуп между рокером и кулачком распределительного вала. При нормальном зазоре он между ними должен входить с небольшим натягом, то есть должно иметься небольшое, но ощутимое сопротивление;
- Если измерительная пластина не входит, или наоборот – не испытывает никакого сопротивления, то выполняется регулировка;
- Сбоку на рокере имеются гайка под ключ 17. Которая навинчена на болт с головкой на 13. Этим болтом осуществляется регулировка, а гайка исключает самовольное вывинчивание регулировочного элемента. Для регулировки отпускаем гайку на 17, придерживая вторым ключом болт. Затем этот болт вращаем, что позволяет изменить его длину, и как следствие – зазор между ним и рычагом. А поскольку рокер расположен на оси, то и с другой его стороны зазор измениться. Путем вращения болта добиваемся необходимого зазора (щуп ходит с усилием), удерживаем его в таком положении и контрим гайкой.
- Проверяем правильность регулировки. Если при затяжке контргайки все же болт сместился и зазор нарушился, повторяем действия по регулировке.
- Переходим к 6 клапану и делаем все то же самое – проверяем зазор, при надобности регулируем и снова делаем проверку.
Это был описан порядок регулировки клапанов ВАЗ-2105 на примере одного положения коленчатого вала и двух клапанов. Но осталось еще 6 клапанов и согласно таблице – 3 положения коленчатого вала.
Чтобы отрегулировать следующие два клапана – 4-й и 7-й нужно провернуть колен. вал на 180 градусов, что будет соответствовать ВМТ 3-го цилиндра. При этом контролировать угол проворота по нему будет неудобно. Вот здесь пригодится маркер. Дело в том, что 180 град. поворота коленчатого вала соответствует углу проворота бегунка трамблера на 90 град. То есть на торце корпуса можно нанести 4 метки удаленных на одном расстоянии по окружности, начиная от нулевого положения (ВМТ 4-го цилиндра).
А затем уже по имеющимся меткам устанавливаем сначала угол коленчатого вала в 180 град. (проверяем и регулируем 4-й и 7-клапана), затем 360 град. (1-й и 3-й клапана) и 540 град. (5-й и 2-й).
После всех регулировочных работ устанавливаем снятые элементы на двигатель.
Особенности ВАЗ-2107
Теперь о том, какой порядок регулировки клапанов на ВАЗ-2107 (карбюратор). Что касается работ, то они идентичны описанному – разбираем, проверяем, при надобности регулируем и снова собираем.
Но здесь возможно применение несколько упрощенной схемы регулировки клапанов ВАЗ-2107.
Сводится она к тому, что после установки ВМТ 4-го цилиндра выполняется проверка и регулировка не двух клапанов, а четырех – 8-го, 7-го, 4-го и 6-го. То есть, регулируется оба клапана 4-го цилиндра, а также выпускной клапан 2-го, и впускной – 3-го цилиндров.
Затем проворачиваем коленчатый вал на 360 град. (180 град. проворота бегунка трамблера) и осуществляем проверку и регулировку остальных 4 клапанов – 3-го, 5-го, 2-го и 1-го.
Что касается инжекторной версии, то разница во всем сводится только к небольшому отличию в метках на коленчатом валу.
Вот таким образом можно самостоятельно выставить тепловой зазор на автомобилях ВАЗ классических моделей.
Как отрегулировать клапана на ваз 2106, последовательность и схема проверки тепловых зазоров
Клапана
Непрерывное функционирование двигателя в условиях повышенной температуры становится причиной частого износа главных деталей. А также в ходе эксплуатации меняются тепловые зазоры не сменных клапанов.
Причины для регулировки зазоров
- Увеличение показателей топливного расхода;
- смена динамики во время разгона и производительность силового механизма;
- активация устройства на холостых оборотах становится причиной образования характерных постукивающих звуков.
Даже если признаки сбоев в работе не проявились, необходимо всё равно удостовериться, что они не наступят и сделать регулировку. Потому как преждевременный ремонт, позволит вам экономить большое количество денег на ремонте двигателя, ведь двигатель одна из главных и самых дорогих деталей в ремонте, и обслуживание машины.
Периодичность проверки и регулировки
Процедура должна проводится после каждых тридцати тысяч километров. Эта информация указана как рекомендация от производителя. Проверка наличия и состояния зазоров осуществляется в несколько раз чаще. Если вы демонтировали ГБЦ и заменили её прокладку, процедура настройки зазора целесообразна в любом случае даже если километраж пробега не достиг крайней отметки. Если данная необходимость была проигнорирована, вскоре владелец автомобиля столкнётся с перечисленными выше проблемами в работе силового агрегата. К тому же это приведёт к образованию зазоров равной величины, они будут неравноценными.
Производитель транспорта советуют придерживаться показателя в 0,15 мм.
Подготовка автомобиля к ремонту
Для проведения собственноручной регулировки клапанов необходимо строго следовать установленной схемы действий и основательной предварительной работы.
Первоначально важно удостовериться, что двигатель не работает, в противном случае есть большая вероятность получить замыкание электропроводки. Далее обращается внимание на задние колёса. Под ними должны быть расположены упоры, владелец активирует нейтральный режим скорости.
Открывается капот. На этом этапе важно дождаться остывания мотора, в противном случае можно не надеяться провести точные настройки, увеличивается шанс получить ожог.
Под крышку желательно приобрести прокладку из высококачественной резины, которая не будет деформироваться от влияния повышенной температуры. Если для работы будет выбрана старая деталь, на крышке образуются характерные подтёки из масла.
Если это необходимо, извлекается специальный трос из педали газа. Это проводится одновременно с извлечением карбюраторной крышки.
Чтобы избавиться от вкрученных болтов, нужно взять ключ «десятку». Обязательно контролировать сохранность шайб под болтами, они потом понадобятся при скручивании всей системы.
Инструмент для проведения работ
Изначально нужно удостовериться, что в наличии есть необходимый инструментарий:
- рожковые ключи. Желательно выбирать торцовые;
- отвёртки. Они должны быть оснащены плоским ножиком;
- щуп, которым проводится регулировка. А также можно приобрести микрометр;
- поворотный ключ. Используется для работы с коленвалом.
Спец инструмент для регулировки
К этой категории относится специальный щуп для мотора автомобиля марки ВАЗ. Его толщина 0,15 мм (для работы с двумя клапанами). А также можно использовать специальный микрометр.
Чтобы правильно выставлять зазоры всех клапанов необходимо взять регулировочный щуп. На его чехле или в коробке прописана схема и методичность регулировки разных клапанов. Однако классический щуп заданной толщины не способен перекрыть весь шириной зазор, поэтому использовать этот инструмент для точной регулировки – нецелесообразно. Кроме того, показатели зазоров во время эксплуатации машины постоянно меняются за счёт изнашивания клапанов и всех деталей транспорта. В итоге подлинность и чёткость регулировки ещё более уменьшаться.
Чтобы максимально точно выставить зазоры необходимо приобрести или арендовать ещё одни профессиональный инструмент. Это микрометр. В случае его использования результаты измерений будут максимально точными вне зависимости от состояния и износа моторных деталей.
Регулировка зазоров клапанов
Чтобы обеспечить бесперебойное и медленное поворачивание коленвала на заданный и желаемый угол необходимо приобрести специальный ключ. С его помощью можно проводить последовательную регулировку всех элементов. Первоначально нужно пронумеровать клапаны и рабочие цилиндров. Нумерацию необходимо начинать с фронтальной области мотора (слева направо).
когда коленвал находится в неподвижном состоянии, проводится регулировка восьмого и шестого клапана;
при первом повороте детали на 180° проводится регулировка седьмого и четвёртого клапана;
при втором повороте детали на 360° проводится регулировка третьего и первого клапана;
при третьем повороте детали на 540° проводится регулировка второго и пятого клапана.
Порядок регулировки
Использование микрометра, в комплекте с деталью есть специальная последовательная схема регулировки всех клапанов.
Проводить контроль за поворотным углом коленвала допускается также во время наблюдения за активностью одного элемента. Это как правило, трамблёр или распредвал. Разница заключается только в том, что седьмой и четвёртый клапан можно регулировать во время поворота на девятьсот градусов, а не на 180°, как описано выше. Угол дальнейших поворотов получается вдвое меньше — указанное выше число делится на 2. Для контроля над процессом на корпус трамблёра проставляются специальные метки.
Таблица регулировки
Как проводить регулировку образованных зазоров | ||
Поворотный угол. Градусы | Н цилиндра, где происходит такт сжатия | Н клапанов, что будут регулироваться |
4 | 8,6 | |
180 | 2 | 4,7 |
360 | 1 | 1,3 |
540 | 3 | 5,2 |
Регулировка микрометром
- Транспорт фиксируется, чтобы обезопасить возможное движение или активацию мотора.
- Чтобы открыть доступ к клапанам необходимо демонтировать с корпуса мотора фильтры для воздуха
- Демонтируется трос большого акселератора.
- Откручиваются чёрные крепительные гайки из клапанной крышки.
- После снятия защёлок извлекается крышка распределителя.
- Свечи зажигания выкручиваются и извлекаются.
- Проверяется натяжение цепки ГРМ (регулировка проводится только при её нормальном натяжении).
- Проворачивается коленвал специальным ключом за маховик. На этом этапе должны совместиться производственные метки приводной звезды распределителя и корпуса подшипника. В итоге работы цилиндр 4 окажется в пиковой верхней точке. Теперь возможно регулировать восьмой и шестой клапан.
- На приводной звёздочке необходимо нанести дополнительные метки. Для этого используется канцелярский маркёр.
- Проверяется соответствие проставленных меток. Берётся во внимание шкив коленвала и моторный блок.
- В дополнение к производственным меткам проставляются метки через каждую 1/4 оборота.
- Звезда распредвала напрямую связана с цепочкой коленвала.
- Крепко фиксируется рейка.
Регулировка зазоров щупом
Регулировка данной методикой проводится в аналогичном порядке.
Поворачивается маховик установленного коленвала, важно достигнуть совпадения меток звёздочки. Обращается внимание на распредвал, крышки подшипника. В итоге работы поршень цилиндра №4 установится в ВМТ. На этом этапе появится возможность регулировки шестого и восьмого клапана.
Монтируется классический щуп (0,15 мм). Это проводится в пространстве между распредвалом и восьмым рокером клапана.
Точность такой регулировки будет в разы ниже, чем при приобретении профессионального микрометра.
По аналогии с описанным выше вариантом (с использованием микрометра) проводится регулировка клапаны. Контргайка ослабляется семнадцатым ключом и выставляется зазор четырнадцатым ключом. Допускается использование отвёртки.
Для регулировки используется рожковый ключ. Но кроме этого, можно приобрести отвёртку с плоским наконечником — регулировочный болт дополнен отдельной прорезью.
После установки нужного зазора контргайка зажимается. После проводится контрольный замер зазорной величины.
Зазоры регулируются с минимальным запасом. Это проверяется свободным вхождением щупа в область между двумя деталями. Это рокер и распредвал.
Регулировка в два приёма
Обращая внимание на позицию с ориентацией на метки, необходимо удостовериться в соответствие зазора на первой паре кулачков. Это восьмой и шестой и работа начинается именно с них. Просчитывать зазор необходимо от самой ближней метки. Она расположена непосредственно возле лобового стёкла. Щуп помещается сверху рокера под распределительным валом. Если деталь свободно поднимается, это сигнализирует о важности послабления гаек. Ослабьте гайку на тринадцать, чтобы не допустить прокручивание и затяните в дальнейшем этапе гайку на семнадцать. После этого важно удостовериться в установленных зазорах. Щуп не должен деформироваться или взламываться во время входа в зазор.
На данном этапе коленвал поворачивается на шесть шагов, чтобы достигнуть слияния отметок на шкиве и звёздочках. Последние должны, соответствовать позиции на девять часов. Последующая пара седьмого и четвёртого кулачка настраивается по аналогии.
Коленвал прокручивается на 180 градусов, чтобы достигнуть позиции в 6 часов. Необходимо строго контролировать совпадением с отметками шкива. Регулируется третий и первый кулачки
Положение отметки обеспечивается на 3 часа, и начинается работа со вторым и пятым кулачком.
Стартером прокручивается коленвала и повторно контролируются все параметры.
Проводится установка всех изъятых и демонтируемых деталей, придерживаясь установленного порядка манипуляций.
Регулировка в четыре приёма
Рекомендации завода изготовителя советуют регулировать зазор у двух клапанов, при повороте коленвала на 180° – и так ещё три раза. Однако при отсутствии свободного времени все манипуляции можно сделать и в два приёма.
Полезные советы
Перед началом работы проверяются газораспределительные цепи. Они должны быть правильно установлены. А также контролируется интенсивность цепного натяжения.
Если будут появляться звуки около клапанной крышки, то это прямой сигнал о важности регулировки. Для работы необходимо использовать профессиональные инструменты, что произведены специально под двигатель рассматриваемого автомобиля.
При правильной регулировке с чётким следованием инструкции, функционирование силовой системы будет тихим, при этом топливный расход – уменьшится.
Если мастер не уверен в собственных силах и компетенции, эту работу лучше доверить профессионалам, Потому как данная работа, требует знаний и мастерства.