Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипедный тормоз

Велосипедный тормоз

Велосипе́дный то́рмоз — часть велосипеда, предназначенная для регулирования (замедления) скорости его движения. Выделяют следующие виды велосипедных тормозов:

  • ободные;
  • дисковые;
  • барабанные (педальные);
  • роллерные;
  • стремянные;
  • ленточные.

Распространение получили только ободные, дисковые и педальные.

Содержание

Ободные тормоза [ править | править код ]

Ободные тормоза сжимают с двух сторон обод велосипедного колеса тормозными колодками, замедляя его вращение. Сжимающее усилие передаётся с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки, размещаемой на руле (значительно реже с помощью гидравлической линии). Ободные тормоза являются на сегодняшний день самым распространённым типом тормозов на горных велосипедах начального и среднего уровней. Невысокая цена, простота в установке и обслуживании, и вместе с тем достаточно высокая эффективность обеспечили тормозам этого типа популярность среди многих велосипедистов.

Кроме того необходимо отметить разные стандарты крепления ободных тормозов. «Крабы» не встанут на посадочное место для V-brake и наоборот. Существует также специальное 4-болтовое крепление для ободной гидравлики, используемое, в основном, в велотриале.

Модели ободных тормозов [ править | править код ]

  • Механические:
    • Векторные тормоза, V-brakes, «вибрейки», — наиболее популярная сегодня модель, V-образное крепление рычагов с тормозными колодками;
    • Клещевые тормоза, «крабики», — U-образная форма рычагов, в основном используются на шоссейных велосипедах и BMX; устанавливались на передних колесах велосипедов, выпускавшихся в СССР;
    • Кантилеверные тормоза — устаревшая модель, предшественник V-brake’а. Часто используются на циклокроссовых велосипедах ввиду большого грязевого зазора. При правильной настройке по эффективности не уступают другим ободным тормозам.

    Преимущества ободных тормозов [ править | править код ]

    • В связи с тем, что усилие прикладывается к ободу, невысока нагрузка на спицы и втулку.
    • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза, так как площадь обода больше, чем площадь диска, и линейная скорость движения обода выше;
    • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях; ободного тормоза меньше массы дискового, это важно в некоторых дисциплинах;
    • Дешевизна. Цена ободных тормозов существенно ниже цены дисковых.

    Недостатки ободных тормозов [ править | править код ]

      , грязь, снег, лёд, случайно попавшее масло моментально снижают эффективность торможения. Это приводит к опасным ситуациям. Песок и грязь могут очень быстро испортить обод;
    • Небольшое изменение геометрии колеса будет приводить к задеванию колодок и постоянному притормаживанию;
    • Колодки требуют относительно частой смены;
    • Невозможность установки на многие рамы и вилки;
    • Протирание обода колеса тормозными колодками приводит к его учащённой смене. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно;
    • V-brakes могут отрицательно влиять на раму, раздвигая перья. Специально для таких случаев продаются специальные дуги-«усилители» рамы. Гидравлические же могут просто оторвать перо или крепление на вилке при торможении.

    Колодки для ободных тормозов делают из резины с металлическим креплением — резиновая часть называется башмаком. На рабочей поверхности башмака могут делаться насечки для отвода влаги, что улучшает торможение при мокром ободе. Есть колодки со сменными башмаками. Они крепятся с корпусу помощью специальных штифтов. Благодаря этому достаточно лишь взамен изношенного башмака установить новый на родное крепление.

    Тормоза V-brake – легендарные ободные тормоза для велосипеда

    Это одни из самых простых тормозных конструкций на велосипеде. Почему называется v brake? Здесь все просто: v расшифровывается как vector — векторный тормоз. Тормоза такого типа постепенно отходят на задний план, если раньше дисковый тормоз считался крутой штукой и был редким и дорогим удовольствием, то сейчас в основном производители предпочитают наградить даже не самый дорогой горный велосипед (в народе ашанбайк) дисковыми тормозами, а не v-брейками.

    На велосипедах более дорогого класса, не всегда существует возможность установки таких систем из-за непредусмотренных креплений на вилке и раме. Зато если надумаете сделать апгрейд, например, установка дискового тормоза вместо v-brake, то на современных рамах и вилках будут данные крепления под вашу задумку.

    Разделить по типу ободные тормоза v-brake можно на:

    • Механические
    • Гидравлические

    Если механические тормоза встречаются нам постоянно, то гидравлические – редкость. В механических для сжатия векторов применяется не хитрая конструкция из рубашки и тросика. Стоимость ремонта – доступна, ломаются редко, регулировка проста и быстра.

    В гидравлических v-break вместо тросика и рубашки используется гидролиния, в которых находится жидкость, масло или тормозная жидкость.

    Преимущество в том, что такая система обеспечивает равномерное усилие при давлении колодками на обод. Минусы: в морозную погоду, если залито масло — могут размерзнуться и дать течь. Ремонт и комплектующие существенно дороже своих собратьев. Поэтому если у вас гидравлика, узнайте, что у вас в гидролиниях.

    гидравлические тормоза v-brake

    Тормоза векторного типа эффективны, просты и что не мало важно — надежны, а также имеют сравнительно не большой вес и просты в обслуживании.

    Конструкция тормозов в-брейк не сложна: на двух рычагах расположенных друг напротив друга размещаются колодки, крепятся соответственно на посадочные места на раме и вилке. На руле имеются ручки, при нажатии на которые через трос передается усилие на рычаги, и таким образом идет давление на колесные обода колодками и осуществляется трение, соответственно замедление движения.

    элементы велосипедного тормоза v-brake

    Так почему же вибрейки так ущемляют нынешние производители?

    Плохая тормозная устойчивость при плохих погодных условиях. Попадающая на обод и колодки вода, грязь, а также обледенение в минусовую погоду – значительно снижает КПД тормозов. Конечно же на рынке в наше время производители предлагают большой выбор колодок с различным качеством материала, что обеспечивает более надежное торможения в таких условиях.

    Существует много споров на эту тему, ну это каждый тестирует и решает сам.
    V-brake и мокрый грунт. Кто попадал в дождь на грунтовой дороге поймет. В таких условиях идет налипание грязи на рычаги, на тросик между рычагов, очень интенсивно и при сильно мокром грунте налипание происходит очень быстро, что производит блокировку колеса. Конечно при таких погодных условиях лично меня не спасали даже дисковые тормоза – грязью забились почти все подвижные механизмы, попасть в поле в дождь это плачевное дело.
    тормоза v-brake и мокрый грунт

    Еще популярная проблема v brake тормозов – неровность обода, восьмерки. Ну здесь все понятно, восьмерка – соответственно приходится настраивать рычаги, разводить их на ширину виляния колеса, чтобы не создавалось трение при свободном вращении. Это приводит к увеличению свободного хода тормозной ручки ну и конечно же снижает качество торможения. Бывало такое, что восьмерка была большой и приходилось вовсе разъединять рычаги, чтобы можно было продолжить движение, при этом понятно, что о торможении тем колесом не было и речи.

    Что касается производителей тормозов для велосипеда, то лидеры на рынке Shimano, Avid. Также существуют другие производители, что тоже заслуживают уважение: Tektro, Jagwire, Bengal, Alhonga, Flybikes, Sun Race, ZZYZX, Promax и другие.

    Подводя итог можно сказать, что v-brake тормоза все еще остаются популярны и имеют свой сегмент любителей. У меня сейчас два велосипеда, на одном тормоза v-brake на другом гидравлические дисковые тормоза. Сказать конкретно что лучше – не могу, тут уже много факторов, погода и другие моменты. Но в плане надежности торможения в любых условиях, я думаю дисковые “чуток” впереди.

    Настройка тормозов V – brake

    Векторные ободные тормоза типа v – brake очень популярны благодаря своей низкой цене, легкому весу и эффективности, которая практически не уступает дисковым тормозам. В отличии от барабанных тормозов ножного типа, которые не требуют настройки, ручные ободные и дисковые тормоза нужно периодически настраивать. Настройка потребуется при замене тормозной системы, ремонте или просто из-за износа тормозных колодок.

    В данной статье мы будет рассматривать, как правильно регулировать и настраивать ручные ободные тормоза типа v – brake. Делить на передний и задний мы не будем, так как они идентичны. Настроить такие тормоза достаточно тяжело, если не знать, как правильно это делать. Но благодаря нашей инструкции Вы без труда сможете отрегулировать тормоза на своем байке.

    Прежде чем приступать к настройке нужно узнать о принципе их работы, а он очень прост. От тормозной ручки на руле усилие передается через систему тросика и рубашки к рычагам расположенным по обеим сторонам обода колеса. На рычагах расположены колодки, которые благодаря приложенному усилию прижимаются к ободу и благодаря силе трения колесо велосипеда тормозит. Чтобы торможение было качественным нужно добиться правильного положения колодок относительно плоскости обода и отрегулировать натяжение рычагов так, чтобы оно было одинаковым с обоих сторон.

    V-Brake - векторные тормоза

    V-Brake — векторные тормоза

    Настройка и регулировка одобных тормозов V – brake

    Если Вам необходимо сменить колодки, то стоит иметь в виду, что нужно правильно их поставить, чтобы все гайки и шайбы были на своих местах (смотрим рис. ниже). Чтобы отрегулировать положение плоскости колодки относительно плоскости обода необходимо немного ослабить гайку крепления так, чтобы колодка свободно регулировалась рукой, но не перемещалась сама.

    Устройство тормозной колодки тормозов типа V-Brake

    Если колодки с мягкой основой, то передняя часть колодки должна быть немного ближе к ободу, чем задняя (разница около 1 мм). Если у колодки основа жесткая, то должна располагаться строго параллельно ободу (см. рис. ниже). Кроме того колодки должны находиться на достаточно расстоянии от покрышки.

    Регулировка тормозных колодок

    Регулировка тормозных колодок

    Далее необходимо затянуть настроенные колодки. Для этого нужно сильно сжать ручку на руле так, чтобы колодки прижались к ободу и при этом не сместились, после чего можно их затягивать. Если нужно соблюсти разность в расстоянии на мягких колодках можно подложить под заднюю часть колодки прокладку, например кусочек старой камеры.

    Затем необходимо настроить натяжение рычагов, так чтобы силы их натяжения были одинаковы. Для этого используем винты натяжения на самих рычагах.

    Когда все выше перечисленные действия произведены нужно выставить расстояние между колодками и ободом. Расстояние должно быть минимальным, но таким, чтобы при выжатом тормозе колодки не терли об обод. Если на колесе отсутствует восьмерка, то сделать это очень легко с помощью гайки крепления троса к рычагу.

    Настройки ручки ободных тормозов

    Ручка тормоза, которая располагается на руле байка, тоже обладает некоторыми настройками. Например, можно отрегулировать расположение ручки в свободном положении и изменить расстояние от этой ручки до грипсы. Можно так же изменить силу натяжения троса, это очень удобно, если колодки немного стерлись и нужно уменьшить расстояние до обода.

    Регулировка ручки тормозов V-Brake

    Вот в общем-то и все, что необходимо знать о настройке ободных тормозов v – brake. Если Вам есть, что добавить или остались вопросы, то можно задать их в комментариях ниже.

    Если после прочтения нашей инструкции, у Вас все же не получается настроить тормоза своего велосипеда, предлагаем посмотреть подробный видео урок.

    Как отрегулировать тормоза на велосипеде

    customize-brake-bike1

    Современные велосипеды оснащаются дисковыми или ободными системами тормозов. Наиболее часто встречающиеся проблемы, требующие настройки – это регулировка положения тормозных колодок, и зазор между ними и тормозящей поверхностью. Настройка тормозов осуществляется на самих колодках, и настройкой тормозной ручки.

    Регулировка тормоза на велосипеде достаточно редкая процедура, которая необходима в редких случаях, в основном из-за износа или повреждения узлов велосипеда. Так, например, в случае повреждения обода, колодки будут цепляться за диск или обод, а при износе колодок, расстояние до диска станет больше, что не позволит эффективно пользоваться тормозом. Важно понимать, что хорошо отрегулированные тормоза – залог безопасной езды.

    Проверяем натяжение троса

    Недостаточное натяжение троса характеризуется положением тормозной ручки, в котором начинает происходить торможение. Проверить это можно на ходу, либо подняв колесо, раскрутить его и нажать на тормоз. Чем раньше при нажатии будет останавливаться колеса – тем быстрее велосипед сможет остановиться.

    Если при торможении получается без особых усилий нажать тормозную ручку более чем на половину расстояния до руля, необходимо подтянуть тормозной трос. Небольшое натяжение троса можно дотянуть на тормозной ручке с помощью фигурного болта.

    Катание на коньках

    Если ручка легко нажимается вплоть до руля, необходимо натянуть трос со стороны самих тормозов. Трос крепится на тормозе с помощью специального винта. Чтобы натянуть трос, необходимо этот винт открутить, натянуть трос с помощью пассатижей, и зафиксировать его, сильно затянув регулировочный винт. Как правило, при фиксации троса остается небольшой хвост, который не должен быть слишком длинным. Чтобы исключить попадание троса в колеса или другие системы велосипеда, лишнюю часть троса необходимо накрутить, либо обрезать, оставив небольшой запас, не превышающий нескольких сантиметров.

    Регулируем тормозные колодки

    Тормозная система с использованием дисковых тормозов конструктивно отличается от системы ободных тормозов, поэтому настройку колодок для обеих систем стоит рассматривать отдельно.

    Регулировка ободных тормозов (V-brake)

    Наиболее распространенная система торможения с использованием ободных тормозов называется v-brake. Другие системы работают по такому же принципу, различия будут исключительно конструктивные, и достаточно незначительные. Поэтому описанный ниже подход подойдет для всех систем ободных тормозов.

    Регулировкой v-brake системы необходимо добиться минимального зазора между колодкой и ободом. Колодки необходимо выставить симметрично, и установить параллельно ободу.
    Порядок действий при этом следующий:

    • Сначала колодки необходимо установить параллельно ободу. Для этого ослабляется гайка с шестигранником, отвечающая за фиксацию колодок. Чтобы понять каким образом необходимо установить колодку, следует нажать на тормоз, и увидеть, как незафиксированная колодка соприкасается с ободом, затем, отпустив тормоз, приступить к настройке. Регулировка позволяет выставить колодки на нужной высоте и развернуть их на необходимый угол, что позволит добиться наилучшего положения для эффективного торможения.
    • Правильно установив колодки относительно обода, необходимо отрегулировать зазор. Расстояние до обода должно быть минимальным, чтобы при малейшем усилии на ручку тормоза уже осуществлялось торможение. При этом необходимо проверить, чтобы зазор не был слишком маленьким, и колодки не стирались при обычной езде. При вращении колеса, без правильной натяжки спиц колесо будет вращаться с небольшой восьмеркой, поэтому зачастую настройка зазора довольно тонкая процедура.
    • Последний этап настройки – это проверка регулировки тормоза. Сначала проверка осуществляется на поднятом колесе, затем необходимо опробовать их на ходу. Если не слышно никаких посторонних шумов, при торможении положении ручки не превышает половины ее хода до руля, значит, все работы по регулировке тормозов были выполнены правильно.

    Регулировка дисковых тормозов

    Колодки на дисковых тормозах изнашиваются меньше, чем колодки на велосипеде, оборудованном ободной системой торможения. Торможение с помощью дисковых тормозов может быть эффективней, чем с помощью ободных, однако в одинаковой ценовой категории v-brake могут оказаться практичней и эффективней дисковых тормозов.

    Дисковые тормоза бывают механические и гидравлические. Настройка механических дисковых тормозов предполагает регулировку натяжения троса и корректировку положения колодок. Конструкция гидравлической системы тормозов позволяет ограничиться настройкой натяжения троса, поскольку колодки по мере их износа настраиваются самостоятельно, кроме системы закрытого типа. Колодки на гидравлических тормозах закрытого типа необходимо регулировать, осуществляется это с помощью специальных вентилей.

    Настройка положения колодок осуществляется с помощью регулировочных болтов. Расстояние, которое необходимо установить между колодками находится в пределах десятых долей миллиметра. Колодки также как и в случае ободных тормозов должны быть установлены симметрично, относительно диска, и расположены относительно него на одинаковом расстоянии. После установки зазора необходимо проверить, что при вращении колеса колодки не соприкасаются с диском. Правильная установка зазора должна обеспечивать своевременное срабатывание тормоза. Для достижения максимально эффективного торможения ход тормозной ручки не должен превышать половины расстояния до руля.

    После проверки настройки дискового тормоза на поднятых колесах, следует сделать пробный небольшой заезд. Действовать при этом следует аккуратно, плавно нажимая на ручки. Если торможение недостаточно эффективно, следует подтянуть трос, делается это точно также, как и при использовании v-brake.

    Устанавливаем на велосипед дисковые тормоза

    Когда тормоза на велосипеде уже сильно износились, либо они не удовлетворяют по своим характеристикам – не обязательно покупать новый велосипед. При достаточном желании и возможностях, установка более качественных тормозов – задача вполне решаемая. Конечно, для ее решения будет намного лучше, если конструкция велосипеда позволяет это сделать без существенных затрат.

    В первую очередь необходимо разместить сами диски на колесах, поэтому на втулках колес должна быть возможна их установка. Кроме дисков, необходимо установить суппорта, поэтому на вилке должна быть пара отверстий для их крепления. Конечно же, стоит посетить магазин, проконсультироваться со специалистами, они помогут определить какие варианты смогут подойти на конкретную модель велосипеда. Там же можно и договориться с мастерами и об установке.

    Если нынешняя тормозная система в хорошем состоянии, можно подобрать вариант, который позволит сэкономить на тормозных ручках и тросиках. Если же состояние тормозов вызывает сомнения, лучше будет заменить все элементы системы на новые. В случае установки гидравлики, без вариантов, придется заменять все систему целиком, и дополнительно решать вопрос с прокладкой гидролиний. Старые тормоза не стоит выкидывать, особенно если велосипед используется для дальних поездок. В случае возникновения поломки они могут сослужить хорошую службу.

    Как заменить колодки на v-brake тормозах | Регулировка тормозов v-brake

    Как заменить колодки на v-brake тормозах | Регулировка тормозов v-brake

    Тормоза это основной элемент любого движущегося транспортного средства, велосипед не исключение. Поэтому к регулировке следует подходить ответст венно и со знанием дела.

    Для настройки тормозов (или замены колодок) вам понадобятся: фигурная отвертка, шестигранник на 4-6 (в зависимости от модели).

    Перед тем как начать убедитесь что:

    1) Если вы просто регулируете то проверьте, что тормозные колодки не стерты. Накладки, которые изношены значительно, будут плохо тормозить независимо от того, на сколько хорошо вы отрегулировали их. Если они стерты до линии износа, то их следует заменить.

    2) Колеса накачены, иначе если вы отрегулируете тормоза на спущенных колесах, после накачки колодки могут начать тереться о колесо.

    3) Рубашки троса и тросики не распушились. Проверьте, что тросик плавно ходит в рубашке и не застревает.

    4) Регулировочная «барашка» на тормозной ручке не выкручена до конца.

    Тормозная ручка

    Теперь можно приступить.

    1) Первым делом нужно выставить колодки правильно. Для этого ослабьте гайку при помощи шестигранника. Поставьте колодки ровно по центру обода, так что бы они не касались покрышки и не заваливались вниз обода. По правилам передний край колодок должен касаться обода чуть раньше, поэтому под задние края можно, что либо подложить перед тем как зажимать.

    Правильно установленные колодки

    Правильно установленные колодки

    2) Если вы нажимаете на тормоз и колодки прижимаются к ободу не одновременно или одна колодка прижата а другая нет, вам нужно центрировать колодки, для этого при помощи фигурной отвертки закручивайте регулировочный винт на рычаге. Когда вы зажимаете винт колодка отходит от обода, когда раскручиваете наоборот.

    Также на некоторых рамах есть три отверстия, которые предназначены для натяжки пружины, если у вас новые рычаги то поставьте их в нижнее или среднее отверстие, если старые то в верхнее, главное что бы оба рычага находились в одинаковых отверстиях. Примечании: смажьте направляющую втулку, перед тем как надевать рычаг, густой смазкой.

    Замена колодок

    Если у вас не по каким либо причинам не получается сделать это самостоятельно вы можете обратиться в нашу вело мастерскую.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Регулировка стояночного тормоза на акценте
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector