Регулировка тормозного цилиндра заз
Прокачка тормозной системы таврии
Работу выполняем вдвоем с помощником на смотровой канаве или подъемнике. Прокачка тормозной системы необходима при замене тормозной жидкости, а также для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов тормозной системы.
Надеваем на штуцер прозрачный шланг, опустив его свободный конец в сосуд.
Помощник нажимает на педаль тормоза три-четыре раза с интервалом одна-две секунды и удерживает педаль нажатой. Ключом «на 8» отворачиваем на 1/2–3/4 оборота штуцер прокачки. При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в сосуд, а педаль опускается до пола. Пузырьки воздуха хорошо видны в прозрачном шланге. Заворачиваем штуцер прокачки и повторяем эту операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход пузырьков воздуха.
Снимаем колпачок верхнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса .
Прокачка тормозной системы
Примечание. Раб очая тормозная жидкость токсична; попавшую на кожу жидкость необходимо сразу же смыть, если жидкость попадет в глаза или в полость рта. немедленно обращайтесь за медицинской помощью. Некоторые виды рабочей жидкости востаменяются иногда даже от контакта с горячей поверхностью деталей. Кроме того, тормозная жидкость разрушает окрашенные поверхности и действует агрессивно на некоторые виды пластмасс. Если проливается хотя бы небольшое количество жидкости. как можно быстрее смойте ее быьшим количеством чистой воды. Жидкость гигроскопична — старая жидкость может быть загрязнена и непригодна для дальнейшего использования.
Поставьте автомобиль на ровную поверхность, запустите двигатель и включите первую передачу или заднего хода на моделях с механической коробкой передач . затем подставьте под колеса брусья и отключите ручной тормоз.
Используйте только свежую тормозную жидкость DOT 3 или DOT 4.
3.27. Прокачка тормозной системы
Вам потребуются
- ключ "на 8"
- тормозная жидкость
- резиновый или прозрачный шланг
- прозрачный сосуд
Прокачка тормозной системы необходима для удаления из нее воздуха, который может попасть в систему при ее ремонте, замене тормозной жидкости, разгерметизации системы при повреждении трубок и шлангов, при падении уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
Признаками наличия воздуха в тормозной системе являются увеличенный ход и “мягкость” педали тормоза.
Перед прокачкой осмотрите тормозную систему, чтобы убедиться в ее герметичности. Работу выполняйте с помощником.
Очередность прокачки тормозных механизмов:
- Ништяк Хрень
Melman 05 фев 2010
- Ништяк Хрень
Vnukovskiy 05 фев 2010
Смотришь вот тут http://www.tavria-cl. t=0 приспособу,если качаешь один. По книге смотришь схему,вроде заднее правое — переднее левое — заднее левое — переднее правое.Короче начинаешь с заднего колеса,у которого длиннее трубка,пото переднее по диагонали,потом другое заднее и переднее по диагонали.
На штуцер одевается прокачной шланг,другой его конец,погружается в баночку с тормозухой.Создаёшь давление в бачке,открываешь штуцер и закрываешь,когда кончатся пузыри.Повторяешь операцию,пока не закончится воздух.
Если качаешь с кем то,педалью.Чел делает 3-5 качков педалью и держит её нажатой,ты выпускаешь воздух,закрываешь штуцер,только потом он отпускает педаль.Операция повторяется,до окончания воздуха.
Самое главное:Постоянно следить,за жижей в бачке,чтоб не кончилась.
- Ништяк Хрень
kama 05 фев 2010
Прокачка и регулировка тормозной системы грузовиков Jac
Регулировка и прокачка тормозной системы грузовиков Jac в Московской области
После установки новых тормозных накладок или колодок, а также после расточки или замены барабана обязательно нужно проводить регулировку колесного тормозного механизма.
Регулировка барабанных тормозов, производится путем уменьшения зазоров между колодками и тормозными барабанами. Необходима она для получения равномерной работы механизмов торможения на протяжении всего хода тормозной педали. Установка оптимального расстояния между колодками и внутренней поверхностью барабана производится с помощью регулировочного рычага. Применяется для грузовиков, не оснащенных автоматической регулировкой.
На европейских грузовиках, оснащенных дисковой системой тормозов, производится регулировка дисковых тормозов, которая выполняется на каждой из осей.
Также стоит отметить, что для обеспечения безопасной работы, после любого проникновения в тормозную систему грузовика необходимо выполнять прокачку тормозов, чтобы устранить весь воздух, который мог туда попасть в процессе ремонта или регулировки.
Автотехцентр «ЗАГОРЕЦ» имеет в своем распоряжении все необходимое оборудование для качественной регулировки и прокачки тормозной системы грузовых автомобилей Jac малой, средней и большой грузоподъемности, а также микроавтобусов. На все наши работы предоставляется 100% гарантия. Возможен выезд ремонтной бригады для проведения диагностики и мелкого ремонта.
Автотехцентр «ЗАГОРЕЦ» производит профессиональную регулировку и прокачку тормозной системы грузовых и коммерческих автомобилей Jac в сжатые сроки и с гарантией качества. Наши мастера проконсультируют Вас по всем вопросам, связанным с эксплуатацией, профилактикой, обслуживанием грузовика.
Прокачка тормозной системы Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4
Работу выполняем вдвоем с помощником на смотровой канаве или подъемнике.
Прокачка тормозов необходима при замене тормозной жидкости, а также для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов тормозной системы ваз 2121.
Воздух удаляем сначала из одного контура системы, потом из другого. Начинаем прокачку с правого заднего колесного цилиндра.
Снимаем колпачок с прокачного штуцера заднего тормозного цилиндра ваз 2131.
Надеваем на штуцер прозрачный шланг ваз 2131, опустив его свободный конец в сосуд.
Помощник нажимает на педаль тормоза три-четыре раза с интервалом одна-две секунды и удерживает педаль нажатой. Ключом «на 8» отворачиваем на 1/2–3/4 оборота штуцер прокачки. При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в сосуд, а педаль опускается до пола. Пузырьки воздуха хорошо видны в прозрачном шланге. Заворачиваем штуцер прокачки нива 2121 и повторяем эту операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход пузырьков воздуха.
При удалении воздуха из системы следим за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливаем ее.
Аналогично прокачиваем левый задний колесный цилиндр. Затем удаляем воздух из верхних штуцеров левого и правого блоков цилиндров передних колес ваз 2121.
Снимаем колпачок верхнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса .
Прокачиваем передние тормозные цилиндры одного контура.
Для прокачки другого контура удаляем воздух из нижних штуцеров блоков цилиндров передних колес в произвольном порядке.
Снимаем колпачок с нижнего штуцера блока тормозных цилиндров переднего колеса.
Прокачиваем другой контур.
При отсутствии воздуха в системе тормозная педаль нива 2131 должна быть «жесткой», т.е. при нажатии проходить не более половины расстояния до пола.
Твердая или мягкая педаль тормоза. В чем причина и что делать
Тормозная система — важнейшая составная часть любого транспортного средства. Автоконструкторы уделяют тормозам особое внимание, понимая, что от их безукоризненной работы зависит безопасность на дороге и жизни людей. Тормоза современных автомобилей вполне надежны, тем не менее нужно помнить, что любые детали в процессе эксплуатации подвергаются механическим, термическим, химическим и иным видам нагрузок, а следовательно, изнашиваются и могут выйти из строя. Детали тормозной системы не исключение, только в этом случае цена неисправности может оказаться очень высокой.
Предупредить о том, что с тормозами что-то не так, могут определенные признаки, которые проявляются в процессе торможения — посторонние звуки или сильные вибрации, увод машины в сторону, неравномерность или заметно снизившаяся эффективность торможения и увеличившийся тормозной путь.
Но первое, на что обычно обращают внимание, это поведение педали тормоза. Она может стать чересчур тугой, так что на нее приходится давить с силой, или, напротив, вдруг оказаться излишне мягкой, а то и вовсе провалиться. Всё это осложняет осуществление торможения и может привести к серьезным последствиям. О том, что вызывает подобные симптомы и как поступать в таких ситуациях, и поговорим подробнее.
Педаль стала чересчур жесткой
Иногда относительно тугой ход педали тормоза может быть особенностью машин некоторых моделей. Этот нюанс нужно уточнить, если вы только что приобрели автомобиль или тестируете его перед покупкой.
Если же всё было нормально, но в какой-то момент вы заметили, что педаль вдруг стала «деревянной» и давить на нее приходится со значительным усилием, значит, скорее всего неисправность связана с вакуумным усилителем тормозов. Именно это устройство и предназначено для уменьшения физического усилия, необходимого для осуществления торможения.
Облегчение нажатия педали происходит благодаря разнице давления в атмосферной и вакуумной камере усилителя. Между камерами имеется диафрагма со штоком, который толкает поршень главного тормозного цилиндра (ГТЦ), а тот, в свою очередь, нагнетает тормозную жидкость в магистрали системы и далее к рабочим тормозным механизмам . Разряжение в вакуумной камере создается за счет электронасоса, а в бензиновых двигателях источником вакуума часто является впускной коллектор.
В исходном состоянии камеры соединены одна с другой. Когда же нажата педаль, вакуумная камера через обратный клапан соединяется с источником разряжения, а атмосферная камера через воздушный клапан — с атмосферой. В результате диафрагма со штоком втягивается в вакуумную камеру. Таким образом уменьшается усилие, необходимое для надавливания на поршень ГТЦ. Вакуумный усилитель может быть выполнен в виде отдельного элемента или составлять единый модуль с ГТЦ.
Наиболее уязвимым элементом здесь является резиновый шланг, соединяющий впускной коллектор с вакуумной камерой. Поэтому в первую очередь следует проверить его целостность и при необходимости заменить.
Нарушение герметичности может сопровождаться нестандартным поведением двигателя во время торможения — троением, повышением или понижением оборотов, иногда увеличивается расход горючего. Это связано с подсосом воздуха через поврежденный шланг и поступлением в цилиндры двигателя обедненной смеси.
Если разряжение создает вакуумный насос, нужно проверить его исправность.
В самом вакуумном усилителе может засориться воздушный фильтр, повредиться диафрагма или утратить подвижность один из клапанов.
При необходимости можно приобрести новый вакуумный усилитель тормозов или попытаться отремонтировать имеющийся. Будьте осторожны при разборке — внутри имеется пружина, а также ряд деталей, которые легко потерять. Нужно иметь в виду, что при повторной сборке после ремонта не всегда возможно в достаточной степени обеспечить герметичность, а значит, и нормальную работу устройства.
При замене вакуумного усилителя разбирать ГТЦ не требуется, и следовательно, отпадает необходимость прокачки тормозной системы.
Тормоза могут стать твердыми также из-за повреждения манжет в ГТЦ или рабочих цилиндрах и, как следствие, более тугого хода поршней в них. Лечение — замена поврежденных деталей или самих цилиндров.
Как убедиться в исправности вакуумного усилителя
Для начала следует провести визуальную проверку. Убедитесь в том, что отсутствуют подтеки тормозной жидкости, а корпус усилителя не имеет повреждений. Проверьте целостность шлангов и герметичность их подсоединения к штуцерам. Если необходимо, подтяните хомуты.
О нарушении герметичности может говорить шипение, возникающее при нажатии педали тормоза. Такое шипение часто сохраняется некоторое время после глушения двигателя и тогда его можно услышать вполне отчетливо.
Существует несколько способов проверить работоспособность вакуумного усилителя.
Двигатель должен быть остановлен. Надавите на педаль тормоза 6-7 раз подряд, чтобы выравнять давление в камерах усилителя, а затем выжмите тормоз до упора и в таком положении заведите мотор. Если усилитель исправен, в системе появится вакуум. Из-за давления мембраны шток сместится, потянув за собой толкатель. А так как толкатель механически соединен с педалью, то она слегка опустится, и это легко можно ощутить ногой. Если этого не произошло, значит, вакуум в системе не возник. Если остались сомнения, попробуйте второй способ.
Включите мотор, пусть он поработает несколько минут на холостом ходу, после чего заглушите его. Два-три раза выжмите тормоз до конца и отпустите педаль. Если вакуумный усилитель работает нормально и подсасывания воздуха нет, то одно или два первых нажатия будут мягкими, а последующие заметно более тугим. Если же не заметите никакой разницы в ходе педали, значит, с усилителем имеются проблемы.
При работающем двигателе выжмите педаль тормоза и, удерживая ее нажатой, заглушите мотор. Если теперь убрать ногу с педали, она должна некоторое время оставаться в опущенном состоянии, благодаря сохранившемуся разряжению в вакуумной камере усилителя.
Тормозная педаль нажимается чересчур мягко
Если нажатие педали стало излишне мягким, значит в гидравлике имеются пузырьки воздуха и тогда следует прокачать систему, либо есть потери рабочей жидкости. Первым делом нужно посмотреть уровень тормозной жидкости. Если он ниже допустимого, необходимо тщательно проверить гидравлическую систему на предмет утечки. Нарушение герметичности возможно в местах соединения трубок со штуцерами из-за плохо зажатых хомутов, могут быть повреждены и сами шланги. Теряться рабочая жидкость может и в колесных тормозных цилиндрах при повреждении уплотнений. После устранения утечки также потребуется прокачка гидравлики тормозной системы для удаления из нее воздуха.
Если тормозная жидкость плохого качества, загрязнена или давно не менялась и утратила свои свойства, то нагрев при резком торможении вполне способен привести к ее закипанию, и тогда тормоза станут «ватными», а сам автомобиль плохо управляемым. Старая, грязная или не соответствующая требованиям ТЖ может вызвать заклинивание тормозных цилиндров, повреждение уплотнений и другие проблемы. Вывод очевидный — уделяйте внимание состоянию тормозной жидкости и своевременно ее меняйте.
Еще одна причина мягкости педали тормоза — шланги, которые изготовлены из резины и со временем изнашиваются, становясь рыхлыми. Когда во время торможения возникает давление в гидравлике, они просто надуваются. В результате тормоза становятся чересчур мягкими, а торможение — менее эффективным.
Крайнее и очень опасное проявление мягких тормозов — проваливание педали. Такое происходит из-за значительной утечкой ТЖ или повреждения уплотнительных колец в ГТЦ.
Излишне мягкая педаль тормоза, а тем более ее проваливание требует срочного решения проблемы. Нужно незамедлительно остановиться, тормозя двигателем или ручником, после чего найти и исправить неполадки.
Итоги
Возможны и другие неполадки тормозной системы — износ или замасливание тормозных колодок , дисков и барабанов, заклинивание колесных цилиндров и направляющих суппорта . Но ясно одно — тормозная система требует к себе серьезного отношения. Регулярный осмотр, профилактика и замена ТЖ, немедленное реагирование на появление проблем и своевременное устранение неисправностей позволит увереннее чувствовать себя на дороге и избежать многих неприятных и опасных ситуаций.
Используйте только качественные запчасти, а чтобы не нарваться на подделку, приобретайте их в магазинах , заслуживающих доверия.
Всё про главный тормозной цилиндр автомобиля
Тормозная система – один из важнейших компонентов безопасности как самого водителя, так и остальных участников дорожного движения. Конструкторы постарались сделать ее максимально надежной, но без нормального технического обслуживания даже самая надежная система рано или поздно даст сбой. И хорошо, если такой сбой обойдется только потраченными нервами.
Пожалуй, говорить, что главный тормозной цилиндр (ГТЦ) – основная часть системы гидропривода тормозов, не совсем корректно. Просто потому что второстепенных деталей в тормозной системе нет и быть не может, всё должно работать идеально и без какого-либо намека на неисправность. Но во всей цепочке передачи усилия от педали тормоза до тормозных колодок главный цилиндр, действительно, выполняет одну из важнейших функций.
Конструкция и принцип действия
Задача главного цилиндра – преобразовать нажатие на педаль тормоза в усилие на каждом из суппортов. Для надежности все современные цилиндры делаются двухсекционными, причем каждая из секций обслуживает отдельный контур тормозной системы. Поэтому даже при повреждении на одном из участков тормоза всё равно будут работать, хоть и не так эффективно.
Компоновка гидропривода.
а) Параллельная 4+2 с двойной страховкой на передней оси.
б) Параллельная 2+2, используется в заднеприводных автомобилях.
в) Диагональная 2+2, используется в переднеприводных автомобилях.
1. Главный тормозной цилиндр.
2. Регулятор давления тормозной жидкости на задней оси.
3, 4. Рабочие контуры.
Конструкция ГТЦ довольно простая: внутри корпуса тандемно (один за другим) расположены 2 поршня. При нажатии педали тормоза усилие через шток передается на первый поршень. Он сдвигается вперед, сжимая тормозную жидкость и создавая давление в первом тормозном контуре. Одновременно он толкает вперед и второй поршень, который создает давление во втором контуре. В те отсеки корпуса, которые расширяются при движении поршней, поступает жидкость из компенсационного бачка. Если педаль тормоза отпустить, поршни возвращаются в исходное положение за счет пружин, а давление внутри цилиндра выравнивается, опять же, за счет жидкости в компенсационном бачке.
Благодаря тому, что жидкость почти не сжимается под давлением, усилие быстро и полностью передается на каждый из тормозных цилиндров.
Конструкция главного тормозного цилиндра.
1. Шток вакуумного усилителя тормозов; 2. Стопорное кольцо;
3. Перепускное отверствие первого контура;
4. Компенсационное отверстие первого контура;
5. Первая секция бачка; 6. Вторая секция бачка;
7. Перепускное отверстие второго контура;
8. Компенсационное отверстие второго контура;
9. Возвратная пружина второго поршня;
10. Корпус главного цилиндра;
11. Манжета; 12. Второй поршень; 13. Манжета;
14. Возвратная пружина первого поршня;
15. Манжета; 16. Наружная манжета;
17. Пыльник; 18. Первый поршень
Компенсационный бачок также разделен на 2 секции, чтобы в случае утечки необходимое количество жидкости оставалось хотя бы в одной из них. В некоторых разновидностях на ГТЦ ставятся 2 отдельных бачка, и тогда при контроле за уровнем тормозной жидкости нужно проверять оба по отдельности.
Внутри расширительного бачка установлен датчик уровня, и при критическом снижении уровня тормозной жидкости загорится сигнал на контрольной панели.
Главный тормозной цилиндр – устройство достаточно надежное за счет своей простоты, служит долго и выходит из строя в основном из-за износа от времени.
Поломки ГТЦ
Чаще всего в тормозном цилиндре выходят из строя резиновые детали: прокладки, уплотнители, манжеты. Повреждения появляются из-за попадания внутрь твердых частиц, например, металлической стружки или песчинок. А от некачественной тормозной жидкости резина разбухает и создает дополнительное сопротивление педали тормоза. При повреждении внутренних уплотнителей возможно даже заедание поршней, и это опять-таки будет чувствоваться как «тугая педаль».
Вторая распространенная поломка – утечки тормозной жидкости, как из стыков самого ГТЦ, так и из других участков гидропривода: соединительных штуцеров, тройников, колесных цилиндров. При утечках понижается давление в тормозной системе и педаль будет проваливаться или увеличится ее свободный ход.
В обоих случаях, как бы ни проявлялись неполадки в тормозной системе, необходимо обращаться на СТО за диагностикой и ремонтом. Если не сильно тянуть с этим вопросом, можно обойтись заменой ремкомплекта цилиндра, не меняя всю деталь целиком.
В ремкомплект входит, как правило, набор всех необходимых колец, уплотнителей и шайб, а также в некоторых случаях сменные поршни и пружины. Всё зависит от производителя, насколько он рассчитал срок службы детали.
При длительном использовании выходит из строя внутренняя поверхность цилиндра: появляются царапины, задиры, раковины от кавитационных процессов. В этом случае менять ремкомплект уже бесполезно, под замену идет вся деталь.
Техобслуживание тормозного цилиндра
В основном ТО сводится к еженедельной проверке уровня тормозной жидкости. Если уровень остается постоянным – система в порядке и особого внимания не требует.
Важный момент – регулярная замена тормозной жидкости, поскольку, как и любой расходник, она теряет свои свойства в процессе эксплуатации. Накопление мелких частиц, поглощение влаги из атмосферы и просто ухудшение ее качества приводит к досрочному износу большинства элементов тормозной системы. При покупке нужно обращать внимание на спецификации, указанные на этикетке: химический состав тормозной жидкости может и не подойти для использования в определенной марке автомобиля, так что лучше подбирать ту, которая не повредит уплотнители. И, конечно, выбирать качественную автохимию, а не искать на рынке подешевле: такая экономия никогда не окупается.
При самостоятельном доливе или замене тормозной жидкости необходимо следить, чтобы пыль не попала внутрь бачка. Хоть там и установлен сетчатый фильтр, чем чище будет внутри системы – тем дольше она прослужит.
Советы по подбору нового тормозного цилиндра и какие бренды лучше – читайте наш "Гид покупателя".
Устройство тормозных механизмов передних и задних колес автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Тормозные механизмы всех колес автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» являются барабанными, имеют колодочный тип.
Тормозные колодки автомобиля — самоустанавливающиеся . Концы ребер колодок, профилированные по радиусу, опираются и выполняют скольжение по гладким поверхностям тыльных сторон колесных цилиндров передних колес, а у задних колес — по приливу корпуса подшипников. Применение самоустанавливающихся колодок упрощает саму конструкцию тормоза и улучшает при торможении центрирование. Фрикционные накладки колодок выполнены из особой азбокаучуковой массы, обеспечивающей высокий коэффициент трения (до 0,5) по чугунному тормозному барабану. Накладки приклеиваются к колодкам специальным клеем марки ВС-10Т и подвергаются термической обработке. Тормозные механизмы передних колес имеют самозаклинивающиеся «активные» переднюю и заднюю колодки. Это достигается использованием в тормозе двух цилиндров гидропривода, каждый из которых воздействует своим поршнем на свою колодку. Диаметр верхнего цилиндра равен 22 мм, а нижнего — 19 мм, что создает равномерность торможения и устраняет «скрип» тормозов.
Колодки 5 крепятся к щиту 8 тормозов переднего колеса специальными пружинами 4 и опираются на кронштейны, приваренные к щиту. Стягиваются колодки пружинами 3. Верхний тормозной цилиндр 2 и нижний 6 между собой соединены трубками 7. К штуцеру 1 верхнего цилиндра подводится гибкий шланг из магистрали, а нижний снабжен клапаном 13 для выпуска воздуха при прокачке системы.
Ввиду того, что щит тормоза автомобиля ЗАЗ-968М нагружен большим крутящим моментом, затяжку болтов крепления щита к поворотному кулаку, а также болтов крепления тормозных цилиндров следует производить особенно тщательно, с усилием 1,7—1,9 кгс·м, а затяжку болтов М12 — с усилием 6—6,5 кгс·м.
Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 – Штуцер; 2 – Верхний колесный цилиндр тормоза; 3 – Пружина; 4 – Прижимная пружина колодки; 5 – Тормозная колодка; 6 – Нижний колесный цилиндр тормоза; 7 – Соединительная трубка; 8 – Щит переднего тормоза.
Тормозной барабан переднего колеса «Запорожца» сделан из ковкого чугуна и выполнен совместно со ступицей подшипников. Зазор между колодками и барабаном поддерживается постоянным специальным устройством, представляющим собой упорное разрезное кольцо 15, запрессованное в цилиндр с усилием 35—62 кгс·м. Прорезь кольца должна быть параллельной к плоскости щита тормоза. У кольца внутри имеется резьба прямоугольной формы, по которой в него ввертывается поршень 10 с уплотнительной манжетой 11. Ширина впадины резьбы кольца больше толщины нитки резьбы, находящейся на поршне. Поршень может перемещаться свободно относительно кольца в пределах размера А (2 мм). При торможении колодки передвигаются на величину зазора Б между колодкой и барабаном. При этом ход поршня Г меньше размера А. По мере износа накладки ход поршня Г становится равным размеру А, резьба поршня упирается в резьбу кольца, и эффективность торможения уменьшается. При этом ход педали тормоза увеличивается. Чтобы быстро восстановить нормальный ход педали и эффективность торможения следует на ровном сухом шоссе произвести пять-шесть резких торможений, перемещаясь со скоростью 30—35 км/ч вперед, а также сделать несколько резких торможений при движении задним ходом. При этом поршень своей резьбой резко сдвинет кольцо на величину В, и зазор А опять станет больше зазора Б.
Тормозной цилиндр переднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 9 – Пылезащитный колпак; 10 – Поршень диаметром 19 мм; 11 – Уплотнительная манжета; 12 – Корпус тормозного цилиндра; 13 – Клапан; 14 – Колпачок; 15 – Кольцо пружинное.
При необходимости промыть цилиндр и его детали или сменить манжеты поршень выкручивают (делается против часовой стрелки) из пружинного кольца, при этом не выпрессовывая его из цилиндра. При обратной постановке поршень, поставленный на прежнее место, следует в кольцо ввернуть полностью, а после отвернуть его на пол-оборота до расположения прорези в опорном стержне поршня параллельно щиту тормоза. В противном случае поршень не будет перемещаться в резьбе кольца и при первом же торможении барабан заклинит. При осуществлении замены колодок поршни с кольцами нужно установить в изначальное положение путем легких ударов по опорному стержню, пока торец поршня не окажется от кромки цилиндра на расстоянии 7 мм.
Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М состоит из колесного цилиндра 18, действующего одновременно на обе тормозные колодки 5, которые стягиваются длинной 3 и короткой 20 пружинами, и механизма стояночного тормоза, приводящего в действие колодки. Механизм стояночного тормоза состоит из распорной планки 19, на оси которой установлен рычаг 16 с возвратной пружиной 21. Место выхода рычага из щита тормоза герметизировано уплотнителем 37. На ось рычага надет наконечник троса 25, переброшенного через уравнительный ролик 36. От рычага подвески до крышки 24 туннеля пола кузова обе ветви троса закрыты в оболочку 23. Место выхода троса из оболочек на рычагах подвески уплотнено резиновыми чехлами 22, внутренняя полость которых заполняется при помощи смазки Литол-24. Этим предотвращается попадание влаги в оболочку, замерзание ее зимой или ржавление оболочки и троса. Внутренняя часть оболочки смазывается при сборке графитной смазкой. Привод в действие стояночного тормоза осуществляется рычагом 31, установленным на туннели пола кузова между передними сидениями. Рычаг качается на оси 27 в кронштейне 26 с зубчатым сектором 28. Кронштейн 26 крепится болтами 34 к туннелю.
Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 3 – Пружина; 4 – Прижимная пружина колодки; 5 – Тормозная колодка; 16 – Рычаг; 17 – Щит заднего тормоза; 18 – Корпус цилиндра диаметром 19 мм тормоза заднего колеса; 19 – Планка распорная; 20 – Стяжная короткая пружина; 21 – Возвратная пружина рычага; 22 – Чехол; 23 – Оболочка троса; 24 – Крышка; 25 – Трос; 26 – Кронштейн; 27 – Ось; 28 – Сектор; 29 – Собачка; 30 – Стержень; 31 – Рычаг; 32 – Пружина тяги; 33 – Кнопка; 34 – Болт; 35 – Палец; 36 – Ролик; 37 – Уплотнитель.
Рычаг фиксируется в определенном положении собачкой 29 храпового механизма. Вывод собачки из зацепления осуществляется кнопкой 33 через тягу 30. Надежное зацепление собачки и зубьев сектора обеспечивается пружиной тяги 32. Кронштейн 26 имеет овальные отверстия, позволяющие передвигать его при регулировке тормоза (натяжке троса).
В нижней части рычага на пальце 35 установлен уравнительный ролик 36. Рычаг и ролик имеют дополнительные отверстия, служащие для перестановки ролика при значительной вытяжке троса. Ход рычага до того, как колеса полностью затормозятся, не должен быть больше четырех-пяти щелчков храповика.
При этом происходит натяжение обеих ветвей троса 25, рычаги 16 поворачиваются на осях распорных планок 19 и передвигают передние колодки по ходу, пока они не прижмутся к тормозному барабану. Далее рычаги, поворачиваясь относительно точки опоры, образованной в месте контакта ребра колодки и рычага, через оси распорных планок, передвигают распорные планки в сторону задних колодок и прижимают их к тормозному барабану, увеличивая эффект торможения. После прекращения торможения колодки под действием пружин 3 и 20 возвращаются в исходное положение (до их упора в поршни цилиндра). Рычаги 16 и ветви троса возвращаются в исходное положение пружинами 21.
Тормозной цилиндр заднего колеса автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 10 – Поршень диаметром 19 мм; 11 – Уплотнительная манжета; 13 – Клапан; 15 – Кольцо пружинное; 18 – Корпус цилиндра диаметром 19 мм тормоза заднего колеса.
Если при полностью поднятом рычаге не происходит торможения автомобиля ЗАЗ-968М на уклоне 16—20%, то необходимо отрегулировать натяжение троса путем перемещения кронштейна 26 вперед при отпущенных болтах 34.
При использовании всей длины овальных отверстий кронштейна 26 можно дополнительно натянуть трос с помощью перестановки на отверстия И и Д в рычаге отверстий Д и Е уравнительного ролика.
Ход разжимного рычага на щите тормоза ЗАЗ-968М, независимо от вытяжки троса, увеличивается за счет износа накладок и их сдвига в автоматическом режиме в сторону барабана. В случае износа накладок до 2 мм толщины и невозможности обеспечить эффективность торможения за счет указанных выше регулировок следует снять тормозные барабаны и распорные планки 19 переставить на прорези Ж с увеличенным расстоянием. Это даст возможность приблизить колодки к рычагам 16 и уменьшить их ход.
Если после перестановки планок торможение на автомобиле ЗАЗ-968М происходит при подъеме рычага на два-три щелчка храповика, необходимо несколько ослабить натяжение троса.
Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля ЗАЗ-968М заключается в постоянном поддержании эффективности работы стояночного и рабочего тормозов. Торможение всех колес у автомобиля должно быть равномерным и исключать вероятность заноса. Барабаны тормозов не должны греться самопроизвольно. У педали тормоза ее рабочий ход не должен быть больше 2/3 полного хода. Необходимо выполнять слежение за состоянием шлангов системы гидропривода. Если шланги имеют какие-либо повреждения, надрывы или трещины на внешней поверхности, их нужно незамедлительно заменить. Недопустима даже самая малая течь в трубопроводах и цилиндрах. Увеличение свободного хода педали, снижение усилия, необходимого для торможения («мягкая педаль»), или появление ощущения упругости нажатой педали являются признаком того, что в систему поступает воздух вследствие недостаточной герметичности, значительного понижения уровня жидкости или нарушения прокачки и заправки. Для удаления воздуха из системы производится ее прокачка известными методами через клапаны 13 цилиндров до полного удаления пузырьков воздуха из системы. Перед прокачкой необходимо выявить место попадания воздуха в систему. Оно обычно мокрое от тормозной жидкости. Рекомендуется производить ежедневный контроль уровня тормозной жидкости в бачке и доливать ее в случае необходимости.
После пробега каждых 20 000 км необходимо проверять состояние колодок тормозов на ЗАЗ-968М, очищать тормозные механизмы, регулировать стояночный тормоз и закладывать в чехол 22 смазку, проверять состояние тормозных шлангов.
Если на наружном слое шланга обнаружены сетка трещин, следы потертостей, вздутия, шланг необходимо заменить. Если при нажатии на педаль тормоза с усилием 50—60 кг в течение 10—15 с наблюдается вздутие на шланге, то дальнейшая эксплуатация с таким шлангом недопустима.
После пробега каждых 60 000 км следует проделать операции, рекомендуемые после пробега 20 000 км, а также дополнительно снять тормозные колодки и разобрать тормозные цилиндры, промыть систему и заменить жидкость. Для предотвращения ржавления внутренних поверхностей цилиндров между поршнями и защитными чехлами следует заложить смазку, которая состоит из смеси касторового масла и воска в равной пропорции. Толщина слоя смазки около 0,5 мм.
Проверить затяжку болтов крепления щитов тормозов к рычагам задней подвески «Запорожца» и поворотным кулакам передней подвески, крепление цилиндров к щитам, главного цилиндра тормоза к кузову, состояние металлических трубопроводов, отсутствие вмятин и трещин, состояние защитных чехлов.