Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неисправности сцепления

Неисправности сцепления?

Как обнаружить и устранить неисправности сцепления?

Чтобы окончательно убедиться, пробуксовывает ли сцепление, необходимо на работающем двигателе затянуть ручной тормоз до отказа и включить прямую передачу. Затем плавно прибавляя газ, медленно отпускать педаль сцепления. Если при полностью отпущенной педали сцепления и открытой дроссельной заслонке двигатель заглохнет, то ясно, что сцепление не пробуксовывает, если он продолжает работать — сцепление пробуксовывает. Причинами пробуксовки могут быть:
1. Нарушение величины свободного хода педалей сцепления. С помощью линейки проверьте свободный ход педали сцепления и отрегулируйте поворотом сферической гайки тяги в ту или иную сторону. Для увеличения свободного хода педали гайку следует свертывать с тяги, для уменьшения — навертывать на тягу. После регулировки нужно проверить величину свободного хода педали сцепления, которая должна соответствовать норме.
2. Замасливание дисков (диски проскальзывают). Вероятнее всего эта неисправность возникает в результате повышенной смазки выжимного подшипника сцепления или течи смазки через задний коренной подшипник коленчатого вала двигателя. Устраняется она разборкой сцепления и тщательной промывкой дисков бензином, а также зачисткой жесткой щеткой фрикционных накладок.

Величины свободного хода педалей, в мм

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157,

Проверка величины своободного хода педали сцепления линейкой:
а — свободный ход педали сцепления

Регулировка свободного хода педали сцепления:
1 — регулировочное приспособление;
2 — соединительная тяга
Износ фрикционных накладок ведомого диска. При износе накладок ведомого диска уменьшается величина свободного хода педали сцепления. Выжимной подшипник при этом беспрерывно давит на концы рычажков выключения сцепления и не дает возможности пружинам туго зажать ведомый диск между плоскостью маховика и ведущим диском. Пробуксовку сцепления можно попытаться устранить регулировкой свободного хода педали при небольшом износе накладок, а при сильном износе — только заменой изношенных накладок на новые.
Увеличенный износ трущейся поверхности нажимного диска. Устраняется, эта неисправность заменой диска или механической обработкой его.
Причинами пробуксовки могут быть: неточная регулировка рычагов выключения сцепления и ослабление либо поломка нажимных пружин сцепления. В этом случае необходимо отрегулировать рычаги, а пружины заменить. Помните, что при движении автомобиля держать ногу на педали сцепления запрещается, так как при этом происходит пробуксовка сцепления, изнашиваются диски, сильно нагревается сцепление, а пружины теряют свою упругость.
Второй распространенной неисправностью сцепления является неполное выключение сцепления (ведет). Полноту выключения сцепления можно проверить следующим образом. На малых оборотах двигателя выжимаем педаль сцепления до отказа, и если первая передача включается бесшумно, значит, сцепление, выключается полностью. Если при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен, значит, сцепление «ведет». Такого рода неисправность может произойти по следующим причинам:
1. Увеличен зазор между упорным подшипником муфты, выключения, и внутренними концами рычагов выключения. Устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления.
2. Коробление или перекос ведомого диска в результате перегрева сцепления длительной пробуксовкой. Покоробленные диски следует заменить или попытаться выправить.
3. Обрыв фрикционных накладок, и их заклинивание между дисками. Необходимо разобрать сцепление и заменить накладки.
4. Перекос нажимного диска в связи с тем, что внутренние концы рычагов сцепления установлены не в одинаковом положении, и нажимной диск полностью не отходит от ведомого при выключении сцепления. Устранение этой неисправности достигается установкой концов рычагов в положение одной плоскости.
5. Нарушение зазора между средним ведущим Диском и установочными винтами (в сцеплении автомобиля «ЗИЛ»), в результате износа поверхностей дисков и маховика. Проверить и при необходимости отрегулировать положение установочных винтов. Прежде чем сделать это, нужно произвести регулировку положения рычагов выключения.
В сцеплении автомобиля «ЗИЛ» установку рычагов выключения в одной плоскости регулируют с помощью гаек, навернутых на вилки крепления выжимных рычагов, а сцеплений ГАЗ-53А — винтами, установленными на выжимных рычагах. Для регулировки положения установочных винтов (сцепление автомобиля «ЗИЛ») нужно ввернуть их до упора в средний ведущий диск, а затем отвернуть каждый из трех установочных винтов примерно на один оборот или 5—6 щелчков стопорной шайбы. При этом между торцами винтов и плоскостью среднего ведущего диска будет зазор 1—1, 25 мм. После регулировки необходимо проверить чистоту выключения, сцепления.
Третьей неисправностью сцепления является неплавное его включение. Причинами могут быть: заедание муфты выключения на направляющей втулке или неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги выключения. Необходимо устранить заедание муфты и отрегулировать положение рычагов выключения сцепления. Резкое включение сцепления может быть вызвано также ослаблением крепления двигателя или недостаточной величиной свободного хода педали сцепления. Устраняются эти неисправности регулировкой свободного хода педали сцепления и подтяжкой ослабленных мест крепления двигателя либо заменой деталей крепления.
Сравнительно редко от перегрева сцепления могут появиться мелкие трещины ведущих дисков либо возникнуть повышенный износ шлицев ступицы ведомого диска или ведущего вала коробки передач, что также приводит к резкому включению сцепления. Эти дефекты устраняются заменой изношенных деталей.
Иногда при выключении сцепления слышен шипящий шум или свист, что свидетельствует о неисправности выжимного подшипника. Чаще всего он изнашивается из-за отсутствия смазки. Выжимной подшипник может выйти из строя также оттого, что водитель при движении автомобиля держит ногу на педали сцепления. Недостаточная величина свободного хода педали сцепления также отрицательно влияет на выжимной подшипник. Чтобы устранить неисправности, следует заменить подшипник и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Уместно напомнить, что в процессе эксплуатации последних выпусков автомобилей ЗИЛ-130 смазывать подшипники муфты выключения не разрешается. Смазка закладывается на заводе.
В автомобилях М-21 «Волга», «Москвич-408» сравнительно редко нарушается нормальная работа сцепления. Неисправность может произойти лишь из-за попадания воздуха в систему гидравлического привода выключения сцепления. В этом случае следует удалить воздух из системы.
Напомним водителям, что долговечность и надежность работы сцепления во многом зависит от тщательного ухода за ним и от умелой его эксплуатации.

Читайте так же:
Гидроаккумулятор регулировка давления автоматики

28 . 2 Проверка величины давления воздуха в шинах автомобилей зил – 131, КамАз – 4310,при проведении к.О.

Контроль над давлением воздуха в шинах централизованной системы накачки шин, ведётся по контрольному манометру, расположенному слева, на панели проборов. Управление системой производится рычагом, расположенным под манометром. На шкале манометра имеется цветовая шкала, с цифрами, указывающая величину давления в шинах, при различных условиях движения автомобиля по дорогам.

Перед поверкой величины давления воздуха необходимо запустить двигатель, довести давление воздуха в тормозной системе до нормы не ниже 6-ти атмосфер, контролируя эту величину по рабочему манометру тормозной системы , убедиться в отсутствии утечки сжатого воздуха из системы.

Для снижения давления в шинах, рычаг управления следует нажать вниз и передвинуть влево, контролируя давление по шинному манометру, для накачки шин – рычаг переводится вправо.

МИНИМАЛЬНОЕ давление воздуха в шинах автомобиля ЗИЛ – 131: 0,5 атмосфер, КамАЗа – 4310: 0,7 атмосфер данное давление в шинах устанавливается перед проездом брода , максимальная скорость движения автомобиля на шинах с низким давлением – НЕ БОЛЕЕ 10 кмчас.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ СНИЖАТЬ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ НИЖЕ ЭТОЙ НОРМЫ, В ВИДУ СХОДА ШИНЫ С ОБОДА КОЛЕСА!

МАКСИМАЛЬНОЕ давление в шинах не должно превышать 3,5 атмосфер у ЗИЛа – 131 и 4,5 атмосфер у КамАЗа -4310, в виду повреждения камеры колеса.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЗАКРЫВАТЬ ОДИН ИЗ 6-ти ШИННЫХ КРАНОВ КОЛЁС!

28 . 3 Работы по проверке величины свободного хода педали тормоза автомобиля КамАз 4310, при выполнении работ по то – 1.

Перед проверкой, проверить и довести до нормы давление сжатого воздуха в тормозной системе:

не ниже 6, 5 – 7, 2 атмосфер, а так же, потребуется помощь помощника.

Проверка проводится водителем, с помощью линейки, уперев её в пол кабины, перпендикулярно педали, на расстоянии 215 мм от оси педали.

Замерив, положение педали на линейке, водитель плавно нажимает на педаль тормоза, до сигнала

помощника о начале выходов штоков из тормозных камер и производит второй замер на линейке.

Разность замеров должна быть в пределах 20 – 30 мм – это величина свободного хода.

При большей разности замеров, надо:

— удалить шплинт оси регулировочной вилки тяги тормозной педали

— вилку навернуть на тягу

— при меньшей разности – удлинить тягу, сворачивая вилку.

В заключение регулировки, зафиксировать вилку контргайкой и установить новый шплинт в ось.

Полный ход педали тормоза, при правильной регулировке свободного хода педали составляет

100 – 130 мм. Ход педали ограничивается упорным болтом тормозного крана, а не полом кабины.

29 . 1 Порядок проверки величины, регулировки свободного хода педали сцепления автомобиля зил – 131.

Проверка проводится при ТО-1, а в случае, когда величина свободного хода выходит за допустимый предел – проводится регулировка. Обязательная регулировка – на ТО – 2.

Проверка проводится с помощью линейки, при её упоре в пол кабины. Свободный ход должен быть в пределах 35 – 50 мм. Для регулировки хода следует ослабить контргайку на регулировочной тяге привода сцепления и вращением шаровой упорной гайки, добиться требуемой величины свободного хода. При удлинении тяги (сворачивании гайки), свободный ход увеличивается, при накручивании гайки на тягу – ход уменьшается.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Регулировки и монтаж сцепления ЗИЛ-131

Сцепление ЗИЛ-131 (рис.1) — однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8. Кожух 9 сцепления закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 23.

Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами 7, установленными между кожухом 9 сцепления и нажимным диском 3. Под пружины со стороны нажимного диска установлены теплоизолирующие шайбы.

Передача крутящего момента от кожуха 9 сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск 3 четырьмя парами пружинных пластин 4.

Читайте так же:
Чем регулировать обороты электродвигателя 380в

Пластины создают жесткую связь нажимного диска (корзины) с кожухом сцепления ЗИЛ-131 в окружном и радиальном направлениях, одновременно обеспечивая возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления.

Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой — специальными втулками 5 и болтами 6 к нажимному диску.

Выключающее устройство сцепления состоит из четырех рычагов 16, которые пальцами 20 соединены с нажимным диском и вилкой 18. Между пальцами 20 и рычагом 16 поставлены игольчатые ролики 22.

Точками опоры рычагов на кожухе служат регулировочные гайки 17, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления опорными пластинами 19, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами.

Рис.1. Сцепление автомобиля ЗИЛ-131

1 — коленчатый вал; 2 — маховик; 3 — нажимной диск; 4 — пружинная пластина; 5 — втулка пружинных пластин; 6 — болт крепления пластин; 7 — нажимная пружина; 8 — картер; 9 — кожух; 10 — теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 — подшипник; 12 — муфта; 13 — оттяжная пружина муфты; 14 — крышка заднего подшипника первичного вала коробки передач; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — регулировочная гайка; 18 — вилка; 19 — опорная пластина регулировочной гайки; 20 — палец; 21 — крышка картера сцепления; 22 — игольчатый ролик; 23 — болт крепления кожуха сцепления; 24 — пробка со шплинтом; 25 — щиток маслосборника; 26 — ведомый диск сцепления; 27 — прокладка; 28 — обрезиненный щиток; 29 — ведущий вал коробки передач; 30 — передний подшипник ведущего вала коробки передач

Упругость пластин 19 и сферическая форма опорной поверхности гаек, соприкасающихся с кожухом, позволяют вилкам 18 совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления ЗИЛ-131.

Положение рычагов 16 выключения сцепления регулируют гайками 17, которые после регулирования раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.

Нажимной диск (корзина) сцепления ЗИЛ-131 в сборе с кожухом отбалансирован. Поэтому при разборке и последующей сборке необходимо обеспечивать первоначальное положение деталей.

Рис.2. Ведомый диск сцепления ЗИЛ-131

1 — диск; 2 — пружина гасителя крутильных колебаний; 3 — опорная пластина; 4 — маслоотражатель; 5 — диск гасителя; 6 — ступица ведомого диска; 7 — заклепка; 8 — фрикционная накладка; 9 — фрикционная накладка ведомого диска; 10 — балансировочная пластина

Ведомый диск сцепления ЗИЛ-131 — стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (трение стали по стали). Упругими элементами гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин 2 (рис.2).

Каждая пружина вместе с двумя опорными пластинами 3 размещена в отверстиях ведомого диска сцепления и дисках 5 гасителя.

Опорная пластина 3 имеет четыре выступа, удерживающие ее в отверстиях ведомого диска, и отверстие с отбортовкой, на которой центрируется пружина.

Ступица 6 ведомого диска сцепления ЗИЛ-131 вместе с прикрепленными к ней с двух сторон дисками гасителя и маслоотражателем 4 может проворачиваться относительно ведомого диска в обе стороны на определенный угол; при этом происходит сжатие пружин.

Максимальный угол закручивания определяется полным сжатием пружин до соприкосновения витков. Ведомый диск сцепления центрируется по наружному диаметру фланца ступицы 6.

Рис.3. Привод сцепления автомобиля ЗИЛ-131

1 — педаль сцепления; 2 — оттяжная пружина; 3 — контргайка; 4 — сферическая регулировочная гайка; 5 — масленка втулок; 6 — вал педали сцепления; 7 — регулируемая тяга выключения сцепления; 8 — рычаг вала сцепления; 9 — рычаг вилки выключения сцепления; 10 — масленка для смазывания втулок вилки выключения сцепления

Ведомый диск сбалансирован. Балансировку осуществляют установкой на ведомом диске балансировочных пластин 10.

Для выключения сцепления ЗИЛ-131 служит педаль 1 (рис.3), установленная с валом во втулках кронштейна, закрепленного на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец педали через рычаг 8 связан регулируемой тягой 7 с рычагом 9 вилки выключения сцепления.

Ход педали ограничивается упором в пол кабины. Вилка 15 (см. рис.1) выключения сцепления перемещает муфту 12; на ней установлен подшипник который, нажимая на концы рычагов 16, выключает сцепление.

Подшипник 11 выключения сцепления имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации его не смазывают.

При необходимости этот подшипник заменяют новым. В нижней части крышки 21 картера сцепления имеются щиток 25 маслосборника и пробка 24 со шплинтом для слива масла.

Сцепление ЗИЛ-131 приспособлено для преодоления автомобилем глубоких бродов. Для герметизации сцепления перед преодолением брода пробку 24 заменяют глухой пробкой, которая при обычной эксплуатации ввернута в крышку подшипника цилиндрической шестерни редуктора переднего моста.

Между картером 8 сцепления и крышкой 21 картера сцепления находится уплотнительная прокладка 27 уплотнительная прокладка ставится также под фланец вилки 15 выключения сцепления; обе прокладки устанавливают на уплотняющей пасте.

Читайте так же:
Регулировка стояночного тормоза на рав 4 2012

Этой же пастой при сборке силового агрегата уплотнены передний и задний торцы картера сцепления. Для уплотнения вилки 15 выключения сцепления на ее шейках с двух сторон установлены резиновые кольца.

В нижней части переднего торца картера сцепления ЗИЛ-131 находится специальный обрезиненный щиток 28, закрывающий проем в картере сцепления.

Щиток крепится к картеру сцепления двумя болтами и поджимается в нижней плоскости блока цилиндров выступом на передней части крышки картера сцепления.

При сборке необходимо сначала завернуть болты крепления щитка до соприкосновения головки болта с пружинной шайбой, не затягивая их окончательно, затем затянуть болты крепления крышки 21 картера сцепления и только после этого окончательно затянуть болты крепления щитка.

При установке агрегатов на место необходимо применять в указанных выше местах уплотняющую пасту.

При правильной регулировке сцепление ЗИЛ-131 не должно пробуксовывать во включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно вести). Свободный ход педали должен составлять 35 . 50 мм, а полный ход — не менее 180 мм.

По мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления ЗИЛ-131, в результате чего оно может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления.

В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления ЗИЛ-131. Это ведет к быстрому изнашиванию ведомого диска и затрудняет переключение передач.

Регулировка свободного хода педали сцепления ЗИЛ-131 производится в следующем порядке:

— Отвернуть контргайку 3 (см. рис.3).

— Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую регулировочную гайку 4;

— для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует навертывать на тягу 7, а для увеличения свободного хода — свертывать с тяги.

— Пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления.

При правильно отрегулированном приводе сцепления ЗИЛ-131 зазор между концами рычагов 16 (см. рис.1) и подшипником выключения сцепления должен быть 3 . 4 мм.

Обслуживание заключается в регулировке привода сцепления, очистке от грязи, своевременной подтяжке всех болтовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали сцепления в соответствии с картой смазывания.

Передний подшипник первичного вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников, и при эксплуатации не смазывается. При ремонтных работах этот подшипник при необходимости заменяют.

Надо тщательно следить за затяжкой болтов крепления картера к блоку цилиндров. Момент затяжки болтов должен быть равен 80 . 100 Нм (8 . 10 кг/см). Болты следует затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

Проверка сцепления и тормоза

При проверке технического состояния сцепления и рабочего тормоза необходимо убедиться в плавности перемещения педалей и наличии у них свободного хода.

Для проверки свободного хода установить линейку (рис.1) на пол кабины и заметить показания на ней. Усилием руки перемещать педаль до тех пор, пока не станет ощутимым сопротивление. Разность между показаниями на линейке в исходном положении и в положении, при котором ощущается сопротивление, является величиной свободного хода.

Измерение свободного хода педали сцепления (тормоза)

Рис.1. Измерение свободного хода педали сцепления (тормоза)

Величины свободного хода педали сцепления и тормоза должны соответствовать данным, представленным в таблице.

Марка автомобиляСвободный ход педали сцепления, ммСвободный ход педали тормоза, мм
ГА3-53А
ГАЗ-66
ЗИЛ-157К
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131
«Урал-375Д»
KpAЗ-255Б
KaмAЗ-5320
«Урал-4320»
35…45
32…44
30…45
35…50
30…40
32…40
30…42
30…40
8…14
8 . 13

40…60*
20…33
10…15
20…30
15…25
* При установке на автомобиле одинарного тормозного крана – 20…80 мм.

При проверке технического состояния тормозов на автомобилях с гидравлическим (пневмогидравлическим) приводом тормозов контролируется, кроме того, уровень тормозной жидкости и состояние пробки в главном тормозном цилиндре.

При этом педаль тормоза при нажатии должна без заеданий перемещаться вперед и возвращаться под действием пружины в исходное положение.

В тормозах с гидравлическим приводом педаль не должна доходить до пола кабины ближе чем на ½ … 1/3 своего полного хода, причем нога должна ощущать «жесткую» педаль.

Если педаль опускается ниже, то это свидетельствует о попадании в привод тормоза воздуха, значительном увеличении зазора между накладками колодок и барабаном или сильном износе манжеты главного тормозного цилиндра.

Ощущение «мягкой» педали, позволяющей при незначительном усилии выжать ее почти до упора в пол, свидетельствует о наличии воздуха в приводе.

При проверке свободного хода педали тормоза на автомобилях с пневматическим и пневмогидравлическим приводом в ресиверах должен быть сжатый воздух, сами ресиверы должны быть без повреждений и коррозии, а конденсат слит. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов для проверки необходимо предварительно отсоединить оттяжную пружину тяги.

Уровень тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре (в бачке гидравлического привода тормозов автомобиля «Урал-375Д») провернется линейкой и должен быть на 15…20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Отверстие в пробке главного тормозного, цилиндра (бачка) должно быть чистым. Если расстояние между площадкой тормозной педали и полом кабины у автомобилей с гидроприводом тормозов (например, ГАЗ-66, ГАЗ-53А) при полном ходе педали окажется менее 25 мм либо ход штока тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом тормозов (например, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130) более 35 мм для передних и 40 мм для задних колес, то необходимо провести частичную регулировку тормозов колес для уменьшения зазора между колодками и барабаном. Она производится с помощью регулировочных, эксцентриков при небольших износах накладок в автомобилях с гидравлическим приводом тормозов и вращением осей червяков регулировочных рычагов в автомобилях с пневматическим приводом тормозов.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапан на мопеде альфа 110 куб

При проверке стояночного тормоза контролируется величина зазора между колодками и барабаном. Для этого необходимо перевести рычаг тормоза из исходного положения в положение полного затормаживания.

При исправном стояночном тормозе автомобиль УАЗ-469 должен затормаживаться при установке собачки рычага в третью или четвертую впадину сектора (считая от задней части). Перемещение рычага при полном затормаживании не должно превышать 4…6 зубьев сектора для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157К. Автомобиль «Урал-375Д» должен полностью затормаживаться при положении зуба защелки на середине зубчатого сектора (на 8…10-м выступе сектора).

Для автомобиля ГАЗ-53А при исправном стояночном тормозе ход его рычага должен быть на 3…5 щелчков при полном затормаживании, а для автомобилей ГАЗ-66 – 10…12 щелчков.

Для автомобилей КрАЗ-255Б рычаг стояночного тормоза не должен доходить до конца нарезки на секторе на три-четыре зуба.

При проверке контролируется также состояние тормозного барабана и колодок, которые должны быть чистыми, не иметь повреждений и трещин. Наличие масла на рабочих поверхностях не допускается.

ЗИЛ 131

При ежедневном обслуживании проверяют исправность фар и работу стартера. После 10 000—12 000 км пробега при ТО-2 проверяют и регулируют направление света фар. Для регулировки автомобиль без нагрузки устанавливают на горизонтальной площадке на расстоянии 10 м от специального экрана 3 так, чтобы продольная ось автомобиля была перпендикулярна к плоскости экрана, на котором наносят вертикальную линию, совпадающую с осевой линией автомобиля. По обе стороны от нее проводят еще две вертикальные линии I— I и II— II на одинаковом расстоянии, равном расстоянию между фарами. Затем наносят три горизонтальные линии: В—В на уровне высоты центров фар от земли, А—А центров световых пятен большого света, на 150 мм ниже В—В и Б—Б ниже А—А на 435 мм, которая является линией центров световых пятен при включении ближнего света.

Включают дальний свет и, закрыв правую фару шторкой, регулируют левую фару так, чтобы центр светового пятна совпадал с точкой пересечения горизонтальной линии А—А с вертикальной I— I. Также регулируют правую фару, у которой центр светового пятна должен находиться на пересечении линий А—А и II— II. Для регулировки фар пользуются винтом 1 вертикальной регулировки и винтом 2 горизонтальной регулировки.

После регулировки проверяют свет двух фар одновременно, затем закрепляют их и снова проверяют.

Если оптический элемент установлен верно, то при включении ближнего света фар центры световых пятен должны находиться в точках, образованных пересечением горизонтальной линии Б— Б и вертикальных линий I— I и II— II.

Если дальний свет фар отрегулирован верно, а пятна ближнего света смещены относительно линии Б—Б, то проверяют правильность посадки лампы в фаре. В случае необходимости меняют лампы.

При втором техническом обслуживании очищают наружную поверхность стартера 4, тягового реле 5 и включателя «массы», проверяют состояние выводов и крепление стартера.

После 10 000—12 000 км пробега через одно ТО-2, а на новом автомобиле после первых 25 000 км пробега снимают стартер, проверяют его, при необходимости регулируют и устраняют неисправности. Корпус стартера 4 продувают сжатым воздухом и проверяют состояние щеток 12 и коллектора 13. Рабочую поверхность коллектора промывают неэтилированным бензином и зачищают следы подгорания.

Высота щеток должна быть не менее 6—7 мм (полная высота щетки 14 мм). При меньшей высоте щетки заменяют. Давление пружины 26 на щетку и коллектор должно быть в пределах 1,2—1,5 кГ, его проверяют динамометром 25. Подгоревшие пластины коллектора 13 зачищают мелкой стеклянной шкуркой или обрабатывают на станке.

При разборке стартера винтовые шлицы на валу 18 якоря промывают бензином или керосином, протирают и перед сборкой стартера смазывают маслом. Крышку 14 привода и крышку 11 корпуса мыть в ванной запрещено, так как вымывается смазка из бронзо-графито-вых пористых подшипников 17 вала якоря. Подгоревшие контакты 23 и 24 тягового реле стартера зачищают стеклянной шкуркой. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском 22 сильно изношены, их поворачивают на 180°. Осевое перемещение вала 18 якоря должно быть не более 1 мм, его регулируют регулировочными шайбами 19. Зазор между включенной шестерней 16 и упорным кольцом 20 должен быть 2,5 ±1 мм. Его регулируют винтом 21. Один оборот винта соответствует передвижению шестерни вдоль оси вала якоря на 1,7 мм.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапана на ямз 238 в два оборота

При выключенном стартере расстояние между торцом шестерни 16 и плоскостью присоединительного фланца 15 должно быть в пределах 33,5—35 мм.

Для испытания стартер подключают к аккумуляторной батарее 10 и вольтамперметру или. в его цепь включают амперметр 6 и вольтметр 8 (как показано на схеме).

При испытании на холостом ходу цепь замыкается не более, чем на 1 мин, при этом стартер должен потреблять ток не более 80 А.

Для испытания под нагрузкой устат навливают специальный амперметр со шкалой до 1000 А и шунт 7 на 1000А. Затормозив автомобиль и не выжимая сцепления, включают стартер на 4—5 сек. Сила потребляемого тока, показанная на шкале амперметра, должна быть не более 650 А, а вольтметр должен показать напряжение 8—9 В.

После испытания стартер проверяют на герметичность. Все уплотняющие резиновые кольца, в том числе и под защитным колпаком 9, заменяют на новые, Специально уплотненный со стороны привода стартер погружают на 5 мин в пресную воду комнатной температуры на глубину 50 мм, при этом внутри стартера создается избыточное давление воздуха 0,1—0,2 кГ/см2. Стартер считается выдержавшим испытание, если в течение 3 минут не выделяются пузырьки воздуха из одного и того же места.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ, КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

При проведении ежедневного обслуживания проверяют свободный ход педали 7 выключения механизма сцепления, который должен быть в пределах 35 — 50 мм. Его замеряют специальной линейкой 15 с движками. Свободный ход педали определяется зазором между упорным подшипником 9 и рычагами 12. Зазор должен быть в пределах 3—4 мм. Положение рычагов 12 регулируется на заводе гайками 14, которые после регулировки раскернивают и в процессе эксплуатации положение рычагов не регулируется.

При первом техническом обслуживании проверяют полный и свободный ход педали 7, а также действие оттяжной пружины 6 педали. Полный ход педали сцепления до пола должен быть не менее 180 мм.

Свободный ход педали сцепления регулируют сферической гайкой 2, которую поворачивают при отпущенной контргайке 3 на конце тяги 1 привода выключения сцепления. Для уменьшения свободного хода педали гайку 2 навертывают, а для увеличения — отпускают, окончив регулировку, обязательно затягивают контргайку 3. Величину свободного хода проверяют при неработающем двигателе. Осматривают и подтягивают крепления картеров сцепления 8, коробки передач 18, раздаточной коробки 26 и коробки отбора мощности 16. Болты крепления картера 8 сцепления к блоку цилиндров двигателя затягивают равномерно, последовательно крест-накрест, прикладывая момент затяжки 8—10 кГм. Гайки шпилек крепления картера 18 коробки передач к картеру 8 сцепления затягивают моментом 12—15 кГм.

При втором техническом обслуживании смазывают детали привода выключения сцепления, при необходимости добавляют масло в картеры коробки передач и раздаточной коробки.

Втулки валика 10 и оси 11 педали сцепления смазывают через масленки пресс-солидолом УС-1 или С до выдавливания из втулок свежей смазки. В упорный подшипник 9 и передний подшипник первичного вала 13 коробки передач на заводе-изготовителе заложен постоянный запас смазки и подшипники в процессе эксплуатации не смазываются.

Сцепление на автомобиле ЗИЛ-131 приспособлено для преодоления глубоких бродов. При преодолении брода пробку 5 со шплинтом в крышке 4 картера сцепления заменяют герметичной пробкой.

Заменяют масло в агрегатах силовой передачи при шестом ТО-2, через 24 000—36 000 км пробега.

Для смазки агрегатов силовой передачи применяют специальные высококачественные трансмиссионные автомобильные масла с присадками марок ТС -14 и ТА -15В. В качестве заменителя используют масло ТАп-15. В районах Арктики и Крайнего Севера, а также при температуре ниже минус 25°C рекомендуется применять специальное северное трансмиссионное масло с присадкой ВТУТНЗ № 1 26-63, которое можно заменить трансмиссионным маслом ТА -10.

В случае применения масел ТА -15 и ТА —10 замену производят при ТО-2, т. е. через 8000—12 000 км пробега.

Сливают масло из картеров коробки передач 18 и раздаточной коробки 26 через отверстия, закрываемые магнитными пробками 19.

Уровень масла в коробке передач и раздаточной коробке проверяют через отверстия, закрываемые пробками 17. Прочищают вентиляционную трубку 20 коробки передач и воздушные каналы сапуна раздаточной коробки.

Из коробки отбора мощности 16 масло сливают через отверстие, закрываемое пробкой 22, а доливают в картер через отверстие с пробкой 21. В коробку передач без коробки отбора мощности заливают 5,1 л, с коробкой отбора мощности — 6,7 л, а в раздаточную коробку — 3,3 л.

При постановке после снятия воздушной камеры 25 каретки включения переднего моста необходимо при помощи прокладок 23 установить размер, равный 1 74±0,1 мм от торца корпуса камеры 25 до отверстия под стопорный болт на стержне 24 переключения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector