Как часто надо менять цепь и звезды на мотоцикле
Как часто надо менять цепь и звезды на мотоцикле?
Со временем цепь и звезды на вашем мотоцикле могут изнашиваться и потому требуют к себе внимания. Несмотря на то, что с каждым годом цепи и звезды совершенствуются, из-за чего нуждаются в меньшем уходе, рано или поздно их придется менять.
Под воздействием внешних факторов (прилипание грязи и песка) металл на цепи и звездах истончается. Песчинки и пыль просто стирают поверхность зубьев как наждачная бумага.
Производители всегда рекомендуют менять цепь и звезды одновременно. Передняя и задняя звезда обычно изнашиваются одинаково, различия могут возникать, если использованы звезды разных производителей. Также, если задняя звезда алюминиевая, допустимо менять ее чаще, поскольку она мягче стальных и быстрее изнашивается.
Сколько обычно служат цепи и звезды?
При нормальном обслуживании качественные брендовые цепи O-Ring (например, D.I.D VO) служат 16 000 км, цепи X-Ring (DID VX, VT, ZVM-X) нужно менять каждые 32 000 км. Но не забывайте, что при плохом уходе любые цепи служат намного меньше.
Звезды могут иметь разный срок службы в зависимости от используемого метала и технологии изготовления, поэтому желательно устанавливать звезды от одного производителя.
Мы рекомендуем следующие бренды:
AFAM — французские приводные звезды премиального качества, этот бренд любят спортсмены за высокую прочность, подходят для использования в соревнованиях;
Sunstar — оригинальные звезды для японских мотоциклов, устанавливаются на мотоциклы Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki с завода;
JT Sprockets — самые популярные экономичные и надежные звезды для мототехники, производятся из японской стали, сертифицированы по европейским стандартам.
Как определить износ на звезде и нужно ли ее менять?
Изношенная цепь начинает медленно ломать звезду, так как ее звенья уже не будут проскальзывать по зубьям, а будут ударять по ним. Зубья деформируются. В процессе износа они выгибаются, искривляются и даже откалываются. При эксплуатации сильно изношенной цепи шаг звеньев увеличивается, и ролики начинают бежать по вершинам зубьев звезды. В худшем случае это может привезти даже к разрыву цепи.
(С левой стороны — новая звезда, а с правой — изношенная)
Чтобы проверить состояние ведущей звезды необходимо снять защитный кожух. Также можно осмотреть зубцы, постепенно проворачивая заднее колесо. Изношенные зубцы, будут выглядеть, как на схеме 2. Если на звездочке отсутствуют зубцы, присутствуют сколы или зубья загнуты, требуется немедленная замена. Заднюю звезду осмотреть проще, признаки износа такие же, как на передней.
Как определить, что приводная цепь подлежит замене?
После каждой чистки обращайте внимание на натяжение цепи: если она сильно провисает, это явный сигнал о том, что ее пора менять. При движении такая цепь будет греметь. Обычно на маятнике мотоцикла есть наклейка с указанием норматива провисания цепи. У спортбайков с небольшим ходом подвески она обычно лежит в пределах 25-35мм, у эндуро – около 40мм, у кроссовых мотоциклов — еще больше. Если цепь при ходе маятника натягивается в струну, это приводит к повышенному износу цепи, звезд и подшипников коробки, поэтому необходимо поддерживать натяжку цепи в оптимальном диапазоне.
Если цепь начинает требовать постоянной подтяжки — значит, ее пора менять. Также внимательно осмотрите внутренние сальники цепи. Если заметили дефекты — цепь требует замены.
Почему стоит менять цепь и звезды одновременно и как можно сэкономить в крайнем случае?
Некоторые мотоциклисты считают замену звезды каждый раз лишней тратой денег, меняют их только через раз или просто подпиливают зубья на старых звездах. Подпиливание граней поможет немного сэкономить, но в дальнейшем это только увеличивает шанс, что что-нибудь может сломаться.
Некоторые мотоциклисты в целях экономии советуют просто переворачивать старую звезду, но это так же не безопасно, ведь зубья на перевернутой звезде могут попросту сломаться.
Чем сильнее изношена цепь, тем сильнее удары по зубьям. Это в свою очередь может полностью сломать звезды и даже вал КПП. А замена вторичного вала обойдется весьма дорого.
Устанавливая новую цепь на старые звезды, вы сразу уменьшаете срок службы и самой цепи. Важно, чтобы цепь и звезды были притерты друг к другу. Старые звезды могут вызвать повышенный износ приводной цепи или ее разрыв во время езды. Это чревато ДТП и опасностью для мотоциклиста, так как цепь может ударить водителя или обмотаться вокруг ноги.
Установленные одновременно новые звезды и цепь со временем притираются друг к другу и передают всю мощность мотоцикла, а так же обеспечивает комфортную езду. Единовременная замена цепи и звезд гарантирует надежную езду без потерь мощности, а так же поможет избежать ненужных затрат из-за непредвиденных поломок.
Как подобрать комплект цепь-звезды в нашем магазине?
У каждой цепи свой предел прочности и износостойкость, очень важно правильно подобрать ее под свою модель мотоцикла. Разные цепи выдерживают разные нагрузки, например цепи с X-сальниками служат в 2 раза дольше, чем обыкновенные O-Ring цепи.
Чем массивнее цепь, тем труднее ее порвать, поэтому на более мощные мотоциклы (свыше 600-750сс) рекомендуется ставить усиленные цепи.
Также есть различия между внедорожными или дорожными цепями. Для кроссовых цепей используются специальные узкие X-сальники. Благодаря меньшим зазорам, они не так подвержены износу от грязи и песка.
При установке обычной цепи на внедорожный мотоцикл не забудьте скинуть 150сс с предельной мощности, заявленной в характеристиках цепи: например, если на цепи указано «до 400cc», максимальный объем двигателя кроссового мотоцикла, на который ее можно поставить — 250сс.
В нашем магазине большой выбор мото цепей и звезд, мы сотрудничаем только с известными производителями и гарантируем качество. При выборе товара, вы можете воспользоваться фильтром подбора по моделям мотоциклов или обратиться за помощью к нашим консультантам.
Как продлить жизнь приводной цепи и звездам мотоцикла?
Чтобы новые цепь и звезды прослужили вам дольше, за ними нужно правильно ухаживать — регулярно чистить и смазывать. Очистку рекомендуется проводить по мере загрязнения, а смазку не реже чем каждые 500км и после мойки или дождя.
Для чего требуется очищать цепь? Во время езды ролики цепи перекатываются по зубьям звездочек, снижая трение. В зазорах роликов цепи накапливается грязь, остатки старой смазки и дорожная пыль. Закоксовавшаяся смазка заклинивает ролики, и они, вместо того чтобы катиться, скользят по зубьям звездочек, стирая их. Это приводит к повышенному износу зубьев приводных звезд. Сам ролик от грязи истирается изнутри и крошится, сильнее всего страдают резиновые сальники.
Регулярную смазку цепи необходимо производить, чтобы пополнять заводскую смазку под роликами и ухаживать за резиновыми уплотнениями цепи, предотвращать ржавчину, уменьшить износ цепи и звездочек и снизить потерю крутящего момента при его передаче с мотора на колесо.
Без должного ухода цепь может прийти в полную негодность уже через несколько тысяч километров.
Перед смазкой цепь нужно обязательно хорошо помыть и почистить: нанесите специализированное аэрозольное средство для очистки мотоцепи Motul или Bel-Ray. Их составы создавались целенаправленно для растворения цепных смазок и не вредят сальникам. Струя смывки из аэрозольного баллона под давлением проникает в зазоры цепи, растворяет остатки смазки и выбивает ее из-под роликов вместе с пылью и водой. При сильном загрязнении можно использовать щетку для очистки цепи.
Наносите очищающее средство на всю поверхность приводной цепи, прокручивая колесо. Для удобства можете использовать центральную подножку или подкат под заднее колесо.
Никогда не чистите цепь при включенной передаче и не пытайтесь почистить трудно доступные места пальцами — это может привести к травмам! Не вдыхайте распыляемую жидкость!
Для очистки бессальниковых цепей можно использовать керосин. Для сальниковых цепей это запрещено, поскольку произойдет вымывание внутренней смазки сальников, и цепь сразу потеряет гарантию производителя. Внутренняя смазка служит весь срок службы цепи (при условии сохранности уплотнительных манжет на краях втулки).
После чистки цепь обязательно следует просушить, тщательно вытерев ветошью. Если растворитель не успеет испариться, свежей смазке трудно будет просочиться в зазоры. Отличные результаты смывка покажет только при регулярном обслуживании цепи, при эпизодическом использовании вы не достигните желаемого результата.
Смазку цепи, которая подходит вашему мотоциклу, наносите с внутренней стороны цепи, прокручивая при этом колесо. Потом смазка наносится не на ролик, а на резиновые уплотнения, но уже по наружному кругу. То есть, полная смазка проходит за два проворота цепи, за первый смазывается внутренняя сторона, за второй – внешняя.
Дайте смазке высохнуть в течение 10-15 минут, излишки смазки удалите ветошью, цепь должна выглядеть как сухая. Это не только предотвратит попадания смазки на заднее колесо, но и продлит ресурс цепи со звездами.
Как натянуть цепь на эндуро
Ни для кого не секрет, что для долгосрочной службы мототехники, следует регулярно производить осмотр и, при необходимости регулировку частей мотоцикла, например, цепи натяжения.
Ослабление цепи – первый признак ее износа. Для того, чтобы определить, нуждается ли цепь в натяжении, необходимо провести проверку. Эндуро следует установить на боковую подножку и освободить от посторонних предметов, в том числе от кофров. Это делается для того, чтобы исключить нагрузку на подвеску.
Для замера подойдут такие инструменты, как рулетка, линейка или штангенциркуль Допустимая норма ослабления указана в инструкции по эксплуатации, а также на наклейке мотоцикла. Для эндуро нормой считается провисание цепи не более 50-55 мм. Натяжение цепи производится в случае, если в результате измерения установлено значение, не входящее в диапазон допустимого.
Как правильно натянуть цепь на эндуро
Для того, чтобы отрегулировать натяжение цепи, следует увеличить расстояние между осью колеса и валом коробки передач. На маятнике расположены специальные отверстия с метками по обеим сторонам.
Итак, для того, как правильно натянуть цепь на эндуро, необходимо:
- Ослабить регулировочные болты поочередно, на 1-2 оборота.
- Переместить натяжитель по оси в прорези маятника так, чтобы метки с обеих сторон совпадали.
- В момент, когда заднее колесо принимает оптимальное положение, его следует закрепить, исключив перемещение – сначала затянуть гайки, только после этого зафиксировать ось эндуро.
- Провести контрольное измерение натяжения цепи.
Этот способ называется «продольное перемещение»
Метод под названием «эксцентриковый механизм» проще, так как для регулировки оси используется только шестигранник (размер зависит от модели эндуро). В то же время есть опасность сорвать резьбу регулировочного винта в случае его окисления и применения силы для прокручивания инструмента.
Чем смазать цепь эндуро?
Кроме этого, при плановой подтяжке цепи ее не помешает очистить и смазать.
Смазка выполняет функции:
- защита от коррозии
- снижение коэффициента трения между металлическими деталями цепи
- уменьшение износа звездочек
- предотвращение налипания песка и пыли
Самыми популярными признаны аэрозольные смазки в баллончиках, их преимуществами являются:
- удобство в применении
- проникновение в труднодоступные места
- равномерное распределение по цепи при прокручивании колеса
- быстрое высыхание.
Графитовые смазки имеют густую консистенцию, что затрудняет нанесение, но не исключает преимуществ:
Manual_Yamaha_fz8-s.pdf ( мануал на ямаха FZ-8 )
• Тормозная жидкость может повредить окрашенные поверхности и детали из пластика. Немедленно вытрите пролитую жидкость.
• Постепенное понижение уровня тормозной жидкости по мере износа тормозных колодок является нормальным. Однако если уровень тормозной жидкости понизился внезапно, обратитесь к дилеру Yamaha для выяснения причины.
Замена тормозной жидкости
Обращайтесь к дилеру компании Yamaha для замены тормозной жидкости в интервалы, указанные в ПРИМЕЧАНИИ после таблицы периодического обслуживания и смазки. Кроме того, уплотнения главных тормозных цилиндров, тормозных скоб, а также тормозные шланги при наличии повреждений или протечек следует заменять в указанные ниже промежутки времени или при обнаружении повреждений или протечек.
● Сальники: замена 1 раз в два года.
● Тормозные шланги: замена 1 раз в четыре года.
Провес приводной цепи
Проверяйте провес приводной цепи и при необходимости регулируйте его перед каждой поездкой на мотоцикле.
Проверка провеса приводной цепи
1. Поставьте мотоцикл на боковую опору.
При проверке и регулировке провеса приводной цепи на мотоцикле не должно быть груза и пассажиров.
2. Переключите трансмиссию в режим нейтральной передачи.
3. Несколько раз прокрутите заднее колесо, чтобы найти самую натянутую часть приводной цепи. Измерьте провес цепи, как это показано на рисунке.
Провес приводной цепи: 20,0–30,0 мм
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
1. Провес приводной цепи
4. Если провес цепи не соответствует рекомендованному значению, отрегулируйте его следующим образом.
Регулировка провеса приводной цепи
1. Ослабьте осевые гайки, а затем контргайки на обоих концах маятниковой подвески.
2. Чтобы сильнее натянуть приводную цепь, поворачивайте гайки регулировки провеса цепи на концах маятниковой подвески в направлении (а). Чтобы ослабить натяжение цепи, поворачивайте регулировочные гайки на концах маятниковой подвески в направлении (b). После этого подтолкните заднее колесо вперед. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Неправильная регулировка провеса приводной цепи приводит к перегрузке двигателя и других важных узлов мотоцикла и может стать причиной проскальзывания или разрыва цепи. Чтобы не допустить этого, поддерживайте провес цепи в границах рекомендованных значений. [ECA10571]
При помощи центровочных рисок с каждой стороны маятниковой подвески убедитесь, что вырезы на центровочных пластинах расположены одинаково с обеих сторон. Это обеспечит правильную центровку колеса.
1. Центровочные риски
2. Натяжитель приводной цепи
3. Затяните осевые гайки, затем контргайки с
Осевая гайка: 150,0 Н•м
1. Регулировочный болт провеса приводной цепи
Контргайка: 16 Н•м
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
Очистка и смазка приводной цепи
Приводную цепь необходимо очищать и смазывать в сроки, указанные в таблице периодического обслуживания и смазки, иначе она быстро износится, особенно при езде в пыльных или влажных условиях. Производите обслуживание цепи в соответствии с приведенными инструкциями.
Приводную цепь нужно смазывать после мытья мотоцикла или после езды под дождем или по влажному грунту.
1. Промойте приводную цепь маленькой мягкой щеткой и керосином. ПРЕДУПРЕЖДЕ-
НИЕ: Чтобы не повредить уплотнительные кольца, не очищайте приводную цепь с помощью пароочистителей, баллонов со сжатым воздухом или неподходящих раство-
2. Вытрите насухо приводную цепь.
3. Тщательно смажьте приводную цепь специальной смазкой для уплотнительных колец цепи. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Не используйте
моторное масло или любые другие виды смазочных материалов для смазки приводной цепи, так как они могут содержать вещества, которые могут повредить уплотнительные кольца. [ECA11111]
Проверка и смазка тросов
Работоспособность и состояние управляющих тро-
сов должны проверяться перед каждой поездкой;
тросы и наконечники тросов должны смазываться
при необходимости. Если трос поврежден или пе-
ремещается не плавно, обратитесь к дилеру ком-
пании Yamaha для его проверки или замены.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Повреждение оболочки тро-
са может стать причиной его неработоспособно-
сти и появления коррозии. Для предупреждения
опасных ситуаций как можно быстрее замените
поврежденный трос. [EWA10721]
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
Проверка и смазка рукоятки акселератора
Проверка и смазка педалей тормоза и
и троса привода дроссельной заслонки
Работоспособность рукоятки акселератора и троса привода дроссельной заслонки должна проверяться перед каждой поездкой. Кроме того, в сроки, указанные в таблице периодического обслу-
6 живания и смазки, необходимо проводить смазку троса у официального представителя компании Yamaha. Трос привода дроссельной заслонки заключен в пластиковую оболочку. Убедитесь, что оболочка установлена надежно. Однако даже правильная установка оболочки полностью не защищает трос от попадания воды. Поэтому будьте осторожны при мытье мотоцикла и не допускайте прямого попадания воды на трос и оболочку. При загрязнении троса или оболочки очистите его сырой ветошью.
Педаль переключения передач
Функционирование педалей тормоза и переключения передач следует проверять перед каждой поездкой, а оси педалей следует смазывать по мере необходимости.
смазка на основе литиевого мыла
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
Проверка и смазка рычагов привода
рычаги привода тормозов:
тормоза и сцепления
силиконовая консистентная смазка;
смазка на основе литиевого мыла
Работа рычагов привода тормозов и сцепления должна проверяться перед каждой поездкой, а оси рычагов должны смазываться при необходимости.
Проверка и смазка боковой опорной стойки
Функционирование боковой опорной стойки должно проверяться перед каждой поездкой, а ось и соприкасающиеся металлические поверхности должны смазываться при необходимости.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Если боковая опорная стойка опускается и поднимается не плавно, обратитесь к официальному представителю компании Yamaha, чтобы специалисты проверили ее или заменили. В противном случае опорная стойка будет касаться дорожной поверхности и отвлекать водителя, что может стать причиной потери управления мотоциклом.
смазка на основе литиевого мыла
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
Проверка передней вилки
Состояние и работу передней вилки необходимо проверять указанным образом в промежутки времени, указанные в таблице периодического технического обслуживания и смазки.
6 Как проверить состояние вилки
Проверьте внутренние трубы на наличие трещин, повреждений и утечек масла.
Как проверить работоспособность вилки
1. Поставьте мотоцикл на ровную горизонтальную площадку и удерживайте его в вертикальном положении. ПРЕДОСТЕРЕ-
ЖЕНИЕ! Тщательно закрепите мотоцикл,
чтобы он не упал и не нанес вам травмы.
2. Зажмите рычаг переднего тормоза и несколько раз сильно нажмите на рулевые рычаги, чтобы проверить, плавно ли сжимается и отскакивает передняя вилка.
Если обнаружена какая-либо поломка или передняя вилка работает не плавно, обратитесь к официальному представителю компании Yamaha для ее проверки или ремонта.
Проверка рулевого управления
Изношенные или с люфтом рулевые подшипники могут стать причиной опасной ситуации. Поэтому работа рулевого управления должна проверяться описанным ниже способом в сроки, указанные в таблице периодического технического обслуживания и смазки.
1. Установите мотоцикл на центральную опорную стойку. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ! Тща-
тельно закрепите мотоцикл, чтобы он не упал и не нанес вам травмы. [EWA10751]
2. Возьмитесь за нижние части ног передней вилки и попытайтесь покачать их впередназад. Если чувствуется свободный ход вилки, то необходимо обратиться к официальному представителю компании Yamaha для проверки или ремонта рулевого управления.
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
Проверка подшипников колес
Передние и задние подшипники колес подлежат проверке в указанные в таблице периодического обслуживания и смазки промежутки времени. При наличии зазора в ступице колеса или при неплавном его вращении, обратитесь к официальному дилеру компании Yamaha для проверки подшипников колес.
1. Аккумуляторная батарея
2. Положительная клемма аккумулятора (красная)
3. Отрицательная клемма аккумулятора (черная)
Данная модель мотоцикла укомплектована необслуживаемой аккумуляторной свинцовокислотной батареей с клапаном сброса (VRLA). Проверка уровня электролита или долив дистиллированной воды не требуются. Тем не менее, проверяйте и при необходимости затягивайте винтовые соединения клемм аккумуляторной батареи.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
• Электролит ядовит и опасен, поскольку он содержит серную кислоту, вызывающую тяжелые ожоги. Избегайте контакта электролита с кожей, глазами или одеждой. Ра-
ботайте вблизи аккумуляторной батареи только в защитных очках.
Меры первой помощи при контакте с электролитом:
• ПРИ ВНЕШНЕЙ ТРАВМЕ: обильно промойте пораженное место водой.
• ПРИ ПОПАДАНИИ ВНУТРЬ: выпейте
большое количество воды или молока. 6 Незамедлительно обратитесь к врачу.
• ПРИ ПОРАЖЕНИИ ГЛАЗ: Промывайте глаза водой в течение 15 минут и незамедлительно обратитесь к врачу.
• Аккумуляторная батарея испаряет взрывоопасные газы. Держите ее в отдалении от искр, пламени, сигарет или иных вероятных источников возгорания. Заряжая батарею в закрытом помещении, обеспечьте хорошую вентиляцию.
• ХРАНИТЕ ЭТУ И ВСЕ ДРУГИЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ В МЕСТАХ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Зарядка аккумуляторной батареи
Если аккумуляторная батарея окажется полностью разряженной, как можно скорее обратитесь к дилеру Yamaha для ее зарядки. Имейте в виду, что аккумуляторная батарея разряжается быстрее, если на мотоцикле установлено дополнительно электрооборудование.
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕГУЛИРОВКИ
Для зарядки герметизированных аккумуляторных свинцово-кислотных батарей с клапаном сброса (VRLA) требуются специальные зарядные устройства постоянного напряжения. Использование обычного зарядного устройства повредит аккуму-
6 ляторную батарею.
Хранение аккумуляторной батареи
1. Если мотоцикл не используется более месяца, снимите аккумуляторную батарею, полностью зарядите ее и поместите в прохладное сухое место. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Чтобы снять аккумуляторную батарею, поверните ключ зажигания в положение OFF [Выключено], после чего отключите сначала отрицательную клемму аккумулятора, затем положительную. [ECA16302]
2. Если аккумуляторной батарее предстоит хранение сроком более двух месяцев, проверяйте ее состояние не реже одного раза в месяц и полностью заряжайте ее при необходимости.
3. Полностью зарядите аккумуляторную батарею перед установкой. ПРЕДУПРЕЖДЕ-
НИЕ: При установке батареи убедитесь, что ключ зажигания повернут в положение OFF, затем подключите сначала положительную клемму аккумулятора, затем отрицательную. [ECA16840]
4. После установки батареи проверьте, чтобы ее провода правильно подключены к клеммам.
Всегда храните аккумуляторную батарею заряженной. Хранение разряженной аккумуляторной батареи может привести к ее полному разрушению.
Замена плавких предохранителей
Главный предохранитель, плавкий предохранитель системы впрыска топлива и блок плавких предохранителей (с предохранителями для отдельных электрических цепей) расположены под седлом водителя (см. стр. 3-18).
Для доступа к предохранителю системы впрыска топлива потяните вверх и снимите кожух реле стартера, как изображено на рисунке.
Как натянуть цепь мотоцикла
Цепная передача мотоцикла, в отличие от трансмиссии автомобиля, требует периодической регулировки, заключающейся в изменении степени натяжения. Натяжка цепи на мотоцикле позволяет избавиться от свободного хода трансмиссии, за которым обычно следует сильный удар, разрушающий важнейшие узлы мотоцикла. Однако нужно понимать, что чрезмерная натяжка приведёт к быстрому износу самой цепи, поскольку при работе задней подвески она будет сильно растягиваться, постепенно теряя свою форму. Поэтому каждому мотоциклисту стоит знать о методике выполнения такой процедуры.
Проверка
Вначале стоит определить, нуждается ли ваша цепь в натяжении — для этого необходимо провести контрольное измерение. Мотоцикл нужно установить на боковую подножку, сняв с него кофры и другие посторонние предметы. В качестве инструмента стоит взять рулетку, линейку или достаточно большой штангенциркуль. Убедитесь, что нагрузка на подвеску отсутствует, и приступайте к выполнению измерений.
Очень часто возникает вопрос, как должна быть натянута цепь, чтобы избежать ускоренного износа компонентов мотоцикла? Лучше всего свериться с инструкцией по эксплуатации, разработанной производителем мототехники, поскольку для конкретного транспортного средства нормативный показатель может быть индивидуальным. Если же такая возможность отсутствует, стоит воспользоваться усреднёнными значениями, равными:
- 15–25 мм для спортбайков;
- 30–45 мм для отечественной техники и дорожных мотоциклов средней мощности;
- 35–50 мм для туристических мотоциклов с большим объёмом двигателя;
- 50–60 мм для кроссовых мотоциклов и внедорожной техники.
При проверке может обнаружиться, что фактический показатель выходит за допустимые рамки. При этом необходимо срочно провести натяжку цепи, чтобы избежать поломки мотоцикла в ближайшее время. Кроме того, стоит выполнить ещё одну проверку, оценив техническое состояние цепи. Постепенно прокручивая заднее колесо, определите степень провисания в каждой её точке — если этот показатель будет существенно различаться, деталь срочно нужно заменить. Если у вас сильно растянулась цепь, но нужно доехать до магазина или сервисного центра, то для регулировки вам нужно выбрать положение с минимальным провисанием.
Натяжение
Существует два основных механизма регулирования провисания цепи, которые используются различными производителями. Сложность процедуры в обоих случаях будет приблизительно одинаковой, однако стоит обратить внимание на основные рекомендации, связанные с натяжением. От правильного выполнения такой операции будет зависеть долговечность трансмиссии, а также других важнейших узлов мотоцикла.
Продольное перемещение
Чаще всего встречается система с продольными прорезями в маятнике — они позволяют перемещать ось, регулируя расстояние между ней и валом коробки передач. Для выполнения работы вам понадобится два ключа — 17*19 и 13*14. Установив мотоцикл на центральную подножку или подвес, большим ключом отверните крепления вала колеса — при этом удастся существенно ослабить его, что является необходимым условием для регулирования натяжения. Следом нужно взять в руки меньший ключ и отвернуть контргайки по обе стороны колеса.
Теперь вам необходимо будет узнать, как натягивать цепь — с двух сторон расположены регулировочные болты, которые перемещают колесо по прорези. Сильное натяжение с одной стороны может привести к перекосу колеса, в результате чего придётся полностью разбирать задний маятник. Поэтому специалисты рекомендуют поворачивать болты поочерёдно, совершая 1–2 оборота. Не забывайте периодически проверять степень натяжения цепи, оттягивая её пальцем — вы можете перестараться, что заставит потратить много времени на поиск нужного положения. На некоторых мотоциклах используются специальные натяжители — для установки оптимального положения их нужно переместить отвёрткой или просто подвинуть руками.
Когда вам удастся найти оптимальное положение заднего колеса, необходимо будет закрепить его, исключив дальнейшее перемещение. Вначале затягиваются контргайки, и только потом фиксируется ось мотоцикла. Внимательно проверьте, чтобы все соединения обеспечивали максимально плотное крепление и не позволяли колесу перемещаться. После этого вновь измерьте натяжение и попробуйте, как мотоцикл ведёт себя на ходу.
Эксцентриковый механизм
Некоторые производители предполагают использовать более сложный, но надёжный эксцентриковый механизм. Работать с ним абсолютно не тяжело, но вам потребуется большая сноровка, чем в описанном выше варианте. Чаще всего эксцентриковый механизм применяется для регулирования натяжения цепи в односторонних консольных маятниках, хотя встречаются и исключения.
Очень важно знать, как правильно выполнять регулировку — для этого вам не потребуется откручивать болты или контргайки. Из инструментов нужно подготовить только крупный шестигранник — его размер определяется каждым производителем индивидуально и может различаться в зависимости от конкретной модели мототехники. Поворачивая регулировочный винт, вы перемещаете ось по эксцентрично просверлённому отверстию, изменяя степень её натяжения.
К сожалению, часто приходится сталкиваться со случаями окисления регулировочного механизма — в особенности если мотоцикл эксплуатировался в морском климате. В таком случае вам придётся применить грубую силу. Чтобы повернуть шестигранник, ударьте по нему резиновой или деревянной киянкой. Будьте осторожны, поскольку чересчур сильный удар может сорвать резьбу механизма, после чего вам придётся ремонтировать маятник.
Дополнительные действия
Если вы знаете, как подтянуть цепь мотоцикла, вам не помешает проверить состояние звёздочек и других деталей трансмиссии. При обнаружении признаков существенного износа менять их стоит незамедлительно, поскольку поломки такого типа серьёзно влияют на надёжность и долговечность трансмиссии мототехники. Если же вы обнаружили сильное растяжение цепи от неё лучше сразу избавиться — в особенности если вы любите ездить на высокой скорости или выполнять трюки, опрокидывая мотоцикл на заднее колесо.
Кроме того, при плановой подтяжке цепи её также стоит очистить и смазать. Лучше пользоваться специальными средствами в баллончиках, которые подаются под большим давлением — они эффективно вымывают все посторонние отложения, а также проникают во все внутренние части цепной передачи, способствуя её эффективному смазыванию. Процедуры также выполняют при поднятой задней части мотоцикла, что позволяет быстро прокручивать колесо при необходимости. Существуют и специальные приспособления для очистки цепи. Устройство закрепляется на передаточном механизме транспортного средства, после чего остаётся только включить первую передачу и обеспечить непрерывную подачу чистящего вещества в приёмную трубку.
Обслуживание мотоцикла проводят приблизительно каждые 500–2000 километров, что позволяет обеспечить надёжность и долговечность всех механизмов. При каждой очистке и смазке стоит проверять степень натяжения цепи, чтобы исключать её серьёзное провисание. Специалисты говорят, что в среднем натяжку приходится выполнять каждые 2–5 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации мототехники. Полностью менять цепь стоит каждые 10–15 тысяч километров либо чаще при агрессивном стиле езды или при частых выездах на бездорожье. Несоблюдение этих сроков ведёт к ускоренному износу трансмиссии и приближению дорогостоящего ремонта мотоцикла.
Профессиональный подход
Очень многие мотоциклисты относятся к натяжке цепи, как к обыденной процедуре, при выполнении которой можно делать значительные допуски и регулировать положение заднего колеса «на глаз». Такой подход при установке нужного натяжения цепи недопустим — все операции нужно выполнять максимально аккуратно и точно, пользуясь специальными инструментами. Если вы хотите продлить срок эксплуатации цепи и избежать сильного износа трансмиссии при использовании мотоцикла в экстремальных условиях, вам стоит приобрести специальный лазерный измеритель для установки оптимального положения колеса. В наиболее сложных случаях, если вы не можете разобраться в устройстве регулировочного механизма или не можете ослабить его, стоит обратиться к специалистам мотоциклетного СТО. Они выполнят все необходимые работы, предоставив вам гарантию качества результата и надёжности мотоцикла.
Другие статьи категории «Мотоциклы»
21.02.2016