Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка сцепления ЯМЗ-238

Установка сцепления ЯМЗ-238

Дизельные двигатели, используемые в грузовых автомобилях и спецтехнике, подвергаются чрезвычайно высоким нагрузкам. Наиболее подвержены износу элементы цилиндро-поршневой группы и трансмиссии, вынужденные продолжительное время работать в неблагоприятных режимах. «ЯрТрансАвто» выполняет профессиональный демонтаж, регулировку и установку сцепления на автомобили с двигателем ЯМЗ-238 (МАЗ, КрАЗ, «Урал», КамАЗ и другие).

Сцепление ЯМЗ-238

Общая информация об узле, особенности замены сцепления ЯМЗ-238

Двигатель 238-й серии развивает значительный крутящий момент, достигающий 920 Н·м. Подобный ДВС нуждается в мощной трансмиссии, способной эффективно передавать энергию на ведущие колеса.

Сцепление ЯМЗ-238 является двухдисковым (диски являются взаимозаменяемыми, что исключает ошибку при установке). Элементы выполнены из листовой стали. Диски прижимаются друг к другу совокупным усилием двадцати пружин. Сцепление с маховиком обеспечивается четырьмя шипами. Для выключения сцепления предусмотрена муфта с подшипником, рассоединяющая диски при перемещении в сторону от двигателя.

Сцепление ЯМЗ 238

Сцепление ЯМЗ 238

1 — шток; 2 — кольцо; 3 — тарельчатая пружина; 4 — планка; 5 — оттяжной рычаг; 6 — вилка оттяжного рычага; 7 — регулировочная гайка; 8 — опорная пластина; 9 — стопорная пластина; 10 — петля пружины оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепления; 16 — кожух сцепления; 17 — нажимная пружина; 18 — термоизолирующая прокладка; 19 — нажимной диск; 20 — маховик; 21 — ведомые диски; 22 — средний ведущий диск; 23 —отжимная пружина; D—минимальный ход выжимной муфты.

Установка двухдискового сцепления ЯМЗ-238 выполняется в следующем порядке:

  • монтаж оправки в подшипник, расположенный в коленчатом вале;
  • установка ведомого диска на оправку сцепления (удлиненная часть ступицы при этом должна быть направлена в сторону, противоположную двигателю ЯМЗ-238);
  • вкручивание пары установочных шайб в резьбовые отверстия, расположенные в маховике, с последующей установкой корзины сцепления;
  • установка 10 крепежных болтов (перед окончательной затяжкой следует извлечь обе установочные шпильки и заменить их болтами);
  • удаление монтажных шайб;
  • центровка упорного кольца запорного устройства с использованием оправки, выполненной в виде втулки;
  • снятие оправки.

Поручить замену сцепления ЯМЗ-238 следует специалистам, располагающим современным материально-техническим оснащением. При выполнении работ мастера руководствуются рекомендациями заводов-изготовителей и используют оригинальные запчасти и расходные материалы.

Педали сцепления УРАЛ 4320 5557: наладка полного и свободного ходов

Не меньше 195 мм – таков полный ход педали сцепления. Регулировать его следует болтом регулировочным ограничителя 11 (рис.) хода педали сцепления.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора квадроцикла 250

Ход свободный педали сцепления не должен выходить за пределы 50-60 мм. Нажатием на педаль рукой определяется значение величины хода свободного педали сцепления, при этом давление воздуха должно отсутствовать. По сильному увеличению усилия ощущается начало выключения.

Налаживается свободный ход переменой длины тяги 21. Чтобы изменить длину, нужно: тягу 21 отсоединить от рычага 20. Контргайку вилки тяги отпустить, вилку выкручивать для увеличения хода свободного или закручивать для его уменьшения. Тягу соединить с рычагом. Контргайку вилки затянуть. Ход свободный педали проконтролировать.

Если полностью использована резьба тяги, то рычаг 20 переставьте на один шлиц. Далее, убрав крышку люка верхнего картера 4 (рис.), удостоверьтесь в том, что лапки вилки 14 отключения сцепления уверенно упираются в сухари муфты 13. Возможна проверка через люк снизу.

В процессе использования машины могут появиться следующие часто встречающиеся поломки сцепления: пробуксовка сцепления (выключение не до конца); сцепление может «вести» (выключение не до конца).

Если сцепление включается не полностью при увеличении частоты вращения коленвала мотора, то машина (при педали сцепления отпущенной) или не совсем трогается с места, или скорость автомобиля увеличивается очень медленно. При этом в кабине явственно ощущается запах горелых накладок фрикционных ведомых дисков.

Пробуксовывание дисков ведомых: причины

  • между упорным кольцом и подшипником муфты отключенияи сцепления при отпущенной полостью педали сцепления отсутствует зазор. Если нет зазора, то диск нажимной прижимается не полностью к диску ведомому. Чтобы устранить эту неисправность, зазор нужно между упорным кольцом и подшипником муфты восстановить, проконтролировав и отрегулировав ход свободный педали сцепления;
  • диски сцепления замаслились, так как смазка проникла в картерную полость сцепления через уплотнения конца заднего коленвала мотора или вала первичного коробки передач, а также при смазке излишней подшипника муфты выключения сцепления. При попадании смазывающего вещества на дисковые поверхности трения появляется их проскальзывание. Необходимо снять сцепление и диски промыть бензином;
  • накладки фрикционные и поверхности трения маховика истерты, изношены нажимной и средний ведущий диски. При незначительном истирании накладок устранить неисправность можно отладкой хода свободного педали сцепления; изношенные детали следует заменить при повышенном истирании накладок, поверхностей трения дисков и маховика;
  • поломались или усели пружины нажимные. Пружины заменить.

Неполное выключение

О неполном выключении сцепления говорит затрудненное включение передач. Его сопровождают удары зубьев шестерен передаточной коробки. Вероятные причины:

Привод выключения сцепления УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Описание устройства сцепления и коробки передач, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в инструкции по эксплуатации Ярославского моторного завода.

Читайте так же:
Не могу отрегулировать кпп кадета

Привод выключения сцепления

Привод выключения сцепления механический, с усилителем пневматического типа. Пневмоцилиндр 20 (рис. 31) усилителя установлен на картере коробки передач и воздействует на рычаг вала вилки выключения сцепления 18. Управление цилиндром осуществляется посредством пневматического крана 1, который смонтирован на тяге 4. Шланг 8 соединяет кран 1 с пневмосистемой автомобиля.

Привод управления сцеплением и тормозным краном УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

Рис. 31. Привод управления сцеплением и тормозным краном:

1 —кран пневматический; 2 — контргайка; 3 —болт регулировочный; 4 —тяга с компенсатором; 5 —кронштейн; 6,22 —рычаги тормозного крана; 7 —рычаг привода сцепления; 8,19 — шланги; 9 — тяга педали сцепления; 10— тяга педали тормоза; 11 — рычаг вала педали сцепления; 12 — вал педали сцепления; 13 — ограничитель хода педали сцепления; 14 —пружина оттяжная педали тормоза; 15 —пружина педали сцепления; 16 —педаль сцепления; 17 —педаль тормоза; 18 —рычаг вала вилки выключения сцепления; 20 — пневмоцилиндр; 21—тяга тормозного крана; й — полный ход педали сцепления; Ц — полный ход педали тормоза

При воздействии на педаль сцепления 16 усилие через рычаг 11 и детали тяги 9 передается на шток пневматического крана 1, открывая его клапан. Давление воздуха из пневмосистемы автомобиля через шланг 19 поступает в цилиндр 20, который дополнительно воздействует на рычаг 18.

Регулировка момента включения пневматического крана при наличии воздуха в пневмосистеме автомобиля:

— отсоедините шланг 19 от крана 1;

— выверните регулировочный болт 3, обеспечив зазор между болтом и штоком крана;

— нажмите на педаль сцепления 16 до значительного возрастания усилия;

— заверните болт 3 до момента открытия клапана крана (выход воздуха из управляющей магистрали крана 1);

— доверните регулировочный болт 3 на 0,5-1,0 оборота и законтрите гайкой 2.

Регулировка полного и свободного хода педали сцепления

Полный ход педали сцепления 195-220 мм, регулируется регулировочным болтом ограничителя 13 хода педали сцепления и осуществляется только при наличии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Свободный ход педали сцепления должен находиться в пределах 50-60 мм. Величина свободного хода педали сцепления определяется при отсутствии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля нажатием руки на педаль; начало выключения сцепления ощущается по значительному возрастанию усилия.

Регулировка свободного хода педали осуществляется изменением длины тяги

9. Для этого необходимо:

— отсоединить тягу 9 от рычага 11;

— отпустить контргайку вилки тяги и вывертывать вилку для увеличения свободного хода или завертывать для его уменьшения;

Читайте так же:
Регулировка оборотов на впрыске

— соединить тягу с рычагом и затянуть контргайку вилки с сохранением длины свинчивания не менее диаметра резьбы;

— проверить свободный ход педали. Если резьба тяги использована полностью, необходимо переставить рычаг 18 против часовой стрелки на один шлиц, дополнительно отрегулировав тягу 4.

Ремонт сцепления Урал

Автомобиль Урал-43206

Демонтаж и разборка сцепления автомобиля Урал. Для демонтажа сцепления необходимо снять коробку передач.
Перед разборкой убедиться в наличии меток «О» на отбортовке кожуха сцепления, на узком шипе среднего ведущего диска и на выступе маховика. Эти метки ставят на заводе после совместной балансировки нажимного диска в сборе с кожухом, а также коленчатого вала с маховиком и сцеплением в сборе. Если меток нет, то поставить метки и при сборке совместить их.

Для сохранения балансировки нажимного диска с кожухом в сборе перед разборкой пометить размещение и взаимное положение рычагов и вилок.
Для демонтажа сцепления отвернуть болты крепления кожуха к маховику. Болты отвертывать постепенно, чтобы избежать деформации кожуха.
Снять нажимный диск с кожухом в сборе, наружный ведомый, средний ведущий и внутренний ведомый диски сцепления.
Разбирать нажимный диск с кожухом в сборе следует на приспособлении, установив кожух на восемь болтов.
Порядок разборки сцепления следующий.

Расшплинтовать болты крепления опорных пластин, отвернуть их и снять.
Отогнуть кромки направляющих втулок, отвернуть болты крепления парных пружинных пластин и вынуть направляющие втулки из фасонных отверстий этих пластин. Отвернуть регулировочные гайки до половины высоты их резьбовой части, затем отвернуть все болты крепления кожуха сцепления, после чего, нажимая рукой на кожух, отвернуть регулировочные гайки, окончательно свертывая их попарно с противоположных сторон кожуха. Снять кожух, нажимные пружины и теплоизолирующие шайбы.

Расшплинтовать и вынуть пальцы, соединяющие рычаги с нажимным диском, снять рычаги в сборе с опорными вилками, вынуть игольчатые ролики из гнезд рычагов.
Расшплинтовать и вынуть пальцы, соединяющие рычаги с опорными вилками, снять вилки с рычагов и вынуть ролики из гнезд рычагов. В одном шарнире игольчатых роликов.

Контроль деталей сцепления автомобиля Урал. После разборки детали сцепления промыть и осмотреть для определения пригодности их к дальнейшей эксплуатации.
Фрикционные накладки необходимо заменить, если имеются большие задиры, отслоения и если накладки изношены до заклепок. Для замены накладок заклепки высверлить со стороны развальцованной части, используя сверло 2,5-3,0 мм. При поломке пружин демпфера ведомый диск заменить новым. При ослаблении заклепок крепления ступицы или накладок их следует подтянуть или заменить.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор 073

Коробление, задиры, износ, неплоскостность рабочих поверхностей среднего ведущего и нажимного дисков устраняют шлифованием. Толщина снятого металла при обработке не должна превышать: для среднего ведущего диска 1,2 мм (с обеих сторон), для нажимного диска 1,3 мм.

При усадке отжимных пружин среднего ведущего диска их заменяют новыми, предварительно высверлив заклепки со стороны расклепанной части. Новые пружины подбирают попарно без зазора по контуру.

Расклепывать заклепки следует осторожно, чтобы не повредить пружины. Расстояние от расклепанной головки до рабочей поверхности диска должно быть не менее 3,6 мм.

Разборка привода управления сцеплением

Порядок разборки привода выключения сцепления следующий:

  • снять оттяжную пружину, отсоединить и снять тягу и рычаг вала педали сцепления;
  • отсоединить верхний рычаг педали сцепления от нижнего, снять нижний рычаг и вынуть вал.

Сборка сцепления автомобиля Урал

Рычаги в сборе с опорными вилками. Для облегчения сборки игольчатых подшипников предварительно вставить в отверстия рычага технологические шарики из мягкой резины 0 8,8-9,5 мм, затем между шариками и стенкой отверстия вставить ролики, слегка смазанные маслом. Совместив отверстия опорной вилки и рычага, вставить короткий палец вилки, вытолкнув при этом шарик, и зашплинтовать палец. При сборке сферический выступ внутреннего конца рычага должен быть направлен в одну сторону с резьбовым концом вилки.

Собирать подшипники можно и обычным способом с нанесением на поверхность отверстия слоя консистентной смазки, причем во второе отверстие рычага ролики закладывать после сборки рычага с вилкой.
Нажимный диск в сборе с рычагами. Соблюдая разметку, сделанную при разборке, установить рычаг в паз кронштейна. Совмещая отверстия, вставить палец и зашплинтовать его. Аналогично установить остальные рычаги. При этом головки пальцев должны быть направлены в одну сторону.
Нажимный диск с кожухом. Установить нажимный диск в приспособлении, на выступы диска наложить теплоизолирующие шайбы и поставить на них нажимные пружины.
На пружины опустить кожух сцепления так, чтобы центрирующие отбортовки вошли внутрь пружин, метка «0» была совмещена с меткой на диске, а резьбовые концы опорных вилок вошли в соответствующие отверстия.
Навернуть на резьбовые концы вилок регулировочные гайки, слегка нажимая на кожух.
Совместить отверстия на опорных поверхностях кожуха сцепления с резьбовыми отверстиями приспособления, поставить центрирующие болты, завертывая их постепенно и последовательно.

Установить втулки в фасонные отверстия пружинных пластин, завернуть болты крепления этих пластин (момент затяжки 1,0- 1,5 кгс-м), затем застопорить их, отогнув тонкий буртик втулки на грань головки болта.

Читайте так же:
Регулировка клапанов змз 523

Ключом завернуть до упора регулировочные гайки. Установить опорные прижимные пластины на регулировочные гайки и завернуть болты крепления до соприкосновения концов пластины с кожухом.

Если заводская комплектность нарушена, нажимный диск с кожухом в сборе следует статически балансировать с точностью 90 гс-м. Для устранения дисбаланса допускается высверливать металл из бобышек диска.

Ведомый диск сцепления автомобиля Урал

Заклепки развальцовывать на прессе. Две первые заклепки расклепывают в диаметрально противоположных местах диска.
У ведомого диска с вновь приклепанными накладками проверить величину коробления и при необходимости выправить его.

Регулировка рычагов выключения сцепления. Вращая регулировочные гайки, установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от поверхности приспособления до вершин сферических выступов на концах рычагов было 43,5-44,5 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска, с точностью 0,5 мм.

Закончив регулировку, затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 1,0-1,5 кгс-м) и зашплинтовать их восьмеркой мягкой стальной проволокой 0 1 мм, а резьбовые концы вилок накернить в одной точке. Снять диск с кожухом с приспособления, постепенно и последовательно отвертывая болты во избежание деформации кожуха.

В процессе эксплуатации запрещается регулировать положение рычагов нажимного диска регулировочными гайками.
Установка сцепления на двигатель. При закладке смазки в передний подшипник ведущего вала коробки передач следить, чтобы она не попала на поверхность трения маховика.

Чистой тканью, слегка смоченной бензином, протереть поверхности трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков.

Установить в маховике ведомый диск так, чтобы более длинная часть ступицы была обращена к маховику. Вставить в маховик средний ведущий диск в сборе с пружинами так, чтобы рабочие (узкие) шипы диска вошли в пазы маховика. При установке совместить отметки «0» на диске и маховике. Средний диск должен свободно, без заеданий перемещаться в пазах маховика. Установить второй ведомый диск так, чтобы более длинная часть ступицы была обращена в сторону от маховика. Оба ведомых диска сцентрировать на шлицевой оправке, вставив ее в шарикоподшипник ведущего вала коробки передач.
Совмещая отметки «0», установить нажимный диск в сборе с кожухом на маховик. Установить под кожух на болты крепления его к маховику регулировочные шайбы и затянуть болты. Затягивать диаметрально противоположные болты в несколько приемов. Вынуть оправку из ступиц дисков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector