Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка сцеплений

Регулировка сцеплений

Нормальной работе сцепления автомобиля ГАЗ-66 соответствуют зазор 2 мм между концами рычагов выключения 17 (см. рис. 66) и упорным подшипником 16 и зазор 0,5—1,5 мм между толкателем 7 и поршнем 8 главного цилиндра. Сочетание этих зазоров обеспечивает свободный ход педали 11 сцепления 30—37 мм. Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируют эксцентриковым болтом 4, соединяющим толкатель 7 с промежуточным рычагом 5 привода выключения сцепления. Нормальному зазору (0,5—1,5 мм) соответствует ход педали 3,5—10 мм. Если эксцентриковым болтом не удается обеспечить требуемый свободный ход педали, то необходимо предварительно выполнить грубую регулировку изменением длины тяги 6, соединяющей педаль с промежуточным рычагом 5. Зазор между концами рычагов выключения и упорным подшипником регулируют изменением длины толкателя 14 рабочего цилиндра 12. При этом необходимо, чтобы свободный ход конца вилки 15 выключения сцепления был равен 3,5 мм.

Ход поршня рабочего цилиндра должен быть не менее 23 мм. Уменьшенный ход указывает на наличие воздуха в приводе. Для устранения неисправности (неполное выключение сцепления) прокачивают гидравлический привод сцепления.

В сцеплении автомобиля ЗИЛ-131 рабочий ход педали должен быть 130—150 мм, а свободный ход 35—50 мм, что соответствует зазору между концами рычагов выключения сцепления и упорным подшипником 3—4 мм. Свободный ход педали регулируют изменением длины тяги, соединяющей рычаг вала педали сцепления с рычагом вилки выключения сцепления.

В двухдисковом сцеплении автомобилей КрАЗ-257 (рис. 153) регулируют величину отхода среднего ведущего диска 3 (зазор А) и зазор В между муфтой 6 рычагов выключения и упорным подшипником 7. Для регулировки зазора А надо: снять крышки 1 и 19 люков картеров маховика и сцепления; отвернуть контргайки 21 и завернуть четыре регулировочных болта 20 до упора в средний ведущий диск, поворачивая маховик при включенном сцеплении и нейтральном положении рычага коробки передач; поворачивая маховик, отвернуть на один оборот каждый из регулировочных болтов 20 и завернуть контргайки 21. После регулировки зазор А между регулировочными винтами и средним ведущим диском при включенном сцеплении должен быть равен 1 мм.

Рис. 153. Регулировка сцепления автомобилей КрАЗ-256, КрАЗ-257 и КрАЗ-258:

Рис. 153. Регулировка сцепления автомобилей КрАЗ-256, КрАЗ-257 и КрАЗ-258:

1 — крышка люка картера маховика; 2 — отжимная пружина; 3 — средний ведущий диск; 4 — ведомые диски; 5 — рычаг выключения сцепления; 6 — муфта рычагов выключения; 7 — упорный подшипник; 8 — вилка-кронштейн; 9 — вспомогательная пружина; 10 — вилка пружины; 11 и 13 — упорные болты; 12 — рычаг; 14 — вилка выключения сцепления; 15 — рычаг вала вилки; 16 — тяга; 17 и 21 — контргайки; 18 — вилка; 19 — крышка люка картера сцепления; 20 — регулировочный болт

Для регулировки зазора В надо отъединить тягу 16 от рычага 15; отпустить контргайку 17 и, ввертывая или вывертывая вилку 18, добиться зазора, равного 3,2—4 мм. Такой зазор соответствует свободному ходу педали сцепления 32—40 мм. Затем соединить тягу 16 с рычагом 15, затянуть контргайку 17, зашплинтовать палец вилки, проверить свободный ход педали, поставить на место крышки 1 и 19 люков. Допускается, при необходимости, перестановка рычага 15 на один шлиц с отклонением его в сторону тяги 16.

Полный ход педали сцепления должен быть 165—175 мм и регулируется упорными болтами 11 и 13, ввернутыми в кронштейн педали.

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из

Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах

Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.

Конструктивные особенности сцепления

На основной массе грузовых автомобилей КамАЗ применяется двухдисковое сцепление с радиальным расположением силовых пружин. Для работы механизма используется гидравлический привод с усилителем пневматического типа. Благодаря такой схеме значительно снижается усилие, необходимое для нажатия педали сцепления. В ходе эксплуатации КамАЗа происходит износ дисков сцепления, которое необходимо компенсировать настройкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом расход топлива и уверенный разгон пустого или груженого автомобиля.

Схема механизма привода сцепления КамАЗ

Основными узлами привода, который показан на фото, являются:

  • педаль (1);
  • гидроблок (2) с бачком (3);
  • магистраль (6);
  • исполнительный пневмоцилиндр (16).

Сцепление КамАЗа моделей 55111, 5320, а также 43118 и 740 состоит из следующих конструктивных узлов:

  • картера сцепления (А);
  • выжимного диска с металлическим штампованным кожухом (Б);
  • нажимных пружин (В) и рычагов (Г);
  • одного ведущего диска (Е);
  • двух ведомых дисков (Д) с накладками (Ж).

Схема сцепления КамАЗ 740 с дизелем

Ведомые диски в конструкции сцепления грузовика КамАЗ изготавливаются с использованием термостойких фрикционных накладок, которые позволяют обеспечить длительный срок эксплуатации механизма. В конструкции дисков предусмотрен гаситель колебаний, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода установлена на специальных втулках и крайне редко требует смазки в процессе работы.

Читайте так же:
Регулировка положения рычага коробки передач

На более современных моделях КамАЗ применяют однодисковые сцепления так называемого типа Евро. Этот механизм стоит, например, на моделях 6520 или 4308. Поставщиком элементов таких узлов является фирма Sachs, при этом применяются усилители изготовления Wabco. Есть несколько моделей сцеплений, различающихся величиной передаваемого крутящего момента. Одним из отличий импортных усилителей является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Замер износа осуществляется по расстоянию между корпусом усилителя и шайбой на штоке. При полном износе накладок это расстояние находится в пределах от 23 до 25 мм. Движение на автомобиле в таком случае еще возможно, но необходимо срочно провести ремонтные работы.

ПГУ Wabco, слева в верхней части виден шток индикатора износа

На некоторых моделях КамАЗа, например, на 43114 может встречаться ПГУ производства Волчанского завода автоагрегатов, в котором отсутствует возможность регулировки штока. Обычно такой ПГУ или заменяют на настраиваемый или устанавливают другой шток с возможностью регулировки.

Как осуществляется регулировка?

При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.

При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:

  1. Выставить ход педали.
  2. Убрать завоздушенность магистралей привода.
  3. Проверить уровень жидкости в ПГУ.

При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.

Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.

Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.

Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:

  1. Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
  2. Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
  3. Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
  4. Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.

На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.

Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.

Отладка муфты

Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.

Последовательность действий при этом:

  1. Ослабить крепежную гайку вилки.
  2. Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
  3. Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
  4. Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
  5. Установить фиксирующий шплинт.
  6. Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.

Отладка полного хода толкателя усилителя

Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.

Схема гидравлической системы

На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:

  1. Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
  2. Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.

Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.

На КамАЗе 55102 для этого необходимо:

  1. Долить жидкость до нормального уровня.
  2. Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
  3. Резко продавить до упора педаль сцепления.
  4. Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
  5. Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
  6. Долить жидкость до рабочего уровня.
  7. Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.
Читайте так же:
Регулировка клапанов для четырехтактного скутера

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.

При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между выжимным подшипником и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.

  1. Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
  2. Отпустить болты крепления.
  3. Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
  4. Проверить биение рабочей поверхности диска.
  5. Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
  6. Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.

Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.

На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.

Техническое обслуживание

Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.

На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:

  1. Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
  2. Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
  3. Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
  4. Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
  5. Слив конденсата из корпуса ПГУ.
  6. Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.

Когда требуется замена сцепления?

Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.

Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:

  • резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
  • затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
  • вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
  • запах горящих накладок при движении.

При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.

Фотогалерея

На фотографиях ниже показаны некоторые элементы системы привода сцепления грузового автомобиля КамАЗах.

Обычное двухдисковое сцепление Однодисковое сцепление Евро ПГУ классического образца Цилиндр сцепления, хорошо видна тяга для педали и штуцер для подачи жидкости в ПГУ

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

На видеоролике, снятом для канала Авто и Мото, продемонстрирована регулировка сцепления, установленного на дизеле КамАЗ 740.

Сцепление ЯМЗ-236

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-236 — фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Диски сцепления ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

Муфта выключения сцепления со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические характеристики и параметры сцепления ЯМЗ-236

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. — 700

Масса вращающихся частей, кг — 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 — 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм — 42х34х6

По мере износа фрикционных накладок сцепления средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

При установке сцепления ЯМЗ-236 с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

— Установить передний ведомый диск.

— Установить средний ведущий диск со штоками.

— Установить задний ведомый диск.

— Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов.

— Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам.

— Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов.

Читайте так же:
Регулировка зажигания стробоскоп 2121

После установки сцепления ЯМЗ-236 на маховик убедиться в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков.

Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

Регулировка положения упорного кольца оттяжных рычагов корзины сцепления ЯМЗ-236

При сборке нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца.

Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 51) регулировочными гайками 6 отжимных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска.

Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 при этом упорные поверхности все четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4.

Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска сцепления (корзины) ЯМЗ-236 при выключении сцепления или ненормальной его работе.

После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов.

В случае использования нажимного диска (корзины) с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.

Рис.51. Приспособление для сборки нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе

1 – подставка; 2 – направляющий штифт; 3 – болт крепления кожуха; 4 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 – оттяжной рычаг; 6 – регулировочная гайка; 7 – стопорная пластина; 8 – опорная пластина; 9 – нажимной диск

Регулировка сцепления ЯМЗ-236

В эксплуатации сцепления периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм) регулировать в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля.

Снятие сцепления ЯМЗ-236

Снятие сцепления ЯМЗ-236 с двигателя, укомплектованного коробкой передач, производиться с предварительным снятием коробки передач.

Снятие коробки передач и сцепления с двигателя, установленного на транспортное средство, производится в следующем порядке:

Провести работы по подготовке коробки передач для снятия:

– отсоединить поддерживающую опору силового агрегата, установленную на коробке передач;

– отсоединить карданный вал от фланца вторичного вала;

– отсоединить привода сцепления и коробки передач и другое, препятствующее перемещению коробки передач от двигателя на ≈ 300 мм и опусканию или подъему коробки передач.

Установить на верхнюю крышку коробки передач специальный рым (см. рисунок 11) вместо опоры рычага переключения или механизма дистанционного управления коробки передач.

Отвернуть гайку крепления шланга смазки к стенке картера и протолкнуть шланг вместе с масленкой в полость картера сцепления, при этом оттяжная пружина и скоба пружины также будут отсоединены от стенки картера и могут упасть в полость картера, на что необходимо обратить внимание.

Отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, оставив 2 — 3 болта не отвернутыми.

После зачаливания коробки передач грузоподъемным устройством (кран, лебедка и т.п.) или подвода передвижного подъемника под коробку передач, отворачивают оставшиеся 2-3 болта крепления картера и перемещают коробку передач от двигателя до выхода первичного вала из ведомого диска, при этом вилка выключения сцепления, перемещаясь вместе с коробкой передач разворачивается вместе с валом в сторону двигателя и выходит из зацепления с муфтой.

После снятия коробки передач с картером сцепления муфта выключения остается на упорном кольце.

Снять оттяжную пружину и ее скобу (если они не разъединились сами).

Снять муфту выключения сцепления ЯМЗ-236 с упорного кольца в следующей последовательности:

– используя полукруглый паз на краю корпуса муфты выключения, обращенном к диафрагменной пружине, нащупать пальцем ус предохранительного кольца и, утопив его (шпилькой, болтом и т.п.), через центральное отверстие муфты, отверткой деформируя кольцо вывести ус из отверстия втулки, что обеспечит возможность разворота замкового кольца на втулке;

– снова используя полукруглый паз муфты повернуть замковое кольцо относительно втулки таким образом, чтобы выступы кольца совпали с лысками на втулке;

– протолкнуть муфту в сторону маховика до упора, обеспечивая минимальные перекосы относительно оси коленчатого вала, при этом пружинное кольцо выйдет из фасонной канавки упорного кольца и войдет в прямоугольную;

Читайте так же:
Светодиодный индикатор с автоматической регулировкой яркости

– снять муфту, для чего переместить ее в обратном направлении (от маховика), при этом пружинное кольцо останется в прямоугольной канавке упорного кольца, извлечь кольцо из прямоугольной канавки с помощью отвертки и установить его на втулку муфты.

Снять с маховика корзину сцепления ЯМЗ-236 и диск ведомый в следующем порядке:

– для обеспечения безопасности вставить шлицевую или гладкую оправку в шлицевое отверстие ведомого диска и внутреннее кольцо подшипника в коленчатом вале. Необходимый тип оправки используется в зависимости от модели сцепления.

– вывернуть два диаметрально расположенных болта крепления кожуха и завернуть монтажные шпильки;

– постепенно в несколько приемов отвернуть оставшиеся 10-ть болтов крепления кожуха, не допуская значительных перекосов диафрагменной пружины (для предотвращения перекосов пружины и предупреждения срыва начальных витков резьбы в маховике рекомендуется перед отворачиванием болтов крепления кожуха под головки 4-х болтов крепления нажимного диска к кожуху установить монтажные шайбы;

Регулировка двухдискового сцепления краз

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

  • Автокран КС-45721

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Сцепление автомобилей Краз-255, 260 и его регулировки

Разборка, проверка технического состояния деталей и сборка сцепления Краз-255, 260

Нажимной диск (корзина) сцепления Краз-255, 260 с кожухом разбирают только в том случае, если необходим ремонт или замена отдельных деталей.

Ввиду того, что специальных приспособлений для разборки и сборки сцеплений двигателя ЯМЗ-238 промышленность не выпускает, нажимной диск рекомендуется разбирать под прессом.

Рис.27. Сцепление автомобиля Краз-255, 260

Порядок разборки сцепления Краз-255, 260 следующий:

Пометить метками совместное положение кожуха 2 (рис.27) и нажимного диска 1.

Вывернуть регулировочные болты 14 вместе с контргайками 15.

Установить нажимной диск сцепления Краз-255, 260 с кожухом в сборе под пресс и прижать кожух к нажимному диску так, чтобы несколько сжались пружины 3.

Вывернуть болты 9 крепления опорных пластин 10 регулировочных гаек 11, снять стопорные шайбы и опорные пластины.

Вывернуть регулировочные гайки 11 вилок 12 рычагов 7 корзины сцепления Краз-255, 260.

Плавно прекратить действие пресса на кожух нажимного диска и снять кожух 2.

Снять пружины 3, теплоизоляционные подкладки 4 и шайбы подкладок, снять муфту 5 рычагов 7.

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси 13 рычагов 7. Снять рычаги.

Отогнуть замковые шайбы и при помощи выколотки выбить оси вилок оттяжных рычагов, снять пружины 8 вместе с петлями 6 и отделить вилки от рычагов.

При необходимости извлечь иглы из оттяжных рычагов.

Снять нажимной диск, промыть детали сцепления Краз-255, 260 в дизельном топ­ливе или керосине и протереть.

Проверить техническое состояние деталей, изношенные детали заменить.

Требования к основным деталям сцепления Краз-255, 260

Ведомые диски сцепления Краз-255, 260

Износ фрикционных накладок считается допустимым, если расстояние от поверхности трения до головок заклепок не менее 0,15 мм.

Во время приклепывания новых накладок соблюдать осторожность, чтобы не повредить диск и поверхности накладок.

Фрикционные накладки лучше всего крепить медными трубчатыми заклепками, при этом головки заклепок надо поочередно, в шахматном порядке, устанавливать с одной и с другой стороны ведомого диска Краз-255, 260.

Расстояние от поверхности накладки до головки заклепки должно быть не менее 1,2 мм.

Толщина ведомого диска сцепления Краз-255, 260 в сборе с новыми накладками должна быть 10±0,1 мм.

Поверхности накладок должны быть плоскими: отклонение не более 0,3 мм.

При проверке на шлицевой оправке биение поверхности трения диска по среднему радиусу накладок допускается не более 0,3 мм.

В качестве оправки при проверке может быть использован ведущий вал коробки передач.

Для устранения биения ведомого диска сцепления Краз-255, 260 допускается правка его и шлифование поверхности накладок.

Разность толщины накладок после шлифовки не должна быть более 0,2 мм.

Предельно допустимый износ шлицев в ступице проверяют по размеру канавок, который не должен превышать 6,25 мм.

Нажимной диск (корзина) сцепления Краз-255, 260

Не допускаются трещины и глубокие задиры на плоскости нажимного диска. Коробление допускается не более 0,2 мм.

Допускается износ отверстий под ось оттяжного рычага до диаметра 10,88 мм.

Диск сцепления Краз-255, 260 ведущий средний

Не допускаются трещины и глубокие задиры на поверхностях диска. Коробление не должно превышать 0,2 мм.

Рычаг выключения сцепления Краз-255, 260

Допускается износ отверстий под оси до диаметра 14,9 мм.

Вилка рычага сцепления Краз-255, 260

Допускается износ отверстия под ось до диаметра 10,88 мм.

Ось рычага Краз-255, 260

Износ по наружному диаметру не должен превышать 10,76 мм.

Читайте так же:
Регулировка коробки передач на сове

Пружина нажимная сцепления Краз-255, 260

Длина в свободном состоянии 88 мм. Под нагрузкой 45±3,5 —56 мм.

Собирают кожух сцепления Краз-255, 260 с нажимным диском в порядке, обратном разборке, при этом необходимо:

— при установке рычагов выключения сцепления игольчатые подшипники набить смазкой;

— при установке кожуха на нажимный диск (корзину) совместить нанесенные при разборке метки;

— прижать кожух к нажимному диску (корзине) Краз-255, 260 до установочного размера 27 ±0,1 мм и при помощи регулировочных гаек на вилках рычагов нажимного диска установить размер 56±0,5 мм (см. рис. 82).

После регулировки поверхность муфты выключения сцепления Краз-255, 260 должна быть параллельна поверхности нажимного диска.

Допуска­ется биение не более 0,4 мм на радиусе 45 мм, при этом опорные поверхности концов всех четырех оттяжных рычагов должны одновременно касаться муфты.

После регулировки установить стопорные шайбы и отогнуть их в двух местах;

— отход нажимного диска (корзины) Краз-255, 260 должен быть в пределах 2—2,75 мм при ходе муфты оттяжных рычагов 15 мм;

— после установки сцепления и коробки передач отрегулировать величину отхода среднего ведущего диска и свободного хода педали сцепления.

Регулировка сцепления автомобилей Краз-255, 260

Для нормальной работы сцепления Краз-255, 260 между муфтой отжимных рычагов и подшипником при включенном сцеплении должен быть зазор 3,2 — 4,0 мм.

Этому зазору соответствует свободный ход педали, равный 32 — 40 мм (полный ход педали сцепления равен 165— 175 мм).

Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению и быстрому износу подшипника выключения сцепления.

При слишком большом свободном ходе педали сцепление выключается не полностью, что ведет к повышенному износу деталей коробки передач.

ННеполное выключение сцепления Краз-255, 260 обнаруживается при переключении передач по шуму шестерен в коробке, особенно в момент включения первой передачи или заднего хода.

Рис.28. Привод выключения сцепления Краз-255, 260

1 — педаль сцепления; 2 — сервоусилитель; 3— упорные болты; 4 — тяга выключения; 5 — контргайка; 6 — вилка тяги; 7 — крышка люка картера сцепления; 8—регулировочный болт; 9 — контргайка; 10 — крышка люка картера маховика, 11 —ведомые диски сцепления; 12 — средний ведущий диск; 13 — отжимный рычаг; 14 —муфта выключения сцепления; 15 — муфта отжимных рычагов; 16 — вилка выключения; 17 — рычаг вала вилки выключения; А — зазор между регулировочным болтом и средним ведущим диском; Б — зазор между муфтой отжимных рычагов и муфтой подшипника выключения сцепления

Регулировка сцепления автомобилей Краз-255, 260 происходит в два этапа:

Сначала регулируют величину отхода среднего ведущего диска (зазор А на рис.28), а затем свободный ход муфты выключения сцепления (зазор Б).

При регулировке сцепления строго соблюдать указанный порядок.

Последовательность регулировки сцепления Краз-255, 260 (зазора А)

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снять крышки 7 и 10 люков картера сцепления и картера маховика.

Проворачивая маховик ослабить контргайку 9 и ввернуть до упора в средний ведущий диск регулировочные болты 8.

После этого отвернуть каждый регулировочный болт на один оборот, что соответствует зазору 1 мм, и законтрить болты контргайками.

Контргайки затягивать при зафиксированных болтах, без значительных усилий во избежание среза резьбы в кожухе сцепления Краз-255, 260 и нарушения установленного зазора.

После регулировки проверить зазор А между средним ведущим диском и каждым регулировочным болтом.

Последовательность регулировки сцепления Краз-255, 260 (зазора Б)

Отъединить вилку 6 тяги 4 от рычага 17.

Отпустить контргайку 5 и, ввертывая пли вывертывая вилку, установить такую длину тяги 4, при которой зазор Б был бы равен 3,2—4,0 мм, что будет соответствовать нормальному свободному ходу педали сцепления.

Соединить тягу с рычагом вала выключения сцепления Краз-255, 260, зашплинтовать палец и затянуть контргайку вилки тяги.

Проверить величину свободного хода педали сцепления.

Установить на место крышки люков картера сцепления и картера маховика.

Проверить при работающем двигателе, правильно ли отрегулировано сцепление Краз-255, 260, для чего несколько раз включить и выключить первую передачу в коробке передач.

Если изменением длины тяги невозможно отрегулировать свободный ход педали сцепления в результате значительного износа фрикционных накладок, заменить накладки или ведомые диски.

В случае, если износ фрикционных накладок еще позволяет эксплуатацию сцепления, а регулировка свободного хода изменением длины тяги уже невозможна, переставить на один шлиц рычаг 17 вала вилки 16 выключения сцепления, повернув его к тяге 4.

При установке на сцепление Краз-255, 260 новых накладок или дисков рычаг возвратить в первоначальное положение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector