Virbactd.ru

Авто шины и диски
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт неисправностей и регулировка рулевого редуктора ВАЗ-2123

Ремонт неисправностей и регулировка рулевого редуктора ВАЗ-2123

В рулевом управлении любого ТС используется много узлов и деталей. Одним из таких немаловажных элементов является рулевой редуктор. Он применяется с тех самых пор, когда автомобилестроение еще только начинало свой путь к сегодняшним достижениям.

Рулевой редуктор выполняет передачу вращательного момента от руля на передние колеса при помощи червячной передачи. Основные элементы конструкции — винт, зубчатое колесо. Данную систему автомобильные инженеры используют в большинстве конструкций до сих пор.

Схема и описание конструкции

Рулевой редуктор — это отдельный узел в системе РУ, основным элементом которого является червячный вал. Он увеличивает усилие, прикладываемое водителем на управляемые колеса в момент вращения руля.

Типовая схема рулевого редуктора Нива Шевроле:

Схема рулевого редуктора Нива Шевроле

Данная деталь имеет оригинальный заводской номер: 2123-3400010-20.

Механизм выпускается на рынок фирмой ООО «Рулевые системы» в сборе с сошкой в фирменной бело-синей картонной упаковке с сертификатом качества и годовой гарантией.

На а/м Chevrolet Niva применен механизм, в котором установлен червяк глобоидного типа (переменный диаметр вала). Данная конструкция обеспечивает надежное управление ТС на любых скоростях и разном дорожном покрытие.

В редукторе рулевой системы червячный вал опирается на 2 подшипника качения, такое же количество подшипников поддерживают вращение вала сошки.Шариковые подшипники выполняют функцию снижения трения основных деталей, также облегчая поворот руля в разные стороны.

В момент вращения рулевого колеса осуществляется передача вращающего момента от валов рулевой колонки на червячный узел, который находится в зацепление с роликом, расположенным на валу сошки.

Справка! Передаточное число редуктора составляет 16,4.

Конструктивные элементы рулевого редуктора Нива Шевроле

Сошка соединяет систему тяг рулевого управления через шарнирные пальцы. Передача движения со средней тяги к правой боковой происходит через маятниковый рычаг.

Червячный рулевой механизм, применяемый на ТС повышенной проходимости, достаточно ударостойкий. Он легко воспринимает все вибрации и неровности от дорожного покрытия

За счет простоты своей конструкции, он обладает высокой степенью износостойкости, обеспечивая ВАЗ 2123 неплохую маневренность при разных условиях дорожного движения и любых скоростях.

Полезное! К небольшим недостаткам данного механизма можно отнести сложность изготовления. Также из-за большого количества подвижных и трущихся элементов, червячную передачу необходимо с определенной периодичностью подтягивать.

В процессе эксплуатации ТС в червячном редукторе со временем происходит выработка подвижных элементов и увеличивается технологический зазор. В результате чего появляются посторонние звуки. Первыми признаками нарушения регулировки является биение и значительное увеличение свободного хода руля, теряется четкость управления транспортного средства.

Износ рулевого редуктора

Все это прямо пропорционально сказывается на безопасности вождения данного автомобиля.Если вовремя не выполнять регулировку, подтяжку данного люфта главной пары, то из-за появившегося биения начинают образовываться задиры на металле червяка и сошки и привод полностью выходит из строя.

Важно! Рулевое управление относится к основным системам автомобиля, отвечающим за безопасность. Поэтому эксплуатация автомобиля с неисправной рулевой системой запрещена Правилами Дорожного Движения.

Снятие, установка и ремонт своими руками

Для ремонта или замены элемента РУ необходимо произвести демонтаж червячного узла.

  • слесарный ключ на «17»;
  • набор инструмента 1/2 с трещеткой и головками;
  • шлицевая отвертка.
  • переносная лампа для подсветки зоны ремонта.

Последовательность выполнения демонтажа:

  1. Установить Ниву на подъемник или смотровую канаву. Для обеспечения безопасности используем противооткатные упоры.
  2. Удалить всю рабочую жидкость из системы.Снятие рулевого редуктора 1
  3. Открутить крепежный болт нижнего наконечника карданного шарнира промвала.Снятие рулевого редуктора 2
  4. Выполнить поддомкрачивание передней части а/м, демонтируем левое колесо.
  5. Извлекаем из посадочных отверстий сошки шарнирные соединения средней и боковой тяг. Для удобства дальнейшей работы рекомендуем вывести боковую тягу в сторону.
  6. Головкой на «19» отворачиваем шланг высокого давления.Снятие рулевого редуктора 3
  7. Снимаем уплотнительные медные шайбы.Снятие рулевого редуктора 4
  8. Накидной головкой на «22» отворачиваем болт-штуцер наконечника шланга подвода жидкости к радиатору.Снятие рулевого редуктора 5
  9. Далее ослабляем гайки болтов фиксации картера рулевого механизма к лонжерону. Извлекаем все крепежные болты.Снятие рулевого редуктора 6
  10. Аккуратно снимите упорный шайбы, которые находятся между корпусом рулевого редуктора и левым лонжероном кузова ТС. При сборке в обратной последовательности не забудьте поставить их на свои места.Снятие рулевого редуктора 7
  11. После этого следует вывести открепить шаровой палец средней тяги из от сошки.
  12. Снимите рулевой редуктор.Снятие рулевого редуктора 8
  13. Сборку рулевого механизма следует производить в обратной последовательности. Не затягивая полностью крепежные элементы проверить работоспособность всей системы и отсутствия перекосов.
  14. Требуемые моменты затяжки гаек рулевого редуктора:
  • крепежная гайка картера червячного механизма: 33,3-41,2 Нм;
  • гайка шарового пальца тяг рулевого привода: 42,1-63 Нм;
  • гайка сошки: 199,9-247 Нм.

После сборки всех деталей и протяжки крепежа, необходимо произвести прокачку гидроусилителя рулевого управления.

Примечание! Перед затяжкой крепежных болтов корпуса червячного редуктора , отрегулируйте расположение рулевой механизм так, чтобы угол “а”, указанный на приведенном ниже рисунке составил 28°.

Угол установки редуктора

Сальник червячного привода установлен в самой крышке рулевого редуктора со стороны салона авто. При обслуживании и ремонте приводного узла своими руками, необходимо:

  • произвести замену всех кольцевых уплотнителей опорных подшипников в корпусе.
  • выполнить замену сальника червяка.
Читайте так же:
Газовая горелка бош регулировка

Сальник рулевого редуктора

Сальник имеет размерность: 20*30*7 мм. Подбор нового масляного уплотнителя необходимо делать в авто магазине по старому образцу.

Обслуживание и регулировка червячного узла

Как и любой другой узел, рулевой редуктор требует проведения регулярного обслуживания. Наши рекомендации помогут Вам избежать крупных затрат на ремонтные работы и преждевременную замену узла:

  1. Ежесезонный визуальный осмотр позволяет своевременно обнаружить течь масла через уплотнения и сальники, механические микротрещины и другие эксплуатационный дефекты каркаса редуктора.
  2. Своевременная настройка зазора червяка привода поможет избежать повышенного биения всего механизма, повышенного уровня шума при вращении, избежать появления эффекта ”тугой руль”ю
  3. Регулярный мониторинг требуемого уровня масла в в корпусе червячной передачи и соблюдение периодичности замены масла по пробегу.

Обслуживание редуктора

Базовый рулевой редуктор оснащен червячной парой, в которой в процессе работы происходит механическое трение червяка и червячной шестерни.

Справка! Для продления срока безотказной эксплуатации узла является применение только качественной смазки в редукторе и контроль состояния рабочих поверхностей.

Регулировка

После процедуры ремонта или замены червячного привода руля необходимо произвести регулировочные настройки.

Регулировка люфта редуктора

Проверку люфта рулевого колеса необходимо производить ровной горизонтальной площадке с требуемым давлением в шинах автомобиля. Люфт, измеряемый величиной свободного хода рулевого обода, должен находится в пределах 5°.

Порядок настройки оптимальной работы:

  1. Открываем капот и находим в левой части подкапотного пространства ( по движению ТС) необходимый нам агрегат. На верхней части крышки редуктора установлен регулировочный винт и стопорная гайка.
  2. Ослабляем стопорную гайку. Шлицевой отверткой вращаем регулировочный винт по часовой стрелке, при этом люфт РУ должен уменьшаться.

Если длины винта уже не хватает для регулировки, то узел необходимо заменить.

Важно! Правильное и своевременное обслуживание рулевого редуктора — залог продолжительной безотказной работы в любых условиях.

Полезное видео

Посмотрите ниже подробное видео как происходит замена сальника рулевого редуктора на Шевроле Ниве:

Всё про устройство, блокировку и ремонт редуктора заднего моста Нива Шевроле

Всё о переднем редукторе Шеви Нивы — устройство, неисправности, ремонт

Самая полная инструкция по замене и регулировке кулисы КПП Шевроле Нивы своими руками

Все про рулевое управление

Система рулевого управления современных отечественных легковых автомобилей включает в себя три основных узла: рулевую колонку с рулевым колесом, рулевой механизм и рулевой привод (трапецию).

Рулевые колонки автомобилей бывают цельные — с одним рулевым валом (например, ВАЗ-2101; -2103; -2106; -2108) или составные — с промежуточным карданным валом (ВАЗ-21213; ВАЗ-2105). В состав рулевой колонки встраиваются элементы пассивной безопасности, деформирующиеся при ударе и повышающие травмобезопасность. На ВАЗ-2121 и его модификациях применяется рулевой механизм типа «червяк-ролик». Червячные рулевые механизмы всегда имеют две регулировки.

Рулевые приводы представляют собой набор из нескольких рулевых тяг с шарнирными соединениями. При червячном рулевом механизме в состав рулевого привода входит маятниковый рычаг.

Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.

Задача диагностики — определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

  • Прежде всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1…1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром подлежит замене.
  • Проверьте затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
  • Проверьте отсутствие люфта маятникового рычага. Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
  • Проверьте состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами.
  • Проверьте отсутствие подтекания масла. Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
  • Проверьте крепление рулевой колонки. Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в осевом направлении. Если же такое перемещение есть — проверьте, затянуты ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
  • Проверьте величину свободного хода рулевого колеса, это наиболее часто встречающийся дефект — увеличенный свободный ход, «люфт» рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов. Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления, появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку. Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в пределах зазора. Если он не превышает 18…20 мм — все в порядке, если больше — устраните люфт, который обычно возникает в двух местах. Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах. Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых, возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку, попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко почувствуете толчки и стуки.
Читайте так же:
Регулировка насоса ускорителя газ 53

Регулировка зацепления червяк-ролик (или величины свободного хода рулевого колеса)

В процессе работы этой пары вращения происходят износ и выработка их рабочих поверхностей. В первую очередь это касается витков червяка. Образуются зазоры, которые необходимо ликвидировать. Сущность регулировки необходимого зазора в зацеплении «червяк-ролик» (а без зазора они работать не будут — заклинят) состоит в следующем. Оси вращения ролика и червяка находятся не на одном уровне. Ось ролика находится выше, а вал сошки, в вырезе которого установлен ролик, имеет возможность перемещаться вверх-вниз в осевом направлении. Опуская вал, вы приближаете ролик к червяку, зазор уменьшается. Поднимая его, вы увеличиваете зазор. В верхней части вала сошки имеется прямоугольный паз, в который входит плоская головка регулировочного винта, завёрнутого в верхнюю крышку рулевого механизма. Заворачивая или отворачивая этот винт, вы, поднимая или опуская вал сошки, производите регулировку необходимого зазора в зацеплении.

Порядок проведения операции следующий (на примере ВАЗ-«классика») (см. рис.). Вы должны убедиться, что в подшипниках червяка установлен необходимый натяг. Отверните контргайку 2 регулировочного винта 3 и снимите фасонную стопорную шайбу 5. Ваш помощник должен покачивать рулем, как при проверке люфта. Г-образной отверткой 4 заворачивайте регулировочный винт 3 до устранения люфта. Проверьте легкость вращения рулевого колеса, как это было описано выше. Если все отрегулировано правильно, наденьте фасонную шайбу 5, закрутите и затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт 3.

Замена рулевых тяг и наконечников

Перед снятием боковых тяг обратите внимание на то, как она установлена. Длинный наконечник — внешний — присоединяется к поворотному кулаку, а короткий — внутренний — соединяется с сошкой. Средняя тяга выпуклой стороной обращена к двигателю.

Расшплинтуйте и отверните гайки, которыми шаровые пальцы боковых тяг крепятся к рычагам на поворотных кулаках. Съемником (см.рис.) выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу. Пользуясь съемником, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой. Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60 градусов для обеспечения шплинтовки.

Читайте так же:
Стол с регулировкой стола газлифтом

Не забудьте, что после замены рулевых тяг или наконечников необходима обязательная регулировка углов установки (схождение и развал) колес.

Посмотрите также отсканированный буклет, прилагаемый к рулевым наконечникам «Кедр».

Заливка масла в рулевой механизм

Рулевые механизмы типа «червяк-ролик» работают в масле. Дело в том, что в контакте витков червяка с гребнями ролика возникают большие усилия. При недостатке или отсутствии смазки в этом месте из-за очень большого трения будет происходить усиленный износ деталей. Кроме того, требуют смазки подшипники червяка и игольчатые подшипники, на которых вращается ролик. Для смазки деталей рулевого механизма используется обычное трансмиссионное масло. В настоящее время выпускаются много этих масел, все они годятся для рулевого механизма.

Рулевой механизм, как запчасть, может поставляться в торговую сеть как снаряженным и заправленным маслом, так и без него. В последнем случае требуется обязательная заливка масла. Заливать масло можно как после установки рулевого механизма на машину, так и до этого.

Отверните пробку 1 (см. рис. в пункте «Регулировка зацепления червяк-ролик»), закрывающую заливное отверстие в верхней крышке. Вставьте в отверстие воронку с тонким шлангом, через которую будете производить заливку. Масло перед заливкой желательно предварительно подогреть до температуры 60-80 градусов — тогда оно менее вязкое и лучше течет. Если вы заливаете масло в рулевой механизм, установленный на машине, необходимый объем масла определяется просто: заливаете до среза заливного отверстия. Если же заливка производится в снятый механизм, нужно достаточно точно отмерить мензуркой необходимый объем масла, указанный в инструкции на автомобиль (например, для автомобиля ВАЗ это 0,215 л). Не больше и не меньше. Перелив в данном случае гораздо опаснее недолива. Рулевой механизм установлен на машине в наклонном положении. Залитое в него масло занимает не весь внутренний объем. Верхняя часть полости картера содержит воздух, который служит компенсатором температурного расширения масла и корпуса редуктора. Ведь рулевой механизм расположен в подкапотном пространстве, где возможны очень большие перепады температуры.

Если вы заполните картер полностью, то масло, нагреваясь от двигателя, начнет выдавливать уплотнительные манжеты. Так что — не переливайте. Лишним маслом только кашу не испортишь.

Неисправности рулевого управления

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма.

Ослабли гайки шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком.

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками.

Замените втулки или кронштейн в сборе.

Увеличенный зазор в подшипниках червяка.

Ослабли болты крепления промежуточного вала рулевого механизма к валу червяка или к верхнему валу рулевого механизма.

Тугое вращение рулевого колеса

Низкое давление в шинах передних колес.

Установите нормальное давление.

Неправильная установка углов передних колес.

Проверьте установку колес и отрегулируйте.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага.

Отрегулируйте затягивание гайки.

Деформация деталей рулевого привода.

Замените деформированные детали.

Повреждение деталей шаровых шарниров.

Проверьте и замените поврежденные детали.

Отсутствует масло в картере рулевого механизма.

Проверьте уровень масла и залейте. При необходимости замените поврежденный сальник.

Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления.

Шум (стуки) в рулевом управлении

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками.

Замените втулки или кронштейн в сборе.

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага.

Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов.

Ослабление болтов крепление вала рулевого управления.

Затяните гайки болтов.

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс

Давление в шинах не соответствует норме.

Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону

Неодинаковое давление в шинах.

Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

Читайте так же:
Как отрегулировать давление в тормозной системе камаз

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Различная осадка пружин передней подвески.

Замените непригодные пружины.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените.

Неполное растормаживание одного или нескольких колес.

Проверьте состояние тормозной системы.

Нарушены углы установки передних колес.

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Подтягиваем правильно рулевую рейку на ВАЗ-2114 своими руками: советы и сам процесс

В процессе подтяжки рулевой рейки на ВАЗ-2114

Никто не станет отрицать тот факт, что исправное рулевое управление в любом автомобиле гарантирует не только безопасность водителя и пассажиров, но и безаварийную эксплуатацию в принципе. Независимо от типа рулевого привода, будь то червячный рулевой механизм, зубчатая рейка с усилителем или без, все они требуют периодического обслуживания. ВАЗ-2114 и все Самары второго поколения получили довольно надёжный и простой в ремонте и регулировке рулевой механизм. Он не имеет гидравлического усилителя, тем проще его обслуживание и регулировка.

Зачем подтягивать рейку на ВАЗ-2114

Диагностика рулевой рейки и рулевого механизма на ВАЗ-2114

Диагностика рулевой рейки и рулевого механизма

Перед тем как на ВАЗ-2114 подтянуть рулевую рейку, стоит рассмотреть предпосылки, которые подскажут, что пришло время заняться её ремонтом или подтяжкой.

В принципе, АвтоВАЗ гарантирует достаточно длительное время эксплуатации рулевого механизма, а именно десять лет. Однако надо понимать, что речь идёт об идеальных условиях эксплуатации. Это предполагает ровные асфальтовые дороги, постоянное наличие качественной смазки в картере рейки и щадящий стиль вождения.

В обычных условиях эксплуатации этот срок практически недостижим. Неважные дороги, неважное качество запчастей и зачастую жёсткий режим эксплуатации автомобиля приводят к тому, что механизм даёт о себе знать гораздо раньше.

Первые симптомы неисправности рулевого механизма на ВАЗ-2114

Первые симптомы неисправности рейки или необходимости подтяжки понятны:

    Стук под капотом в районе моторного щитка, особенно при проезде неровностей.

Гайка на болте хомута кардана рулевой рейки на ВАЗ-2114

На ВАЗ-2114 стук при проезде неровных участков дороги может возникнут из-за ослабшей гайки на болту, который сжимает хомут кардана

Последнее может рассматриваться, как вопиющий сигнал о неисправности и может привести к серьёзным неприятностям во время движения.

В этом случае, скорее всего, подтяжкой уже ситуацию не исправить, тем не менее делать выводы рано, можно попробовать её отрегулировать. Сделать это можно двумя способами — как на автомобиле, так и при снятой рейке.

Процесс разборки и ремонта рулевой рейки ВАЗ-2114

Полная разборка рулевой рейки и замена ремкомплекта

Во втором случае регулировка производится уже после замены ремкомплекта и полного ремонта механизма. Мы же постараемся обойтись малой кровью и просто отрегулировать зазор в зацеплении шестерня-зубчатая рейка, тем самым ликвидировав люфты и стуки.

Подтягиваем рейку ВАЗ-2114 своими руками

Чаще всего все работы по подтяжке рейки сводятся только к выбору люфта в зацеплении и регулировке люфта рулевого колеса. В том случае, если износ деталей механизма (втулки, сама зубчатая рейка, шестерня, сальники и пыльники) критический, без ремонта и установки ремкомплекта не обойтись. Тем не менее самый простой способ это проверить — подтяжка рейки прямо на автомобиле.

Для регулировки рейки понадобится специальный ключ, который вставляется в регулировочную гайку в корпусе рулевого механизма. Этот ключ можно сделать самому, однако он продаётся в любом магазине, стоит копейки, а иметь его в арсенале инструментов никогда не помешает. К тому же он существенно облегчит работу не только при регулировке, но и при разборке рейки при необходимости.

Регулируется рейка ВАЗ-2114 следующим образом:

    Желательно установить автомобиль либо на эстакаду, либо на подъёмник. Можно отрегулировать рейку и из-под капота, но придётся работать практически наощупь.

Автомобиль ВАЗ-2114 на подъёмнике, вид на днище

Устанавливаем автомобиль на подъёмники или эстакаду

Подтяжка болтов крепления рулевой рейки и рулевых тяг на ВАЗ-2114

Проверяем люфт на рулевой рейке и рулевых тягах

Регулировочная гайка рулевой рейки ВАЗ-2114 крупным планом

Затягиваем регулировочную гайку специальным ключем

Видео о регулировке рулевой рейки

Выбрав люфт, не прячем инструмент, а делаем пробную поездку, в ходе которой оцениваем работу рулевого механизма. Если руль вращается свободно, а люфта нет, регулировку можно считать законченной. Если вращение руля слишком тугое, лучше регулировочную гайку немного ослабить, провернув на несколько градусов против часовой стрелки.

Выбор рулевой колонки ВАЗ 2106

Стильная шестерка

Рулевое управление присутствовало во всех автомобилях: начиная с самого первого и заканчивая новейшими моделями, купить которые могут позволить себе далеко не все. Эта часть машины не должна меняться, так как от нее зависит безопасность. В конструкцию управления запрещено вносить какие-либо изменения. Популярна вазовская классика — это заднеприводные автомобили, имеющие редуктор червячного типа. Но рулевая колонка ВАЗ 2106 отличается от той, которая устанавливается на модель 2107.

Читайте так же:
Регулировка инжектора ваз 2110 дроссельная заслонка

Последняя немного длиннее несмотря на то, что их схема практически одинакова. На модели ВАЗ 2107 установлен травмобезопасный вал, который при лобовом столкновении складывается и не может нанести ран водителю. В ВАЗ 2106 такой системы нет, вал цельный и не содержит в себе шарниры. Случаются и проблемы с редуктором, которые можно решить простой регулировкой рулевой колонки. Но есть у механизма и «неизлечимые болезни», при которых оказывается проще купить новый руль и установить его на место старого.

Рулевое управление ВАЗ 2106

Рулевое реечное управление

Реечное рулевое управление

Основная задача колонки — это передать вращательное движение, совершаемое рулем, на передние колеса. У всех автомобилей классической серии установлены практически идентичные механизмы. Так, для ВАЗ 2106 идеально подходит редуктор от ВАЗ 2101. Он крепится к кузову тремя болтами. В верхней его крышке находится болт, с помощью которого проводится регулировка рулевой колонки ВАЗ в случае появления большого люфта руля.

Между рулем и редуктором размещается вал из цельного куска металла. Крепится он при помощи шлицов. Причем со стороны руля на валу находятся наружные шлицы, а с другой стороны — внутренние. Если проводится замена рулевой колонки на автомобиле ВАЗ 2106, то можно слегка модернизировать систему, установив вал с двумя карданами, которые необходимы для повышения безопасности. На таком вале имеются игольчатые подшипники, благодаря которым руль будет не таким тугим.

Если проводится регулировка рулевой колонки ВАЗ, то никаких лишних манипуляций совершать не нужно. Другое дело — замена рулевых тяг, которых на ВАЗ 2106 три: две крайние и одна средняя. Чаще всего выходят из строя крайние. Их ремонт невозможен, допускается лишь замена наконечников.

После ремонта рулевой колонки обязательно сделайте сход-развал. Установить колеса под правильным углом в условиях гаража сложно, желательно проводить регулировку на специальном стенде.

Неисправности колонки и ее замена

Ремонт рулевого управления 2106

Ремонт рулевого управления «шестерки»

Основа рулевой колонки — это редуктор с двумя шестернями, одна из которых червячного типа. Почувствовать неисправность рулевого управления можно на самой ранней стадии, поэтому главное — это не пропустить первый «звоночек» и провести ремонт вовремя.

Основные признаки поломки.

  1. Скрипы непосредственно в колонке, вызванные чрезмерным износом различных элементов, а также неисправностью подрулевых выключателей.
  2. Наличие люфтов — самый опасный признак. Причем люфт может быть двух типов — осевой и продольный. Первый говорит о неисправности редуктора или соединения на шлицах, второй — о чрезмерном износе кронштейна.

Первым делом стоит проверить затяжку всех резьбовых соединений. Если долгое время эксплуатировать автомобиль ВАЗ 2106 с изношенными шлицами на валу, это приведет к свободному проворачиванию руля. Со временем шлицы попросту стираются. Причем прийти в негодность могут шлицы на рулевом редукторе, а его цена довольно высокая, и никакая регулировка рулевой колонки ВАЗ не сможет помочь.

Если присутствует осевой люфт, его можно немного уменьшить. Несложная регулировка рулевой колонки ВАЗ позволит сделать это за несколько минут. Для работы потребуются плоская отвертка и ключ на 19, которым нужно ослабить гайку на верхней крышке редуктора. Нужно взять в помощь напарника, который будет вращать руль в разные стороны. Поворачивать рулевое колесо следует не более чем на 20-30° в каждую сторону. Это позволит отверткой прокрутить регулировочный винт, при закручивании которого люфт уменьшится. Когда он достигнет минимального значения, необходимо затянуть гайку.

Немного сложнее окажется ремонт, связанный с заменой редуктора. Для этого придется в целях безопасности отключать аккумулятор. Затем нужно ослабить болт на шлицевом соединении вала и редуктора. Левая сторона ВАЗ 2106 поднимается на домкрате и устанавливается на надежную опору, колесо снимается. При помощи съемника рулевых наконечников с редуктора снимаются две тяги.

Используя ключи на 17, выкручивают три гайки от болтов крепления редуктора к кузову. Далее проводится ремонт или замена, если регулировка рулевой колонки ВАЗ невозможна. При установке новой колонки необходимо надежно затягивать все резьбовые соединения, а после окончательной сборки провести регулировку развала и схождения колес автомобиля ВАЗ 2106.

Снимать рычаг с редуктора нежелательно. Во-первых, его очень сложно демонтировать, потратите немало времени и сил. Во-вторых, любая регулируемая колонка продается вместе с этим рычагом, он идет в комплекте с редуктором. Затяжка проводится гайкой, которую сложно выкрутить. Все это сделано в целях повышения безопасности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector