Virbactd.ru

Авто шины и диски
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150

Техническое обслуживание сцепления заключается в смазке подшипников вала и механизма выключения сцепления (через 250 моточасов), проверки и регулировки свободного хода педали, положения отжимных рычагов, а также регулировке тормозка.

Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24» или «Ориол-2у». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10-12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8-10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Регулировка сцепления и тормозка

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном состоянии и при нажатии на педаль должно полностью выключаться.

Для нормальной работы сцепления между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор в пределах 3,5-4,0 мм, что обеспечивается правильной регулировкой сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30-40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор постепенно уменьшается или совсем исчезает, в результате сцепление пробуксовывает, что вызывает интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков, упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника.

Рис. 1. Регулировка сцепления:
1 – педаль; 2 – пневматическая камера; 3 – стакан; 4 – корпус выжимного подшипника; 5 – масленка; 6 – вилка, 7 – болт; 8 – стопорная пластина, 9 – гайка регулировочная; 10 – подшипник выжимной; 11 – упор выжимного подшипника; 12 – кольцо упорное; 13 – отжимной рычаг; 14 – кожух; 15 – диск ведомый; 16 – диск промежуточный, 17 – диск нажимной; 18 – рычаг; 19 – валик выключения; 20 – клапан пневмосервомеханизма; 21 – вилка двойная; 22 – пружина тормозка; 23 – колодка тормозка, 24 – тяга пневмосервомеханизма; 25 – рычаг педали

Ввиду этого регулярно, (в зависимости от интенсивности пользования сцеплением) проводить косвенный контроль зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов по свободному ходу педали. Для этого без запуска двигателя и при отсутствии воздуха в пневмосистеме произвести нажатие педали без большого усилия и определить свободный ход педали линейкой, а при отсутствии ее – даже рожковым ключом на «24», если ход педали меньше 25 мм – произвести регулировку сцепления.

При слишком большом зазоре (более 5 мм) сцепление выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, происходит затрудненное переключение рядов и износ шестерен и вилок коробки передач.

Зазор между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов изменением длины тяги регулируйте в следующем порядке:
– отпустите контргайки тяги 24 и вворачивайте тягу, увеличивая зазор, или выворачивайте, уменьшая его;
– затяните контргайки тяги;
– проверьте зазор щупом, или определите его по свободному ходу педали.

Если зазор не восстанавливается изменением длины тяги 24 (в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника 10 упирается в торец стакана 3, что бывает при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков), отрегулируйте первоначальное положение отжимных рычагов 13. Для этого:
– снимите крышку люка корпуса сцепления;
– проворачивая коленчатый вал дизеля, установите один из отжимных рычагов напротив люка и нанесите метку мелом или чертилкой на ближайшей грани гайки 9, чтобы при регулировке не ошибиться ни на одну грань;
– отпустите болты крепления стопорной пластины 8, сдвиньте ее от гайки и отверните регулировочную гайку 9 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм);
– зафиксируйте стопорную пластину 8 болтами 7, предварительно легонько постучав по ней через наставку, чтобы она надежно зафиксировала положение регулировочной гайки 9;
– проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90° произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему;
– увеличивая длину тяги 24, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов в пределах 3,5-4,0 мм;
– проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимными рычагами кольца 12 при выключении сцепления путем нажатия небольшим усилием руки на каждый отжимной рычаг, которые при этом должны оставаться неподвижными.

Читайте так же:
Регулировка карбюратора солекс 4а1

На практике нередки случаи, когда у четырехрычажного механизма выключения сцепления один из отжимных рычагов отрегулирован неправильно, что визуально определить невозможно. При выключении такого сцепления кольцо отжимных рычагов будет перекашиваться больше чем на 0,25 мм и выключение сцепления будет не полным. Это затруднит переключение рядов, включение заднего хода, приведет к интенсивному износу шестерен и вилок, что приведет к выходу из строя коробки передач.

Наилучшая регулировка кольца отжимных рычагов производится при снятом двигателе.

В этом случае необходимо, чтобы каждый рычаг отжимал кольцо на размер 66 мм от торца ступицы ведомого диска при нажатии на него без чрезмерного усилия глубомером «штангеля-колумбика».

После установки двигателя на трактор регулировку сцепления проводить тягой сервомеханизма.

Если хотя бы один из отжимных рычагов смещается при прикладывании усилия, необходимо повторно произвести регулировку сцепления, предварительно выполнив следующие операции:
– установите один из отжимных рычагов напротив люка и отпустите болты крепления стопорной пластины регулировочной гайки;
– закручивайте регулировочную гайку 9 до касания упорного кольца отжимных рычагов к выжимному подшипнику;
– проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90°, произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему;
– после выполнения указанных операций повторите регулировку как описано раньше.

Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть 21-22 мм при ходе педали 150-160 мм.

Одновременно с регулировкой сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок.

Для проверки и регулировки зазора между шкивом вала сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка полностью выключите сцепление, а затем гайкой 2 (рис. 2) серьги тормозка отрегулируйте зазор между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки в пределах 2,5-3,0 мм. Для получения необходимого зазора отверните гайку до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на два-три щелчка (при выключенном сцеплении).

Рис. 2. Регулировка тормозка:
1 – ключ; 2 – гайка; 3 – тормозная колодка

Работу привода управления сцеплением проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,6-0,75 МПа (6-7,5 кгс/cм 2 ).

При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали сцепления в положении выключенного сцепления, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключения, упора подшипника и нажимного кольца.

При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства. Затем отвернуть переходную гайку (см. рис. 3) следящего устройства и, вынув клапан 3 с пружиной 2, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку 8 отрегулировать расстояние от торца плунжера 6 до посадочного торца под клапан в корпусе 7 в пределах 1,7-1,9 мм. Перед установкой клапана 3 проверьте его износ по торцу касания его плунжера. При обнаружении его износа уберите его на наждаке, выдержав плоскостность. В случае, когда уже невозможно дальше снимать торец из-за появления сквозных отверстий, замените клапан. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку 8 контргайкой 9.

Рис. 3. Следящее устройство:
1 – переходная гайка; 2, 4 – пружина; 3 – клапан; 5 – манжета; 6 – плунжер; 7 – корпус; 8 – регулировочная гайка; 9 – контргайка, 10 – вилка; 11 – войлочное кольцо, А – отверстие, соединенное с атмосферой; Б – отверстие, соединенное с пневмосистемой; В – отверстие, соединенное с пневмокамерой

Регулировка сцепления с центральной диафрагменной нажимной пружиной двигателя «Дойтц»

Для нормальной работы сцепления полный ход муфты 8 (рис. 4) выключения должен быть 12,5-13,5 мм, а зазор «К» между лепестками нажимной пружины 6 и нажимным подшипником 7 должен быть 3-3,5 мм.

Рис. 4. Сцепление модели ЯМЗ-182:
1 – ведомый диск; 2 – нажимной диск; 3 – упорное кольцо; 4 – муфта выключения сцепления; 5 – шланг смазки; 6 – вилка выключения сцепления; 7 – оттяжная пружина; 8 – валик вилки выключения сцепления

По мере износа фрикционных накладок ведомого диска зазор «К» уменьшается или может совсем исчезнуть, в результате чего сцепление начинает пробуксовывать, что влечет за собой интенсивный износ фрикционных накладок и выход из строя выжимного подшипника.

При увеличении зазора более 3,5 мм сцепление выключается не полностью, что приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомого диска и накладки тормозка и затрудненому переключению рядов, в особенности при трогании трактора с места.

Читайте так же:
Регулировка клапанов вольво фш12

Зазор «К» регулируйте в следующем порядке:
– отпустите контргайки тяги сервомеханизма;
– для увеличения зазора «К» ввинчивайте тягу, для уменьшения зазора «К» вывинчивайте тягу сервомеханизма;
– после установки зазора, нажмите и отпустите педаль сцепления;
– повторно измерьте зазор;
– затяните контргайки тяги, если зазор «К» в требуемых пределах, если нет – повторите регулировку в указанном выше порядке, по окончании которой произведите контрольное измерение зазора «К».

Замерьте величину полного хода муфты выключения, который должен быть в пределах 12,5-13,5 мм при полном ходе педали сцепления до упора на крышке уплотнения. При необходимости регулировку хода муфты выключения произведите ввинчиванием и вывинчиванием указанного упора. После регулировки законтрите его гайкой.

Проверка и регулировка муфты сцепления

Проверка и регулировка главной муфты сцепления гусеничного трактора

Основная неисправность муфты сцепления — её пробуксовывание — приводит к заметному снижению силы тяги трактора и выходу из строя муфты.

Пробуксовывание муфты можно обнаружить по специфическому запаху, нагреву корпусов, шуму при включении передач.

Основными причинами пробуксовывания муфт сцепления являются: нарушение регулировки, замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомых дисков, ослабление нажимных пружин.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При уходе за муфтой сцепления смазывают подшипники, проверяют и регулируют ее, промывают ведомые диски.

Показателем правильности регулировки муфт сцепления служит величина свободного хода педали (рычага) или сила нажатия на рычаг управления (трактор Т-100М). Величину свободного хода замеряют с помощью линейки от крайнего заднего положения подушки педали или рычага до положения педали или рычага, соответствующего началу выключения муфты.

На тракторах Т-150, Т-130, Т-4А, ДТ-75, ДТ-75М, Т-74 установлены двухдисковые муфты сцепления постоянно-замкнутого типа.

Регулировать муфту сцепления необходимо во включенном положении.

Известны два способа регулировки муфты сцепления: изменением длины тяги и восстановлением первоначального положения отжимных рычагов.

Перед регулировкой очищают внешнюю поверхность крышки люка и стенки кожуха муфты сцепления от пыли и грязи. Открывают люк кожуха муфты сцепления и, включив декомпрессионный механизм, поворачивают рукояткой коленчатый вал и подводят поочередно к люку каждый отжимной рычаг.

Щупом замеряют зазор между концом отжимного рычага и упором нажимного подшипника. У трактора Т-150 зазор замеряют между кольцом отжимных рычагов и упором нажимного подшипника.

У тракторов Т-54В, Т-70С измеряют расстояние между рычагами муфты сцепления от места контакта с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска, которое должно быть 13+0,5 мм у трактора Т-54В и 12+0,5 мм у трактора Т-70С.

Разница между зазорами у отдельных рычагов не должна превышать 0,3—0,5 мм.

Если зазоры между отжимными рычагами и упором подшипника одинаковы, но их значения выходят за пределы допустимых значений, необходимо изменить длину тяги педали или рычага муфты сцепления. Для уменьшения зазоров тягу укорачивают, а для увеличения — удлиняют.

Если зазоры между отжимными рычагами и упором нажимного подшипника различны по величине, то в этом случае восстанавливают первоначальное положение отжимных рычагов. Для этого вынимают шплинт из корончатой гайки отжимного рычага и, отвинчивая (если зазор мал) или завинчивая (если зазор велик) корончатую гайку, устанавливают по щупу требуемый зазор; при этом отжимной болт удерживают от проворачивания ключом за специальную боковую лыску. После регулировки корончатую гайку зашплинтовывают.

Одновременно с этим устанавливают нормальный зазор между промежуточным диском муфты сцепления и упорными винтами. Дли этого завертывают каждый из трех винтов до упора в промежуточный диск, а затем вывертывают упорный винт на один оборот у тракторов Т-4А, ДТ-75М и на два оборота у трактора ДТ-75.

Кроме указанных регулировок, выполняют дополнительно следующие регулировочные операции.

У трактора ДТ-75 переводят рычаг главной муфты сцепления в крайнее переднее положение (муфта сцепления выключена) до упора. Проверяют по шаблону полный ход муфты выключения, который должен быть равен 22±1 мм. При необходимости изменяют длину тяги с помощью регулировочной муфты. Проверяют зазор между упором пружин и буртом рычага выключения тормозка кардана, который должен быть равен 4—5 мм. Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку и завинчивать отвинчивать упорный болт. Если резьбы упорного болта хватает, переставляют рычаг по шлицам валика или заменяют изношенные накладки тормозка кардана.

Рис. 1. Регулировка муфты сцепления трактора ДТ-75:
1 — муфта выключения; 2 — валик вилки выключения; 3 — рычаг выключения тормозка кардана; 4 — упор пружин; 5 — контргайка; 6 — болт упорный; 7 — регулировочная муфта; 8 — тяга главной муфты сцепления; 9 упор рычагов; 10 — рычаг главной муфты сцепления

Читайте так же:
Триммер форвард регулировка карбюратора

Для этого выключают муфту сцепления и регулировочным винтом прижимают тормозную колодку к тормозному шкиву. Затем включают муфту сцепления и дополнительно завертывают регулировочный винт еще на два оборота.

У трактора Т-150 регулируют тормозок следующим образом. Полностью включают муфту сцепления и гайкой серьги тормозка устанавливают зазор 3—4 мм между торцом болта тормозной колодки и торцом гайки.

На тракторе Т-100М установлена однодисковая муфта сцепления непостоянно замкнутого типа. Правильность ее регулировки проверяют по величине усилия, приложенного к середине рукоятки рычага включения, при включении муфты. Нормальное усилие включения муфты находится в пределах 15—25 кгс, а допустимое без регулировки — 12—30 кгс.

При несоответствии указанным усилиям и в случае пробуксовывания муфту сцепления регулируют в следующей последовательности. Включают муфту сцепления, передвинув рычаг управления в крайнее переднее положение, и устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение. Через смотровой люк верхней половины кожуха муфты сцепления поворачивают от руки за крестовину муфту сцепления до тех пор, пока стяжной болт крестовины не станет в удобное для отвертывания положение. Расшплинтовывают головку стяжного болта и ослабляют его затяжку.

Включают какую-либо передачу и, поворачивая крестовину, изменяют усилие на конце рычага управления муфтой сцепления. Для увеличения усилия поворачивают крестовину по ходу часовой стрелки, для уменьшения усилия — против хода часовой стрелки.

Правильность регулировки проверяют с помощью пружинного динамометра. При включении муфты должен быть слышен характерный щелчок.

После регулировки затягивают и зашплинтовывают стяжной болт крестовины и устанавливают на место крышку смотрового люка.

Если после регулировки муфта сцепления продолжает пробуксовывать, это означает, что или замаслились диски, или износились фрикционные накладки, или ослабли нажимные пружины у постоянно замкнутых муфт.

Замасленные диски необходимо промыть. Для этого на ходу трактора несколько раз включают и выключают муфту сцепления (нагревают диски). Сразу же после остановки дизеля устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и снимают крышку люка кожуха муфты сцепления.

Выключив муфту сцепления, заливают через люк 0,5 л керосина и проворачивают несколько раз коленчатый вал дизеля с помощью рукоятки при включенном декомпрессионном механизме. Вывертывают сливную пробку и сливают керосин. При открытом сливном отверстии и выключенной’муфте промывают диски, направляя на них струю керосина или бензина из шприца; коленчатый вал поворачивают за рукоятку.

После этого дают возможность керосину или бензину полностью стечь, ввертывают сливную пробку и устанавливают на место крышку люка.

Если после промывки дисков отрегулированная муфта сцепления продолжает пробуксовывать, это свидетельствует об износе накладок дисков или ослаблении нажимных пружин. Муфту сцепления следует разобрать и устранить неисправности.

При работе на тракторе муфту сцепления необходимо включать и выключать плавно и достаточно быстро. Плавное включение и выключение муфты сцепления предотвращает возникновение ударных нагрузок, что способствует более продолжительной работе агрегатов силовой передачи и дизеля. Быстрое включение муфты сцепления снижает износ накладок ведомых дисков.

Запрещается при движении трактора держать ногу на педали управления муфтой сцепления, так как при этом изнашивается отжимной подшипник.

Регулировка муфты сцепления трактора Т-170

Регулировка муфты сцепления Т-170 и приводов ее управления заключается в обеспечении зазора (10 ± 1) мм между фланцем 1 (рис. 11) и отжимной муфтой 6, установке лапок рычагов 2 в одной плоскости и обеспечении свободного хода штока 17 (рис. 2) сервомеханизма (14+1) мм.


Рис 12. Регулировка блокировочного механизма бульдозера Т-170

В процессе эксплуатации из-за износа фрикционных накладок происходит уменьшение зазора в муфте и свободного хода штока сервомеханизма.

При уменьшении зазора между фланцем и отжимной муфтой до 2+1 мм, что соответствует 6+5 мм свободного хода штока сервомеханизма, необходимо произвести регулирование.

Для регулирования муфты сцепления трактора Т-170:

— установить рычаги переключения КПП в нейтральное положение;

— открыть люк кожуха муфты сцепления Т-170 и расконтрить регулировочные гайки (рис. 11) всех трех рычагов;

— установить вращением регулировочных гаек 4 трех рычагов зазор (10-1) мм между фланцем и отжимной муфтой 6 и зазор (0-0,2) мм между рычагами 2 и фланцем отжимной муфты 6.

После регулирования зазоров в муфте сцепления бульдозера Т-170 следует убедиться в наличии зазора (0,5-1) мм между штоком (рис. 12) сервомеханизма и нажимным рычагом 5 (зазор устанавливается вращением упора на колонке педали), и затем замерить свободный ход штока 17 (утопание штока при нажатии на педаль).

Ход должен быть равен (14+1) мм.

В случае необходимости отрегулировать величину свободного хода вращением шаровой гайки 2, находящейся внутри кожуха муфты сцепления.

Читайте так же:
Мотор салют отрегулировать карбюратор как

Шаровую гайку законтрить корончатой гайкой и установить шплинт.

Регулирование свободного хода штока сервомеханизма Т-170 производить только при отрегулированных зазорах в муфте сцепления.

После регулирования сервомеханизма бульдозера Т-170 рекомендуется проверить давление масла в его рабочей полости.

Для этого необходимо:

— поставить на защелку рычаг механизма управления поворотом;

— снять левую переднюю панель пола в кабине трактора, вывернуть пробку 4 (рис. 13) из корпуса сервомеханизма, и вместо нее подсоединить манометр при помощи переходника 261380, рукава высокого давления и переходника 261381 с прокладкой из ЗИП.


Рис 13. Сервомеханизм бульдозера Т-170

Запустить дизель и, нажимая педаль муфты сцепления бульдозера Т-170, проверить давление в конце хода штока сервомеханизма.

Давление должно быть 5-6,5 МПа (50-60 кгс/см2) при температуре масла 30-60 °С.

Для регулирования давления снять наружный нажимной рычаг с роликом, расконтрить и снять пробку 3, вывернуть стопорный винт 2 и вынуть его.

Вставить отвертку в паз стержня. Удерживая шток от проворачивания ключом и вращая отверткой стержень, отрегулировать давление.

При вращении по часовой стрелке давление уменьшается, против часовой стрелки — увеличивается.

Установить нажимной рычаг с роликом и, нажимая педаль муфты сцепления, проверить давление.

По окончании регулирования сервомеханизма Т-170 законтрить стержень стопорным винтом, ввернуть пробку клапана и законтрить ее проволокой.

Регулировка блокировочного механизма Т-170 при включенной муфте сцепления производится следующим образом:

— отклонить рычаг 14 (рис. 12) на угол (18*3) вперед по ходу трактора (соответствует размеру 85*5 мм между кожухом муфты сцепления и осью отверстия под палец) и соединить его регулировочной тягой 16 с рычагом на кожухе муфты сцепления;

— отрегулировать длину тяг так, чтобы риски на рычагах 10 совпали со средними рисками на корпусах валиков фиксаторов.

При этом рычаги повернуты вперед по ходу трактора на угол 30 от вертикального положения.

Угол 30 соответствует закрытому положению блокировочного механизма.

Проверить ход педали муфты сцепления бульдозера Т-170 при работающем дизеле: педаль должна без заедания возвращаться в исходное положение.

При заедании педали следует проверить, правильно ли установлены тяги и нет ли заедания их в проушинах рычагов 10 от действия предохранительных пружин при неполном включении передач или зависании фиксаторов.

Проверить работу сервомеханизма Т-170 при работающем дизеле.

Шток сервомеханизма должен быстро и четко возвращаться в исходное поло­жение после снятия усилия с педали.

Муфта сцепления трактора Т-150: схема и регулировка

В сегодняшней статье рассмотрим механизм сцепления трактора «Владимирца» Т-150, укажем на его сильные и слабые стороны, приведем схему и объясним принцип работы. В конце статьи дадим несколько советов по регулировке муфты сцепления трактора Т-150.

Муфта сцепления Т-150

Муфта сцепления (сцепление) передает крутящий момент дизеля и позволяет кратковременно отъединять дизель от трансмиссии и вновь их плавно соединять.

Принцип работы и схема муфты сцепления

Муфта сцепления тракторов Т-150 и Т-150К — механическая, фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая. При резком увеличении нагрузки фрикционные диски сцепления пробуксовывают, предохраняя детали трансмиссии от поломок, в момент включения не возникает ударных нагрузок на детали коробки передач. Ниже приведем схему и объясним её принцип.

sxema-scepleniya-t-150

Сцепление тракторов Т-150 и Т-150К

а — схема сцепления; 6 — пневматический усилитель (Т-150К); 1 — пневматическая камера; 2 — диафрагма; 3 — шайба; 4, 12, 16, 17, 23, 34, 40 и 41 — пружины; 5 — шток; 6 — шкив тормозка; 7- кронштейн механизма выключения (отводки); 8, 15 и 27 — левый, отжимной и правый рычаги; 9 — отводка; 10 и 38 — регулировочные гайки; 11 — стопорная пружина; 13 — вилка отжимного рычага; 14 — упорное кольцо; 18 — маховик; 19 — шарикоподшипник; 20 — ведомые диски; 21 и 22 — промежуточный и нажимной ведущие диски; 24 — кожух; 25 — вилка выключения; 26 — валик вилки; 28 — плунжер; 29 и 32 — шланги; 30 — корпус; 31 — клапан; 33 — тяга; 35 — педаль; 36 — вал; 37— трубка; 39 — колодка; 42 — сетчатый фильтр; 43—уплотнение; А. Б, В и Я—полости; Г и Е— каналы; Ж — отверстие.

Сцепления тракторов Т-150 и Т-150К устроены одинаково, отличие только в деталях механизма привода. Ведущая часть сцепления состоит из деталей 18, 21, 22 и 24 (а). Промежуточный 21 и нажимной 22 чугунные диски вставлены своими прямоугольными шипами в четыре паза маховика 18, а стальной штампованный кожух 24 привинчен к нему болтами.

Читайте так же:
Регулировка карбюратор для минска рассо

Ведомая часть включает в себя детали 20 и 36. Стальные диски 20 с фрикционными накладками и гасителями крутильных колебаний (как в сцеплении МТЗ-82) надеты своими ступицами на шлицы вала 36, который опирается спереди на шариковый подшипник 19, а сзади с помощью зубчатого соединения опирается и центрируется на первичном валу коробки передач.

У трактора Т-150 корпус сцепления соединен с корпусом коробки передач, а у Т-150К между ними установлен проставочный корпус. В связи с этим вал 36 сцепления удлинен. Этот вал — трубчатый, на нем находится шкив 6 тормозка, а внутри пропущен вал привода ВОМ.

Ведущие и ведомые диски сцепления сжимаются усилием двадцати пружин 23, удерживая сцепление во включенном положении. Выключается оно отводкой 9, имеющей упор и выжимной шариковый подшипник; упор через кольцо 14 нажимает на четыре отжимных рычага 15, которые надеты на пальцы вилок 13. В выключенном положении четыре пары отжимных пружин 17 устанавливают промежуточный диск 21 в среднее положение между маховиком и нажимным диском 22.

Отводка 9 перемещается вилкой 25, закрепленной вместе с рычагами 8 и 21 на валике 26, установленном шарнирно в корпусе сцепления. Рычаг 8 соединен со штоком 5, а рычаг 27 тягой 33 связан с педалью 35.

Чтобы облегчить выключение сцепления, в приводе его управления имеется усилитель. Он состоит из пневматической камеры и следящего устройства, расположенного в корпусе 30. В нем находятся плунжер 28 с пружиной 41 и клапан 31 с пружиной 40.

Когда нажимают на педаль 35, тяга 33 через корпус 30 и рычаг 27 поворачивает валик 26, а его вилка 25 перемещает отводку 9 вперед до соприкосновения ее упора с кольцом 14. При дальнейшем нажиме на педаль корпус 30 начинает перемещаться на плунжере 28. Пружина 41 сжимается, торец плунжера, упираясь в клапан 31, отводит его от седла. Сжатый воздух, подведенный по шлангу 32 в полость В, поступает через открывшийся клапан в полость Д и по шлангу 29 нагнетается в полость А пневматической камеры. Под давлением воздуха диафрагма 2 камеры прогибается и через шток 5, рычаг 8 и вилку 25 перемещает отводку 9 с таким усилием, которого достаточно для выключения сцепления.

При включении сцепления педаль оттяжной пружиной 34 отводится в исходное положение.

В это время пружина 41 отжимает плунжер, а пружина 40 закрывает клапан и поступление сжатого воздуха в пневматическую камеру прекращается. Имеющийся в полости А воздух под действием пружины 4 и диафрагмы вытесняется через зазор, образующийся между клапаном и торцом плунжера. Далее по каналам Г, Е и отверстию Ж воздух выходит в атмосферу. Вслед за выключением сцепления фрикционная накладка тормозной колодки 39 прижимается к шкиву 6 и затормаживает вал сцепления. Перед включением сцепления вал растормаживается.

В механизме привода сцепления трактора Т-150, не имеющего пневматической системы, усилитель — механический, пружинный. Когда нажимают на педаль, пружина усилителя сначала растягивается, а затем, сжимаясь, помогает выключению. При отпускании педали, после перехода через мертвую точку изогнутой серьги, пружина удерживает педаль в заднем положении.

Сцепление и дизель сбалансированы в сборе, поэтому, собирая сцепление, следует совместить метки «1» и «2» на кожухе сцепления и маховике.

Проверка и регулировка сцепления гракторов Т-150 и Т-150К

При техническом обслуживание трактора необходимо проверить работоспособность сцепления: определить чистоту выключения и плавность включения сцепления, пробуксовывание его дисков и замасливание их. Проверяют и регулируют зазор между кольцом отжимных рычагов и обоймой отжимного подшипника, а также ход нажимного диска.

Зазор между упором выжимного подшипника и кольцом 14 должен быть 3,5…4 мм. Ему соответствует свободный ход педали сцепления 30…40 мм. Регулируют этот зазор изменением длины тяги 33. Если запас регулировки тягой исчерпан (отводка 9 уперлась в бурт кронштейна 7), то нужно через люк корпуса сцепления отвинтить каждую регулировочную гайку 10 на полтора оборота. После этого, изменяя длину тяги 33, регулируют зазор.

Затем проверяют касание торцевой поверхности кольца 14 к торцу упора нажимного подшипника. Перекос кольца устраняют поворотом гаек 10 на необходимое число граней.

Зазор между торцами бонки тормозной колодки и гайки 38 регулируют этой гайкой тоже на 3…3,5 мм при полностью выключенном сцеплении. При таком регулировании достигается своевременное включение и выключение тормозка сцепления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector