Virbactd.ru

Авто шины и диски
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему «Жигули» это «Лада», чем «Чайка» круче «Волги» и как появились названия известных советских автомобилей

Журналист с 2015 года. Работала в информационных изданиях, в журналах «Юг-новая общественная газета», «Новости Регионов России» и «Что происходит». Являюсь автором канала в «Яндекс Дзене».

Маргарита МИГУНОВА

Почему «Жигули» это «Лада», чем «Чайка» круче «Волги» и как появились названия известных советских автомобилей

Всем известно, что в самом начале советский автомобиль «Победа» хотели назвать «Родина». Не согласен был с таким названием только Сталин, который поинтересовался: «Почем будете Родину продавать». Но мало кто знает, что не менее интересная история и у других советских автомобилей.

«Волга» и «Чайка»

С конца 1950-х до конца 1980-х годов, почти тридцать лет чиновники высокого ранка пользовались автомобилями ГАЗ-14 и ГАЗ-13, которые получили название «Чайка». Никто не думал о том, почему машина называлась именно «Чайка». А все дело в том, что на одном Горьковском автозаводе выпускали «Волгу» и «Чайку». Но «Чайка» была выше классом, чем популярный автомобиль «Волга». А что может быть выше Волги?

АвтомобильКонечно же парящая над рекой чайка. Во времена перестройки именно «Чайка» у борцов с привилегиями вызывала недовольство. / Фото: ©news

Эту модель в 1988 году не только сняли с производства, но и уничтожили все комплексы производственной документации.

«Жигули»

Во время строительства Волжкого автозавода оказалось, что придумать название машины так же сложно, как и построить завод. В то время объявили конкурс, в котором участвовали многие жители разных регионов СССР. Из тысяч предложенных вариантов выбрать название оказалось не просто. В результате появилось название «Жигули». Так назывались горы в Тольятти. Спустя время «Жигули» завоевали симпатию не только в советском государстве, но и за границей. Но тут лингвисты отметили, что такое название будет очень неуместным. Дело в том, что «жиголо» — это аморальный мужчина. Так что на экспорт автомобиль отправляли под именем «Лада».

«Запорожец»

Самым популярным автомобилем в Советском союзе был запорожец. Его можно было купить без очереди. Его выпускали с рядом модификаций для инвалидов, у которых отсутствовали конечности. За это запорожцы часто называли «инвалидками».

АвтомобильА за то, что у автомобиля выпирали детали кузова, его в народе называли «мыльницей», «ушастым» и горбатым». / Фото: ©sputnik

Предметом анекдотов и шуток запорожец стал из-за постоянных поломок и малых размеров.

В начале семидесятого года перед производителями советской страны поставили задачу создать автомобиль повышенной проходимости и с комфортными условиями. Уже в апреле 1972 года на ВАЗе был создан опытный образец, который назвали «Нива». Такой автомобиль изначально был создан для сельских дорог. Некоторые считают, что так и появилось это название, но это не совсем верно.Над созданием автомобиля трудились конструкторы Соловьев и Прусов. У одного из них было две дочки: Наталья и Ирина, а у второго два сына – Вадим и Андрей. Так что название внедорожника получилось путем сложения начальных букв имен детей конструкторов.

Интересно, что «Нива» за границей стоила недешево и пользовалась большим спросом. К примеру, в Англии машина стоила 8 000 футов стерлингов, а в Германии больше 20 000 марок. Но нужно понимать, что экспортный товар сильно отличался от тех автомобилей, которые продавали с советских странах.

ТОЛЬRТТИ

На основе этого образа и был рожден окончательный вид фирменного знака — дизайнер Юрий Данилов творчески переработал ладью Декаленкова и получил то, что сегодня принято считать классической вазовской эмблемой. Сам Декаленков был расстроен тем, как обошлись с его детищем («Высокой мысли пламень» изд. Тольятти 2000г.):

Чертёж окончательного варианта заводского товарного знака ВАЗ-2101

Первые эмблемы для «копеек» изготавливались в Турине по чертежам, сделанным в Тольятти. Доподлинно не известно, кто именно дополнил ладью надписью «Тольятти» в нижней части эмблемы. Одна из версий, например, утверждает, что это сделал еще Декаленков — на том самом первом эскизе на листке в клетку. Как бы то ни было, а надпись попала в окончательный (как тогда казалось) вариант, и с этой надписью произошел широко известный курьез: по какой-то невероятной причине итальянцы перепутали кириллическую Я с латинской R, и на первой пробной партии надпись читалась как «ТОЛЬRТТИ».

Вариант знака, разработанный Ю.Даниловым. Слева — знак из первой пробной партии, изготовленной в Турине (буква «Я» ошибочно перевернута). Справа — таким знаком оснащались автомобили ВАЗ-2101 в 1970 году

Таких «неправильных» эмблем в пробной партии было порядка 30 штук, и все они, по корректному выражению автомобильных историков, «разошлись по частным коллекциям», на автомобили такие не ставили. Сейчас эти эмблемы среди любителей автомобильной истории представляют собой редчайшую ценность, цена на чудом уцелевшие оригинальные экземпляры исчисляется сотнями евро, а кроме того, умельцами вручную изготавливаются «реплики» разной степени правдоподобности. Но большую ценность представляют и эмблемы с «правильной» надписью, ведь такие ставились только на автомобили первого года выпуска, 1970-го. Позднее надпись убрали — по законам геральдики символика товарного знака не должна быть привязана к географии производителя.

Читайте так же:
Как подключить монитор без HDMI к PS4?

Подвеска

Ходовая часть классических ВАЗов также осталась без изменений. Передняя подвеска здесь – независимая, двойные поперечные рычаги на пружинах. Важно знать, что конструкция передней подвески «Жигулей» содержит опасный конструктивный недостаток. Вес кузова передается здесь на колесо, через нижний шаровый шарнир, который работает как подвес – нижний рычаг подвески, на который приходится вес кузова, подвешен на нижнем шаровом шарнире. Когда этот шарнир изнашивается, он выскакивает из «чашки» и колесо подворачивается.

Вы наверняка видели, стающую на обочине «классику» с вывернутым колесом – это как-раз такой случай. К сожалению, это может произойти не только на малой скорости, и не всегда машину удается остановить на своей обочине. Чтобы избежать аварийной ситуации, проверяйте нижние шаровые опоры, через каждые 5-10 ткм пробега, и если есть люфт – меняйте их, не задумываясь.

Задняя подвеска на «Жигулях» – зависимая, мост на пружинах, закрепленный 4-мя продольными и 1-й поперечной тягой. Эта конструкция обладает высокой надежностью и выносливостью, но плохо ведет себя на скорости и в поворотах. Тормоза, спереди – эффективные дисковые, сзади – дешевые и выносливые барабаны.

В целом, подвеска на «классике» высокая и энергоемкая, она позволяет ездить по самым плохим дорогам, а вот на асфальте эта машина хоть и мягкая, но валкая. Без сомнений, подвеска «Жигулей» создана для плохих дорог и это подтверждает внушительный дорожный просвет в 17 см.

КУДА ПОДАЛЬШЕ

10 июня 2016, 10:20 7 469

Продолжая рубрику «Куда подальше», ДГ публикует новый рассказ фотографа Алексея Авдейчева. Сегодня речь пойдёт о некоторых интересных местах в Жигулёвских горах. Вместе с фотографом мы посетим село Жигули, Муромский городок, Молодецкий курган, Девью гору и даже загадочные круги на поле.

Горы Жигули знают многие, а вот про село с одноимённым названием слышал далеко не каждый. Напрасно, ведь там есть на что посмотреть. Отправившись в погожий день по предложенному мной маршруту, вы получаете шанс как ознакомиться со всеми достопримечательностями села, так и забраться на одну из самых популярных вершин Жигулёвских гор.

1. Для начала выезжаем на трассу M5 и едем по ней в сторону Сызрани. Сразу после села Валы поворачиваем направо. Опознавательный знак — стелла совхоза «Жигули», на которой изображена женщина с урожаем в руках. С приходом советской власти на этих землях был создан совхоз «Жигулёвский». Здесь культивировались сорта ржи, пшеницы, овса, проса и овощи. В 1928 году совхоз прекратил свое существование, и на его месте был создан свиносовхоз «Жигули», просуществовавший до 1943 года. В тот год совхоз изменил специализацию на мясомолочное направление. Сегодня бывший совхоз «Жигули» представляет собой молочно-товарную ферму на 400 голов коров.

2. Проехав далее по дороге буквально 3 километра, по правую сторону увидите вот эту вышку. Если не побояться и забраться на неё, откроется вид на место, где в конце X — начале XIII веков располагался город, позже названный Муромским. Правда как таковых следов поселения вы с неё не увидите.

Муромский городок: 53°20’55″N 49°22’11″E

3. А вот если проехать ещё километр по дороге и свернуть направо на грунтовку, вскоре наткнётесь на табличку, оповещающую об археологическом памятнике.

Площадь Муромского городка составляла 150 га, а вместе с пригородами, окрестными селами и слободами — свыше 300 га. Численность населения достигала 10 тысяч человек.
Главной особенностью города является совершенно нетипичная для древней Руси система отопления зданий. Принцип её действия следующий: к зданиям, построенным из кирпича и известняка, примыкала топка, соединявшаяся магистральным каналом с системой дымоходов, в которых были проложены глиняные трубки. Горячий воздух из топки, проходя по трубам, обогревал не только полы во всем здании, но и специальные каменные диваны. Ученые предполагают, что данная технология была позаимствована у древних римлян. По такому же принципу работают современные «тёплые полы».

В 1236 году город был полностью разрушен и сожжён войсками Батыя.

4. Город был обнесён двумя линиями укреплений, состоящих из валов и рвов. В этом месте отчетливо видны оборонительные валы, здесь же производились археологические раскопки.

Село Жигули: 53°21’12″N 49°18’2″E

5. Следующая точка нашего маршрута — село Жигули. Остатки каменной постройки на въезде в село.

6. Село основано в 1660 году. Первые поселенцы рыбачили, охотились, жгли древесный уголь. В 1780 году население села составляли 389 помещичьих крестьян графа Орлова. В 1831 году село перешло во владение графа Давыдова.

В конце 19 века Жигули считалось богатым селом, помимо деревянной Вознесенской церкви, здесь были: сельская школа, библиотека, аптека, две паровых мельницы И. Е. Бесчастного и одна ветряная мельница, четыре бакалейные лавки, дровяной склад, конюшни.

Читайте так же:
Можно ли сдавать экзамен по вождению на своей машине?

В селе размещался Жигулёвский хутор Жигулевско-Приволжского имения Орловых-Давыдовых со штатом в 47 человек и Главная контора по управлению имением и делами А. А. Орлова-Давыдова. Основная специализация имения – торговля лесом, разведение племенных лошадей, ведение зернового хозяйства. Последний владелец поместья граф А. А. Орлов-Давыдов.

Пройдёмся по селу и посмотрим, что здесь есть интересного.

7. Заброшенная паровая мельница, построена в 1870-1880-х годах.

8. Внутри мельницы деревянные перекрытия, которые местами уже обрушились.

9. Внутренний двор.

10. Барельеф на здании местной школы.

11. Сохранилось несколько построек конного завода Орлова-Давыдова.

13. Здание ДК — это бывший манеж графских конюшен.

14. Детская площадка с абстрактными скульптурами.

15. Бюст одного из участников «Жигулёвской кругосветки» 1890 года.

Круги на поле: 53°21’47″N 49°15’50″E

16. Если будет время, можете доехать до так называемых «кругов на поле». Насчет того, что это такое, мнения разделяются. Кто-то считает, что это древний ведический храм Солунь, кто-то с серьезным выражением лица заявляет, что круги — следы инопланетной летающей тарелки. Мнений много, но я всё же склоняюсь к тому, что это ложная позиция ПВО, имитация ЗРК С-75. В любом случае, со спутника местность выглядит интересно (этим меня и привлекла).

17. А вот как выглядят круги с земли.

18. Кто-то посреди центрального круга поджег автомобиль. Явно специально, так как случайно там машина вряд ли могла бы оказаться.

Молодецкий курган: 53°24’21″N 49°18’47″E

19. Следующая наша точка — одна из наиболее живописных вершин Жигулёвских гор, известная как Молодецкий курган. Вход на его территорию платный, стоимость путёвки на одного человека — 50 рублей, еще 50 рублей придётся заплатить за стоянку автомобиля (250 рублей за автобус, 30 рублей — за мотоцикл). Но если хотите немного сэкономить, оставьте машину у лагеря «Жигулевский артек», он буквально в ста метрах от КПП и платной стоянки. Рядом с лагерем есть интересная скульптура пионеров.

20. Подъем на курган в спокойном темпе занимает в районе часа.

21. Многочисленные отвесные, лишенные растительности скалы и уступы придают Кургану суровый вид и резко выделяют его на темно-зеленом фоне Жигулей.

22. Обрывы очень крутые, поэтому близко советую не подходить.

23. Чем выше, тем живописнее. Вдали виднеется гора Лепёшка.

24. Немного научной теории о происхождении Молодецкого кургана и вообще Жигулевских гор.

В то время, когда образовались Кавказские горы, Альпы и другие горные массивы, по Европе и Азии прокатилась волна грандиозных перемещений земной коры. Такое перемещение произошло и на месте нынешних Жигулей. Изгибаясь в складку, твердые известковые пласты разорвались, образовалась трещина, причем пласты, лежавшие к северу от трещины, опустились. По опустившейся части теперь течет Волга, а поднятая сторона трещины представляет собою Жигулевские горы.

25. Растительность пробивается сквозь камни.

26. Молодецкий Курган отделяется от Усинского Кургана Жигулевской Трубой (бывшим оврагом, а ныне заливом).

27. Внизу Жигулёвское море.

28. Вид с вершины.

Девья гора: 53°24’5″N 49°18’10″E

29. Насладившись видом с Молодецкого кургана, начинаем спускаться вниз к Девьей горе.

30. Молодецкий Курган и Девья гора представляют собою в геологическом отношении одно целое. Разница в том, что Молодецкий Курган дает более полную картину слагающих его слоев, а Девья гора содержит только часть нижних пластов Молодецкого Кургана+.

31. Высота горы всего 50 метров.

32. Степан Гаврилович Петров-Скиталец в повести «Полевой суд» рассказывает легенду о происхождении названия горы:

«Стоит невысокая обрывистая Девичья гора: с нее когда-то, сотни лет назад, сбросили девушку в Волгу, невинную, чистую девушку; и с тех пор каждую весну горит село Девичье, горит весенней ночью, а на горе, в зареве пожара, видят люди ее огненный мстительный образ. Уже позабыто теперь, за что ее сбросили».

33. Вид в сторону Молодецкого кургана.

Могутова гора: 53°25’56″N 49°31’24″E

34. Вечереет, и мы выдвигаемся в сторону Самары. По пути заезжаем в Жигулёвск, чтобы с Могутовой горы посмотреть закат над ГЭС.

35. Подъем на гору от набережной Жигулёвска занимает от силы 10 минут. Открывающиеся виды стоят затраченного времени.

Текст и фото: Алексей Авдейчев

Почитать предыдущий выпуск рубрики про Чёртов палец и водопад Девичьи слёзы можно здесь.

Про Сергиевский район — здесь.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»

Наш вариант

В итоге у автомобиля для России появились более жесткий кузов, доработанная подвеска и коробка передач, увеличенный дорожный просвет. Внимание уделили и безопасности —автомобиль получил утопленные в двери ручки и клыки на бампере, исключающие «подныривание» при столкновении с другой машиной.

Дисковые тормоза оставили только спереди, а сзади поставили барабанные, пусть менее современные, но лучше подходящие под наши условия и не страдавшие от песка на дорогах. Еще одна несовременная деталь российской версии — отверстие под кривой стартер.

Читайте так же:
Как передавать файлы с устройства Xiaomi на Windows компьютер по USB?

Двигатель у ВАЗ-2101 объемом 1,2 л, наоборот, был более передовым, чем фиатовский. Советская сторона потребовала у итальянцев разработать вместо существующего нижневального новый верхневальный силовой агрегат. Причем для главного конструктора завода МЗМА Александра Андронова это был настолько принципиальный момент, что он не поставил свою подпись под соглашением между советской делегацией и итальянцами.

жигули

Автомобиль ВАЗ-2101 в музее прототипов «АвтоВАЗ» в Тольятти

На тот момент Fiat и многие другие европейские автопроизводители только переходили на конструкцию с распредвалом в головке блоке — такие моторы были компактнее и быстроходнее за счет меньшей инерции клапанного механизма и могли держать высокие обороты. Так что советская сторона сыграла здесь на опережение, рассчитывая получить агрегат, который не устареет 15–20 лет. В то же время современная конструкция доставила хлопот — в Тольятти не сразу смогли сделать распредвал с требуемым ресурсом 125 тыс. км.

Этот день в истории: 1970 год — начато серийное производство ВАЗ-2101

9 сентября 1970 года на Волжском автомобильном заводе в Тольятти начался серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 — с конвейера сошли первые серийные «копейки». Модель оказалась такой удачной, что в итоге побила все рекорды долголетия — ее выпуск на ВАЗе фактически продолжался следующие 42 года.

Началом истории ВАЗа можно считать 16 августа 1966 года. В этот день в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей.

В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Правда, в рамках контракта советская сторона потребовала внести в конструкцию ряд значительных изменений, с учетом состояния отечественных дорог. Был увеличен дорожный просвет (для чего пришлось отказаться от нижневального двигателя), а также модернизированы ходовая часть и трансмиссия.

В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. Стоит отметить, что такая «русификация» модели оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в начале сентября. 9 сентября с него начали сходить первые серийные «Жигули».

До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Что касается самого названия «Жигули», то его история обросла легендами. Достоверно известно, что к началу массового выпуска автомобилей это слово уже прочно закрепилось за продукцией ВАЗа. Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года.

Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, это название было предложено конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Эта версия кажется более убедительной, так как примерно в то же время это название было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.

ВАЗ-2101 стал настоящим лицом советского автопрома. Его выпуск продолжался так долго, что за это время к нему успело приклеиться сразу два народных прозвища. Сначала его называли «единичкой», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейкой».

Заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10 путешествиям из Москвы во Владивосток.

Есть случаи, когда автомобили ВАЗ-2101 обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин — от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар».

За все время производства (с 1970 по 1988 год) АвтоВАЗ выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан. Однако это не стало концом истории «копейки». На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое классическое семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года.

Также в этот день:

1999 год — теракт на улице Гурьянова в Москве

1913 год — Петр Нестеров выполнил в небе «мертвую петлю»

1776 год — Объединенные колонии переименованы в США

Читайте так же:
Как оспорить штраф с треноги?

В 2012 году легендарной «Ниве» ВАЗ-2121 исполнится 35 лет. В момент появления на автомобильном рынке тольттинская трехдверка оказалась сверхпрогрессивной. Несущий кузов, независимые подвески и почти легковой комфорт – таким внедорожник еще не делал никто в мире. Его создатель – Петр Прусов – приложил руку к запуску в серию ВСЕХ тольяттинских автомобилей, кроме семейства 2101-03. 69-летний конструктор до сих пор работает на АвтоВАЗе. Что зашифровано в названии «Нивы»? Почему волжский автогигант до сих пор выпускает модели прошлого века? Появится ли новая «Шевроле Нива»? ДЕНИС ТЮРКИН заглянул с помощью легендарного конструктора в прошлое и будущее отечественной автомобильной промышленности.

«С»: Это сейчас при создании внедорожника подвеску сделают независимой и спереди и сзади. В ваше время существовали стереотипы с рессорами и неразрезными мостами, как у УАЗа. Как появилась эта мысль насчет независимой подвески и дисковых передних тормозов?

— «Нива» в моем представлении не должна была стать автомобилем только для бездорожья. Сельчане, охотники, рыболовы и прочие любители природы ведь ездят и по асфальту. К тому же, создавая «Ниву», я учитывал важную вещь: максимальное использование серийных агрегатов и деталей. На ВАЗе не было рессор и рамы. Так задняя подвеска стала пружинной, передняя – независимой, а кузов — несущим. Насчет использования дисковых тормозов было столько споров… Эти узлы от ФИАТа-124 оказались очень проблемными в российских условиях. Одну сторону занимали чиновники от автомобильной промышленности, другую – я и Владимир Соловьев, являвшийся тогда главным конструктором ВАЗа. Веское слово сказал генеральный директор Виктор Поляков: «Не будем им мешать. Пусть потом за это отвечают, если что…» Мы и попробовали, доработав суппорты. Почему я ратовал за диски? Машина все-таки должна была стать скоростной по тем временам. Кстати, тогда подобные тормоза имел только один внедорожник в мире: английский «Ленд Ровер».

«С»: Как родилось имя?

— «НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей. Вадим, Андрей – сыновья Владимира Соловьева. Это уже потом мы начали говорить про поле, про машину, которая способна ездить по этому полю… Кстати, тогда выпускался комбайн «Нива». Поговаривали, что, назови мы свое детище аналогично, будет нарушено законодательство… Мне даже пришлось обращаться на этот завод с разрешением.

«С»: В то время вы имели в собственности автомобиль? Ведь обычному человеку техника практически не доставалась: очереди, блат…

— Мне всегда по работе приходилось иметь дело с техникой, но первая личная машина появилась только в 80-х годах. Это была «девятка». Сейчас у меня три хетчбэка: служебная «Калина», ВАЗ-2112 и «Шевроле Нива». Последняя модель, кстати, — прямая последовательница «Нивы» из 70-х. Она даже спроектирована той же командой.

«С»: У родственника прекрасно сохранилась «шестерка» выпуска середины 80-х. Родная краска и минимальное присутствие ржавчины! Кажется, что в советские годы лакокрасочное покрытие автомобилей было получше. А сейчас сошедшие с конвейера «Жигули» ржавеют на следующий год, а «Волги» сгнивают полностью через пять-шесть лет…

— Качество окраски стало хуже, особенно там, где применяется не катафорез, а анафорез (варианты грунтования кузова – «С»), как на «классике». Следует учитывать и тот важный момент, что на современных дорогах стало в разы больше всякой химии. У нас, в Тольятти, как и почти во всех городах страны, машины зимой грязные. Даже при температуре минус 15 градусов.

Россия

«С»: Долгие годы АвтоВАЗ выпускает модели из 60-х. У «Мерседеса», например, тоже есть «динозавр» — «Гелендваген», но он дорабатывается из года в год, становясь безопаснее и комфортнее. Что мешало вазовцам так же усовершенствовать конструкцию «Нивы»? Например, АБС появилась только в этом году…

— Самое главное – это отсутствие средств на глобальное обновление. По мелочи «Лада 4*4», под каким именем сейчас продается «старая» «Нива», обновлялась. Не будем забывать, что она имеет сертификат безопасности и до сих пор присутствует на рынке Европы – в Германии, Франции, других странах. Скажу насчет антиблокировочной системы тормозов. Это ведь палка о двух концах для внедорожника. Когда вы едете по снегу или неровностям вроде брусчатки, эта система может сработать во вред.

«С»: Но АБС ведь настраивают с учетом эксплуатации автомобиля. Я поездил на обновленной «Шеви Ниве», и там все очень даже неплохо. В грязи и снегу система срабатывает гораздо позже, чем на обычном авто, либо не срабатывает вовсе…

— Тем не менее, в условиях бездорожья подобная машина проиграет «коллеге» без электроники. На брусчатке такой внедорожник вообще может остаться без тормозов! Но я не хочу показаться ретроградом: во многих других ситуациях АБС действительно очень полезна.

«С»: Как-то вы сказали, что качество машин зависит от рабочих. Современные сборщики лучше, чем советские?

Читайте так же:
Как транслировать с айфона на телевизор Самсунг?

— Техника, как и жизнь, развивается по спирали. В 70-х годах на ВАЗе были прекрасные сборщики, ничуть не уступающие коллегам из Европы. В последующие два десятилетия разболталось все, и не только сборка. Стали хуже материалы. Это было проблемное время. Сегодня, к счастью, ситуация выправляется. Качество сборки в 2000-х стало гораздо лучше, чем в 90-х. Так же как и качество комплектующих изделий.

«С»: 50 лет назад итальянцы помогали делать русский автомобиль. Теперь этим занимаются люди из «Рено-Ниссан». Вам, как конструктору, не обидно, что мы сами этого сделать не можем?

— Такое время: глобализация. Это нормально. Сегодня нельзя быть изолированным от мира. Скажу вам, что практически ни один автопроизводитель не делает машины самостоятельно. В процесс вовлечено большое количество людей и компаний из разных стран.

Новые модели и Чечня

«С»: Будет ли новая «Нива»? Когда появится преемник у «Шеви Нивы»?

— Новая «Лада 4*4» будет производится на одной платформе с «Шеви Нивой». Это будут две разные модели, продаваемые в разных ценовых диапазонах. Планируемый «отрыв» одной от другой составит как минимум 80 тысяч рублей. Когда машины появятся на рынке? В ближайшие несколько лет.

«С»: Вы были одним из разработчиков «Оки». После ухода модели с российского рынка образовалась брешь. Будет ли чем ее заполнить АвтоВАЗу?

— Категорично: нет. Эта ниша, к сожалению, осталась в России голая…

«С»: Когда со сцены уйдет «семерка»?

— В 2013 году. Кто ее заменит? Отвечу так: «Гранта», немного на другом уровне.

«С»: Назовите самую любимую вами модель родного завода.

— Их две: классическая «Нива» и «Калина», переросшая в «Гранту».

«С»: Как вам «Лада Гранта»?

— Хороший автомобиль, я уже вволю наездился. По сравнению с «Калиной» вырос ряд потребительских качеств. Я обязательно куплю себе, как только появятся средства. Какой? Хетчбэк. Я приверженец таких кузовов. Хотя в нашей стране всегда автолюбители приобретали седаны. Им хотелось автомобиль с большим багажником и обособленным салоном.

«С»: Почему не пересядете на иномарку?

— Не хочу. По соотношению «цена-качество» российские автомобили – лучшие. Можно сказать, что советую автолюбителям приобретать технику в соответствии с размерами кошелька. Когда покупаю вазовские машины, твердо знаю, что проблем с эксплуатацией точно не будет. Они проглотят и наше топливо, легко отремонтируются, запасные части найдутся в свободном доступе.

«С»: Вы были руководителем рабочей группы от АвтоВАЗа по строительству завода в чеченском городе Аргуне. Согласны с утверждением, что производство автомобилей в этой республике – больше политический вопрос?

— С этим не спорю. Уровень безработицы в Чечне был 70%! Если бы людям не дали работу, города пришлось бы отстраивать заново. Менталитет народа не позволяет просить милостыню. Если нет другого выхода – они идут на дорогу. Тогда все устали от войны и искренне хотели мира. Но для этого требовалось не только, восстанавливать разрушенное. Сейчас на «Чеченавто» собирают две модели: «семерку» и «Приору». Добавлять другие модели можно будет только после запуска сварочного и окрасочного цехов. Сборочные мощности позволяют производить до 50 тысяч машин. Сегодня собирают 7 тысяч.

Личное дело

Петр Михайлович Прусов родился 6 января 1942 года в Витебской области в Беларуси. Окончил местный техникум механизации и сельского хозяйства. Выпускник запорожского машиностроительного института. Учась в этом вузе, подрабатывал конструктором на Запорожском автомобильном заводе. На ВАЗ попал в 1970 году по распределению, с тех пор это его единственное рабочее место. Долгое время был главным конструктором. Сейчас — ведущий конструктор. Ответил отказом на предложение иностранных автопромышленников трудоустроиться в компании «Порше» и «Мицубиси». «Я домашний человек, поэтому уютно чувствую себя за рубежом всего две недели», — поясняет Прусов. Отец двух дочерей, дед пятерых внуков.

История легенды

Инициатором создания «Нивы» стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, поставивший перед ВАЗом, АЗЛК и Ижмашем задачу постройки комфортной машины повышенной проходимости. Лучший прототип получился у тольяттинцев. Сначала трехдверка была тентованной, но в серию запустили «нормальную» машину. 35-летие «Нивы» можно справлять и в этом году и в следующем. В 1976 году в опытно-промышленном производстве было сделано 50 моделей. Через год запустили уже основной конвейер. Практически все детали были серийными и применялись на других моделях ВАЗа. Двигатель – 2106 – ставится до сих пор, правда, доработанный и приведенный к нормам Евро-4. «Нива» стала самой популярной экспортной моделью волжского завода. Она продавалась в странах Латинской Америки, Западной Европы и Японии. С 1975 года было выпущено почти 2,5 миллиона таких машин, более 500 тысяч из которых ушли на экспорт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector