Virbactd.ru

Авто шины и диски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Копейка, почему так называется

Копейная монета, как она называлась в старину, появилась в марте 1535 года, когда на Руси началась денежная реформа. Проводила ее Елена Глинская, больше известная как мать Ивана Грозного. Предпосылки для реформирования существовавшей денежной системы были серьезные. В то время в обороте ходили серебряные деньги. И все бы ничего, но ловкие дельца начали их обрезать. В результате вес сокращался почти на 50% меньше номинала.

Народ воспринимал куцые деньги с недоверием – недовольство в низах росло, проблема требовала решения. Глинская настояла на изъятии старых монет из оборота и их полной замене серебром нового образца.

Легенды отечественного автопрома: ВАЗ-2101 «копейка»

Советский седан ВАЗ-2101 стал настоящей легендой еще при жизни, находясь на конвейере. Позже его признали лучшим отечественным автомобилем XX века.

Мало чем из истории его создания можно удивить знатока. Тем не менее в новом материале Авто Юга.ру освежим наши знания о легендарной «копейке» и расскажем некоторые интересные факты.

Как наши инженеры с Fiat подружились

Машина была создана «на бумаге» в 1966 году. Именно тогда было заключено соглашение о сотрудничестве с компанией Fiat и наши специалисты начали работать с итальянским седаном Fiat 124. Это обладатель европейской премии «Машина года 1966» и прародитель модели ВАЗ-2101. Ну а первые «живые» образцы «копейки» сошли с конвейера Волжского автозавода, построенного в Тольятти, в апреле 1970 года. В ночь с 18 на 19 апреля было выпущено шесть предсерийных машин: два синих и четыре вишневых образца.

Так, получается, родила царица в ночь не то сына, не то дочь. Такую вот неведому «зверюшку», за которой охотились и о которой мечтали несколько поколений советских автолюбителей. Кстати, кузовные части поначалу привозили из Италии, чем можно объяснить желание тогдашних людей «при деньгах» купить именно ранние экземпляры. Итальянца, так сказать, а не поздние, «наши» образцы.

  • Вот такой сюрреализм. Обратите внимание, это британская реклама, так как руль автомобиля расположен справа

Как было сказано выше, прототипом «копейки» стал итальянский Fiat 124. Но те, кто говорят, что российские инженеры попросту «передрали» итальянскую модель, сильно ошибаются. Возможно, так было бы и к лучшему, но нет. В итальянца внесли более 800 изменений.

Дорожный просвет увеличили со 164 до 175 мм, перенесли распредвал в верхнюю часть мотора, диаметр поршня увеличили, а его ход сократили на 5,5 мм. Это сделало двигатель более «резвым». Задние тормоза сделали барабанными, а не дисковыми. Наши дороги, их пыль и грязь уничтожали тормозные диски через 4 тыс. км. Барабанная конструкция ходит гораздо дольше.

Во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли в разных дорожных и климатических условиях более 2 млн км.

  • Самый первый автомобиль ВАЗ-2101
Читайте так же:
Почему выкидывает антифриз с радиатора в расширительный бачок?

Первый серийный автомобиль был собран 1 августа 1970 года. Он и сейчас находится на заводе, но уже в качестве музейного экспоната. Что стало с теми шестью предсерийными машинами, в настоящее время неизвестно. Первый автомобиль, реализованный населению, тоже есть в музее. Это вишневая «копейка», которая нашла хозяина 18 августа 1970 года.

  • Еще один образец рекламы тех лет

Читайте также:

А была ли итальянская «копейка»?

Заблуждение, которое разделяют многие автолюбители, касается сборки и моторов «копейки». Якобы можно было найти образец машины итальянской сборки или автомобиль с фиатовским мотором. Таких машин никогда не было. Все образцы собирались на нашем заводе из наших комплектующих. Да, некоторые запчасти действительно заказывали в Венгрии или Польше, но к «Фиату» они не имели никакого отношения.

Стоит отметить, что на некоторых запчастях, произведенных на АвтоВАЗе по итальянской технологии, красовалась надпись Fiat. Вероятно, именно она могла стать первопричиной появления легенды об итальянских деталях.

  • Осенний променад с «копейкой»

Со временем «Жигули» стали не так хороши. Дело в том, что первые два года на заводе собирали порядка 220 тыс. автомобилей в год. Потом же годовой объем превысил 550 тыс. машин. Объем рос, а качество сборки, как часто это бывает, падало. В угоду скорости производства нарушались технологии, изменялись материалы комплектующих.

Под капотом «копейки» располагалось два мотора: это 1,2-литровый мощностью 64 л.с. при 87 Нм максимального крутящего момента и 1,3-литровый двигатель для модификации ВАЗ-21011, обладающий мощностью 69 л.с. при 94 Нм максимального крутящего момента.

Что касается названия «Жигули», то есть две основных версии появления этого слова. Первая касается одного из конструкторов модели А.М. Черного. Говорят, что это он наградил ВАЗ-2101 таким именем. Вторая версия касается не менее легендарного журнала «За рулем», который объявил конкурс на имя для новой советской машины. Как бы то ни было, а легендарную табличку со шрифтом на багажнике машины заказали у дизайнеров «Фиата» еще в 1967 году.

  • На иностранные рынки машины шли с индексами 1200 и 1300. Согласно объему мотора

Читайте также:

ВАЗ-2101 и мировые дороги покорил

Машину продавали за рубеж во многие страны, не только в дружественные государства. В количестве 57 тыс. экземпляров за девять лет, с 1974 по 1983 год, автомобиль разошелся клиентам из ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Нигерии, Египта, Австралии, Великобритании и даже Японии.

Всего за 18 лет выпуска на дороги СССР и не только выехало примерно 4 млн 850 тыс. экземпляров модели ВАЗ-2101 и ВАЗ-21013. Это без учета производных моделей: «двойки» (универсал) и «одиннадцатой» модели. Если говорить о «копейке» в чистом виде, то выпускалась она до 1983 года.

Читайте так же:
Какое масло в коробку автомат Пассат б5?

Фабричный выпуск ВАЗ-2101

Один из первых выпущенных ВАЗ 2101

В 1970 году с конвейера сошли первые шесть автомобилей, а именно 19 апреля считается днём рождения марки «Жигули». Разнообразие цветов тогда было представлено только красным и синим цветами. На практическом тесте такие машины показали отличные результаты, поэтому даже не поддавались доработкам. Уже в 1970 году завод по их выпуску заработал на полную мощность. Так, за год работы было произведено 21530 единиц транспорта.

Особенности классификации

Среди особенностей «Жигулей» выделяется то, что автомобиль получил специальный документ ОН 025370-66. Эта нормаль регламентировала принцип классификации и обозначения технического состава.

Таким образом, все выпускаемые модели обзавелись четырёхзначным номером. Первые две цифры давали информацию о классе модификации, а следующие две — данные о её модели. На практике использовалась и пятая цифра, которая показывала, что эта машина является модификацией. Могла быть и шестая — предназначение для экспорта, определяла климатические условия.

Период модификаций

За весь период выпуска автомобиля было выпущено большое количество единиц транспорта. Среди модификаций были флагманы, предназначенные исключительно для заводов, а также особые машины вроде производства лимузинов. Долгое время они продавались за границу.

Лимузин ВАЗ 2101

Среди транспорта особой популярностью пользовалась первая машина — «копейка». Это было удачным решением в плане технического оборудования, что подтверждают и отзывы пользователей. Поэтому эта машина стала основой для последующих модификаций. Выпуск модификаций ВАЗ-2101 позволил удовлетворить запросы большего количества покупателей.

Первой моделью, которая подверглась изменениям, является ВАЗ-21011. Главным её отличием был двигатель. Транспорт получил увеличенную мощность, а также объём, который составил 1,3 литра. Дизайн автомобиля также перенёс модификации. Теперь и охлаждение радиатора происходило через улучшенную систему вентиляции. Для этого добавилось несколько прорезей и изменилась форма самой решётки. Позже было решено добавить новые задние фары.

ВАЗ в движении

МЫ уже ранее писали, но дополним. Машина идет мягко. Как ни странно но внутри очень хорошая обзорность.

Обзорность и пространство внутри ВАЗ 2101

Но если кто управлял данным автомобилем, скажет что в зеркала вообще ничего не видно, как ни настраивай. Поэтому приходится крутить головой.

Двигатель здесь 1200 см3, карбюраторный. выдает 64 л.с. Идеальный ход на нем 70 км/ч.
С удобными креслами и доработанной подвеской,ямы съедаются на раз.

Двигатель карбюраторный от ВАЗ
Это реально машина времени. Когда сидишь в ней, то вспоминаются лучшие годы в СССР.
Для сравнения, это как слушать песню Крылатые Качели.

Трансмиссия

На ВАЗ2101 устанавливалась механическая 4-ступенчатая коробка передач со следующими передаточными числами:

  • 3,75 — первая передача;
  • 2,30 — вторая передача;
  • 1,49 — третья передача;
  • 1,00 — четвертая (прямая) передача;
  • 3,87 — передача заднего хода;
  • шестерни переднего хода — косозубого профиля, зацепление постоянное;
  • шестерни заднего хода — прямые;
  • синхронизаторы — на всех передачах, кроме задней;
  • управление переключением — напольный рычаг;
Читайте так же:
Можно ли ездить на разной резине на разных осях?

копейка ваз 2101

FIAT 124 или «Копейка» ВАЗ-2101:
кто на самом деле был залогом успеха?

Что интересно, именно ВАЗ-2101 стоит в музее Fiat в Турине, как иллюстрация успеха 124-й модели.

ВАЗ-2101 в музее FIAT в Турине

Почему итальянцы поставили в музей ВАЗ-2101(Лада),
а не свою изначальную 124 модель?

Думаю, что секрет этого можно понять, разобравшись в деталях истории покупки Советским Союзом автомобильного завода у Итальянцев. Очень интересно об этом рассказывают очевидцы того времени:

  • Кирилл Сытин, начальник отдела испытаний НАМИ (Научный автомоторный институт)
  • Павел Тараненко, зам. главного конструктора АЗЛК в 70-е годы

Фрагмент документального фильма
«Колёса Страны Советов. Были и небылицы.
Фильм 1 (Крылья России, 2012)» с 21:17 по 30:19 мин

Действительно, подготовленный для СССР автомобиль, получивший индекс Fiat 124R – Russo, некоторое время дорабатывался, поскольку был не только устаревшим по технологическим нормам того времени, но и сырым и недоработанным конечным товаром. С 1966 по 1970 годы 35 образцов будущих ВАЗ-2101 прошли всесторонние тесты в НАМИ (Научном автомоторном институте) и больше 2,5 миллиона километров испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой.

В результате оказалось, что модель Fiat 124, которую изначально предложили Советскому Союзу для покупки, начинала буквально разваливаться после пробега всего в 5 000 км по тестовому полигону. А поскольку Брежнев приказал покупать именно 124 модель, даже не 125, которую в последствии купили поляки, то советские инженеры были вынуждены заставить итальянцев значительно доработать автомобиль перед окончательной покупкой. По факту в 124-й модели:

  • был переделан почти весь мотор;
  • усовершенствована тормозная система;
  • разработан кузов повышенной жесткости;
  • изменилась конструкция подвески и был увеличен клиренс;
  • появилось наружное зеркало заднего вида;
  • спинки передних сидений стали раскладываться;
  • утопленные травмобезопасные ручки дверей;
    и ещё сотни изменений в деталях и узлах автомобиля были доработаны.

Как говорится — сварили кашу из топора.
(Вот сравним вкратце оригинальный FIAT 124 и доработанный НАМИ)

Фактически, итальянцы мозгами и руками советских учёных и инженеров, которые предложили множество рацпредложений и доработок, создали практически новый автомобиль, который, кстати, успешно производился в испанском филиале концерна FIAT без каких либо выплат или дивидендов СССР за участие в доработке и совершенствовании модели FIAT 124. Именно по этой причине ВАЗ-2101 – это не «чистый» Fiat, Более того, по мнению автора статьи, именно благодаря доработкам советских инженеров Fiat и смог преодолеть рекорд по производству автомобилей в 15 млн. экземпляров.

Читайте так же:
Кому положено 12 тысяч по безработице?

ВАЗ-2101: ещё немного о доработках советских инженеров

Очень интересно показан процесс доработок в следующем видео

ВАЗ-2101 — качественный европейский автомобиль

В 70-е годы прошлого века ВАЗ-2101, и его модификации ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 были самыми комфортабельными и надежными автомобилями, которые делали на просторах СССР. В них на скорости можно было разговаривать не повышая голоса.

О европейском уровне ВАЗ-2101 говорит и тот факт, что эту модель экспортировали не только в соцстраны: Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию и ГДР. Экспортные варианты «Копейки» продавались в ФРГ, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании, Египте и Нигерии. Эти экспортные экземпляры были мечтой многих советских автомобилистов. Ведь помимо более богатой комплектации, экспортные ВАЗы были надежнее и качественнее. Они проходили в Центре Импорта 39 стадий дополнительной промежуточной проверки. А потом – еще проверки у местных дилеров за границей. Не случайно, в Западной Европе до сих пор еще функционируют клубы любителей ВАЗ-2101.

Более того, инженеры Советского Союза не остановились на достигнутом и в 1975 году уже предложили глубокую собственную переработку автомобиля — ВАЗ 2101-80. И что самое интересное, этот вариант самый сдержанный и приближён к классическому виду. Были ещё более смелые, но в итоге выбрали этот. Однако дальше создания прототипа дело не пошло . Вот на такой копейке граждане Советского Союза могли бы ездить уже в 1980 году!

ВАЗ 2101-80 - прототип 1975 года

Да, начать производить подобные машины в 1975 году Советский Союз технически был не готов, поскольку, например, производство кузова такой машины требует качественного листового металла для штамповки, изготовление сложных пресс-форм и т.п. Т.е. необходимы были усилия по развитию промышленности и за пятилетку можно было бы вполне подтянуть технологии, но у правящей верхушки СССР, начиная с 55-х годов, появились совсем другие цели. Поэтому почти все удивительные разработки тех времён во всех сферах жизни, как правило, так и оставались разработками и прототипами.

ВАЗ 2101-80 - прототип 1975 года

И вместо этой собственной отечественной разработки лишь через 9-ть лет, в 1984 году, начали выпускать угловатую 8-ку — ВАЗ-2108 « LADA Samara ».

Содержание

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определён Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Читайте так же:
Можно ли получить водительские права по временной регистрации?

Летом 1966 года проходило первое знакомство советских специалистов с итальянским автомобилем. В ходе испытаний на советских дорогах у автомобилей выявились серьёзные проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин делали проблематичной эксплуатацию машин на просёлке. Недовольство советских инженеров вызывал также нижневальный двигатель — абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. Все замечания советских специалистов были учтены итальянскими конструкторами.

Не менее серьёзным изменениям подверглась ходовая часть и трансмиссия. В итоге ВАЗ-2101 стал отличаться от Fiat 124 тормозами (сзади появились барабанные механизмы, спокойно переносящие плохие дороги), подвеской (передняя подверглась усилению, задняя — полной замене на более современную с пятью реактивными штангами вместо реактивной трубы), карданной передачей (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), усиленным сцеплением и доработанной конструкцией синхронизаторов в КПП. Даже в плане комфорта ВАЗ-2101 оказался лучше своего прототипа благодаря появившейся возможности трансформации сидений в полноценные спальные места, которые впоследствии оценили по достоинству тысячи владельцев. Интересно, что некоторые нововведения были применены в «ноль-первой» в целях унификации с люксовой моделью Fiat 124S (ВАЗ-2103). В первую очередь, это травмобезопасные наружные ручки дверей. Также ВАЗ-2101 получил наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R. «Русификация» Fiat 124 оказалась крайне полезной и для самой фирмы FIAT, накопившей уникальные сведения о надёжности своих машин в экстремальных условиях эксплуатации.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин, в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришёлся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Происхождение названия [ править | править код ]

Само название берет начало от названия местности Жигулевские горы — возвышенности на правом берегу Волги, расположенной напротив города Тольятти, в котором и производился автомобиль.

В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector