Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Танки Т-34: чем отличались выпущенные на разных предприятиях боевые машины

Танки Т-34: чем отличались выпущенные на разных предприятиях боевые машины

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Танки Т-34 во время ВОВ изготавливали на шести заводах. Боевые машины, произведенные на разных предприятиях, зачастую имели отличия. Как правило, в конструкцию на каждом из заводов вносили небольшие изменения. Это происходило из-за того, что предприятия были оснащены разным оборудованием. К тому же поставки комплектующих и их объем тоже отличались.

Заводам такая вольность была вполне доступна. В военное время согласовывать с НКТП нужно было в обязательном порядке только те изменения, которые имели отношение к ключевым характеристикам танка.

1. Харьковский завод №183

Именно на Харьковском заводе №183 в военные годы выпустили больше всего танков / Фото: t34inform.ru

Здесь раньше, чем где-либо занялись созданием Т-34. И именно здесь в военные годы выпустили больше всего танков. Стоит отметить, что осенью 1941 г., в октябре, завод эвакуировали. В течение войны он функционировал в Нижнем Тагиле. На заводе инженеры позаботились о некоторых изменениях. Они усовершенствовали башню. Отличие «башни-гайки» от первоначальной конструкции заключалось в простоте изготовления и повышенной прочности. Кстати, уже готовые элементы (имеется в виду башни) поставляли с этого завода на другие.

Кстати, уже готовые элементы (имеется в виду башни) поставляли с этого завода на другие / Фото: 1723.ru

Еще одно отличие – это ручка, которая размещалась на люке машинного отделения, формой креплений, предназначенных для буксировочных тросов (они молото-образные), формой креплений (и их расположения) для ЗИП на надгусеничных полках и бортах танкового корпуса. Последние были разными у всех производителей. Было и еще отличие – люк механика имел иную форму. Также здесь бензиновый мотор М-17 адаптировали под Т-34. В дальнейшем на производстве Красное Сормово танки выпускали частично с этим типом двигателей, так как дизельных В-2 было не всегда достаточно.

2. СТЗ

Основной отличительной чертой этих танков являлись металлические катки вместо обрезиненных / Фото: fotoload.ru

Основной отличительной чертой этих танков являлись металлические катки вместо обрезиненных. Такое решение приняли в связи с тем, что возможности с технической точки зрения изготавливать на заводе именно обрезиненные детали не было. Изначально металлическая основа отправлялась на другие заводы для завершения процесса, но со временем были созданы принципиально новые изделия.

Читайте так же:
Нужно ли добавлять масло при заправке кондиционера?

Маска пушки своей формой тоже отличалась от других Т-34 / Фото: patriotp.ru

Второй момент, отличающий детища данного производителя от других, – съемный задний бронированный лист башни. В целом башня становилась менее прочной, но появлялась возможность, не демонтируя башню, доставать вышедшее из строя орудие. Маска пушки своей формой тоже отличалась от других Т-34.

3. №112 (Красное Сормово)

Качество танков, изготовленных на этом заводе, было очень низкое / Фото: fotoload.ru

Прежде всего, качество танков, изготовленных на этом заводе, было очень низкое. На всех бортах башни было по две ручки, топливные баки имели прямоугольную, а не цилиндрическую форму. В ограниченном количестве танки оснащались двигателями, работающими на бензине.

Кроме перечисленных заводов, выпуском Т-34 занимались УЗТМ, ЧКЗ, №174 / Фото: tagilka.ru

Кроме перечисленных заводов, выпуском Т-34 занимались УЗТМ, ЧКЗ, №174. Но здесь их выпускали небольшими партиями или же уже перешли на создание Т-34-85.

Не без изъяна

При этом Т-34, конечно, был далек от идеала. Присутствовали у танка и определенные недостатки. В первую очередь это касалось человеческого фактора. Разумеется, война — это не курорт, а танк — далеко не пятизвездочный отель, но все же даже в таких машинах солдату должно быть удобно и относительно комфортно. Однако в Т-34 было настолько тесно, что заряжающий должен был стоять на ящике со снарядами, гильзы при этом падали под ноги. Командиру же приходилось выполнять функции наводчика, поэтому он, прицеливаясь, не мог в полной мере оценить картину боя. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что особенно тесными были первые образцы танка, впоследствии площадь башни увеличили.

фото 1.jpg

Среди других недостатков танка обычно отмечают плохую оптику, которая не давала шанса прицелиться издалека, а также довольно тонкую броню. Но у брони были достоинства другого рода: бронелисты располагались под наклоном, и вражеские снаряды чаще всего задевали их по касательной и не могли пробить.

Судьбоносный поворот

Всё это стало возможным благодаря личному мужеству и упорству Андрея Завьялова, рассказал Алексей Орыщенко.

В 1934 году 29-летний Завьялов руководил Центральной заводской лабораторией Ижорского завода в Ленинграде. В ней разработали новую танковую броню. Для производства требовался особый состав стали, строгое следование технологии производства — выплавка в мартеновской печи, разливка в кузнечные изложницы, ковка слитков с осадкой. Этому воспротивились старые мастера, определявшие, что и как делать по наитию. Конфликт между двумя технологическими школами вышел за пределы предприятия. Строптивого новатора сначала уволили, а затем его пригласил к себе секретарь Ленинградского обкома Андрей Жданов. Выслушав Завьялова, Жданов направил инженера в Москву на заседание Совета труда и обороны, которое состоялось 17 мая 1936 года.

Читайте так же:
Сколько охлаждающей жидкости в Уаз 469?

123

— Билеты были куплены в одну сторону. Было непонятно, вернется он обратно или нет, — уточнил Орыщенко.

На заседании все рапортовали об успехах. И только выступавший последним Андрей Завьялов заявил о низкой технологической дисциплине на производстве, о недостаточной надежности броневой защиты танков. Он привел результаты испытаний применявшейся в то время 15- и 20-миллиметровой брони на полигоне Ижорского завода. Даже при очень низкой скорости удара, стрельбе не только с ближней, но и с дальней дистанции самым малым калибром артиллерийских снарядов броня пробивалась и раскалывалась. То есть танки с такой броней, по выражению Завьялова, были «ходячими гробами».

По словам Орыщенко, он буквально бросился на амбразуру в тот момент.

«Отец танков» Гудериан

Безусловно, в таком вопросе нельзя обойтись без мнения Гейнца Гудериана, который был настоящим «танковым гением» и ценителем бронетехники. Во многом, именно благодаря его влиянию, Германия сделала ставку на бронетехнику и моторизацию. Вот что он писал про Т-34:

«Как уже упоминалось, в ноябре 1941 г. видные конструкторы, промышленники и офицеры управления вооружения приезжали в мою танковую армию для ознакомления с русским танком Т-34, превосходящим наши боевые машины; непосредственно на месте они хотели уяснить себе и наметить, исходя из полученного опыта ведения боевых действий, меры, которые помогли бы нам снова добиться технического превосходства над русскими. Предложения офицеров-фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретили у конструкторов никакой поддержки.

Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора. Кроме того, наша легированная сталь, качество которой снижалось отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских. »

Гейнц Гудериан

Генерал Гудериан справа

В его мемуарах мы видим настоящее восхищение Т-34. Он признаёт, что советский танк значительно превосходит немецкие аналоги. Да, у Германии ещё не было «Тигров» и «Пантер», которые в последствии превзойдут советские танки. Вот только и у СССР, к тому моменту, появились Т-34-85, ИС-2, СУ-100, которые смогли дать достойный отпор «немецкому зверинцу».

Читайте так же:
Сколько лошадиных сил в двигателе ямз 238?

Не будем отрицать, что свои недостатки у Т-34 есть. Идеальных вещей не бывает. Но его высокая манёвренность, низкие затраты на производства и проста, сделали его, если не лучшим, то уж одним из лучших танков Второй Мировой войны.

Фирсов и Дик

После окончания вуза «молодой специалист», которому уже 36, работает в Ленинграде, и его способности начинают раскрываться. Он стремительно проходит путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Кошкин участвовал в создании танка Т-29 и опытной модели среднего танка Т-111, за что был удостоен ордена Красной Звезды.

В декабре 1936 года Михаила Кошкина отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183.

Афанасий Фирсов.

Назначение Кошкина на должность произошло при достаточно трагических обстоятельствах — прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ещё ряд конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя.

Фирсова, который до ареста успел передать дела Кошкину, расстреляют в 1937 году. Конспирологи впоследствии будут называть его настоящим «отцом» Т-34.

Под руководством Кошкина была проведена модернизация танка БТ-7, который был оснащён новым двигателем. А осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало Харьковскому заводу задание на разработку нового колёсно-гусеничного танка.

На заводе в Харькове одновременно с Кошкиным работает конструктор Адольф Дик. По одной из версий, именно он разработал проект танка под названием А-20, который отвечал требованиям технического задания. Но проект был готов позже запланированных сроков, после чего Дик получил то же обвинение, что и Фирсов, и оказался в тюрьме. Но Дику повезло — в отличие от Фирсова, он избежал расстрела, много лет провел в ссылке, потом вернулся к работе конструктора. Адольф Яковлевич дожил до конца 1970-х.

Читайте так же:
Сколько литров бензина в баке Рено Логан?

Танки Т-34 готовятся к отправке на фронт.

Недостатки

Танк Т-34

Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.

Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.

Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.

Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.

Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название «Танкоград», где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.

Последствия для «отца тридцатьчетверки»

Боевое отделение танка Т-34 нельзя было назвать уютным, особенно в мартовскую погоду. Еще на марше Михаил Кошкин сильно простудился, но не придал этому значения. Конструктор так «горел» за свое детище, что плюнул на собственное здоровье и работал на износ. Уже после триумфального смотра, когда его пригласили в Большой театр, где собрались высшие чиновники СССР, многие присутствовавшие отмечали у Кошкина сильный изнуряющий кашель. Ворошилов посоветовал ему возвращаться в Харьков на поезде, но конструктор наркома не послушал. Домой он отправился все на том же Т-34.

Читайте так же:
Сколько масла в двигателе Ниссан Террано?

На обратной дороге, недалеко от Орла, один из танков угодил в реку. Кошкин вместе со всеми помогал вытаскивать машину, чем еще больше усугубил свою болезнь. Вернувшись в Харьков, ему пришлось лечь в больницу – запущенная простуда обернулась пневмонией. И даже тогда он посещал завод и пытался налаживать серийное производство своего Т-34.

Серийное производство танков

Колоссально переутомленный и ослабленный тяжкой болезнью организм не выдержал. Лучшие московские врачи, прибывшие в Харьков для лечения выдающегося конструктора, вынуждены были провести операцию по удалению легкого. После хирургического вмешательства Михаила Кошкина направили на реабилитацию в санаторий «Занки». Там, 26 сентября 1940 года он ушел из жизни.

Михаил Кошкин был погребен на 1-м городском кладбище Харькова. По некоторым данным фюрер считал Кошкина личным врагом и распорядился нанести по месту захоронения бомбовый удар. Могила его не сохранилась, но дело продолжало жить. Не прошло и года, как немецкие танкисты на собственной шкуре прочувствовали, что такое советский Т-34. Русский танк наводил ужас и сеял панику в рядах фашистов.

И пусть Михаил Кошкин не видел триумфа своего детища и не участвовал в Великой Отечественной, он выиграл ее еще до того, как немецкие войска вторглись в западные границы СССР. Выиграл, сидя в своем КБ над бесчисленными чертежами Т-34 – танка, по праву ставшего символом нашей Победы и лучшим танком XX века.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector