Способы избавления от конденсата в дымоходе
Способы избавления от конденсата в дымоходе
Подавляющее большинство частных домов, дач, бань и гаражей оборудованы автономным отоплением. Для нагрева теплоносителей используются котлы, работающие на газу, твердом и жидком топливе. При его сгорании кроме тепла выделяются токсичные летучие вещества, нуждающиеся в отводе на безопасную для людей и строений высоту. Во время этого процесса возникает довольно неприятное во всех отношениях явление — конденсат в дымоходе. Сама по себе вода в трубе не сулит ничего хорошего. Основной вред для конструкции представляет сажа и копоть, которая смешиваясь с жидкостью, образует активные и агрессивные соединения, образующие твердый и маслянистый налет.
Откуда появляется конденсат в глушителе?
Конденсат в глушителе скапливается постепенно и незаметно, а через некоторое время в глушителе скапливается заметное количество воды. Когда начинает брызгать из выхлопной трубы вода, то это уже видно не вооруженным глазом. А еще вода может булькать когда машину трясет, это все довольно неприятные ощущения.
Чаще всего вода начинает скапливаться зимой, именно в этот период она часто меняет свое состояние из воды в лед, изо льда в воду, а из воды в газ. Летом тоже вода может скапливаться в глушителе, разве что она не превращается в лед, но капает конденсат из глушителя как и прежде. Можно просто поменять глушитель, если есть на это деньги, а достаточно и просто поменять гофру глушителя.
По своей сути, конденсат – это вода, которая совсем недавно была в газообразном состоянии. То, что появляется конденсат на выхлопной трубе – это нормальное природное явление. Конденсат может также появляться и в салоне и в других частях автомобиля. Иногда он безвреден, а иногда может нанести ущерб некоторым деталям автомобиля, особенно металлическим, которые могут попросту заржаветь и сгнить.
Сильный конденсат из выхлопной трубы может брызгать даже в новой и исправной машине. Появляется конденсат в глушителе именно после выключения мотора. Машина внутри остывает медленнее, чем снаружи, поэтому в глушителе начинает скапливаться влага. А если на улице мотор, то эта влага замерзает. Если машина постоянно в движение, на ней ездят каждый день, то конденсат на выхлопной трубе и внутри трубы всегда будет скапливаться.
Также капает конденсат из глушителя особенно часто у машин с автозапуском в зимний период, потому что выхлопная труба уже за 20 минут полностью прогревается и лед успевает растаять, а испариться еще не успевает, но когда нажимаешь сильно на газ, то из выхлопной трубы вода начинает вылетать вместе с выхлопными газами.
Поэтому если вы заметили, что из выхлопной трубы капает вода – то в этом нет ничего страшного и паниковать и ехать на сервис не обязательно.
Чтобы поменьше скапливалась и из выхлопной трубы вода выходила быстрее, есть такие способы:
- заливать качественное топливо;
- утеплить глушитель теплоизолятором, который не воспламеняется;
- оставлять автомобиль в гараже, если он есть;
- или сделать отверстие в глушителе, тогда через него вода будет стекать, но этого делать нежелательно, потому что в месте отверстия будет еще быстрее развиваться коррозия и в итоге глушитель станет не тихим.
Но все равно, зимой конденсат в глушителе будет образовывать, как ни крути, потому что разница температур останется всегда. Глушитель прослужит около 10 лет даже, если в нем будет скапливаться влага. Когда он заржавеет и будете выбирать новый глушитель, то лучше сразу покупать более дорогой с антикоррозионной защитой.
Поэтому бороться с конденсатом в выхлопной системе – пустая трата времени. А тем, кто беспокоится, будет ли эта вода из глушителя наносить вред автомобилю, не стоит переживать – не принесет этот конденсат вреда.
Почему течет вода из выхлопной трубы глушителя?
Не всегда вытекание воды из выхлопной глушителя является признаком неисправности двигателя автомобиля и его систем.
Наоборот, в ряде случаев — это признак их хорошей и слаженной работы.
На примере карбюраторного двигателя 21083 и инжекторного 2111 (с катализатором) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 разберемся откуда берется эта вода и что делать если это повторяется снова и снова.
Признаки неисправности
Во время работы двигателя автомобиля на холостом ходу или после остановки автомобиля из выхлопной трубы глушителя капает или даже подтекает вода. Иногда такое подтекание сопровождается небольшим белым дымом.
Почему течет вода из выхлопной трубы глушителя?
— Карбюраторный двигатель 21083
Наличие воды в системе выпуска отработанных газов объясняется конденсацией холодного воздуха в разогретой банке глушителя и (или) резонатора. Воздух туда может попасть через потерявшие герметичность соединения деталей выпускного тракта или через отверстия от сквозной ржавчины. В жаркую погоду до прямого вытекания воды из выхлопной трубы может не дойти, а вот при более низких температурах и при повышенной влажности воздуха такое явление имеет место быть. Неисправностью это не является.
Существует довольно спорное решение проблемы конденсата — просверлить по центру глушителя отверстие, чтобы через него вытекала вода. Минус такой доработки — коррозия довольно быстро расширит это отверстие до критических значений, после чего глушитель нужно будет варить или заменять.
Для быстрой проверки герметичности выпускной системы автомобиля можно во время работы двигателя автомобиля на холостом ходу заткнуть отверстие выхлопной трубы. Если двигатель заглох — система выпуска герметична, нет — где-то «сечет» воздух.
В другом случае, особенно, когда течь воды сопровождается сильным дымлением (белый дым), стоит задуматься о том, что не «пробило» ли прокладку головки блока и не попадает ли тосол в камеры сгорания. Для проверки можно поднести руку к глушителю, а потом понюхать капли влаги на ладони. Тосол выдаст себя легко ощутимым сладковатым вкусом. Особо продвинутые автомеханики еще дополнительно пробуют на вкус эти капли. Если тосол, то они сладкие.
Если «пробита» прокладка головки блока двигателя между каналом системы охлаждения и камерой сгорания — белый дым и вода из глушителя гарантированы
— Инжекторный двигатель 2111 (система выпуска с катализатором)
Отработанные газы инжекторного двигателя расщепляет и нейтрализует катализатор. Они проходят через поры катализаторного блока в результате чего, за счет химических реакций, оксид углерода, содержащийся в газах, превращается в углекислый газ, несгоревшие углеводороды превращаются в водяной пар (который мы и наблюдаем в виде воды и белого дыма), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень такой очистки может достигать 90-95 процентов.
Так что, если из выпускной системы инжекторного двигателя льется вода — признак исправно работающего катализатора.
Примечания и дополнения
— Помимо всего прочего присутствие воды в топливном баке (например, конденсат) в ряде случаев так же приводит к подтеканию воды из глушителя сопровождающееся белым дымом.
Есть ли смысл бороться с конденсатом в глушителе?
Чтобы поменьше скапливалась и из выхлопной трубы вода выходила быстрее, есть такие способы:
- заливать качественное топливо;
- утеплить глушитель теплоизолятором, который не воспламеняется;
- оставлять автомобиль в гараже, если он есть;
- или сделать отверстие в глушителе, тогда через него вода будет стекать, но этого делать нежелательно, потому что в месте отверстия будет еще быстрее развиваться коррозия и в итоге глушитель станет не тихим.
Но все равно, зимой конденсат в глушителе будет образовывать, как ни крути, потому что разница температур останется всегда. Глушитель прослужит около 10 лет даже, если в нем будет скапливаться влага. Когда он заржавеет и будете выбирать новый глушитель, то лучше сразу покупать более дорогой с антикоррозионной защитой.
Поэтому бороться с конденсатом в выхлопной системе — пустая трата времени. А тем, кто беспокоится, будет ли эта вода из глушителя наносить вред автомобилю, не стоит переживать — не принесет этот конденсат вреда.
Как устранить проблему?
Даже выполнив все требования при возведении дымохода, совсем избежать конденсации не выйдет. В готовой конструкции это тем более невозможно. Но решить проблему можно, избавившись от уже образовавшегося конденсата, снизив его концентрацию и минимизировав разрушительные последствия:
- Использовать только сухое топливо. При сгорании будет выделяться меньше влаги, уменьшится образование сажи, кроме того, такое горючее дает больше тепла при меньших затратах.
Важно! Этот способ не поможет при использовании газового котла, так как снизить количество выделяемого водяного пара при сгорании природного газа невозможно.
- Если дымоход выполнен из гигроскопичного материала, применяют гильзование. Внутри шахты прокладывают трубу из нержавеющей стали, которая принимает воздействие агрессивных веществ на себя. Гильза решит еще одну проблему – она нагревается быстрее кирпича или асбестоцемента, значит капли не будут образовываться в самом начале дымохода.
- Уменьшить разницу температур поможет утепление частей трубы, находящихся вне отапливаемого помещения. Дым будет медленнее остывать, большая его часть успеет выветриться вместе с конденсационным паром. Тонкие стальные трубы с этой целью обматывают теплоизоляционными материалами или прячут в дополнительно возведенную кирпичную шахту.
- Для улучшения тяги следует прочистить дымоход и устранить нарушения целостности трубы. Это облегчит выведение продуктов горения и обезопасит систему.
- Чтобы предотвратить попадание дождя и мусора, навершие дымовой трубы оснащают конусовидной насадкой – дефлектором. Он не пропускает внутрь осадки, а также улучшает тягу.
- В начале дымоотвода и на поворотах конструкции следует установить конденсатоотводчик. Монтируют его таким образом, чтобы было легко опустошить при наполнении.
Обычный триумфально вступает в новый сезон
В новом отопительном сезоне труба на крыше дома Обычного выглядела просто шикарно. Вставка в дымоход решила все проблемы. Это было довольно дорогое удовольствие, но оно того стоило. Конечно, можно было вообще не встретить на своем жизненном пути это пятно на трубе, если бы сразу все сделать правильно, Обычный вообще говорит, что сейчас не стал бы связываться с керамзитобетоном, а сделал бы сэнедвич, который позволяет обеспечить герметичность, но – «знал бы, где упасть – соломку бы постелил».
Всем тепла и тяги!
На FORUMHOUSE вы можете прочесть статью, которая предостерегает от смертельно опасных ошибок при монтаже дымохода. Узнайте, дорого или нет отапливать дом газовыми баллонами: выбор газового конвектора; дешёвое отопление на сжиженном газе; расчет расхода газа. Посмотрите видео о том, как самостоятельно почистить дымоход, используя базовый набор инструментов, которые есть в любом доме.
Пути решения проблемы – традиционные и современные методы
Если конденсат в котле, что делать, должен знать каждый владелец частного дома, который столкнулся с этой проблемой. Существует несколько традиционных методов эффективного решения проблемы:
- Прочистка дымохода. Порой для улучшения тяги достаточно почистить проходы или устранить засор в трубе, который препятствует прохождению дыма. Правда, в большинстве случаев этих мер недостаточно.
- Утеплить трубу. Если провести работы по теплоизоляции, сместится точка росы. Продукты горения не будут преждевременно остывать и образовывать конденсат. Происходить это будет за пределами системы.
- Установить дефлектор. Главное назначение этого специального приспособления в улучшении тяги. Хорошая тяга – это залог того, что продукты горения будут быстро проходит через систему, не успевая в ней остывать.
Кстати, если на дымоходе газового котла имеется козырек или зонтик, его нужно демонтировать, так как он препятствует прохождению воздушных масс, содержащий горячий пар.
Если заметили конденсат котла, как избавиться от него, узнаете далее.
Существуют и более эффективный, но менее трудоемкий способ избавиться от конденсата – сдеалать ремонт дымохода котла при помощи материала ФуранФлекс Black.
Полимерная труба, которая вставляется внутрь существующего дымохода, выполняет несколько функций:
- улучшает тягу за счет гладких стенок;
- предотвращает остывание воздушных масс из-за низкой теплопроводной способности;
- обеспечивает защиту стенок от влаги и коррозии;
- дополнительно укрепляет всю конструкцию и обеспечивает длительный срок службы.
Среди основных преимуществ применения ФуранФлекс можно назвать быстроту проведения работ. Модернизация и улучшение системы обычно проводится в течение одного дня. Полимерная труба гибкая, поэтому без проблем может быть заведена в систему любой сложности вне зависимости от количества и углов поворотов. По завершению работ никакого строительного мусора, только чистая рабочая площадка и готовый к эксплуатации дымоход. Материал ФуранФлекс Black обладает отменными эксплуатационными характеристиками и может прослужить ни один десяток лет. Подробнее об особенностях материала и монтажа вы можете узнать у наших специалистов.