Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор оборотов двигателя

Регулятор оборотов двигателя

Для плавной работы двигателей без скачков используются регуляторы оборотов. Выпускаются модели на 12, 24 и 220 В. Принцип работы оборудования строится на изменении тактовой частоты двигателя. По типу конструкции выделяют тиристорные, трансформаторные, импульсные и симисторные модификации.

По способу установки различают стационарные и мобильные приборы. Также на рынке можно встретить встроенные модификации. Для того чтобы более подробно разобраться в моделях, следует рассмотреть стандартную схему регулятора.

регулятор оборотов своими руками

Схема модели

Обычный регулятор оборотов постоянного двигателя включает в себя трансформатор понижающего типа и поворотный контроллер. Выпрямители используются с блоком конденсаторов. Пропускная способность колеблется в районе 5.5 мк. Если говорить про модификации на 12 В, то у них используется кенотрон. В данном случае для безопасной эксплуатации оборудования устанавливаются изоляторы.

регулятор оборотов

Делаем устройство своими руками

Сделать регулятор оборотов своими руками довольно просто. В первую очередь для него подбирается контроллер. Проще всего для двигателя постоянного тока использовать поворотные модификации. В магазинах они продаются сразу с модуляторами. Трансформатор устанавливается с высокой пропускной способностью. После этого важно заняться изоляторами. Для регулировки двигателя переменного тока применяется динистор.

Тиристорные регуляторы

Тиристорный регулятор оборотов двигателя, как правило, выпускается с высокой пропускной способностью. В данном случае выпрямители используются операционного типа. В некоторых моделях устанавливаются модуляторы. Показатель чувствительности у них зависит от выходного напряжения двигателя. Стабилизаторы во многих устройствах с системой защиты.

Максимальная допустимая температура регуляторов равняется 45 градусам. Расширители используются только для двигателей переменного тока. Также важно отметить, что на рынке представлены модификации на резисторах. Отличительной их особенностью является долгий срок службы. Однако следует отметить, что стоят такие модели довольно дорого.

регулятор оборотов вентилятора

Частотные регуляторы

Частотный регулятор оборотов способен эксплуатироваться только в цепи с переменным током. Контакты в данном случае выводятся на модуляторы. Параметр пропускной способности устройств равняется 3.5 мк. Выпрямитель устанавливается операционного типа. Многие производители изготавливают устройства с системой защиты. Показатель допустимой перегрузки колеблется в районе 3 А. В данном случае контроллеры применяются поворотного типа. Еще на рынке продаются цифровые модификации с дисплеями. Некоторые устройства оснащаются двойными изоляторами для защиты.

Трансформаторные регуляторы

Трансформаторный регулятор оборотов, как правило, выпускается для мощных двигателей. Реле у моделей используются высоковольтного типа. Непосредственно выпрямители применяются с конденсаторными блоками. Многие модификации имеют трансиверы. Они необходимы для понижения тактовой частоты.

Расширители в моделях имеются кодового и коммутируемого типа. Резисторы используются с обкладкой. Для самостоятельной сборки модели не обойтись без качественного контроллера. Электронные модификации в данном случае собрать самостоятельно проблематично. Также важно отметить, что кнопочные контроллеры используются редко. Однако для трехтактных двигателей они подходят хорошо.

регулятор оборотов постоянного двигателя

Импульсные модификации

Регулятор оборотов импульсного типа эксплуатируется с двигателями переменного тока различной мощности. Выпрямители в устройствах используются оперативного типа. Пропускания способность моделей находится на уровне 4 мк. В данном случае выходное напряжение модификации зависит от мощности двигателя. Модуляторы применяются как ортогонального, так и бесконденсаторного типа.

Расширители во многих моделях отсутствуют. Также важно отметить, что для подключения устройств используются выходные контакты. Стабилизаторы устанавливаются только в приборах с повторными контроллерами. Электронные модификации данного типа на рынке встречаются редко. Самостоятельно собрать модель довольно сложно.

регулятор оборотов коллекторного двигателя

Симисторные типы регуляторов

Симисторные регуляторы являются довольно распространенными. Работают они по принципу фазового изменения частоты. На сегодняшний день встречается много самодельных устройств. Создаются они на базе бесконденсаторного модулятора с реле. Резисторы применяются как подстроечного, так и импульсного типа.

Трансиверы, как правило, в регуляторах данного типа отсутствуют. Также важно отметить, что для мощных моделей устанавливаются стабилизаторы различной чувствительности. В среднем параметр проводимости тока равняется не более 5 мк.

Модели для вентиляторов

Устройства для вентиляторов могут эксплуатироваться в сети с постоянным и переменным током. Показатель рабочей частоты цепи не превышает 55 Гц. В данном случае симисторные модификации оснащаются выпрямительными реле. Расширители часто используются кодового типа. Также для вентиляторов применяются трансформаторные модификации. Параметр рабочей частоты цепи в данном случае не превышает 50 Гц. Чтобы подключить регулятор оборотов, устанавливаются выходные контакты.

Устройства на 12 В

Регуляторы на 12 В часто изготавливаются частотного типа. Устройства с поворотными контроллерами производятся на базе построечных резисторов. В среднем показатель проводимости тока не превышает 5 мк. В данном случае чувствительность реле зависит от мощности двигателя. Выпрямители часто используются оперативного типа. Некоторые модификации оснащаются резисторами открыто типа.

Если рассматривать модели с кнопочными контроллерами, то у них всегда применяется частотный кенотрон. Указанные устройства перегрузки способны выдерживать максимум в 4 А. Однако в данном случае многое зависит от производителя.

Модификации на 24 В

Для коллекторных и асинхронных двигателей подходит на 24 В регулятор оборотов. Схема устройства включает контроллеры модульного типа. Если рассматривать трансформаторные модификации, то у них имеется реле, а также конденсаторный блок. Транзисторы применяются, как правило, широкополосного типа. В некоторых моделях используются динисторы для понижения частоты.

Подключение регуляторов осуществляется через выходные контакты. Также важно отметить, что на рынке представлено множество электронных модификаций. Еще есть встроенные устройства, которые отличаются своей компактностью. В большинстве моделей стабилизаторы отсутствуют.

регулятор оборотов схема

Устройства на 220 В

Модификации на 220 В производятся чаще всего импульсного типа. Подходят указанные устройства для синхронных модификаций. Работать такие модели могут в цепи с постоянным током. Показатель рабочей частоты системы не превышает 60 Гц. В данном случае проводимость тока зависит от чувствительности реле. Выпрямители применяются чаще всего оперативного типа. Контроллеры используются как поворотного, так и кнопочного вида. Также важно отметить, что на рынке имеется множество мобильных модификаций. Тиристоры у них применяются полупроводникового типа. В среднем показатель проводимости равняется 6 мк. В данном случае динисторы используются с изоляторами.

Читайте так же:
Volvo s60 регулировка клапанов

Регуляторы HL-FS 1.6

Указанный регулятор оборотов коллекторного двигателя производится на базе понижающего трансформатора. Пропускная способность модели равняется 5.7 мк. Реле в данном случае отсутствует. Непосредственно выпрямители используются оперативного типа. Трансиверы у регулятора отсутствуют. Для понижения рабочей частоты применяется кенотрон.

В данном случае чувствительность модификации зависит от мощности двигателя. Степень защиты предусмотрена ИП 35. Также важно отметить, что регулятор оборотов коллекторного двигателя HL-FS 1.6 способен выдерживать большие перегрузки тока. Минимальная допустимая температура равняется -10 градусов.

регулятор оборотов двигателя

Регуляторы Bahcivan BSC/2

Регулятор оборотов вентилятора Bahcivan BSC/2 продается с однополюсным трансивером. Особенностью указанной модели можно назвать качественный расширитель. Непосредственно понижение рабочей частоты происходит за счет кенотрона. Обороты двигателя регулируются очень плавно.

Если говорить про параметры, то токовая перегрузка системы составляет 3.5 А. В данном случае регулятор оборотов вентилятора имеет пропускную способность на уровне 5.3 мк.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Имея в хозяйстве некоторые низковольтные устройства типа небольшой шлифовальной машинки и т.п. я захотел немного увеличить их функциональный и эстетический вид. Правда это не получилось, хотя я надеюсь все таки добиться своего, возможно в другой раз, на за саму вещицу расскажу сегодня.
Производитель данного регулятора фирма Maitech, вернее именно это название часто встречается на всяких платках и блочках для самоделок, хотя сайт этой фирмы почему то мне не попался.

Из-за того, что я не сделал в итоге то, что хотел, обзор будет короче обычного, но начну как всегда с того, как это продается и присылается.
В конверте лежал обычный пакетик с защелкой.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

В комплекте только регулятор с переменным резистором и кнопкой, жесткой упаковки и инструкции нет, но доехало все целым и без повреждений.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Сзади присутствует наклейка, заменяющая инструкцию. В принципе большего для такого устройства и не требуется.
Указан рабочий диапазон напряжения 6-30 Вольт и максимальный ток в 8 Ампер.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Внешний вид весьма неплох, темное «стекло», темно-серый пластик корпуса, в выключенном состоянии кажется вообще черным. По внешнему виду зачет, придраться не к чему. Спереди была приклеена транспортировочная пленка.
Установочные размеры устройства:
Длина 72мм ( минимальное отверстие в корпусе 75мм), ширина 40мм, глубина без учета передней панели 23мм (с передней панелью 24мм).
Размеры передней панели:
Длина 42.5, мм ширина 80мм

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Переменный резистор идет в комплекте с ручкой, ручка конечно грубовата, но для применения вполне сойдет.
Сопротивление резистора 100КОм, зависимость регулировки — линейная.
Как потом выяснилось, 100КОм сопротивление дает глюк. При питании от импульсного БП невозможно выставить стабильные показания, сказывается наводка на провода к переменному резистору, из-за чего показания скачут +- 2 знака, но ладно бы скакали, вместе с этим скачут обороты двигателя.
Сопротивление резистора высокое, ток маленький и провода собирают все помехи вокруг.
При питании от линейного БП такая проблема отсутствует полностью.
Длина проводов к резистору и кнопке около 180мм.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Кнопка, ну тут ничего особенного. Контакты нормально открытые, установочный диаметр 16мм, длина 24мм, подсветки нет.
Кнопка выключает двигатель.
Т.е. при подаче питания индикатор включается, двигатель запускается, нажатие на кнопку его выключает, второе нажатие включает опять.
Когда двигатель выключен то индикатор так же не светится.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Под крышкой находится плата устройства.
На клеммы выведены контакты питания и подключения двигателя.
Плюсовые контакты разъема соединены вместе, силовой ключ коммутирует минусовой провод двигателя.
Подключение переменного резистора и кнопки разъемное.
На вид все аккуратно. Выводы конденсатора немного кривоваты, но я думаю что это можно простить 🙂

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Индикатор довольно большой, высота цифры 14мм.
Размеры платы 69х37мм.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Плата собрана аккуратно, около контактов индикатора присутствуют следы флюса, но в целом плата чистая.
На плате присутствуют: диод для защиты от переполюсовки, стабилизатор 5 Вольт, микроконтроллер, конденсатор 470мкФ 35 Вольт, силовые элементы под небольшим радиатором.
Так же видны места под установку дополнительных разъемов, назначение их непонятно.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Набросал небольшую блок-схему, просто для примерного понимания что и как коммутируется и как подключается. Переменный резистор так и включен одной ногой к 5 Вольт, второй на землю. потому его можно спокойно заменить на более низкий номинал. На схеме нет подключений к нераспаянному разъему.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

В устройстве использован микроконтроллер 8s003f3p6 производства STMicroelectronics.
Насколько мне известно, этот микроконтроллер используется в довольно большом количестве разных устройств, например ампервольтметрах.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Стабилизатор питания 78M05, при работе на максимальном входном напряжении нагревается, но не очень сильно.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Часть тепла от силовых элементов отводится на медные полигоны платы, слева видно большое количество переходов с одной стороны платы на другую, что помогает отводить тепло.
Так же тепло отводится при помощи небольшого радиатора, который прижат к силовым элементам сверху. Такое размещение радиатора кажется мне несколько сомнительным, так как тепло отводится через пластмассу корпуса и такой радиатор помогает несильно.
Паста между силовыми элементами и радиатором отсутствует, рекомендую снять радиатор и промазать пастой, хоть немного но станет лучше.

Читайте так же:
Как отрегулировать педаль тормоза на ланос

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

В силовой части применен транзистор IRLR7843, сопротивление канала 3.3мОм, максимальный ток 161 Ампер, но максимальное напряжение всего 30 Вольт, потому я бы рекомендовал ограничивать входное на уровне 25-27 Вольт. При работе на околомаксимальных токах присутствует небольшой нагрев.
Так же рядом расположен диод, который гасит выбросы тока от самоиндукции двигателя.
Здесь применен STPS1045 10 Ампер, 45 Вольт. К диоду вопросов нет.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Первое включение. Так получилось, что испытания я проводил еще до снятия защитной пленки, потому на этих фото она еще есть.
Индикатор контрастный, в меру яркий, читается отлично.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Сначала я решил попробовать на мелких нагрузках и получил первое разочарование.
Нет, претензий к производителю и магазину у меня нет, просто я надеялся, что в таком относительно недешевом устройстве будет присутствовать стабилизация оборотов двигателя.
Увы, это просто регулируемый ШИМ, на индикаторе отображается % заполнения от 0 до 100%.
Мелкого двигателя регулятор даже не заметил, дня него это совсем смешной ток нагрузки 🙂

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Внимательные читатели наверняка обратили внимание на сечение проводов, которыми я подключил питание к регулятору.
Да, дальше я решил подойти к вопросу более глобально и подключил более мощный двигатель.
Он конечно заметно мощнее регулятора, но на холостом ходу его ток около 5 Ампер, что позволило проверить регулятор на режимах более приближенных к максимальным.
Регулятор вел себя отлично, кстати я забыл указать что при включении регулятор плавно увеличивает заполнение ШИМ от нуля до установленного значения обеспечивая плавный разгон, на индикаторе при этом сразу показывается установленное значение, а не как на частотных приводах, где отображается реальное текущее.
Регулятор не вышел из строя, немного нагрелся, но не критично.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Так как регулятор импульсный, то я решил просто ради интереса потыкаться осциллографом и посмотреть что происходит на затворе силового транзистора в разных режимах.
Частота работы ШИМа около 15 КГц и не меняется в процессе работы. Двигатель заводится примерно при 10% заполнения.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.
Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Изначально я планировал поставить регулятор в свой старый (скорее уже древний) блок питания для мелкого электроинструмента (о нем как нибудь в другой раз). по идее он должен был стать вместо передней панели, а на задней должен был расположиться регулятор оборотов, кнопку ставить не планировал (благо при включении устройство сразу переходит в режим — включено).
Должно было получиться красиво и аккуратно.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Но дальше меня ждало некоторое разочарование.
1. Индикатор хоть и был немного меньше по габаритам чем вставка передней панели, но хуже было то, что он не влазил по глубине упираясь в стойки для соединения половинок корпуса.
и если пластмассу корпуса индикатора можно было срезать, то не стал бы все равно, так как дальше мешала плата регулятора.
2. Но даже если бы первый вопрос я бы решил, то была вторая проблема, я совсем забыл как у меня сделан блок питания. Дело в том, что регулятор рвет минус питания, а у меня дальше по схеме стоит реле реверса, включения и принудительной остановки двигателя, схема управления всем этим. И с их переделкой оказалось все куда сложнее 🙁

Если бы регулятор был со стабилизацией оборотов, то я бы все таки заморочился и переделал схему управления и реверса, либо переделал регулятор под коммутацию + питания. А так можно и переделаю, но уже без энтузиазма и теперь не знаю когда.
Может кому интересно, фото внутренностей моего БП, собирался он лет так около 13-15 назад, почти все время работал без проблем, один раз пришлось заменить реле.

Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя. Цифровой ШИМ регулятор оборотов коллекторного двигателя.

Резюме.
Плюсы
Устройство полностью работоспособно.
Аккуратный внешний вид.
Качественная сборка
В комплект входит все необходимое.

Минусы.
Некорректная работа от импульсных блоков питания.
Силовой транзистор без запаса по напряжению
При таком скромном функционале завышена цена (но здесь все относительно).

Мое мнение. Если закрыть глаза на цену устройства, то само по себе оно вполне неплохое, и выглядит аккуратно и работает нормально. Да, присутствует проблема не очень хорошей помехозащищенности, думаю что решить ее несложно, но немного расстраивает. Кроме того рекомендую не превышать входное напряжение выше 25-27 Вольт.
Больше расстраивает то, что я довольно много смотрел варианты всяких готовых регуляторов, но нигде не предлагают решение со стабилизацией оборотов. Возможно кто то спросит, зачем мне это. Объясню, как то попала в руки шлифовальная машинка со стабилизацией, работать гораздо приятнее чем обычной.

Блок для регулировки оборотов двигателя

Плавная работа двигателя, без рывков и скачков мощности – это залог его долговечности. Для контроля этих показателей используется регулятор оборотов электродвигателя на 220В, 12 В и 24 В, все эти частотники можно изготовить своими руками или купить уже готовый агрегат.

Зачем нужен регулятор оборотов

Регулятор оборотов двигателя, частотный преобразователь – это прибор на мощном транзисторе, который необходим для того, чтобы инвертировать напряжение, а также обеспечить плавную остановку и пуск асинхронного двигателя при помощи ШИМ. ШИМ – широко-импульсное управление электрическими приспособлениями. Его применяют для создания определенной синусоиды переменного и постоянного тока.

Читайте так же:
Блок электронной регулировки оборотов ушм

Фото — мощный регулятор для асинхронного двигателя

Самый простой пример преобразователя – это обычный стабилизатор напряжения. Но у обсуждаемого прибора гораздо больший спектр работы и мощность.

Частотные преобразователи используются в любом устройстве, которое питается от электрической энергии. Регуляторы обеспечивают чрезвычайно точный электрический моторный контроль, так что скорость двигателя можно изменять в меньшую или большую сторону, поддерживать обороты на нужном уровне и защищать приборы от резких оборотов. При этом электродвигателем используется только энергия, необходимая для работы, вместо того, чтобы запускать его на полной мощности.

Фото — регулятор оборотов двигателя постоянного тока

Зачем нужен регулятор оборотов асинхронного электродвигателя:

  1. Для экономии электроэнергии. Контролируя скорость мотора, плавность его пуска и остановки, силы и частоты оборотов, можно добиться значительной экономии личных средств. В качестве примера, снижение скорости на 20% может дать экономию энергии в размере 50%.
  2. Преобразователь частоты может использоваться для контроля температуры процесса, давления или без использования отдельного контроллера;
  3. Не требуется дополнительного контроллера для плавного пуска;
  4. Значительно снижаются расходы на техническое обслуживание.

Устройство часто используется для сварочного аппарата (в основном для полуавтоматов), электрической печки, ряда бытовых приборов (пылесоса, швейной машинки, радио, стиральной машины), домашнего отопителя, различных судомоделей и т.д.

Фото — шим контроллер оборотов

Принцип работы регулятора оборотов

Регулятор оборотов представляет собой устройство, состоящее из следующих трех основных подсистем:

  1. Двигателя переменного тока;
  2. Главного контроллера привода;
  3. Привода и дополнительных деталей.

Когда двигатель переменного тока запускается на полную мощность, происходит передача тока с полной мощностью нагрузки, такое повторяется 7-8 раз. Этот ток сгибает обмотки двигателя и вырабатывает тепло, которое будет выделяться продолжительное время. Это может значительно снизить долговечность двигателя. Иными словами, преобразователь – это своеобразный ступенчатый инвертор, который обеспечивает двойное преобразование энергии.

Фото — схема регулятора для коллекторного двигателя

В зависимости от входящего напряжения, частотный регулятор числа оборотов трехфазного или однофазного электродвигателя, происходит выпрямление тока 220 или 380 вольт. Это действие осуществляется при помощи выпрямляющего диода, который расположен на входе энергии. Далее ток проходит фильтрацию при помощи конденсаторов. Далее формируется ШИМ, за это отвечает электросхема. Теперь обмотки асинхронного электродвигателя готовы к передаче импульсного сигнала и их интеграции к нужной синусоиде. Даже у микроэлектродвигателя эти сигналы выдаются, в прямом смысле слова, пачками.

Как выбрать регулятор

Существует несколько характеристик, по которым нужно выбирать регулятор оборотов для автомобиля, станочного электродвигателя, бытовых нужд:

  1. Тип управления. Для коллекторного электродвигателя бывают регуляторы с векторной или скалярной системой управления. Первые чаще применяются, но вторые считаются более надежными;
  2. Мощность. Это один из самых важных факторов для выбора электрического преобразователя частот. Нужно подбирать частотник с мощностью, которая соответствует максимально допустимой на предохраняемом приборе. Но для низковольтного двигатель лучше подобрать регулятор мощнее, чем допустимая величина Ватт;
  3. Напряжение. Естественно, здесь все индивидуально, но по возможности нужно купить регулятор оборотов для электродвигателя, у которого принципиальная схема имеет широкий диапазон допустимых напряжений;
  4. Диапазон частот. Преобразование частоты – это основная задача данного прибора, поэтому старайтесь выбрать модель, которая будет максимально соответствовать Вашим потребностям. Скажем, для ручного фрезера будет достаточно 1000 Герц;
  5. По прочим характеристикам. Это срок гарантии, количество входов, размер (для настольных станков и ручных инструментов есть специальная приставка).

Хорошо себя зарекомендовали приборы марки Sinus, E-Sky и Pic.

При этом также нужно понимать, что есть так называемый универсальный регулятор вращения. Это частотный преобразователь для бесколлекторных двигателей.

Фото — схема регулятора для бесколлекторных двигателей

В данной схеме есть две части – одна логическая, где на микросхеме расположен микроконтроллер, а вторая – силовая. В основном такая электрическая схема используется для мощного электрического двигателя.

Видео: регулятор оборотов электродвигателя с ШИро V2

Как сделать самодельный регулятор оборотов двигателя

Можно сделать простой симисторный регулятор оборотов электродвигателя, его схема представлена ниже, а цена состоит только из деталей, продающихся в любом магазине электротехники.

Для работы нам понадобится мощный симистор типа BT138-600, её советует журнал радиотехники.

Фото — схема регулятора оборотов своими руками

В описанной схеме, обороты будут регулироваться при помощи потенциометра P1. Параметром P1 определяется фаза входящего импульсного сигнала, который в свою очередь открывает симистор. Такая схема может применяться как в полевом хозяйстве, так и в домашнем. Можно использовать данный регулятор для швейных машинок, вентиляторов, настольных сверлильных станков.

Принцип работы прост: в момент, когда двигатель немного затормаживается, его индуктивность падает, и это увеличивает напряжение в R2-P1 и C3, то в свою очередь влечет более продолжительное открытие симистора.

Тиристорный регулятор с обратной связью работает немного по-другому. Он обеспечивает обратный ход энергии в энергетическую систему, что является очень экономным и выгодным. Данный электронный прибор подразумевает включение в электрическую схемы мощного тиристора. Его схема выглядит вот так:

Здесь для подачи постоянного тока и выпрямления требуется генератор управляющего сигнала, усилитель, тиристор, цепь стабилизации оборотов.

Прекрасный для самоделок мотор от стиральной машины имеет слишком высокие обороты, и малый ресурс на максимальных оборотах. Поэтому я применяю простой самодельный регулятор оборотов (без потери мощности). Схема опробована и показала прекрасный результат. Обороты регулируются примерно от 600 до max.

Читайте так же:
Регулировка зажигания на 16v

Потенциометр электрически изолирован от сети, что повышает безопасность пользования регулятором.

Симистор необходимо поставить на радиатор.

Оптопара (2 шт) практически любая, но EL814 имеет внутри 2 встречных светодиода, и просится в эту схему.

Высоковольтный транзистор можно поставить, например, IRF740 (от БП компьютера), но жалко такой мощный транзистор ставить в слаботочную цепь. Хорошо работают транзисторы 1N60, 13003, КТ940.

Вместо моста КЦ407 вполне подойдет мост из 1N4007, или любой на >300V, и ток >100mA.

Печатка в формате .lay5. Печатка нарисована «Вид со стороны М2 (пайка)», так что при выводе на принтер ее надо зеркалить. Цвет М2 = черный, фон = белый, остальные цвета не печатать. Контур платы (для обрезки) выполнен на стороне М2, и будет указателем границ платы после травления. Перед запайкой деталей его следует удалить. В печатку добавлен рисунок деталей со стороны монтажа для переноса на печатку. Она тогда приобретает красивый и законченный вид.

Регулировка от 600 оборотов подходит для большинства самоделок, но для особых случаев предлагается схема с германиевым транзистором. Минимальные обороты удалось снизить до 200.

Минимальные обороты получил 200 об/мин (170-210, электронный тахометр на низких оборотах плохо меряет), транзистор Т3 поставил ГТ309, он прямой проводимости,и их много. Если поставить МП39, 40, 41, П13, 14, 15, то обороты должны еще снизиться, но уже не вижу надобности. Главное, что таких транзисторов как грязи, в отличие от МП37 (смотри форум).

Плавный пуск прекрасно работает, Правда на валу мотора пусто, но от нагрузки на валу при пуске, подберу R5 при необходимости.

R5 = 0-3к3 в зависимости от нагрузки;; R6 = 18 Ом — 51 Ом — в зависимости от симистора, у меня сейчас этого резистора нет;; R4 = 3к — 10к — защита Т3;; RР1 = 2к-10к — регулятор скорости, связан с сетью, защита от сетевого напряжения оператора обязательна. Есть потенциометры с пластмассовой осью, желательно использовать. Это большой недостаток данной схемы, и если нет большой необходимости в малых оборотах, советую использовать V17 (от 600 об/мин).

С2 = плавный пуск, = время задержки включения мотора;; R5 = заряд С2, = наклон кривой заряда, = время разгона мотора;; R7 — время разряда С2 для следующего цикла плавного пуска (при 51к это примерно 2-3 сек)

Всем здрасте. Выкладываю свою очередную работу.

Все рукастые люди используют в своих самоделках двигатели от старых советских стиральных машин. Но здесь есть одно но. Оборотов у них 1250 и мощность всего 180 Вт. Из такого мотора даже нормального наждака не получится. Обороты маленькие и камень очень быстро изнашивается. Сейчас в наличии появляется очень много двигателей от современных стиральных машин автомат. Они на порядок мощнее и диапазон оборотов очень большой от 0 до 15000 оборотов. Но есть одна проблема. Если его подключить напрямую к сети, то он он сразу же раскручивается до максимальных оборотов, которые не всегда нужны. В этой статье мы соберем с вами регулятор для такого мотора. На данный момент есть три варианта управления такими двигателями.
Вариант 1. Заказать в интернете плату на микросхеме тда 1085. Но их становится всё меньше. так как эта это микросхема снята с производства.
Вариант 2. Братья китайцы уже давно наладили выпуск готовых регуляторов. Его можно заказать на AliExpress.
Вариант 3. Самому собрать регулятор, который будет выполнен на микроконтроллере Arduino, он будет поддерживать мощность на любых оборотах, а также его можно будет настроить под любой станок, куда будет устанавливаться мотор.
Вот поэтому не простому пути мы с вами и пойдём. В конце статьи я оставлю ссылки на компоненты которые я заказывал.Так же будет ссылка на архив со всеми необходимыми программами, схемами и прочими полезностями.
Приступим. Для начала соединим наш LSD дисплей с платой Arduino по этой схеме.

Motor Control

мска слаба . если кто частоту повышает и уберает свист .то пт 2шт непотянетнужна раскачка пред выход то можно тогда снимать и токи большие для электро велло .

Накидал на макетке схему 1, питание 12,5В, подключил 12В моторчик от шуруповёрта.
1. Обороты изменяются, НО на любых оборотах можно остановить двигатель рукой. Что не так?
2. На низких оборотах свистит, а именно низкие, до 300 нужны. Как убрать свист?
3. При 12,5В питании и 12В моторчике могу ибойтись без стабилизатора?

1. Не хватает мощности блока питания скорей всего.
2. Да, свистит. Как убрать не знаю, но можно попытаться частоту менять конденсатором С1.
3. Можно

Можно подавать на вход любое напряжение или только 12 вольт?

В приведённых схемах напряжение можно подавать до 25-30 вольт, это напряжение ограничено максимально допустимым входным для стабилизатора 7809.

Добрый день! Ссылки на печатные платы у вас не работают.

Проверил — вроде всё работает.

Я конечно извиняюсь но не одна ссылка не открывается.Я уже отключил все расширения и антивирусник.

Все открылось в другом браузере.

Что бы убрать свист нужно конденсатор c1 поставить на 220 pf (проверено на собранной схеме)

здравствуйте, а для двигателя на 48вольт что можете посоветовать?

В общем , схема такая-же. Только надо правильно запитать схему управления на NE555, а также взять подходящие по току и напряжению полевой транзистор и диод.

Здравствуйте! Собрал схему на 5 ампер. Все регулируется и есть легкий свист как у вас. Скажите, пожалуйста, должно ли меняться напряжение на выходе (на клеммах двигателя) при регулировке или нет?

Читайте так же:
Регулировка холостого хода daewoo tico

Конечно, будет меняться. Если измерять тестером на постоянке — то напряжение на двигателе будет изменятся от нуля до напряжения питания. Примерно

Спасибо! Очень признателен! Отличный сайт!

Здравствуйте! скажите на схеме между диодом d1 и переменным резистором стоит резистор 1к на печатке же его нет! Это сделано специально?

Да, вы внимательны, но это не принципиально — в сторону максимума убрано ограничение.

здравствуйте не подскажете что может быть собрал схему на 5 ампер подключил в нагрузку мощный кулер но он работает не стабильно, начинает набирать обороты и сбрасывает и снова набирает и сбасывает и так работает с цикличностью

Наверно не хватает мощности блоку питания — чем запитываете кулер?

Все разобрался! Объясню может кому пригодится! Запитывал мощный кулер с током потребления 3,5 А, кулер 4-х пиновый, порыскал по форумам оказалось что для управления такими кулерами не хватает только двух проводов питания нужен управляющий провод (синий)! Подключил так, плюс и минус от блока питания а синий провод питается от стока IRF540

Где купить готовый ШИМ на шуруповёрт

http://got.by/vr019 -можно тут купить

Спасибо а он точно при низких оборотах не потеряет тягу?

Нужен такой как на видео.

Я их делал только для видео и у меня остался ещё на 10 А. Напишите мне на почту roshansky@mail.ru

В Китае можно купить —
http://ali.pub/3zl5i

можно в китае заказать
могу дать ссылку

На печатной плате, между 1 и 8 ножкой стоит конденсатор. На схеме его нет. На фото ШИМ 5 А, он четко виден. Скажите пожалуйста номинал этого конденсатора. Про R2 уже прочитал в комментариях.

Это не принципиально — дополнительно 0.1 мкф по питанию микросхемы.

здравствуйте необходимо инвертировать управление по плюсу,помогите со схемой.

Не схеме нет, а на плате есть резистор со входа + на вход стабилизатора. Для чего? Номинал?

Это просто перемычка — 0 ом

Первую схемку накидал на макетке год назад — работала, правда свистела.

Сегодня протравил Вашу, спаял — не работает. Двигатель от шуруповёрта дёргается, но не крутится. На выходе БП 12В напряжение в такт дёрганью мотора просаживается до 0.
Подключил вместо моторчика лампу 12В 21 Вт — при любом (кроме одного крайнего) положении переменника лампочка ритмично два раза раскаляет нить до красна (но не светится), затем, на третий такт, вспыхивает и горит ярко. Регулировка не работает.
БП китайский 12В 5А тянет автолампу 12В 55А. Пробовал заменить его на 14В АКБ от шуруповёрта — там уж ТОЧНО ток порядочный — тоже самое. Провода между БП, ШИМ и двигателем 2,5мм2 10 см. Переменник припаян на проводах 5 см.

Конденсатор С1 поставил 220 pf.

Добавлю — речь про 5А схему.

Эта схема проверена и много раз. Посмотрите осциллографом что у вас на 3 выходе NE555. Должны быть чёткие прямоугольные импульсы и скважность должна изменяться когда мы крутим переменный резистор. Может быть кондёр С1 маловат, попробуйте запаять больше — 1000 пФ
И какая у вас частота ШИМ получается?

Заработала. Оказалась неисправной микросхема из магазина. Бывает.

Большое спасибо Максим Тишкову за совет по изменению конденсатора — теперь не свистит.

. то ли я в лыжи обутый то ли схема так себе .

Мне для работы нужна лабораторная мешалка, компактная, мешать от 100 мл до 3 литров. 99 % времени обороты 250 об/мин. Вытравил плату, спаял. БП — с Али 12В 5А. Мотор — от шуруповёрта на 12В, магазин "Радио".
На таких оборотах вращение НЕРАВНОМЕРНОЕ, мешалка время от времени останавливается (а я должен быть уверен, что она мешает, пока я другими делами занят. ). ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ от ЛЁГКОГО прикосновения пальца к валу.

Вот https://yadi.sk/d/Tdlv-Lky3MN6am ссылка на фото — общий вид и компоновка. Жёлто-зелёные провода — ПВЗ-2,5.

МОИ ИЗМЕНЕНИЯ в схеме:
1. Чтобы увеличение оборотов мотора происходило при вращении переменника ПО часовой стрелке, поменял местами крайние провода переменника.
2. Чтобы ограничить максимальную частоту вращения, на одну из крайних ножек повесил сопротивление 70кОм*3=210кОм
3. Чтобы не свистела при работе — С1 — 220 пФ.

ВОПРОСЫ:
1. Почему нестабильное вращение на малых оборотах?
2. Почему вращение останавливается "силой мысли"?

ЗЫ Заказал на Али ШИМ за 180 рублей. Посылка уже в Москве, посмотрю как он держит МАЛЫЕ обороты.

ЗЫЫ Мой старенький осцил после 5 лет в гараже приказал долго жить 🙁 Посмотреть импульсы нечем 🙁

Т.е. мне бы регулировку 0-1000 об/мин с нелинейной зависимостью (переменник В?)

Чтобы держали стабильно малые обороты при изменяющейся нагрузке нужна обратная связь по оборотам. Как вариант — контроллер ( например Ардуино) — выход ШИМ — обратная связь от таходатчика ( например датчик Холла ) — программа которая поддерживает обороты двигателя. Силовая часть стандартная.

Неверно выразился-получил бесполезный совет. Сам виноват.

Наливаю воду в стакан, опускаю мешалку, выставляю на глаз 250 об/мин. Мешалка вращается, обороты, на глаз, стабильны, всё в порядке. Нагрузка НЕИЗМЕННАЯ — вода!
Затем, НЕ периодично (от нескольких десятков секунд до нескольких минут) ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ.

Как В ЭТОЙ схеме обеспечить:
1. Стабильную работу на оборотах от 150?
2. Ограничить максимальные 1000-15000?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector