Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально и как
Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально и как?
Прежде чем приобретать прицеп, необходимо посчитать, насколько возрастут расходы? Помимо стоимости самого прицепа и установки фаркопа ( или ), необходимо учесть и увеличение расхода бензина при буксировке, и расходы на техническое обслуживание и еще ряд других. А в ряде случаев потребуется отдельная категория права управления. Возможно, придется потратиться на процедуру получения нового свидетельства о регистрации после монтажа такого компонента на ваш автомобиль. О том, нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально, какие для этого потребуются документы и можно ли не регистрировать его, мы и поговорим в этой статье.
Когда водитель обязан зарегистрировать фаркоп, а когда нет
Фаркоп, он же ТСУ (тягово-сцепное устройство), выступает специальным элементом транспорта, с помощью которого к нему подсоединяется прицеп.
С 2015 стал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». Им руководствуются, когда требуется изменить конструкцию ТС.
С вопросом регистрации определяются исходя из оценки имеющихся документов и устройства.
Когда завод-изготовитель изначально продумал место крепления, конструкция транспорта не изменится при его установке и отдельная регистрация фаркопа не нужна.
При подтверждении этого факта и полном комплекте документов корректировать в ГИБДД свидетельство о регистрации не нужно.
Эксплуатация вмонтированного устройства проводится при наличии:
- Паспорта (руководства по эксплуатации) с отметкой о возможности проведения монтажа. Оформляется производителем.
- Копии сертификата на фаркоп, где определено его соответствие Техрегламенту. В нем указывается, что при соблюдении всех требований к установке все надежно, и устройство может использоваться.
- Акта установки + лицензии сервиса. Оформляется организацией-установщиком. Это документальное подтверждение правильности установки.
Даже если указанные документы на фаркоп есть, возить их в машине водителю нет необходимости.
Присутствие оригинального устройства на транспорте не требует дополнительных действий от владельцев. При претензиях со стороны представителей ГИБДД документы в любой момент затребуют у производителя авто.
Без документов и шанса их восстановления потребуется пройти в ГИБДД регистрацию изменений конструкции автомобиля.
Порядок установлен пунктом 7.18 ПДД и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Какие документы нужны для регистрации фаркопа
Рассмотрим два основных случая и два набора документов, которые нужно иметь автовладельцу. В первом случае ТСУ, установленное на автомобиле, не нуждается в регистрации в ГИБДД – то есть, оно либо было установлено производителем, либо это съемный сертифицированный фаркоп, который вы купили и установили сами:
- паспорт на фаркоп – его твердая копия предоставляется в коробке с оборудованием, если же паспорт утерян, тогда вы можете запросить его копию у завода-изготовителя;
- копия сертификата соответствия на конкретную модель фаркопа;
- при наличии — приложение к данной копии, в котором предоставляется информация о тех марках автомобилей, на которые возможна установка такого ТСУ;
- отметка в паспорте автомобиля об установке на сертифицированном производителем автосервисе (в случае отдельной установки);
- документация на автомобиль, в котором указывается возможность установки фаркопа;
Если же автопроизводитель не предусмотрел установку фаркопа на автомобиль, но установить ТСУ все равно необходимо, порядок действий и документы будут такими:
- визит в местный орган ГИБДД для того, чтобы прояснить возможность установки фаркопа в принципе;
- получение решения по результатам проведенной экспертизы;
- установка ТСУ в автосервисе, который сертифицирован производителем автомобиля;
- далее вам необходимо пройти технический осмотр транспортного средства;
- следующий шаг – получить диагностическую карту вашего автомобиля;
- с этой картой вы проходите техническую экспертизу транспортного средства в автоинспекции, после чего получаете выданное на основании этой экспертизы свидетельство;
- это свидетельство необходимо иметь с собой вместе с правами и техпаспортом для предъявления по необходимости.
Так нужно ли их регистрировать и чем грозит нарушение?
Регистрация различных модификаций в ГИБДД требуется при внесении изменений в конструкцию транспортного средства. Если тот или иной компонент изначально предусмотрен производителем, то дополнительные действия не требуются. За нарушение, связанное с установкой дополнительного оборудования, водителю положен штраф в 500 руб. на основании ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. При повторном нарушении придется заплатить 5000 руб., либо водителя лишат возможности управлять ТС на 3 месяца.
Также с 1 июля 2021 года стали законными методы проверки автомобиля на наличие доработок. Сотрудники ГИБДД могут обязать вас устранить лишнее оборудование в течение 10 дней. Если за этот срок автомобилист не вернет транспортное средство в исходное состояние – регистрацию ТС прекратят.
Как правильно выбрать конструкцию
От правильного выбора зависит не только защита транспортного средства, но иногда и жизнь. Важны следующие показатели:
- Можно погнаться за дешевизной и приобрести «липу» за 50–100 долларов. Настоящий же кенгурин из нержавейки стоит 200–300 у.е., но он именно настоящий!
- Конструкция предпочтительнее та, которая имеет нижнюю решетку из труб, способную защитить в случае удара наиболее уязвимые части «железного коня».
- Установить силовой бампер нужно качественно и правильно, иначе его покупка теряет смысл. Лучше, если это сделает профессионал.
- Не стоит покупать окрашенный экземпляр кенгурятника: краска может осыпаться в ходе первой же зимы.
- Товар должен быть качественным, с ровными и аккуратными швами, недеформированными трубами.
Если установить на авто тягово-сцепное устройство только планируется, то еще до покупки фаркопа следует обратиться к производителю с запросом на получение необходимой документации. Если документы не будут предоставлены, то имеет смысл подобрать устройство у другого производителя.
В этой ситуации в первую очередь рекомендуется проверить, есть ли в наличии сертификат соответствия и документ, который подтверждает право установки фаркопа на автомобиль конкретной модели. Если хотя бы одного из таких документов в наличии нет, рекомендуется обратиться к производителю устройства и запросить их. Практика показывает, что производители высылают владельцам авто недостающие документы без всяких проблем.
Следует учитывать, что при покупке автомобиля, бывшего в употреблении и имеющего фаркоп, документы необходимо забрать у предшествующего владельца. В противном случае ГИБДД вправе потребовать демонтажа оборудования перед регистрацией автотранспортного средства.
Нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля, мы выяснили. А какое же наказание предусмотрено?
А что будет, если не зарегистрировать установку ТСУ?
Ключевым требованием к транспортному средству, оборудованному фаркопом, является оформление сертификата на тягач. Использование прицепа будет противоречить нормам, если конструкция не отвечает содержанию Техрегламента и другим нормам. Регистрация фаркопа осуществляется по определенным правилам.
Порядок оформления тягово-сцепного устройства:
- В ГАИ подается заявление, оформленное по форме, о внесении в конструкцию машины изменений в форме монтажа фаркопа. Для этого нужно предоставить инспектору копию ПТС, свидетельства о регистрации и сертификат на прицеп.
- Затем транспортное средство отправляется на первичную техническую экспертизу. Подготавливается направление в компанию, специализирующуюся на подобных работах. Автовладельцу передается официальное разрешение на установку фаркопа.
- В легальном сервисе, обладающем правом на переоборудование легковых авто, осуществляется монтаж. После работ выдается декларация с указанием списка произведенных работ.
- Далее необходимо провести повторную техническую экспертизу, подтверждающую безопасность машины после переоборудования конструкции. По результатам процедуры выдается диагностическая карта.
- Оформленные документы нужно предоставить в техотдел ГИБДД. Инспектором производится визуальный осмотр авто. Готовится и выдается свидетельство, в котором отмечается, что установка прицепа соответствует действующим нормам Техрегламента Таможенного союза.