Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3 способа защитить клапана от загиба при обрыве ремня ГРМ и почему это важно

3 способа защитить клапана от загиба при обрыве ремня ГРМ и почему это важно

Не секрет, что ремень газораспределительного механизма подлежит замене через каждые пройденные 60-70 тыс. километров, однако многие водители по разным обстоятельствам пренебрегают этим предписанием. Результатом становится разрыв ГРМ с обязательно последующим за ним гнетом моторных клапанов, который, кстати, может произойти и раньше превышения заявленного запаса прочности ввиду воздействия на элемент различных негативных факторов.

Поршни 8-клапанных двигателей

Мы говорим о двигателях 2111 и 21114. Они являются инжекторными, а форма поршней была унаследована ими от карбюраторного мотора 2110.

Поршень 2111 и 21114

Элементы ШПГ (поршни) 2110-1004015

Собственно, одни и те же поршни устанавливались на три разные 8-клапанника: 2110, 2111 (1,5 8v), 21114 (1,6 8v). Артикул поршня – 2110-1004015.

Две глубокие выемки способствуют тому, что любой из клапанов, впускной или выпускной, не может «встретиться» с поверхностью поршня даже при обрыве ремня ГРМ.

Штатные 8-клапанники на ВАЗ-2112 не гнут клапана, что бы ни говорили некоторые владельцы. Иногда устанавливают «улучшенный» распредвал, и если клапаны вылетают сильнее, чем предусмотрено ВАЗом, то гарантии от загиба не будет. Поэтому соблюдайте регламент по замене ремня ГРМ на 8-ми клапанном двигателе.

А предусмотрено следующее:

  • Подъем впускного клапана – 9,4 мм;
  • Подъем выпускного клапана – 8,95 мм.

Мы приводим значения с учётом теплового зазора. Кто их превысит – получит результат.

Гнет клапана: в чем причины и как предотвратить

Одна из страшных тем в разговорах автомобилистов – почему гнутся клапана, на каких автомобилях возможна эта поломка, и как ее предотвратить. Сегодня мы подробно расскажем о причинах, по которым выходят из строя клапана двигателя и мерах профилактики этой неисправности.

Гнутые клапана

Гнутые клапана

За что отвечают клапаны в моторе

Для начала немного теории. Наверняка каждый автолюбитель знает, сколько цилиндров в моторе его автомобиля, а вот сколько в нем клапанов – на этот вопрос ответ дадут не все. В большинстве современных двигателей насчитывается от восьми до шестнадцати клапанов (по два или четыре на один цилиндр), есть силовые установки (восьми или двенадцатицилиндровые), у которых количество клапанов – от 24 до 32-х.

Читайте так же:
На каком пробеге менять шины?

Клапан – важная деталь газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя машины, которая располагается в головке блока цилиндров, отвечает за своевременную подачу воздуха в цилиндр и вытеснения из него отработанного газа.

Причем, один и тот же клапан не может выполнять указанные функции, а потому каждый цилиндр оборудован двумя видами клапанов – впускными, которые подают в камеру сгорания воздух, и выпускными, которые выдавливают из этой камеры продукты сгорания топливовоздушной смеси.

Устройство двигателя

Устройство двигателя

Есть двигатели, у которых на один цилиндр приходятся по два выпускных и впускных клапана, а есть такие, где впускных клапанов больше, чем выпускных (трех и пятиклапанные цилиндры). В строении клапана различают две части: тарелку и стержень. Именно стержень клапана и попадает под удар, когда из строя выходит один из элементов газораспределительного механизма.

стержень клапана

В рабочее состояние клапаны приводит распределительный вал, который, вращаясь вокруг своей оси в головке блока цилиндров, поднимает одни и опускает в цилиндры другие клапаны – это так называемые газораспределительные фазы. В свою очередь, распредвал в движение приводит коленчатый вал – оба этих элемента ГРМ связаны между собой приводом, который может быть зубчатым, ременным или цепным. Зубчатая передача вращает распределительный вал в блоке цилиндров, а ременная или цепная – в головке блока цилиндров.

В настоящее время наибольшее распространение получили двигатели, в газораспределительном механизме которых используется ремень или цепь. Ременной тип привода проще по своей конструкции, но менее надежен, чем цепной. Цепной тип привода, в свою очередь, устроен сложнее – в его механизм входят натяжные ролики и успокоители. Мы неслучайно столько внимания уделили деталям газораспределительного механизма – понимание принципа его работы поможет нам в дальнейшем определить причины, по которым гнет клапана.

Почему гнутся клапаны

И у газораспределительного механизма с ременным приводом, и у ГРМ с цепным приводом может настать момент, когда выходит из строя ременная или цепная передача. Обрыв ремня ГРМ или растяжение звеньев цепи ГРМ, которые не в состоянии зацепиться за зубья шестерен распределительного вала (проскальзывание) ведет к тому, что распредвал резко останавливается, а коленчатый вал продолжает свое движение.

Читайте так же:
Сколько должно быть напряжение бортовой сети ваз 2110?

обрыв ремня ГРМ

обрыв ремня ГРМ

В этот момент клапаны утапливаются в цилиндр, а им навстречу поднимается поршень. Сила подъема поршня намного больше, чем у опускающихся клапанов, поэтому поршень ударяет по тарелке клапана, а стержень, не выдерживая этого удара, сгибается или даже ломается. Происходит полная остановка двигателя, заводить который снова не рекомендуется, чтобы не спровоцировать более серьезной поломки – выхода из строя поршней, что чревато дорогостоящим ремонтом головки блока цилиндров.

Как определить, что клапана погнулись

Установить на глаз, что при обрыве ремня или проскальзывании цепи ГРМ загнуло клапана, нельзя. Для этого нужно провести две нехитрые операции.

Для начала установим на ролики по меткам новый ремень ГРМ и потихоньку прокрутим коленчатый вал. Достаточно от двух до пяти оборотов чтобы определить, что клапана погнуты: если вращение свободное, то стержни клапанов целы, если затруднено – клапана загнулись.

новый ремень ГРМ

новый ремень ГРМ

Бывает так, что коленвал прокручивается, а клапана все равно загнулись. Как в таком случае определить поломку? Надо замерить компрессию в цилиндрах, предварительно выкрутив свечи зажигания. Если в цилиндре компрессии нет — клапана погнулись.

Как не допустить поломки клапанов

Разберем причины, по которым мог порваться ремень, чтобы понимать, как предотвратить такую поломку.

Причина 1. Истек срок эксплуатации ремня ГРМ. Как и любой другой расходный материал, ремень газораспределительного механизма имеет свой ресурс работы. Производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации указывает срок замены ремня ГРМ – для большинства моторов он наступает при пробеге 100-120 тысяч километров. Надеяться на то, что до этого момента ремень будет служить верой и правдой, конечно, можно, но для пущей верности рекомендуем на каждом плановом ТО проводить осмотр состояния ремня и при необходимости провести его замену. В таком случае мы не допустим его обрыва, и, как следствие, не будем расхлебывать проблемы с загнутыми клапанами.

Читайте так же:
Когда менять свечи на Рено Логан 2?

Причина 2. Использование контрафактного ремня ГРМ. Некоторые автолюбители, желая сэкономить, покупают неоригинальные, дешевые ремни ГРМ, которые рвутся на малых пробегах – 5-7 тысяч километров. Совет – относитесь ответственно к покупке ремня ГРМ, лучше заплатить больше за этот расходник, чем потом раскошелиться на дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров.

Причина 3. Поломка помпы ГРМ. В конструкции газораспределительного механизма некоторых двигателей помпа соприкасается с ремнем, и при выходе из строя этого узла его заклинивает, в результате чего ремень трется о помпу и перетирается, что приводит к его обрыву. Помпа изнашивается на тех же пробегах, что и ремень ГРМ, поэтому при замене ремня рекомендуем установить новую помпу.

Помп

Помпа

Причина 4. Износ распределительного вала. Эта поломка происходит на больших пробегах двигателя (от 150 тысяч км и более), а потому встречается не так часто. Заклинивание распредвала может привести к разрыву ремня ГРМ. Именно поэтому при покупке подержанного автомобиля с большим пробегом настоятельно советуем взглянуть на состояние распредвала.

Износ распредвала

Износ распредвала

Причина 5. Неисправность навесного оборудования привода ГРМ. Ремень газораспределительного механизма движется на роликах, которые тоже могут изнашиваться, заклинивать, что приводит к разрыву ремня и загибании клапанов.

Ролики ГРМ

Ролики ГРМ

Рекомендуем на каждом ТО проверять состояние натяжных роликов, регулярно смазывать и подтягивать их крепления, и при необходимости заменять их новыми.

Хотя двигатели с цепным приводом ГРМ считаются более надежными, бывает, что гнет клапана и у них. Происходит это по двум причинам: звенья цепи растягиваются или выходит из строя навесное оборудование привода (натяжные ролики и успокоители). Основная причина, по которой растягиваются звенья цепи ГРМ – некачественный материал, из которого она изготовлена. Такая беда случилась с двигателями Volkswagen TSI в середине 2000-х годов: немецкий автопроизводитель заказал цепи у недобросовестного подрядчика, и они начали выходить из строя на 20-40 тысячах пробега, провоцируя загибание клапанов. Чтобы у таких моторов не гнули клапана, следует периодически проводить диагностику цепи ГРМ и навесного оборудования и по необходимости менять их на новые.

Читайте так же:
Как узнать к какой поликлинике прикреплен дом?

Помимо этих способов предотвратить загиб клапанов можно, сделав на головках поршней специальные углубления, которые по своим габаритам будут соответствовать стержням клапанов. Если случится обрыв ремня или проскочит цепь, то, при остановке распредвала стержни клапанов не уткнутся в головки поршней, а войдут в углубления и остановятся там. Правда, у этого способа есть и свои минусы: двигатель с такими «тюнингованными» поршнями теряет до семи процентов своей мощности. Готовы ли вы дефорсировать мотор своего «железного коня» ради сохранности клапанов при выходе из строя привода ГРМ?

Иномарки

Большое количество силовых агрегатов ВАЗ и вероятность попадания на экспериментальную модель затрудняет определение, является ли двигатель на том или ином авто «втыковым». При этом даже штудирование тех. документации не всегда дает достоверный ответ.

Данный метод подойдёт для проверки автомобилей и от других производителей.

  • Снимаем с двигателя ремень ГРМ;
  • Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ;
  • Проворачиваем распределительный вал (16-клапанной версии — два) на два оборота;
  • Выставляем ВМТ на втором цилиндре и снова делаем два оборота.

Этот метод проверки хоть и трудоемкий — надо разбирать привод ГРМ, затем снова собирать, выставлять по меткам, но он дает точный ответ.

Типы двигателей не подверженных этой проблеме

  1. Шестнадцатиклапанный, модели 21124, объемом 1.6 литра, считается одним из самых надежных. Устанавливался еще на двенадцатую модель жигулей. С этим мотором у вас не будет никаких проблем по газораспределительному механизму.
  2. Восьмиклапанный, модели 11183, объемом 1.6 литра, проверенный двигатель, отличающийся своей надежностью, простотой обслуживания и доступностью запчастей. Также попадает в разряд безопасных.

Как избежать обрыва ремня ГРМ?

  1. Соблюдайте предписанные заводом-изготовителем сроки замены.
  2. Раз в 15-20 тыс.км. осматривайте привод газораспределительного механизма на наличие масляных запотеваний, антифриза.
  3. На пробегах свыше 150 тыс. км. при каждой замене ремня ГРМ осматривайте звездочки распределительных валов, коленвала и ТНВД на предмет критического износа зубьев.
  4. Устанавливайте качественный комплект ГРМ от проверенного производителя.
Читайте так же:
Когда открывается запись в Емиас?

Многие именитые компании позволяют проверить подлинность своих комплектов. Для этого на упаковке нанесена голографическая защита и/или указан код, который нужно ввести в дешифратор на сайте производителя. Встречается голограмма, просканировав которую, покупатель получает уведомление о подлинности купленного продукта.

Опыт других пользователей

Обычно для проблемы характерны одни и те же симптомы. Двигатель под нагрузкой внезапно глохнет, и не заводится. При этом может возникнуть неприятный стук. При первичной диагностике и осмотре становится понятно, произошел обрыв ГРМ.

Стоит сразу же сделать оговорку. В 98% случаев клапаны загибаются при обрыве ремня. Это происходит из-за того, что большинство ДВС построены по единому принципу:

  1. Происходит разрыв ГРМ, распределительный вал останавливается и не имеет остаточного вращения из-за работы возвратных пружин, которые тормозят кулачки.
  2. Клапана замирают в одном положении. При этом какая-то их часть остается в открытом положении.
  3. Коленвал под действием инерции продолжает вращательное движение и толкает поршни.
  4. Поршни намного мощнее чем клапана. Они с большой силой бьют по последним, после чего происходит загибание или разрушение клапанов.

К сожалению, так устроены большинство современных двигателей. Речь идет даже не о том, погнуться или нет клапаны. Нужно задуматься, надломятся они или нет, и не потянут ли за собой прочие поломки в ДВС. Однако есть ряд двигателей, которые обходит стороной эта беда.

Статья в тему: Подбор дворников для автомобиля своими силами

Узнать о том, гнуться ли клапаны конкретно на вашем моторе или нет, можно на тематических площадках и форумах, где обсуждают различные проблемы, связанные с конкретным двигателем.

На таких ресурсах необходимо внимательно изучить всю информацию, так как пользователи могут иногда приукрасить или исказить данные. Соберите максимум откликов с нескольких форумов и тогда вы будете уверены наверняка, погнет ваш мотор клапаны при обрыве ГРМ или нет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector