Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильная промышленность Советского Союза — Automotive industry in the Soviet Union

Автомобильная промышленность Советского Союза — Automotive industry in the Soviet Union

Автомобильная промышленность в Советском Союзе охватывала историю государства с 1929 по 1991 году началась с созданием крупных автомобилестроительных заводов и реорганизации АМО завода в Москве в конце 1920 — х-начале 1930 — х лет, во время первых пятилеток план , и продолжался до распада Советского Союза в 1991 году.

До его роспуска , то Советский Союз произвел 2.1-2.3 млн единиц в год всех видов, и был шестой (ранее пятым) по величине автомобилестроительной компании , занимая девятое место в автомобилях , третьей в грузовиках , и первый в автобусах .

Советская промышленность ежегодно экспортировала 300 000–400 000 автомобилей, в основном в страны-сателлиты Советского Союза , а также в Северную Америку, Центральную и Западную Европу и Латинскую Америку.

Существовало значительное количество грузовых автомобилей ( Volvo , MAN из капиталистических стран; LIAZ , Csepel и IFA из социалистических стран) в некоторых количествах, строительных грузовиков ( Magirus-Deutz , Tatra ), грузовиков для доставки ( Robur и Avia ), а также городских, междугородних и туристические автобусы ( Икарус , Кароса ) также импортные.

Первый русский электромобиль

Спустя 3 года после выпуска автомобиля Яковлева и Фрезе , в 1899 году на свет появился первый электродвигатель. Его изобрел Ипполит Романов. Автомобиль дворянина из Одессы с электродвигателем был быстрее и тяжелее бензинового. Его максимальная скорость составляла 37 км в час , но весил он 750 килограмм — почти половину от этого веса занимал аккумулятор.

Однако было еще одно «но»: тот самый аккумулятор был одноразовым и хватало его только на 65 километров. Детище Романова в серийное производство так и не пошло — не хватило финансовой поддержки проекта , хотя изобретатель получил государственный заказ на 80 моделей.

Автомобилизация СССР и России

Парк легковых автомобилей в СССР

Количество выпущенных автомобилей говорит о силе национальной автопромышленности, но что насчет автомобилизации населения? Тут Советский Союз безоговорочно проигрывает РФ.

Читайте так же:
Можно ли поставить LED в фары?

Перед распадом СССР в стране насчитывалось 17 млн легковых автомобилей, из них 8,9 млн в РСФСР. Таким образом если говорить в целом по стране, то на тысячу советских граждан приходилось 59 автомобилей. В РФСР этот показатель был несколько повыше 60 машин на 1000 человек. Лучше всего дело обстояло в Прибалтике: Эстония — 138/1000, Литва — 122/1000. Хуже всего дело обстояло в Молдавии — 40/1000.

Для сравнения на данный момент в России насчитывается 45 млн легковых автомашин, а на тысячу жителей в среднем приходится 309 автомобилей.

Интересные факты

«Стиляга» был довольно динамичной машинной, и именно на нем выигрывались чемпионаты советского союза и других стран соц.лагеря по кольцевым автогонкам. Но эти автомобили под чутким управлением наших пилотов побеждали и в международных ралли-гонках, таких как: «Акрополис», «Монте-Карло», рейды «Лондон-Сидней» и «Париж-Сидней».

На основе 407-го был построен «Москвич-ГЗ» в кузове купе. Он оснащался четырьмя мотоциклетными карбюраторами, позволявшими увеличить мощность двигателя с 45 до 70 л.с. Необычным было управление переключения передач, механизмы располагались на рулевом колесе.

Почти 50% процентов машин, сходивших с конвейера, уходили на экспорт и не только в страны с социалистическим строем, но и в капиталистические. Одна из партий предназначалась и для США, но она не отправилась за океан из-за очередного ухудшения отношений между странами. Но один «стиляга» все-таки пробрался в Америку, хоть и при помощи мексиканских нелегалов, правда, вскоре был отправлен в утиль.

Модель Москвич-407 - Stone Forest

ПермАвтоПром. Как на патефонном заводе подвеску к «Москвичу» и пластиковый джип делали

ПермАвтоПром. Как на патефонном заводе подвеску к «Москвичу» и пластиковый джип делали

Сейчас автомобильные сборочные предприятия сосредоточены в центральной России. Есть Тольятти с АВТОВАЗом, крупнейшим автозаводом Европы, Нижний Новгород с богатым наследием ГАЗа, Калуга с огромным кластером автомобильных заводов. Есть сборочные предприятия в южных республиках России. А на Урале автомобильных заводов по сути и не было, наша тема больше танки и оборонка. Однако был в истории момент, когда в Перми чуть было не появился собственный самый настоящий автомобильный завод.

Читайте так же:
Какой дорожный просвет у Skoda Карок?

Про завод

В середине 60-х годов в СССР началось развитие легкового автомобилестроения. Автомобильную отрасль должно было поднять до уровня развитых капиталистических стран, чтобы удовлетворить растущие потребности трудящихся, особенно в малолитражках. По контракту с итальянской фирмой «Фиат» началось масштабное строительство Волжского автомобильного завода в г. Тольятти, шла реконструкция Горьковского автозавода, готовилось техническое перевооружение Московского завода малолитражных автомобилей — МЗМА, а ныне АЗЛК. Набирал мощности Запорожский автозавод.

Встал вопрос о строительстве еще одного автозавода. Задача была такая: создать завод за счет резервов крупных машиностроительных предприятий. На создание такого завода претендовали многие города Советского Союза, в том числе Киев, Минск, Ижевск, Свердловск, Пермь. Пермским ресурсом был бывший патефонный завод, эвакуированный из Владимира перед ВОВ.

В июне 1939 года приказом Народного Комиссара Боеприпасов СССР был утвержден Устав «Государственного завода № 260», в марте 1942 года этот завод в Перми выпустил первую продукцию для фронта. А в 1946 году предприятие было переведено на мирную продукцию — патефоны. Спустя 10 лет Пермскому патефонному заводу передано с Горьковского завода производство велосипедов. Завод стал называться велосипедным, а позднее машиностроительным. Да, мы про завод «Велта» .

Все города, включая Пермь, нашли у себя резервы и заявили готовности быстро организовать экспериментальное производство автомобилей с последующим наращиванием его мощностей. Но выбор пал на Ижевск — там давно выпускали мотоциклы, были и ресурсы, и энергетическая база, и грамотные специалисты.

Впрочем, решающую роль сыграло то, что Ижевск еще со времен Великой Отечественной находился под опекой Дмитрия Устинова, на тот момент министра оборонной промышленности СССР. Решено было, что Ижевский автозавод будет собирать «Москвичи» по образцу тех, что выпускались на МЗМА — Московском заводе малолитражных автомобилей, позже — АЗЛК.

Если АВТОВАЗ был создан на основе итальянского «Фиата», Ижевский автозавод начинался при поддержке французского «Рено». Из Франции были заказаны штамповочные прессы для производства кузовов автомобилей. Самый крупный из этих прессов, к слову, весил 120 тонн. Везли их водным путем из французского Гавра в Ленинград, а дальше — в город Чайковский Пермской области. И только там прессы перегружали на тралы и везли в Ижевск.

Читайте так же:
Можно ли оплатить всю покупку баллами в Пятерочке?

Первенцем ижевского автозавода стал «Москвич-408» — автомобиль стоимостью в 41,5 среднюю советскую зарплату и с внешностью круче BMW 1500. Первый «Москвич» под маркой ИЖ сошел с конвейера в Ижевске 12 декабря 1966 года. От московского он отличался только эмблемой. Зато комплектующие были другими, не московскими. Задний мост, к примеру, сделали на Ижевском редукторном заводе, а сиденья — на мебельном комбинате. Кое- что поставлялось и из Перми. Кстати, 408-х «Москвичей» в Ижевске было собрано не более 4 тысяч экземпляров, завод довольно быстро перешел на «Москвич-412».

Про подвеску к «Москвичу»

Для ижевских «Москвичей» в Перми делали переднюю подвеску. В техническом плане «Москвич-408» называли консервативным и очень крепким автомобилем. Крепкая многорычажная передняя подвеска, такая же, как у «Москвича-403», и чуть измененная задняя рессорная неплохо сочетались с дорожным рельефом.

Передняя подвеска — независимая, бесшкворневая, параллелограмного типа, на двойных поперечных рычагах. Оси рычагов были установлены не параллельно продольной оси автомобиля, как обычно, а под достаточно большим углом к ней, что уменьшало раскачивание. До мая 1969 года рычаги подвески качались на резьбовых втулках, позднее — впервые в СССР — на не требующих смазки резинометаллических шарнирах с радиальным сжатием резины, то есть на сайлент-блоках.

Также впервые в СССР нижние рычаги соединялись с поворотными кулаками шаровыми опорами. Подвеска славилась высокой прочностью и живучестью. В результате люди, эксплуатировавшие»Москвич-408» в сельской местности, всегда нахваливали его за незаурядную проходимость. При чем большей похвалы заслуживали автомобили родом из Ижевска.

Про пластиковый джип

Название «Велта» знакомо каждому пермяку, как и непростая судьба предприятия. Способ выжить для машиностроительного завода — освоить новую продукцию. Так, 1990 году было создано совместное предприятие «Пермь-авто» (промышленная ассоциация «Автокам» и английская FSV International Ltd) для выпуска самого настоящего автомобиля. И, кстати, этот опыт пермского предприятия стал первым в СССР случаем освоения импортной автосборки.

Читайте так же:
Почему нельзя хранить шины на балконе?

По лицензии компании FSV International Ltd в Перми родился автомобиль «Автокам» со стеклопластиковым кузовом и хорошей проходимостью. «Автокам» — близнец Rickman Ranger, который сам был калькой джипа Suzuki Samurai, только с панелями из стеклопластика и армированным металлопрофилем.

Первая партия «Автокамов» была собрана из импортных комплектов автомобиля Rickman Ranger, а затем «пластиковый джип» получил подходящие детали от отечественных автомобилей. Рессоры здесь были от ИЖ-2715, двигатели УЗАМ-3317 и УЗАМ-331, коробка передач и подвеска от Москвича-412, оптика от «Нивы» передняя и от УАЗа задняя. Внешний вид пермского джипа был слегка несуразным. Поговаривают, что председатель Правительства РФ Виктор Черномырдин, увидев однажды автомобиль «Автокам-Велта», спросил у своего окружения: «Это ещё что за у…е»?

Тем не менее, от выпуска «Автокама» радость на предприятии была такой большой, что на капотах первых пластиковых джипов даже танцевали радостные работницы заводоуправления. К 1993 году предполагалось выйти на изготовление 100 тысяч штук, однако дальше опытной партии дело не пошло. Всего было изготовлено около ста таких автомобилей. Предприятие было ликвидировано из-за финансовых и имущественных проблем.

Где сейчас эта сотня «Автокамов»? Местонахождение одного известно доподлинно — в одной из частных автомобильных коллекций в Париже. Остальные до сих пор стоят по гаражам, выезжая оттуда лишь для отправки на утилизацию по госпрограммам. Следы «Автокама» можно найти на Авито — от Белоруссии до дальних уголков Югры. И несколько штук до сих пор колесят по улицам Перми.

За помощь в создании материала благодарим Пермский автомобильный музей «РетроГараж»

Боско

Всемирно известная одежда для спортсменов с недавних пор производится в Калуге. «Мануфактуры Боско» открылись в нашем городе в прошлом году. Владелец завода — Михаил Куснирович — признавался, что очарован Калугой и ее близостью к Москве.

Читайте так же:
Как восстановить пароль Gmail Если ничего не помнишь?

При выходе на проектные мощности фабрика будет выпускать 3,6 млн единиц трикотажных изделий и более 115 тыс. единиц верхней одежды в год.

Предприятие уже получило первый заказ от итальянской компании Kappa на пошив 100 тыс. пуховиков. В компании рассчитывают, что в дальнейшем на мануфактуре будут изготавливаться и другие изделия люксовых брендов, однако «сначала надо заработать реноме среди них».

Почему иномарки собирают в России

Современный отечественный авторынок уже отошел от поляризации «наших авто» и «иномарок». Ведь даже некоторые автомобили российского производства уже не совсем российские (к примеру, УАЗ «Патриот» более чем наполовину комплектован иностранными деталями). Поэтому стратегия автопрома автоматически предопределяется уклоном современного автомобилестроения на производство «полукровок», которое устраивает всех. Но есть и несколько особенных причин:

  • дешевизна рабочей силы;
  • наличие готовой базы (ГАЗ, АвтоВАЗ);
  • автомобили, собранные в «филиалах», сразу находят покупателя, не нужно искать и завоевывать рынок сбыта.

Преимущества российской сборки

Конечно, «оригинал» лучше, но у иномарок российской сборки есть свои плюсы:

  • при условии ограничения импорта, иномарки российской сборки продолжают выпускаться;
  • пригодность к отечественным климатическим условиям, а поскольку большая часть заводов собирает японские автомобили, то для российского рынка они специально делаются леворульными;
  • более доступный каталог запчастей;
  • никаких проблем с растаможкой, оформлением.

Российская сборка ориентирована на «отечественного» покупателя и условий, в которых он находится, поэтому, к примеру, «японец» не должен заглохнуть на морозе, а при поломке «Рено» не нужно будет искать и переплачивать за доставку комплектующих.

Сколько бы ни было вопросов к качеству российских автомобилей, ежегодно на развитие отрасли выделяются миллиарды рублей. И все же, есть достойные модели (чего стоит один автомобиль «Шаман»!), к тому же за два последних года было экспортировано более 120 тыс. автомобилей. Хотя бы поэтому состояние автопрома нельзя расценивать как упадок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector