Какие права на дороге существуют у водителей и пассажиров с инвалидностью
Какие права на дороге существуют у водителей и пассажиров с инвалидностью
Существует категория граждан, для которых определенные привилегии на дороге – вещь жизненно необходимая. Нет сомнений в том, что водителям и пассажирам с инвалидностью нужно такое право. Остальным стоит знать, каких отступлений от правил можно ждать от автомобиля, где они едут.
Начнем с того, что человек с инвалидностью необязательно должен клеить на свою машину опознавательный желтый знак “Водитель с инвалидностью” (п. 30.3 ПДД Украины). Потому что, во-первых, он может ехать как пассажир в чужом автомобиле, а во-вторых, он может не желает сообщать всему миру о своих проблемах со здоровьем. Правда, если на личном авто нет указанного желтого знака, официально отступать от правил нельзя.
Для многих граждан с ограниченными физическими возможностями автомобиль – единственный способ выбраться из дома в общественные места
Следовательно, человеку с инвалидностью, который передвигается в автомобиле (мотоколяске), по сравнению с другими гражданами, можно:
- Ехать там, где нельзя другим
- Парковаться там, где нельзя другим
- Бесплатно парковаться там, где с других возьмут деньги
- Не пристегиваться ремнем безопасности.
Но каждый пункт имеет определенные оговорки, поэтому поговорим обо всех случаях поподробнее.
Водитель-инвалид имеет право отступать от некоторых требований ПДД, если у него есть такая табличка. Водителей, перевозящих гражданина с инвалидностью, требование о наклейке не касается
Категории населения, которые могут приобрести знак «инвалид».
Граждане, которые могут получить указатель «Инвалид» перечислены в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. К ним относятся:
- лица, имеющие 1-3 группы инвалидности. Инвалиды, имеющие третью группу, получили право на получение наклейки с 8 декабря 2018 года на основании внесенных изменений постановления правительства Российской Федерации №1414 от 24 ноября 2018.
- родители, или опекуны детей с установленной инвалидностью. По желанию владельца транспортного средства может быть закреплена наклейка «Ребенок в машине».
- граждане, которые перевозят лиц с ограничением функций организма.
Какие льготы были ранее?
До 2005 года на инвалида, имеющего соответствующие показания, полагались транспортные льготы в виде получения:
- специальных кресел-велоколясок;
- специальных автомототранспортных средств.
Такое транспортное средство было оформлено на льготника, который мог получать компенсацию на горючее и ремонт.
Для выдачи инвалидам на бесплатном основании готовили автомобили «Запорожец». По причине прекращения выпуска этих машин было принято решение о замене марки на «Таврия» и «Ока», которые выдавались на семилетний срок. Позже, правительство оставило за органами местного самоуправления право выбора марки авто. Принимать решение они должны были исходя из размера бюджета в категории «Льготы», состояния дорог в регионе, наличия пунктов технического обслуживания машин.
Нормы законов, касающихся обеспечения незащищенной категории граждан транспортными средствами и замены таких авто утратили свою силу. Закон распространялся на инвалидов всех групп и категорий. Таким образом, тот кто стал на очередь до 1 января 2005 года должен был получить авто по инвалидности. Гражданам с врожденными патологиями, инвалидам с трудовыми увечьями предлагалась для получения только денежная компенсация.
По состоянию на сегодняшний день нет претендентов для переоформления льготного транспортного средства, так как образовавшаяся на январь 2015 года очередь исчерпана. Счётная палата РФ в отчете No 11 (155) от 2010 г. по ревизии средств, выделенных из федерального бюджета для обеспечения инвалидов легковыми автомобилями или единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах, представила следующие сведения:
- 11 149 993,4 тыс. рублей было потрачено на обеспечение граждан транспортными средствами и выплату компенсаций;
- льготы были предоставлены 91 491 претендентам, где 62 215 человек (68,0 %) — получатели единовременной финансовой помощи.
Сегодня переоформить автомобиль по инвалидности не удастся, так как прекращено финансирование этой программы. Законодательный акт федерального значения от 22.08.2004 No 122-ФЗ о регулировке закона от 24.11.1995 No 181-ФЗ «Социальная защите инвалидов в Российской Федерации» исключает норму, предоставляющую право инвалидам получать специализированные транспортные средства на бесплатном основании.
Как должен быть оборудован автомобиль инвалида
В зависимости от группы инвалидности и характера самой инвалидности, автомобиль может, но не обязательно должен быть оборудован специальными приспособлениями. При этом есть перечень основных технических решений, применяемых в автомобилях для инвалидов:
- В случае отсутствия нижних конечностей либо их неработоспособности, в автомобиле должно быть предусмотрено специальное ручное управление сцеплением, газом и тормозом на руле и возле рулевой коробки или коробки передач. При этом ручное управление может предусматривать как автоматическую, так и механическую коробку передач.
- При отсутствии или недееспособности одной из нижних конечностей, либо одной из верхних конечностей и иных сходных проблемах, автомобиль должен быть оборудован автоматической коробкой передач, однако ручное управление не требуется.
- В иных ситуациях инвалидности, может требоваться оборудование автомобиля специальной акустической системой парковки – на случай, если проблемы опорно-двигательного аппарата значительно затрудняют поворот корпуса для взгляда в заднее стекло транспорта.
В целом, стоимость переоборудования большинства автомобилей для нужд инвалидов составляет от 30 до 100 тыс. рублей. В некоторых случаях, особенно касательно импортного транспорта, специализированные механизмы и решения могут быть предусмотрены изначальной комплектацией автомобиля.
Наличие инвалидности дает право и предусматривает обязанность размещения на заднем и переднем стеклах автомобиля соответствующего знака, предупреждающего других участников движения об инвалидности водителя. Инвалиды имеют право на парковку на специальных местах. Однако им необходимо получение для этого отдельного соответствующего разрешения.
Третье. А можно ли с ДЦП – в таксисты.
Резонный на первый взгляд вопрос. Одно дело – сесть за руль и водить авто, как автолюбитель. Другое – оказывать услуги, перевозя других людей. Законно ли это.
Тут не буду вдаваться в рассуждения, а сошлюсь на комментарий председателя правления автошкол России Александра Ачкасова газете «Известия». Если коротко — диагноз ДЦП не повод отказать человеку работать в такси.
Из всего вышесказанного понятно, что парень-таксист ни в чем не провинился. Правда на его стороне. Но есть один нюанс.
У него на машине не было опознавательных знаков, что за рулем такси человек с ограниченными возможностями. Не было соответствующего уведомления и в мобильном приложении такси. Это два серьезных минуса, которые могут обернуться для работодателя штрафом до 100 тыс. рублей, так как нарушены права потребителя на достаточное информирование об оказываемых услугах.
Впрочем, полагаю, эти недоработки уже устранены. В первую очередь в этом заинтересован сам водитель, для которого работа в такси – основной источник дохода.
Положение в Москве и Петербурге сегодня
На территории столицы транспортный налог могут не уплачивать следующие категории:
- Инвалиды: ВОВ, первой и второй группы.
- Участники боевых конфликтов.
Сбором не облагается лишь один автомобиль, у которого параметр двигателя не превосходит 200 л. с. Если в собственности имеется вторая машина или мотоцикл, за них платится полный налог.
В Санкт-Петербурге льготы положены тем же категориям. Только допустимый параметр силового агрегата в машине – не более 150 л. с. Альтернатива – минимальный возраст транспорта – 15 лет.
Преференция распространяется и на опекунов инвалидов. Параметр скидки – порядка 50 %.
Пункт 9: »Размещение сведений о транспортном средстве осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации по результатам проведения автоматической проверки указанных в заявлении сведений в срок, не превышающий 15 минут с момента регистрации заявления.»
Согласно принятому закону, также в течение полугода допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, установленном до дня вступления в силу обновленной версии федерального закона.