Когда нужна категория на легковой прицеп
Когда нужна категория на легковой прицеп?
Прицеп может потребоваться автомобилисту для того, чтобы перевозить вещи, снегоходы, лодки и т. п. Но решив, расширить свои возможности в плане перевозки грузов, многие задаются вопросом, какая категория водительских прав для этого требуется. Достаточно ли обычной категории «В» или же нужно позаботиться о получении удостоверения с отметкой «ВЕ»? В статье ответим на эти вопросы, а также разберемся, требуется ли оформлять на прицеп страховой полис, и какие вообще потребуются документы.
Каким образом рассчитывается категория
Для того чтобы рассчитать категорию транспорта, необходимо принять во внимание следующие данные:
- Массу автомобиля.
- Габариты машины.
- Сколько колес.
- Скорость, которую может развить транспортное средство.
От этих данных также зависят и такие параметры, как время разгона и длина тормозного пути.
Прицеп массой до 750 кг. — нужно ли регистрировать?
Вопреки распространенному стереотипу, никаких поблажек относительно обязанности регистрировать прицепы в зависимости от их веса, не существует. Ставить на учет в ГАИ необходимо все прицепы любых габаритов, конструкции и массы, в том числе и до 750 кг.
Часто возникающие среди автовладельцев разговоры о том, что прицепы массой до 750 кг. регистрировать не обязательно, как правило, основаны на путанице, связанной с обсуждением наличия или отсутствия у водителей соответствующей категории в/у, дающей право ездить с прицепом полной массой свыше 750 кг. К вопросам регистрации прицепа все это не имеет никакого отношения.
Как открыть категорию прав для управления прицепом
«BE», «CE» или «DE», а также подкатегории «C1E» или «D1E» открываются по истечении определённого срока, так же водителю придётся пересдать некоторые экзамены:
- На знание теории правил дорожного движения. Этот экзамен сдаётся по билетам.
- Практическая езда по городу;
- Практическая езда по автодрому. Включает два упражнения: прямое движение задним ходом и парковку задом.
Стоит учесть: «E» выдаётся только при наличии стажа вождения «B», «D» и «C» как минимум в течение одного года. Например, для открытия «DE» необходимо управлять автобусом сроком от 12 месяцев с соответствующей категорией «D».
Что на самом деле говорится в законе
Правила сдачи экзаменов на получение права для управления ТС и получения соответственного о том удостоверения от ГИБДД МВД РФ устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»).
- Водители категорий «В», «С» или «D» могут управлять автопоездом с максимально разрешённой нагрузкой автоприцепа до 0,75 т ;
- Если она выше, но менее веса снаряжённого легкового авто, а суммарная масса состава находится в пределах 3,5 т, для управления хватит отметки «В» (п. 8);
- При присутствии «Е» автомобилист может управлять тягачом «B», «D» или «C» с буксируемым агрегатом (пп. 5, п. 4).
То есть, получение категории «Е» необходимо тогда, когда прицеп более разрешённой массы в 0,75 т.
Максимальная нагрузка указывается в:
- ПТС (п 14);
- Свидетельстве о регистрации ТС (послед. строка лицевой стороны).
Кто вправе получить дополнительную отметку «E» на эксплуатацию состава ТС:
- Категорий «BE», «CE» или «DE» — гражданин, имеющий в удостоверение «B», «C» и «D» сроком от одного года;
- «C1E» или «D1E2» – лицо, удостоверенное категориями «C» или «D», подкатегориями «C1» или «D1» сроком не менее одного года.
Нужно ли регистрировать фаркоп?
Фаркоп должен соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки. Установка фаркопа в случае, если в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) указано «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.
Посмотреть ОТТС на свой автомобиль вы можете здесь.
Также есть специальная табличка с допустимой массой автомобиля. В первой строке допустимая масса самого автомобиля, во второй строке масса с прицепом. Если вторая строка пустая или с прочерками, то буксировка прицепа таким авто, не предусмотрена.
В случае если в ОТТС или табличке с массой у вас нет проблем, то получается прицеп к данному автомобилю разрешён. Регистрация фаркопа не нужна, достаточно иметь с собой документы на сам фаркоп.
Перечень необходимых документов на фаркоп
- Руководство по эксплуатации автомобиля (не относится к документам фаркопа, но если есть, будет не лишним возить с собой);
Книжка которая шла в комплекте с новой машиной, там есть пункт где говориться про прицепное устройство. Есть информация о том что этот автомобиль можно использовать с прицепом.
Если книжки нет, скачайте и распечатайте ОТТС, по ссылке выше. А также предварительно узнайте где находится табличка с массой автомобиля.
- Инструкция по эксплуатации на сам фаркоп;
Приобретая фаркоп, эта инструкция должна идти с ней в комплекте. Если её нет, а сам фаркоп изготовлен в заводских условиях, известна фирма изготовитель. Можно попробовать найти её в Интернете и распечатать. Инструкция должна содержать в себе как марку ТСУ, так и марку, модель автомобиля.
- Сертификат соответствия;
Здесь вы найдёте несколько сертификатов на разные модели фаркопов, как пример.
Если автомобиль новый с фаркопом?
На новых автомобилях, например УАЗ, уже с завода установлен фаркоп, владельцам таких автомобилей, никаких документов при себе на фаркоп иметь не нужно. Соответственно регистрация фаркопа также не нужна.
Категории авто с прицепом
Итак, теперь мы знаем, что легкий прицеп не требует открытия новой категории; также иногда этого не требует и средний прицеп (см. предыдущую главу). Если же максимальный вес авто с прицепом превышен, мы открываем новую категорию:
- для прицепов к машинам категории B следует открыть BE;
- C1E – для прицепов массой свыше 750 кг к авто категории C;
- CE – для снаряженных автопоездов общей массой не более 12000 кг;
- D1E – для пассажирских автобусов до 16 мест с прицепом, превышающим 750 кг по массе (в случае, если общий вес не превышает 12000);
- DE – для больших автобусов, оснащенных прицепом.
Обратите внимание, что категории с цифрой 1 в маркировке являются младшими, и их открытие необязательно, если уже открыта старшая категория. Подробнее о классификациях авто по категориям можно узнать в нашей статье «Какие бывают категории и подкатегории водительских прав».
О чем стоит помнить водителю
Вне зависимости от того, используете вы личный или арендный прицеп, важно помнить о требованиях ПДД при буксировке (вне населенных пунктов на магистралях скорость должна составлять не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не быстрее 70 км/ч), а также учитывать общую массу и габариты всего автопоезда при движении и маневрировании.
Отдельная тема – загрузка прицепа. Производить ее следует таким образом, чтобы центр масс располагался над осью (осями) прицепа, то есть нагрузка на дышло была незначительной. Если оказывается перегружена передняя часть прицепа, это создает большую нагрузку на фаркоп тягача – задняя ось оказывается загруженной, а передняя разгруженной, что негативно сказывается на управляемости автомобиля.
Если, наоборот, дышло норовит подняться вверх и тянет за собой сцепное устройство, разгружается задняя ось тягача, что ухудшает его курсовую устойчивость. К тому же сам груз на корме прицепа начинает работать как маятник, разбалтывая весь автопоезд в любой безобидной ситуации. Оба варианта плохи, причем именно второй наиболее опасен. Что и демонстрирует этот известный видеоролик.