Продажа и постановка на учет в ГИБДД неисправного автомобиля
Одним из основных постулатов автомобильного законодательства является то, что т ехническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в первую очередь, должны обеспечивать безопасность.
Участвуя в обеспечении безопасности дорожного движения, государство через свои органы исполнительной власти осуществляет контроль за состоянием транспортных средств и ведет их регистрацию и учет.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона «О безопасности дорожного движения», регистрация транспортных средств осуществляется в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Чтобы получить такой допуск и зарегистрировать его в ГИБДД, автомобиль должен соответствовать определенным требованиям, которые установлены следующими нормативно-правовым актами:
- Федеральным законом «О безопасности дорожного движения»;
- Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
- Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения».
Совершенно очевидно, что неисправное транспортное средство таким требованиям соответствовать не может, а значит не может быть допущено и к дорожному движению.
Данное положение закреплено и в действующем порядке регистрации автомобилей в Госавтоинспекции, который установлен приказом МВД России от 07.08.2013 №605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним». Согласно этого документа, не подлежат регистрации в ГИБДД а также не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Строго говоря, машина не только должна быть технически исправной, но и не иметь изменений, не подтвержденных специальным документом. Таким образом под запрет регистрации попадают все кустарно переоборудованные транспортные средства, в том числе с газобалонным оборудованием, лебедками, «кенгурятниками», самодельными багажниками и «низкой посадкой».
Таким образом, можно сформулировать вывод: неисправную машину поставить на учет в ГИБДД нельзя. Сначала ее нужно отремонтировать.
Так что вариант с «притаскиванием» авто в ГИБДД на эвакуаторе не прокатывает. «А можно ли зарегистрировать ТС не представляя его на осмотр в ГИБДД?» -данный вопрос также довольно часто задается нашими подписчиками, поэтому рассмотрим его отдельно.
Можно ли поставить машину на учет не показывая ее в ГИБДД?
Пунктом 41 вышеназванного административного регламента установлено, что при постановке машины на учет, сотрудником ГИБДД производится осмотр конструкции транспортного средства на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и сведениям, указанным в представленных документах.
Сказанное означает, что автомобиль обязательно должен пройти площадку осмотра в регистрационном подразделении ГИБДД.
Надеемся что с регистрацией нашему читателю все понятно, теперь поговорим о продаже автомобиля.
Что такое справка счет на двигатель и зачем она нужна
Справка счет на двигатель – одна из официальных бумаг, требуемых при смене двигателя. В таком случае требуется приобретать новый агрегат исключительно с уникальным номером. Поскольку в случае покупки двигателя без наличия номера его не получится зарегистрировать.
Покупка нового агрегата в законном порядке может совершаться как в магазине, так и у частного физического лица. Но важно при этом оформить справку-счет или соглашение купли-продажи. При этом требуется непременно произвести сверку номера на механизме и в документах.
Важно! В ситуации приобретения агрегата не у официального лица имейте в виду, что производить сделку можно исключительно в случае присутствия у него свидетельств на свободный номерной агрегат, оформить его требуется в филиале ГАИ по запросу собственника.
Совершается это действие в ситуации снятия с учета транспорта по причине утилизации либо замены.
Покупку оформить необходимо стандартным соглашением, обычного вида. Произвести это можно, в том числе, при помощи комиссионного магазина, который оформляет сделки с транспортом или номерными агрегатами (там же следует оформить справку-счет или же соглашение, заверив предварительно печатью предприятия).
В дальнейшем эта бумага на двигатель пригодится в ГАИ для изменения регистрационных данных.
Установка более мощного ДВС
С 2019 года замена оформляют через ГИБДД несколько иначе. Установка мотора, имеющего иные конфигурации, нежели штатный, предусматривает дополнительное изменение других компонентов и частей авто. Потому перечень документов требуется больше.
Поскольку объем мотора повысится, также водитель будет обязан платить транспортный налог в большем размере. Без документов тут никак. Дополнительно вы проходите техпроверку на предмет исправности и безопасности уже после переоборудования. В такой ситуации нужно:
- Посетить отделение ГИБДД;
- Написать заявление согласно установленной форме и передать на рассмотрение инспектору;
- Посетить экспертную организацию типа НАМИ;
- Получить у них документ, который подтвердит возможность поменять ДВС и порядок замены;
- Подготовить документы на авто и новый агрегат, передав их в ГИБДД;
- Заменить мотор. Но строго в компании с наличием лицензии. Или же своими руками. Это не запрещено;
- Получить или заполнить заявление-декларацию о выполненной замене;
- Пройти ТО, получить техкарту;
- Снова явиться в ГИБДД на осмотр авто.
За внесение изменений потребуется заплатить 800 рублей. Это актуальный размер государственной пошлины.
Что касается свидетельства о регистрации самой машины, то вне зависимости от замены мотора, менять сам этот документ не нужно. Туда не будет вноситься информация о новом установленном ДВС.
Пакет документов
Как вы понимаете, без документов ничего никто рассматривать не будет. В подобной ситуации обязательный пакет документов состоит из:
- вашего паспорта и копии;
- оригинала и копии ПТС;
- договора на покупку мотора;
- чека на двигатель;
- свидетельства о регистрации;
- заявления о внесении конструктивных изменений с подписью инспектора;
- результатов экспертизы;
- заявления-декларации;
- результатов ТС;
- сертификатов соответствия.
Если все сделаете верно, в ГИБДД получите свидетельство, подтверждающее соответствии конструкции ТС, свидетельство о регистрации, а также ПТС, куда внесли соответствующие правки.
Разница между электронным и бумажным форматом
ОСАГО-документ, оформленный в страховой компании и подтверждающий факт страхования гражданской ответственности. Полис защищает интересы автовладельца, связанные с безопасностью, имущественной ценностью (в данном случае транспортное средство) и финансовой поддержкой. Подробности можно узнать из Федерального закона № 40 от 25.04.2002.
Если сравнивать юридические функции электронной версии и бумажной для ГИББД, то разницы нет. По этой причине поставить автомобиль на учёт не составит труда.
Однако Е-ОСАГО имеет некоторые отличия:
1. Способ оформления. Электронная форма регистрируется в режиме онлайн, то есть владельцу не нужно приезжать в офис страховщика.
2. Способ получения. В отличие от бумажной версии, Е-ОСАГО отправляется на электронную почту заказчика.
3. Доступность. Поскольку электронный полис находится в сети интернета, у него открытый доступ, а значит сотрудник ГИББД сможет свободно ознакомиться со всей интересующей его информацией.
Рекомендуется распечатать полис ОСАГО во избежание неловких ситуаций.
Важно: получить электронный полис может только тот владелец, который раннее уже был зарегистрирован или имел какое-либо отношение к этому. Если автомобиль новый-удалённо оформить ОСАГО не получится по причине того, что базе данных нет информации об автовладельце и транспортном средстве.
Автотюнинг: как законно улучшить машину
Узаконить тюнинг раньше было сложно: точного регламента по регистрации переделок не было. Не все отделения ГИБДД понимали, как действовать, а владельцы усовершенствованных машин тем более. Либо они вообще не регистрировали изменения, либо долго пытались поставить авто с новыми деталями на учет.
Исправить ситуацию попытались в 2019-м. Тогда правительство утвердило правила автомобильного тюнинга. Постановление о правилах модернизации машин подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Большинство норм вступило в силу 1 июня 2019 года, а отдельные правила должны были начать действовать с 2020-го. Но из-за пандемии дату перенесли на 1 февраля 2021 года.
В пояснительной записке говорилось, что до принятия новых правил процесс регистрации был «сложным, запутанным и дорогостоящим», а теперь будет «прозрачным и понятным». Но правила, которых так долго ждали, обрадовали не всех. СМИ разделились на два лагеря: одни писали, что правила автотюнинга ужесточили, другие, напротив, что узаконить переделки станет проще.
Эксперты однозначно пока не оценивают нововведения. Дмитрий Кириллов, помощник адвоката АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , считает, что прошло мало времени с момента вступления в силу изменений, поэтому пока сложно сказать, хорошо это или плохо. Дмитрий Венгерский, юрист адвокатского бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , продолжает, что сама по себе процедура регистрации переделок не изменилась: по его словам, ГИБДД и раньше требовала документ о безопасности измененного автомобиля. Ключевое отличие в том, что теперь сведения об изменениях вносятся в электронный реестр. А еще наконец-то появилась четкая схема действий, но сами водители увидели в этом минус: при регистрации появилось «много лишних звеньев». Теперь для постановки на учет тюнингованного транспорта нужно пройти 6 шагов.
Шаг 1. Получить предварительное заключение экспертизы
Начинать нужно не с самого тюнинга, а с получения предварительного заключения экспертизы. Обращаться следует не к любым специалистам, а только к аккредитованным. Проверить, может ли лаборатория выдать такое заключение, можно в Едином реестре органов по оценке соответствия ЕАЭС, рекомендует Ложковой. А после выдачи заключения организация должна внести информацию об изменениях в специальный электронный реестр, который ведет Федеральная служба по аккредитации.
Шаг 2. Получить разрешение в ГИБДД
Но даже если аккредитованные эксперты одобрили тюнинг, в Госавтоинспекции могут отказать в усовершенствовании машины. Причин несколько:
- не хватает документов;
- в документах есть неточности;
- у лаборатории нет аккредитации;
- в заключении сказано, что изменения небезопасны;
- заключения нет в специальном реестре;
- из-за тюнинга увеличится максимальная масса машины либо заменили кузов или кабину;
- машина или номера в розыске;
- есть запрет на регистрационные действия с машиной.
Шаг 3. Сделать тюнинг
Шаг 4. Получить протокол проверки безопасности
Шаг 5. Получить свидетельство от ГИБДД
Собственнику машины откажут в выдаче свидетельства, если он представил неполный пакет документов или сотрудники усомнились в их подлинности. Не выдадут сертификат, когда у машины есть запрет на регистрационные действия.
Шаг 6. Изменить данные о ТС
Какой тюнинг нельзя узаконить?
Термин «автотюнинг» нормативно не закреплен. Венгерский считает, что это только те изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем. У каждой машины есть техническая документация. В ней обозначено, на какие запчасти можно менять заводские детали и какие дополнительные комплектующие можно установить на авто. Тот же фаркоп. Если его установка предусмотрена, то тюнингом это не является. Любовь Шебанова, адвокат практики уголовного и административного права АМУЛЕКС.РУ Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , говорит, что и в документах на допоборудование должен быть пункт о его соответствии именно вашей модели машины. Если в бумагах (авто или самого фаркопа) про него ничего нет, то это уже «усовершенствование» автомобиля. Значит, такое изменение нужно регистрировать.
Не проходить проверку изменений можно, если запчасти или оборудование поставили на заводе. Если машина изначально шла с ксеноновыми фарами или ее передние стекла были сразу затемнены (а самому это делать можно не всегда), то тюнингом это не считается.
Чипирование, то есть перепрограммирование авто, «доработка» двигателя, улучшение тормозов, увеличение проходимости благодаря изменениям в подвеске – все это будет тюнингом. Но не всякое улучшение авто признают законным. Главное правило – автотюнинг не должен привести к неисправностям, при которых нельзя пользоваться машиной, говорит Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × .
Шебанова говорит, что еще нельзя зарегистрировать предметы тюнинга кустарного производства, так как невозможно подтвердить их соответствие техрегламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». По словам эксперта, не узаконить и не прошедшие сертификацию кенгурины (металлическая конструкция, крепящаяся на автомобиль к раме или кузову), лебедки и прочее самодельное оборудование.
Если тюнинг уже был?
Обязанность зарегистрировать изменения никак не влияет на то, унаследовали вы этот автомобиль или приобрели в «улучшенном» состоянии, говорит Ложковой.
Если такой автомобиль достался по наследству, то постановка на учет будет проблематичной. Нужно сначала снять все элементы тюнинга, зарегистрировать машину и потом в соответствии с описанными этапами зарегистрировать изменения.
Любовь Шебанова, адвокат практики уголовного и административного права АМУЛЕКС.РУ Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Шебанова продолжает, если тюнингованный автомобиль купили с рук, то поставить на учет в ГИБДД его со всеми изменениями невозможно. Сначала нужно узаконить все новшества, а только потом оформить машину на себя. Венгерский говорит, что иногда автомобили продают с документом, на котором стоит печать какого-то автосервиса или станции техосмотра, и выдают это за разрешение. «Это говорит о том, что изменения не регистрировали», предупреждает эксперт. Ложковой продолжает, что если продали автомобиль с незарегистрированными изменениями и не предупредили об этом, то это основание для расторжения договора купли-продажи со стороны нового собственника в одностороннем порядке.
Если же ездить на купленном авто с неразрешенным тюнингом или на собственном ТС с такими усовершенствованиями, то собственнику грозит наказание от штрафа 500 руб. до лишения прав (ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»). А еще водитель получит предписание, по которому обязан вернуть машину в заводское состояние или зарегистрировать все изменения. Если этого не сделать, ГИБДД снимет автомобиль с учета.
Узаконить через суд не выйдет
Если в Госавтоинспекции отказались зарегистрировать изменения, то узаконить их не получится и в судебном порядке, считает Венгерский. Это эксперт связывает с тем, что ГИБДД не ставит тюнингованные авто на учет по формальным основаниям (представили не все документы, есть запрет на регдействия). Если владелец машины подал все нужные документы и результаты предварительной экспертизы, то сотрудники дадут добро на оформление авто с изменениями. Поэтому, продолжает Венгерский, такие судебные споры редкость, а те, что есть на практике, заканчиваются в пользу ГИБДД.
Так, житель Томска Александр Кудрин* установил на свою Lada Priora обвес, задние дисковые тормоза, заниженную подвеску, большие колеса и накладку на выхлопную трубу. Независимая лаборатория заключила, что тюнинг безопасный. Но в ГИБДД сделали запрос еще и в АвтоВАЗ. Завод-изготовитель решил, что улучшения в легковушке могут ухудшить управляемость, поэтому инспекторы не стали регистрировать тюнингованную легковушку. Тогда водитель обратился в Верховный суд, чтобы признать пункт положения о ГИБДД, который разрешает сотрудникам не выдавать документы для ТС с переделками. Но ВС подтвердил право на отказ в регистрации машин после тюнинга (дело № АКПИ17-828).
Регистрация авто через Госуслуги
Зарегистрировать машину можно через портал Госуслуг, а при таком варианте оформления водителю понадобится 1995 рублей на оплату пошлин. Алгоритм действий:
- Откройте портал Госуслуг, пройдите авторизацию в своем аккаунте. В строке поиска вбейте “Регистрация ТС”, нажмите Enter. Снизу появится несколько вариантов услуги (новое авто, б/у, транзит) – выберите подходящий вариант.
- Изучите информацию на странице и пролистайте ее вниз. Кликните вариант “Электронное оформление” – в таком случае Вы сможете заполнить заявление в режиме онлайн.
- После этого последовательно будет открываться ряд окон, где нужно будет указать данные о себе и машине – тип авто, вариант покупки, категория заявителя и другие.
- Некоторые данные берутся из информации по аккаунту. Если после заполнения появилось окно, что данных не хватает, зайдите в настройки профиля и введите недостающие данные.
- В конце обязательно заполните ряд вспомогательных данных – нужны ли вам новые номера, что будете делать с ПТС. Выберите отделение ГИБДД и время посещения, а также оплатите пошлину. После заполнения данных в личном кабинете появится талон и заявление – распечатайте их.
- В назначенное время посетите автоинспекцию с бумагами. Предоставьте машину на осмотр, дождитесь результатов по заявлению. В случае положительного решения вам выдадут новый СТС и ПТС с записью о новом владельце, а машина будет признана зарегистрированной.
Определить «проблемные» номерные знаки можно самостоятельно. Это удастся сделать с помощью обычного осмотра.
На проблему нередко указывает нанесенное на табличку лакокрасочное покрытие. Злоумышленники могут утверждать, что покрасили планку специально для защиты металла от коррозии. Однако часто этим нехитрым приемом жулики маскируют «огрехи» в работе.
Перебить номер двигателя на автомобиле, сохранив заводское качество работы, невозможно. У цифр может отличаться глубина и ширина борозд, часто рядом возникают характерные царапины и деформации.