Как обменять иностранные водительские права на российские
Как обменять иностранные водительские права на российские?
Может ли иностранец в России передвигаться по водительским правам своей страны? Как иностранцу обменять иностранные водительские права на российские права? А может ли гражданин России ездить с иностранными правами?
Несмотря на значительное сокращение притока иностранцев в Россию, по-прежнему немало иностранцев, которые пользуются национальными водительскими удостоверениями, выданными в своей стране.
Справочно*: По данным сайта Ассоциации туроператоров России в 1-ом полугодии 2021 г. иностранцев, прибывающих в Россию стало меньше в 31 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
Какие испытания необходимо выдержать
Прежде чем стать обладателем российского водительского удостоверения, автомобилисты из других стран проходят экзаменационный этап. Он включает в себя теоретическую часть, вслед за которой следует практика.
Вопросы по теории предоставляются в количестве 20 штук, при ответе на которые позволительно сделать всего две ошибки. Если испытание выдержано успешно, иностранный гражданин получает допуск к демонстрации практических навыков. Сначала идут упражнения на площадке, включающие эстакаду и пару заданий на усмотрение автоинструктора. Затем переходят к вождению в городской черте, если число штрафных баллов на площадке не превысило пяти.
Для информации: Во время практического экзамена сотрудник ГИБДД располагается на заднем сидении автомобиля, а автоинструктор — в кресле рядом с водителем. Оба должностных лица не должны вмешиваться в процесс вождения, за исключением ситуаций, грозящих возникновением ДТП.
Оформлять или нет
Споры о том, нужны россиянам для аренды авто в Европе международные права или нет, не умолкают с того момента, как россияне начали свободно выезжать за рубеж. И на каждого путешественника, «без проблем» взявшего машину по российским правам, найдется тот, кто за отсутствие МВУ схлопотал штраф или отказ страховой от выплаты после ДТП.
Александр Турченко, коммерческий директор туроператора «Чайка-Тур», который уже четверть века отправляет туристов в Германию, заверил корреспондента iz.ru, что ни он, ни его клиенты не испытывали никаких сложностей с получением машин в ФРГ по обычным российским правам. Со страховой тоже проблем не возникало: «если наши были виноваты — приходилось платить».
«Но однажды, видимо, не очень опытная девушка в прокатной конторе в Мюнхене сомневалась насчет выдачи мне машины по нашим обычным правам. Хотя в другой прокатной конторе по соседству за той же стойкой машину без проблем выдали. После этого я оформил себе МВУ, но показал, может быть, один раз», — рассказал Турченко.
Анатолий Гаркушин, гендиректор туроператора «Пантеон», специализирующегося как раз на Греции, уверяет, что до сегодняшнего дня даже в аэропорту Афин, где есть стойки всех мировых компаний по прокату машин, абсолютно спокойно можно арендовать машину по обычным российским правам.
«В нашей практике был только один случай за всю историю (26 лет. — iz.ru), когда клиенту в Греции не выдали машину и потребовали МВУ. Я, кстати, очень удивился этому. Но это был очень известный человек, и мне кажется, в той истории больше играли какие-то личностные качества, а не правила аренды», — рассказал он.
В пресс-службе туроператора «Библио-Глобус» корреспонденту портала iz.ru сообщили, что советуют всем своим клиентам при бронировании авто за границей оформлять международные права. «Наши специалисты всегда инструктируют туристов о необходимых документах при бронировании данной услуги, стаже вождения и других особенностях и правилах, действующих в стране», — рассказали в компании.
Согласия по поводу МВУ нет даже у прокатных контор. Например, в операторе Sixt, куда корреспондент портала iz.ru позвонил под видом клиента забронировать машину в Европе, заверили, что для этого нужны международные права.
«По правилам нашей компании сотрудники на стойках всегда и везде спрашивают международное водительское удостоверение. У нас это прописано в правилах на сайте компании. И были случаи, когда клиенту отказывали в выдаче забронированной машины, потому что у него не было МВУ», — заверила оператор.
В то же время в компании Europcar корреспондента заверили, что в Европе действуют наши обычные права нового образца — те, которые выдаются после 2014 года, и специально МВУ оформлять не нужно.
Как быть при наличии иностранных прав
Использовать иностранные права на территории России допускается только в том случае, если они соответствуют требованиям Венской конвенции о дорожном движении. Другой вариант — если к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Их нужно заменить, если в планах есть трудовая, предпринимательская или другая деятельность, предусматривающая получение дохода. Порядок получения прав взамен иностранных практически не отличается от процесса первичного оформления документа:
- сбор установленного пакета документов;
- оплата госпошлины;
- сдача теоретического и практического экзаменов в ГИБДД;
- получение прав.
Если в иностранном удостоверении открыты несколько категорий, испытания проводятся в соответствии с требованиями к высшей из них. Все те, которые находятся ниже, переносятся в новые права автоматически. При этом никто не обязует проходить испытания на высшую категорию.
Заменять иностранные права обязаны и граждане тех стран, которые ранее входили в состав СНГ. В случае пренебрежения требованиями Закона нарушителю полагается немалый штраф. То же касается и должного лица, ответственного за прием на работу человека с иностранным удостоверением.
Что рассказал один из первых обладателей международного в/у?
Автобизнес связался с Михаилом, который одним из первых получил международное водительское удостоверение. Получал в ГАИ Минска. Вот что рассказал Михаил:
«Пришел в ГАИ 2-го апреля. В 11.00, подал паспорт, национальное в/у, медсправку, фото, паспорт. Оплатил через ЕРИП замену 54 рубля, компьютерные услуги и заполнение заявления. На следующий день к 16.30 пришел и забрал.
«Права» выглядит как маленькая книжка. Разворот:
И также на 8-ми языках продублировано, все странички одинаковы.
Как минимум, Юго-Восточная Азия требует наличие таких «прав»: Тайланд, Индия, Индонезия. Я делал для вождения мотоцикла в странах Юго-Восточной Азии. «
«Права» получили? Покупайте машину! Более 36 тысяч предложений в базе объявлений Автобизнеса
Признание национального водительского удостоверения
Довольно часто у водителей возникают сомнения по поводу действительной актуальности российского удостоверения в европейских странах. Это связано с тем, что документ составлен на русском языке и никаких пометок для иностранных сотрудников нет.
Данное опасение напрасно, поскольку во всех странах участниках Венской-конвенции установлены единые правила дорожного движения, которые практически не отличаются от российских. Кроме этого, на территории этих стран действуют все российские права, выданные после 2011 года и получение дополнительных документов, не требуется.
ВАЖНО . Также можно встретить непонимание со стороны сотрудников государственных структур иностранного государства. Случается, что сотрудники отказываются признавать национальное удостоверение. Если страна является участников конвенции, то такие действия являются нарушением и можно смело настаивать на своем.
Что избежать подобных моментов, можно распечатать конкретные положения на языке страны и в случае чего показывать их сотруднику. В большинстве случаев этого будет достаточно. При больших опасениях можно заняться получением международного водительского удостоверения. На сегодняшний день его выдача и изготовление обойдется в небольшую сумму и не займет много времени.
Стоит помнить, что большие крупные фирмы по автомобильному прокату не предоставляют аренду без оформленного международного водительского удостоверения. Для предотвращения неудобных моментов, рекомендуется заранее уточнить нюансы аренды в тех или иных фирмах. Можно изучить форум путешественников, которые оставляют свои отзывы и рассказывают об опыте получения услуг.
Можно ли ездить по России с международными правами
Управлять транспортным средством на территории РФ исключительно с международными правами запрещено. Это объясняется тем, что сами по себе МВУ не имеют юридической силы, так как требуют подтверждение реквизитов водителя при помощи национального удостоверения. При возникновении ситуации, когда на руках есть только международный вариант, сотрудник ГИБДД может в худшем случае выписать штраф, а в лучшем – ограничиться устным предупреждением.
Это основная информация о процессе оформления, получения и эксплуатации МВУ в РФ и за рубежом.