Докатка и полноразмерная запаска — в чем разница и как правильно ездить
Докатка и полноразмерная запаска — в чем разница и как правильно ездить?
Каждый водитель хотя бы раз в жизни пробивал колесо, а те, кто проводит за рулем большую часть своей жизни, регулярно сталкиваются с это проблемой, являясь постоянными клиентами шиномонтажных мастерских.
Добраться до последних, кстати, можно с помощью запаски, которую большинство автомобилистов возит с собой в багажнике или на задней двери, чтобы не занимать лишнего места внутри кузова, но есть и более удобный вариант – так называемая докатка.
Что такое докатка
Это своеобразная запаска, только меньших размеров. Она предназначена только для экстренного использования, когда колесо пробито, а нормальной запаски нет. Используется для того, чтобы добраться до ближайшего автосервиса. Отличительной особенностью является яркий окрас диска.
ВАЖНО. Следует понимать, что помимо внешних отличий с запаской, есть разница и в технических характеристиках.
Отличительные особенности от запасного колеса:
- Прочность. Резина не имеет таких же характеристик, как обычное или запасное колесо. Рассчитано добраться до автомастерской.
- Стоимость. Имеет маленькую цену. Это связанно с тем, что для изготовления используются материалы низкого качества, например, обычная сталь.
- Масса.Имеет меньший вес в сравнении с обычным колесом.
- Износ. Поскольку используются материалы второго сорта, то рисунок протектора стирается значительно быстрее.
- Размер.Имеет меньший размер, чем обыкновенная шина.
Особенности управления и передвижения на аварийном колесе
Даже если установлена оригинальная докатка, характер управления автомобилем меняется, по-другому начинают работать электронный блок управления, дифференциалы и пр. Что необходимо при этом запомнить водителю:
- Увеличивается на 120% тормозной путь за счет уменьшенной площади контакта протектора докатки с дорогой.
- Увеличивается разница угловых скоростей на той оси, где установлено аварийное колесо, есть опасность повредить дифференциал.
- Системы стабилизации (ESC) необходимо отключить, если размер диска докатки критично мал и расходится с типоразмером штатного колеса более чем на 1 дюйм. Система может сбоить и некорректно перераспределять крутящий момент на колеса за счет того, что меньший диаметр диска может фиксироваться как проскальзывание.
RunFlat 
Компромиссом между нежеланием (или невозможностью) возить запаску и страховкой от дорожных неприятностей, связанных с проколами, может стать покупка шин, изготовленных по технологии RunFlat. Боковина такой резины имеет увеличенную жёсткость, и даже на спущенном колесе можно проехать до 100 км.
ВАЖНО: Из-за высокой жёсткости езда по некачественным дорогам на этих шинах будет не очень комфортной.
Но такие шины имеют и ряд минусов. Во-первых, цена. Стоят они в среднем на 20-50% дороже аналогичных обычных. Во-вторых, не на каждой шиномонтажке возьмутся за их обслуживание: усиленные боковины требуют применения особого оборудования, и не везде оно есть. Но даже если вам и починят такую покрышку, всё равно в итоге придётся менять обе, расположенных на одной оси. Что опять же приведёт к немалым расходам. К какому же выводу можно прийти? В общем-то, к тому же, с чего и начали. Каждый водитель решает для себя, нужна ему запаска, или нет. Надеемся, информация из нашей статьи поможет вам принять вам верное для себе решение. Желаем вам безопасности на дорогах!
Меры предосторожности при использовании докатки
Сразу хочу сказать, что автомобиль комплектуется докаткой того же наружного диаметра, что и остальные его колеса или примерно того же, с небольшим отклонением не более 10%, в меньшую сторону. Поэтому, как пишут в различных источниках, что если докатка сильно отличается от размеров колес в меньшую стороны, то возможна некорректная работа систем активной безопасности (антиблокировочной, противобуксовочной, трекшн-контроля). Такой большой разницы в размерах быть не должно, это значит, что водители использовали «запаски» не от своего транспортного средства. Сильно отличаться может посадочный диаметр шины, но ни как наружный диаметр колеса в сборе.
Так как докатка это не полноразмерное колесо, а компактное, можно сказать «неполноценное», то существуют некоторые тонкости его использования, которые в виде пиктограмм или открытым текстом изложены на диске:
- Ограничение максимальной скорости, на большинстве таких колес указан лимит в 80км/ч или 50 миль/ч, что практически одно и тоже. Это ограничение обусловлено в первую очередь не хлипкостью конструкции докатки, а отличающимся от привычного поведением автомобиля, с запаской данного типа, на дороге.
- Опасность резкого маневрирования, так как рисунок протектора и площадь пятна контакта шины с дорогой у докатки будет отлична от остальных колес. При резком торможении, ускорении повороте руля может возникнуть занос, при преодолении лужи из-за разности рисунков протектора эффект аквапланирования может проявиться по-разному и т.д.
Теперь отвечу на два основных вопроса: какое давление должно быть в докатке и сколько километров можно на ней проехать?
- Если говорить о необходимом давлении, то у большинства моделей необходимо накачивать до давления в 4,2 атмосферы, но лучше смотреть обозначение на самом колесе, оно может незначительно отличаться от указанного значения.
- Что же касаемо пробега, то дальность поездки на компактном запасном колесе желательно свести к минимуму. Если же водитель любитель «острых ощущений», то я могу сказать следующее: ресурс компактной запаски – это 2000–6000 км. пробега, в отличии от 45000 для шин рассчитанных на постоянное использование.
Поэтому число теоретически на докатке можно проехать несколько тысяч километров, только нужно ли?
Запасное колесо в техническом регламенте
Обратимся к Приложению 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В разделе 5 этого приложения описаны требования к шинам и колесам.
Рассмотрим пункт 5.7.4 приложения:
5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Примечание:
Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.
Итак, примечание говорит о том, что при установке запасного колеса можно отступить от требований, представленных в пункте 5.7.4. То есть запаска может быть другой размерности, конструкции, модели, категории скорости и т.д. В том числе запаска может быть летней, если на другом колесе установлены зимние шины.
Однако, примечание относится только к пункту 5.7.4. А требования об использовании шин находятся и в других пунктах регламента.
Например, обратимся к пункту 5.5 приложения 8, регламентирующему сезонное использование резины:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Этот пункт прямо говорит о том, что использовать на автомобиле летние покрышки зимой (в декабре, январе и феврале) запрещается, т.е. нельзя устанавливать летнюю запаску зимой.
История появления запасных колес
Запаска на автомобилях появилась практически одновременно с пневматическими шинами. Первой моделью оснащенной запасным колесом была машина Rambler. Такое решение быстро прижилось. Дело в том, что проколы покрышек на грунтовых дорогах, усыпанных гвоздями от подков были частым явлением. Долгое время нормой считалось возить два или три запасных колеса.
Во время Второй Мировой Войны в США было запрещено производить автомобили, оснащенные запасным колесом, в связи с дефицитом каучука.
Докатка позволит вам доехать до ближайшего сервиса. Несмотря на некоторые плюсы, недостатков у нее хватает. Во многих случаях она проигрывает стандартному запасному колесу.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Ошиповка зимних шин — что это? Способы дошиповки? Как сделать своими руками?