Ремонт масляного насоса на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Ремонт масляного насоса на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать!
Бывает такое в жизни, поломался масляный насос и его необходимо либо отремонтировать или либо же заменить, потому что на поломанном ездить будет накладно, так как двигатель у автомобиля начнёт потреблять гораздо больше моторного масла чем это требуется. Но всё же скорее всего люди сперва предпочтут взяться за его ремонт, да и незачем сразу же менять масляный насос на новый, а может там всего лишь одна деталька неисправна и из-за неё все эти проблемы.
Как отремонтировать масляный насос, он же маслонасос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание!
Перед началом всей работы, обязательно снимите маслонасос с автомобиля, воспользовавшись для этого статьей: «По замене масляного насоса». Кстати из этой вы так же узнаете для себя, местонахождение маслонасоса рубрика: «Где находится масляный насос?» и что будет с автомобилем если маслонасос неисправен рубрика: «Когда нужно менять масляный насос?»!
Разборка и ремонт маслонасоса:
1) Сперва подготовьте ровную и чистую поверхность, на которой будет удобно работать. А после подготовки положите снятый маслонасос на эту поверхность и приступите к работе.
2) В начале работы отверните шесть болтов которые крепят крышку маслонасоса к его корпусу.
3) Далее чуть приподнимите при помощи двух отвёрток корпус масляного насоса, и проследите за тем чтобы установочные штифты корпуса вышли из отверстий в крышки маслонасоса и вследствие чего снимите корпус маслонасоса с крышки.
4) Теперь отложив корпус масляного насоса в сторонку, возьмите в руки его крышку и из этой крышки извлеките ведущую шестерню насоса.
Примечание!
Сразу же под ведущей шестерней располагается ведомая, которую так же необходимо снять!
5) Следом из крышки масляного насоса выверните пробку редукционного клапана.
Примечание!
Под пробкой редукционного клапана находится алюминиевое уплотнительное кольцо, если оно будет сильно обжато или же повреждено то в таком случае замените его на новое!
6) Затем извлеките небольшую пружинку редукционного клапана.
Примечание!
Если извлечённая пружинка будет треснута или поломана или погнута, то в таком случае замените её на новую. В том случае если нареканий по пружинке не будет, то в таком случае измерьте её высоту которая должна будет составлять «44.72 мм» в свободном состоянии и «31.7 мм» под нагрузкой, в противном случае замените пружинку!
7) Теперь осторожно постучите крышкой маслонасоса об плоскую чистую деревянную доску и вследствие чего извлечётся редукционный клапан.
Примечание!
В том случае если редукционный клапан не извлечётся, тогда выньте его при помощи заострённой деревянной палки, для этого вставьте палку в клапан и после чего извлеките его!
8) Далее визуально осмотрите крышку маслонасоса. Если в той зоне где прилегают шестерни будут обнаружены следы задиров, глубоких царапин и следы износа то в таком случае крышку масляного насоса замените на новую.
9) После чего возьмите в руки корпус маслонасоса и внимательно осмотрите его, при нахождении на нём глубоких царапин, следов износа и различного рода задиров, замените корпус на новый.
10) Теперь при помощи штангенциркуля, измерьте диаметр гнезда под ведомую шестерню на корпусе маслонасоса.
Примечание!
Как вы уже видите на фото, диаметр гнезда должен быть «75.1 мм», если он окажется больше то в таком случае замените корпус!
11) Затем всё при помощи того же штангенциркуля, в средней части корпуса измерьте толщину сегмента.
Примечание!
Если толщина окажется меньше «3.4 мм», то в таком случае замените корпус!
12) После чего в руки возьмите ведущую шестерню, и измерьте её толщину которая не должна быть меньше «7.42 мм». В том случае если толщина окажется меньше, тогда замените шестеренку.
13) Следом возьмите в руки ведомую шестерню масляного насоса и если её толщина окажется меньше «7.35 мм» то в таком случае замените её на новую.
14) Теперь проверьте осевые зазоры обоих шестерней, для этого:
• Сперва в корпус маслонасоса установите ведущую шестерню, а сверху положите подходящего размера металлическую линейку и щупом проверьте зазор между линейкой и шестерней.
Примечание!
Если осевой зазор будет выше «0.12 мм» то в таком случае замените ведущую шестерню на новую!
• Теперь точно таким же образом проверьте осевой зазор у ведомой шестерни, и если он будет больше «0.15 мм» то в таком случае замените шестерёнку на новую.
15) Затем визуально осмотрите гнездо редукционного клапана и при нахождении на его внутренней поверхности различного рода задиров и глубоких царапин, замените крышку маслонасоса на новую.
16) Далее возьмите ранее извлечённый редукционный клапан в руки и проверьте его поверхность на наличие задиров и глубоких царапин. Если задиры и царапины будут присутствовать, то в таком случае замените редукционный клапан на новый.
Сборка:
1) В начале операции, установите ведомою шестерёнку в корпус маслонасоса.
Примечание!
При установки следите за тем чтобы фаски на зубьях шестерни, были обращены к корпусу маслонасоса!
2) Затем установите ведущую шестерню в корпус маслонасоса.
Примечание!
При установке шестерни, обязательно проследите за тем чтобы фаски на зубьях шестерни были обращены к корпусу масляного насоса!
3) Следом установите крышку маслонасоса на корпус и вследствие чего заверните все шесть болтов крепления крышки.
4) Теперь с помощью моторного масла обмажьте весь редукционный клапан и после чего установите его на своё место донышком вниз.
Примечание!
После установки клапана, установите его пружинку и после чего заверните пробку с алюминиевым уплотнительным кольцом!
5) Далее при помощи шприца или резиновой груши, через отверстие под маслоприемник залейте моторное масло в маслонасос.
Примечание!
Моторное масло в масляный насос рекомендуется заливать той же марки, которое у вас залито в двигателе!
6) И в завершение, на несколько оборотов проверните шестерёнки масляного насоса для того, чтобы их рабочие поверхности смазались.
Замена редукционного клапана масляного насоса на ВАЗ 2109
Роль масляного насоса в конструкции ВАЗ 2109 переоценить сложно. При выходе его из строя эксплуатация автомобиля должна прекратиться полностью. Далее отправляете машину на автосервис, либо выполняете ремонт своими силами.
Демонтаж
Снять насос своими силами — не сложно. Да и вам вполне по силам выполнить самостоятельный ремонт.
- Обесточьте автомобиль, сняв с АКБ минусовую клемму.
- Ослабьте крепежные болты генератора, снимите ремень.
- Приготовьте чистую тару, слив в нее масло из картера. Далее потребуется снять защиту мотора и поддон картера с маслом.
- Демонтируйте зубчатый ремень привода распредвала.
- Теперь, когда ремень снят, ни в коем случае не проворачивайте коленвал и распредвал. Иначе вы повредите клапана, ударив по ним поршнями.
- Снимите шкив коленчатого вала, вооружившись двумя плоскими отвертками и стянув его с вала. Если шпонка плохо удерживается на своем посадочном месте, ее лучше тоже снять.
- Следующий на очереди демонтажа маслоприемник. Для его снятия нужно открутить два крепежных болта, расположенных на крышке коренного подшипника, а также один крепежный болт соединения маслоприемника к насосу (масляному).
- Снимите насос, удерживающийся на своем месте за счет шести болтов.
- Открутив все болты, аккуратно сдвиньте масляный насос от крышки коренного подшипника, после чего со спокойной душой снимайте масляную помпу.
Демонтируем устройство
Разборка и ремонт
Завершив демонтажные работы, вы можете поступить двумя способами:
- Заменить старый насос на новый;
- Отремонтировать старый масляный насос.
Ремонт позволяет выявить изношенные элементы и заменить их на новые, что позволит восстановить функциональность. Если же поломка серьезнее простого износа расходников, оптимальным решением будет полная замена масляной помпы.
С чего начинается снятие
Чтобы разобрать насос, следуйте инструкции.
- Разделите насос на две части. Для этого мы уже открутили 6 болтов крепления крышки к корпусу и поддели отверткой эту крышку. Она вышла из штифтов на корпусе. Так что снимаем элемент и откладывает в сторону.
- Внутри корпуса насоса установлена ведомая и ведущая шестерни, которые нужно извлечь и положить пока в сторонке. Потом мы проверим их состояние.
- Далее снимается редукционный клапан. Для этого сначала открутите пробку клапана и извлеките из отверстия пружину, а потом клапан.
- В некоторых случаях с извлечением клапана могут возникать проблемы. Если вы столкнулись с такой ситуацией, аккуратно постучите корпусом масляной помпы о деревяшку или вооружитесь деревянным конусовидным штырем. Он вставляется в отверстие клапана, клапан цепляется и извлекается.
- Разобрав свой масляный насос на ВАЗ 2109, тщательно вымойте всего его компоненты, используя чистый керосин. Не забудьте потом протереть детали насухо.
- Проверьте состояние крышки, корпуса вашего насоса на механические дефекты, сколы, трещины.
- Особое внимание уделите местам посадки шестерней, где не должны быть следы износа и прочие механические изъяны. Если они есть, насос придется заменить.
Оценка состояния
Во многом работоспособность и ремонтопригодность старого масляного насоса зависит от результатов проверки характеристик крышки и корпуса устройства. Необходимо сделать замеры зазоров.
Место проверки
Требования
Диаметр посадочного гнезда ведомой шестерни
Диаметр может увеличиваться в процессе работы насоса и возникновения трений. Нормальный диаметр этого места для ВАЗ 2109 — 75,1 миллиметр. При отклонении в сторону увеличения диаметра насос идет под замену.
Толщина привалочной стенки
В нормальных условиях этот параметр составляет 3,4 миллиметра. Если зазор оказался меньше положенного, насос меняют полностью
Толщина ведущей шестерни
Нормальный показатель — 7,42 миллиметра. При уменьшении размера насос идет на свалку, а на его место ставится новый
Толщина ведомой шестерни
Для нее нормальным параметром является толщина 7,35 миллиметра. Как и в случае с ведущей шестеренкой, отклонение от нормы означает замену
Осевой зазор ведущей шестерни
Для замера возьмите металлическую линейку и щупы на 0,12 и 0,15 миллиметров. Зазор проверяется так — в корпус насоса укладывают шестерню и сверху торцом ставится линейка. Измеряется зазор между торцом линейки и плоскостью щупа. Для ведущей шестеренки зазор составляет 0,12 миллиметра
Осевой зазор ведомой шестерни
Метод проверки зазора точно такой же. Только для ведомой показатель в норме составляет 0,15 миллиметра
Состояние редукционного клапана и гнезда
Оценка этих параметров очень важна. Если на поверхности вы обнаружили механические повреждения, далее использовать элемент нельзя
Если пружина погнулась, вытянулась больше нормы, тогда замените элемент. Тут менять полностью весь насос не нужно
Определить, где какая шестерня, не сложно. Ведущая имеет наружный зуб, а ведомая — внутренний, то есть снаружи элемент гладкий.
Ведомая шестерня
Обратная сборка
Завершив ремонт и обратную сборку старого масляного насоса, либо решив полностью его заменить, обратите внимание на несколько важных нюансов обратной сборки.
- Перед установкой проверните шестеренку насоса так, чтобы выступы соответствовали лыскам на коленчатом валу.
- Обязательно рабочая кромка сальника смазывается моторным маслом. Так вы сможете легко надеть сальник на шейку коленчатого вала.
- При установке не забудьте подправлять края сальника, используя тонкую деревянную щепку. После этого можно зафиксировать насос и вернуть на свои места все демонтированные на этапе подготовки к ремонту элементы.
- Завершив сборку узла, обязательно отрегулируйте натяжения ремня генератора и ремня распределительного вала.
Заменить и отремонтировать масляный насос достаточно просто, если иметь в распоряжении ремкомплект и необходимые инструменты. Основная объективная сложность заключается только в демонтаже и обратной сборке узла.
Как снять и отремонтировать масляный насос ВАЗ-2109
Отверните три болта и снимите переднюю крышку привода распределительного вала.
Установите поршень верхнего цилиндра в в.м.т.
Для этого поверните коленчатый вал за болт крепления шкива так, чтобы метка на шкиве распределительного вала встала напротив метки на задней крышке привода распределительного вала.
Снимите ремень привода генератора и отверните болт крепления шкива коленчатого вала, зафиксировав вал от проворачивания с помощью отвертки.
Снимите шкив с коленчатого вала.
Ослабьте затяжку гайки крепления натяжного ролика.
Поверните ролик, ослабив тем самым натяжение ремня.
После снятия ремня привода распределительного вала запрещается поворачивать распределительный и коленчатый валы, так как при этом поршни могут ударить по клапанам.
Снимите зубчатый шкив с коленчатого вала.
Отверните три болта крепления нижней защитной крышки картера сцепления и снимите ее.
Отверните шестнадцать болтов крепления масляного картера и снимите его.
Снимите уплотнительную прокладку масляного картера.
Отверните два болта крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника.
Отверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу и снимите маслоприемник
Отверните шесть болтов крепления масляного насоса
Сдвиньте отверткой масляный насос, вставив ее между насосом и крышкой коренного подшипника
Снимите масляный насос с коленчатого вала
Разборка и сборка масляного насоса
Осторожно закрепите масляный насос в тиски, чтобы не повредить крышку 9.
Выверните винты крепления корпуса 1 насоса и крышки 9, выньте корпус, ведомую 2 и ведущую 3 шестерни.
Отверните пробку 6 редукционного клапана 4 и выньте пружину 5 с клапаном.
Выпрессуйте из крышки 9 насоса самоподжимной сальник 8 коленчатого вала.
При сборке насоса смажьте поверхность наружного диаметра сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 9 до упора.
Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и заверните винты крепления корпуса и крышки.
Вставьте редукционный клапан, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2) мм.
Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской.
При заметных износах зажмите крышку в точках 2 и профрезеруйте поверхности X и У до размера (13,5±0,3) мм.
Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.
Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора.
При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.
Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин.
Предельный диаметр гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм.
Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.
Основные размеры новых деталей насоса
Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры, которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм.
Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни.
Предельные износы шестерен.
Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни
Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан
После сборки насоса при проворачивании рукой шестерен они должны вращаться плавно, без заеданий и рывков. После разборки все детали промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте их состояние.
ВАЗ 2109: масляный насос и его неисправности
За счёт масляного насоса в двигателе происходит циркуляция масла под определённым давлением. Таким образом, на машинах ВАЗ 2109 масленый насос устанавливается для смазывания всех подвижных частей.
Тогда, когда механизм изнашивается либо не вращается, снижается давление состава в двигателе, а это может стать причиной повреждения или поломки двигателя, требуется срочная замена. На ваз 2109 маслонасос может быть без труда заменен и собственными силами.
Примечание! Первыми признаками неполадок может быть снижение давления масляного состава или же возникновение стука в двигателе.
Ваз 2109 масляный насос и его снятие
Практически для всех двигателей требуется всего 0,7 ат/1 тыс. оборотов. Рост давления будет наблюдаться при холодном двигателе.
Снижение будет происходить постепенно с прогревом мотора, тогда струя подачи масла значительно утончается. Нормальным давлением при тёплом двигателе считается 2,1-3,1 ат.
Если появились признаки неисправности, первое, что требуется сделать:
- остановиться и заглушить двигатель;
- на щупе проверить уровень масла, при минимальной отметке нужно добавить состав, доводя его до максимального показателя;
- завести двигатель;
- непрерывное горение сигнальной лампы, «не сползание» указателя до предела нормы или продолжение шума в двигателе может указывать на проблемы с масляным насосом.
Примечание! Естественно, существуют иные причины, к примеру, неисправность датчика давления, маслофильтра, указателя давления или маслоприёмника.
Проверка датчика давления
Крышка масляного насоса ваз 2109
Если из двигателя не слышен необычный шум, при этом уровень масла нормальный, может всё равно подаваться сигнал сигнальной лампочкой, который указывает на сниженное давление масла. Тогда, вероятнее всего, проблема будет заключаться именно в датчике давления масла.
Этот датчик, как правило, располагается на блоке мотора. Внутри устройства размещается предпружиненная диафрагма, а также диафрагма с автоматическим переключателем, которая обладает большой чувствительностью к давлению.
Данный переключатель предназначен для замыкания цепи сигнальной лампы низкого давления, когда оно снижается ниже определённого уровня.
Причины поломки датчика:
- если диафрагма перестаёт двигаться;
- при заклинивании переключателя;
- если забивается отверстие, сквозь которое внутрь датчика попадает масло;
- при неудовлетворительном подключении, причиной которого может стать коррозия, неисправность разъёма или проводки.
Внимание! Если автомобиль оснащен электронным манометром, внутри датчика будет размещаться малый реостат, который при движении этой диафрагмы отправляет сигнал сменного напряжения.
Для проверки датчика давления нужно подключить манометр механического типа до порта давления, расположенного на двигателе. Если прибор показывает удовлетворительный показатель давления, при этом датчик подаёт соответствующий сигнал, скорее всего, проблема кроется в самом датчике.
И, наоборот, если показатели неудовлетворительные, это говорит об изношенности насоса или о засорении маслоприёмника.
Проверка маслоприёмника
Масляный насос ваз 2109
Как правило, трубка маслоприёмника оснащена экраном, на конце которого есть сеточка для предотвращения проникновения крупного мусора. Посредством этого элемента происходит всасывание масла в насос из картера.
Износ насоса может произойти из-за попадания углерода, загрязнений или других микроскопических частиц.
Для проверки маслоприёмника нужно:
- снять с двигателя масляный поддон;
- замена элемента происходит при его забивании или поломке;
- почистить маслоприёмник достаточно трудно, так как мелкий мусор может быть не замечен.
Износ масляного насоса
Масляный насос на ваз 2109
Маслонасос – это единственный элемент двигателя, который можно обработать нефильтрованным маслом. Прежде чем понять, из-за чего происходит износ масляного насоса, нужно знать, как он работает и на что реагирует.
Итак:
- Если внутри механизма есть изношенные механизмы или большие зазоры между корпусом и шестернями, может наблюдаться утечка давления. Таким образом, не обеспечивается нормальное рабочее состояние двигателя.
- Масляный состав из картера всасывается вращающимися внутри корпуса шестернями, далее он проходит в маслоприёмник, только после этого в сам насос. Посредством насоса масло поступает в масляный фильтр под определённым давлением.
Если оно холодное, а струя толстая, тогда перепускной клапан легко открывается и даёт возможность не профильтрованному составу пройти, не попадая на фильтр. За счёт этого холодный двигатель будет развивать хорошее давление масла до его прогревания и утончения струи.
Конструкция
Маслонасос ваз 2109
Сегодня есть три типа насосов:
- 2-х шестеренные насосы, в них одна шестерня подсоединяется к валу, который начинает работать от промежуточного или распредвала ваз. Данный насос устанавливается внутри поддона, располагающегося в нижней области блока цилиндров.
Обычно частота вращения элемента равна ½ частоты вращения мотора. - В героторном насосе имеется вращающаяся малая передача внутри наружной передачи. Этот насос размещается в нижней области мотора в поддоне.
Масляный насос старого образца
- Внутренний насос зачастую устанавливается на фронтальной крышке двигателя. Он начинает функционировать от коленвала.
Конструктивно такой механизм похож на героторный механизм, но в данной ситуации он сменяет переднюю заслонку двигателя. В результате есть возможность генерации большего потока масла с большим давлением.
Ремонт маслонасоса
Масляный насос ваз 21093
Механизм можно разобрать и выявить признаки изнашиваемости или повреждения самостоятельно. Обычно износ наблюдается в самом корпусе насоса, что становится причиной чрезмерного роста зазоров между корпусом и шестернями.
Для устранения такого дефекта придётся либо сменить корпус, либо наплавить, после чего подогнать область износа. Лучше всего сменить маслонасос.
Замена
Масляный насос для ваз 2109
Перед заменой насоса нужно убедиться, что покупаемый механизм действительно подходит для двигателя. Если не хватает пропускных характеристик, может произойти масляное голодание мотора.
Когда устройство крепится при помощи болтов в нижней области блока, нужно использовать прокладки или кольца уплотнения. Если не предусмотреть такой нюанс или неправильно установить уплотнитель, может произойти утечка масла.
Масляный насос на ваз 2109
Примечание! Не рекомендуется использовать уплотнители дважды, даже если изделия сделаны из резины.
Выявить неисправность механизма, а также заменить его можно, опираясь на видео и фотов домашних условиях своими руками. Это не сложная процедура, поэтому поможет самая простейшая инструкция.
Главное — правильно выбрать деталь для замены, её цена должна соответствовать качеству.