Регулировка холостого хода карбюратора на ВАЗ-2107
Регулировка холостого хода карбюратора на ВАЗ-2107
В рамках ликвидации безграмотности по основам регулировки, настройки и ремонта карбюраторов на ВАЗ-2107 проводим серию публикаций с акцентами на основные нюансы и «секреты», основываясь на опыте наших коллег с форума. Итак, сегодня мы вам расскажем как правильно отрегулировать холостой ход на карбюраторе ваз-2107 не имея под рукой газоанализатора, а руководствуясь лишь показаниями тахометра. Необходимость регулировки возникает у владельцев ВАЗ классики достаточно часто. Признаки — двигатель неустойчиво работает в режиме холостого хода, глохнет, троит и т.д. Итак, поехали, данная процедура описана в простых 6 действиях для регулировки.
Обращаем ваше внимание на расположение винтов качества и количества на карбюраторе ОЗОН для ВАЗ-2107
1. Выставляем винтом количества смеси на карбюраторе номинальную частоту вращения коленвала (для «классики» она составляет — 820-900 оборотов/мин).
2. Вращая винт качества, находим такое его положение, при котором обороты будут максимальными.
3. Винтом количества устанавливаем обороты на 15% выше номинальных (для «классики» это составит 950-1035 оборотов/мин).
4. Проверяем, что положение винта качества обеспечивает максимально возможные обороты для данного положения винта количества. Если это не так, то добиваемся винтом качества максимально возможных оборотов и винтом количества восстанавливаем обороты выше номинальных на 15%. Снова проверяем, что положение винта качества обеспечивает максимально возможные обороты, возвращаем винтом количества обороты к +15% от номинала. И т.д. до того момента, когда при скорости вращения на 15% больше номинальной любое вращение винта качества будет приводить только к уменьшению оборотов.
5. Заворачивая винт качества, снижаем обороты до номинальных.
6. Проверяем и убеждаемся, что двигатель на автомобиле работает ровно, без «троения» на холостом ходу и не глохнет при резком закрытии дроссельной заслонки
Вкратце можно всё это изложить так:
1. Находим такое положение винта качества, при котором обороты будут максимальные.
2. Если потребуется, винтом количества устанавливаем обороты на 15% (130. 150 об/мин) выше требуемых оборотов ХХ.
3. см. п.1
4. см. п.2
5. Когда уже не будет требоваться корректировка оборотов винтом количества, заворачиванием винта качества уменьшаем обороты на 15%, т.е. до требуемых оборотов ХХ.
На что следует обратить внимание:
Если регулировка выполнена верно, то при снятии клеммы с электромагнитного клапана или вакуумного шланга со штуцера корпуса регулировочного винта «количества», двигатель должен сразу заглохнуть.
Если при закручивании винта «качества» до упора двигатель не глохнет, то скорее всего сильно приоткрыта одна из дроссельных заслонок — отрегулируйте стопорные винты.
Обратите внимание на возвратную пружину и привод «газа». Дроссельная заслонка должна чётко возвращаться в исходное положение при отпускании педали газа.
На летний сезон холостые обороты можно выставить 800 — 900 об/мин, на зиму лучше 900 — 1000 об/мин. Это связано с тем, что зимой нагрузка на бортовую сеть автомобиля обычно выше.
Как отрегулировать холостой ход карбюратора
Хотя карбюраторы успели устареть еще в конце ХХ века, это не означает, что карбюраторные машины стоит списать в веке двадцать первом. Хотя отсутствие возможности автоматического поддержания состава топливовоздушной смеси у них и разнообразит быт владельца необходимостью регулировки время от времени.
Карбюратор – это пульверизатор, распыляющий топливо в воздушный поток, проходящий сквозь него. При этом количество подаваемого горючего зависит от трех факторов:
- скорости воздушного потока;
- сечения топливных каналов;
- и уровня топлива в поплавковой камере.
Чем быстрее поток воздуха, тем больше разрежение, втягивающее бензин. Чем больше сечение, тем больше его засосет. Подача топлива зависит и от уровня топлива. Регулировки карбюратора – это обеспечение соответствия трех этих параметров заданному составу смеси. Отсюда же и причина характерных проблем с холостым ходом у карбюраторных моторов: при нарушениях смесеобразования мотор работает с перебоями, троит (слишком богатая или бедная смесь), глохнет (грубое нарушение регулировок, забитые жиклеры), не снижается до нормы (подсос воздуха).
На автомобильных карбюраторах рабочие режимы определены сечением диффузора и набором жиклеров, произвольная регулировка там невозможна. При настройке карбюратора можно только менять жиклеры. В то же время регулировка холостого хода карбюратора выполняется винтами: сечение каналов в системе ХХ минимальное, и даже небольшие отклонения размеров сильно повлияют на работу двигателя. К тому же на режиме холостого хода условия для сгорания топливовоздушной смеси худшие (минимальная подача смеси в цилиндр), что влияет на экологичность: не зря CO/CH замеряются на холостом ходу.
Органы настройки на карбюраторах семейства «Озон»
Холостой ход карбюратора 2107, как и прочих автомобилей «жигулевского» семейства, управляется двумя винтами на нижней части корпуса.
В карбюраторах этого типа топливо в систему холостого хода забирается через жиклер холостого хода и сразу смешивается с воздухом через воздушный жиклер ХХ. Полученная эмульсия строго заданного состава подается во впуск по каналам, где установлены два регулировочных винта: винт количества (1) и винт качества (2). Первый ограничивает количество эмульсии, а второй управляет смешением ее с добавочным воздухом из отдельного канала.
Оба винта управляют составом смеси, получающейся после распыления эмульсии карбюратором. Такая не совсем понятная работа системы холостого хода связана с тем, что в «Озоне» она связана с экономайзером, перекрывающим подачу топлива на принудительном холостом ходу (торможение двигателем), и винт количества непосредственно перемещает шток клапана экономайзера.
Органы управления в карбюраторах «Солекс»
На переднеприводных ВАЗах карбюратор значительно совершеннее, причем это касается не только холостого хода. Сама настройка холостого хода здесь понятнее по принципу действия органов управления.
Винт количества (1) здесь является упором привода дроссельной заслонки в первой камере, прямо управляет количеством воздуха, проходящего через карбюратор на холостом ходу. Топливо же, проходя через топливный жиклер, запираемый электроклапаном (экономайзер принудительного холостого хода имеет электронное управление), образует эмульсию, подающуюся в канал, управляемый винтом качества (2).
Общие принципы настройки карбюратора
Перед тем как отрегулировать холостой ход, обеспечьте исправную работу и топливной системы, и системы зажигания – момент зажигания выставляем по стробоскопу, а карбюратор прочищаем, если в нем уже заметны отложения. Сечение топливных и воздушных каналов мало, и загрязнения в них наиболее ощутимы. Нужно быть уверенным в отсутствии подсосов воздуха через растрескавшиеся вакуумные патрубки или усилитель тормозов, на «Солексах» же общеизвестная болезнь – это коробление привалочной плоскости карбюратора к коллектору, из-за чего подсасывается много воздуха, особенно на холостом ходу.
Перед регулировкой двигатель прогреваем, так как устойчивая работа холодного мотора обеспечивается пусковой системой. Если отрегулировать холостой ход на холодном моторе, то на рабочей температуре мы получим завышенные обороты ХХ и переобогащенную смесь.
Нужно обеспечить корректный уровень топлива в поплавковой камере – от него зависит состав смеси на всех режимах работы мотора. К тому же эту регулировку придется выполнять на разобранном карбюраторе, так что ее совмещаем с чисткой.
Для регулировки уровня снимается верхняя крышка карбюратора, после чего она переворачивается – привалочная плоскость к корпусу должна быть горизонтальна. Существуют несколько способов измерения и регулировки уровня. Мастера-карбюраторщики использовали для «Солексов» вот такой шаблон, который позволял сразу определить, нужно ли подправить уровень, и выставить его безо всяких измерений:
Прижимая шаблон (4) к прокладке (3), уложенной на крышку карбюратора (2), контролируют зазор между шаблоном и поплавками (1) – он составляет 1 миллиметр. При отклонениях нужный зазор выставляется подгибанием язычка (5), нажимающего на запорную иглу.
Без шаблона используем линейку или штангенциркуль, выставив уровень верхней грани поплавка 34 мм.
У «Озонов» при регулировке выставляется полный ход поплавка (9) на уровне 8 мм подгибанием упора (3), а зазор между полностью опущенным поплавком и прокладкой (10) устанавливается в 6,5 мм с помощью язычка (8), нажимающего на иглу (4).
Кроме того, выполняем начальную регулировку заслонок, в отличие от «Солекса», где винт количества напрямую управляет положением дросселя. Винт упора дросселя первой камеры выворачивается, пока между ним и сектором привода не появляется зазор, затем заворачивается до момента касания и далее еще на 90 градусов (четверть оборота). Винт дросселя второй камеры устанавливается до момента касания, при их правильной регулировке на холостом ходу дроссель в первой камере слегка открыт, а во второй – закрыт (эта камера на холостом ходу полностью отключена).
У «Солексов» нужно убедиться в правильной затяжке клапана ЭПХХ, на котором установлен жиклер холостого хода. Клапан закручиваем до легкого момента касания жиклером посадочного места. Недотянутый жиклер вызовет отклонение в составе эмульсии, подающейся в систему ХХ, перетягивать же его нельзя: повреждается посадочное место, делая точную регулировку холостого хода невозможной (вторая «фирменная болезнь» карбюраторов переднеприводного семейства).
Ещё кое-что полезное для Вас:
Процесс регулировки
Так как добавить обороты холостого хода или снизить их можно и количеством, и качеством смеси, в регулировке обязательно используются оба винта.
На «Солексе» сначала грубо устанавливаются требуемые обороты вращением винта количества. Это делать удобно, так как его головка с накаткой выдается в сторону. После этого подстраивается состав смеси на выбранных оборотах вращением винта качества – он выворачивается, пока обороты при этом увеличиваются, и нужно поймать пик, после которого они начнут падать. Поймав эту точку, выставляем слегка повышенные (около 900 об/мин) обороты холостого хода винтом количества, а затем слегка закручиваем винт качества по часовой стрелке, так как убавить обороты холостого хода на карбюраторе до 800 об/мин в конце настройки — значит обеспечить оптимальный состав смеси. Таким способом опытный карбюраторщик уложится в норматив СО/СН и без газоанализатора, если же сразу сбросить обороты винтом количества, то смесь «уйдет».
На «Озоне» принцип регулировки тот же, хотя управлять винтом количества и труднее.
Окончательная проверка правильности регулировки проводится на ходу плавным (чтобы максимально исключить влияние ускорительного насоса) ускорением на второй передаче с холостого хода. Машина должна набирать обороты уверенно, без провала и без хлопков на впуске (бедная смесь) или выпуске (богатая смесь).
Удобнее настраивать холостой ход с помощью прибора ИКС-1, который найдёте в продаже по цене около 1700 рублей. Это – специальная свеча зажигания, позволяющая через окошко с кварцевым стеклом наблюдать за цветом пламени вспышки в цилиндре. У богатой смеси оттенок пламени от желтого до оранжевого, у бедной – голубой. Ловя винтом качества переход от одного цвета к другому, выставим стехиометрический состав смеси, после чего для уверенной работы на ХХ ее можно слегка обогатить, а для экономии – обеднить. Для карбюраторного мотора лучше выставить слегка обогащенную смесь: на динамику меньше влияют колебания температуры воздуха. Обедненная же смесь зимой, когда плотность воздуха выше, вызовет проблемы с устойчивостью ХХ и ухудшит разгон.
Регулировка карбюратора ВАЗ: 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, 21213
Регулировка карбюратора ВАЗ может потребоваться в различных случаях: после его ремонта, после ремонта газораспределительного механизма, системы зажигания и даже смены загрязненного воздушного фильтра. Еще одной причиной является переход на зимние условия эксплуатации автомобиля или, наоборот, на летнюю эксплуатацию. Следует иметь в виду, что правильно и точно отрегулировать карбюратор ВАЗ можно только при помощи специального прибора – газоанализатора.
Такой прибор имеется в распоряжении работников СТО, выполняющих работы по ремонту и регулировке карбюраторов.
А как отрегулировать карбюратор ВАЗ своими руками без специальных приборов? Перед началом регулировки карбюратора ВАЗ-2106, равно как и для регулировки карбюратора ВАЗ-2104, необходимо выполнить несколько обязательных условий. Первое: газораспределительный механизм двигателя должен быть исправен и отрегулированы зазоры его клапанов. Второе: работы должны выполняться с исправной системой зажигания и установленными новыми или полностью рабочими свечами. Третье немаловажное условие – сам карбюратор Озон должен быть исправен, очищен и отрегулирована его поплавковая камера.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере показана в видеоролике автолюбителя Константина Овчинникова из Украины.
Собственно регулировка карбюратора ВАЗ-2105 заключается в настройке устойчивых оборотов холостого хода в заданном диапазоне. Особенностью карбюраторов Озон является автономная система холостого хода, то есть подача топлива в двигатель на этом режиме осуществляется в обход дроссельных заслонок. Регулировка оборотов холостого хода выполняется при помощи винтов количества топливной смеси (1) и качества топливной смеси (2).
Она должна выполняться на двигателе, прогретом до рабочей температуры (порядка 80 град.). Это можно сделать и в процессе настройки карбюратора. На неработающем двигателе оба винта заворачиваются до упора, а затем винт количества смеси отворачивается на 3 оборота, а винт качества смеси на 4-5 оборотов. Запускается двигатель и винтом количества (закручивая или откручивая его) выставляются обороты двигателя в районе 800 об/мин. Лучше, если эту величину можно определить с помощью стробоскопа или тахометра на приборной панели. После этого, закручивая винт качества смеси (тем самым, обедняя топливо-воздушную смесь) определяем при каком положении обороты двигателя начинают падать и становятся неустойчивыми. От этого положения отворачиваем винт качества смеси на 0,5 – 1 оборот, несколько обогащая смесь для устойчивой работы мотора на холостых оборотах. Можно попробовать перегазовать двигатель, чтобы убедиться, что обороты холостого хода остаются устойчивыми и находятся в диапазоне 800 (+50-50) об/мин.
Приведенные выше операции можно повторить 2-3 раза, чтобы убедиться в правильном результате. Вообще говоря, задачей регулировки карбюратора является устойчивая работа двигателя на соответствующих холостых оборотах при максимально обедненной топливо-воздушной смеси и, соответственно, самом низком уровне СО.
Все описанное справедливо и для регулировки карбюратора ВАЗ-2121. На автомобиле ВАЗ-2107 установлен Озон с экономайзером принудительного холостого хода, но регулировка карбюратора ВАЗ-2107 производится так же. А вот регулировка карбюратора ВАЗ-21213 несколько отличается, т.к. на этой модели установлен карбюратор Солекс.
Как грамотно настроить карбюраторный узел Lada 2106?
Легендарная «шестерка», которая была, чуть ли не основным автомобилем в стране, все реже встречается на наших дорогах. Теперь мало кто специализируется на ремонте и обслуживании вазовской классики, и найти мастера по настройке ее системы питания довольно сложно. Однако любой автовладелец способен самостоятельно наладить узел приготовления горючей смеси, достаточно воспользоваться рекомендациями опытных водителей.
Коротко об особенностях и устройстве карбюраторного узла «шестерки»
Перед тем, как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2106, не помешает узнать его конструктивные особенности. После 1980 года на тольяттинские автомобили стали устанавливать Озон и Солекс. Смысл работы узла – приготовление горючей смеси перед подачей ее в цилиндры авто. До тонкостей, это не автошкола, разбирать конструкцию не будем, достаточно ознакомиться с основными компонентами, обеспечивающими оптимальный режим работы карбюраторного ДВС:
- Система дозирования горючего.
- Механизмы для управления заслонками дросселя и обогащения смеси.
- Система холостого хода.
- Насос-ускоритель и эконостат.
- Поплавковая камера.
Камера с поплавком и игольчатым клапаном отвечает за стабильность уровня горючего. Далее бензин, протекая по распылительной трубке, попадает в камеру, где смешивается с воздухом из впускного патрубка. Количество смеси корректируется дроссельной заслонкой, которая связана с акселераторной педалью.
Точная регулировка позволяет приготовить правильную смесь из бензина и воздуха в соотношении 1:15. В процессе длительной эксплуатации машины настройки сбиваются и приходиться думать, как отрегулировать карбюратор на автомобиле ВАЗ 2106 своими силами. Технология юстировки одинакова как для Солекса, так и для Озона.
Когда нужна регулировка?
Настройка карбюраторного узла не сложнее, чем регулировка привода сцепления на VAZ 2107 , поскольку предполагает всего лишь юстировку жиклеров. В некоторых случаях их нужно очистить от смол и прочих загрязнений, наличие загрязнений ощущается мощностными провалами в процессе набора скорости. Многие автовладельцы утверждают, что карбюраторы Озон не совсем хороший вариант, и рекомендуют заменить их на Солекс.
Тем не менее, признаки того, что прибор начал готовить обогащенную смесь, и нужна его настройка, одинаковы для обеих типов агрегатов:
- Повышенный расход горючего.
- Частый перегрев мотора.
- Черный дым из выхлопной трубы и хлопки.
- Потеря мощности.
Приготовление обедненной смеси характеризуется следующими признаками:
- Хлопки в карбюраторе.
- Потеря мощности.
- Перегрев двигателя.
Само собой, не всегда нужно сразу же хвататься за отвертку и крутить регулировочные винты – возможно дело в другом. Например, когда холостые обороты плавают, возможен подсос воздуха через прокладку впускного коллектора, а может быть и пробой диафрагмы усилителя тормозов. Но даже перечисленные причины – это еще не все варианты, поэтому конкретных рецептов для устранения определенных неполадок дать нельзя. Вопрос следует решать комплексно, учитывая связь между системами автомобиля.
Делай сам: как отрегулировать карбюратор на авто ВАЗ 2106 в собственном гараже?
Полноценная настройка узла приготовления горючей смеси нуждается в системном подходе. Весь цикл состоит из последовательного выполнения следующих этапов:
- Предварительная фаза.
- Регулировка поплавка.
- Юстировка холостых оборотов.
- Регулировка наконечников тяг карбюраторного узла.
Предварительный этап
Перед тем, как правильно отрегулировать своими руками карбюратор на ВАЗ 2106, важно выполнить ряд рабочих мероприятий:
- Настроить тепловые зазоры механизма газораспределения.
- Установить оптимальный момент зажигания.
- Открыть полностью воздушную заслонку.
Все работы по настройке карбюраторного узла проводятся на прогретом моторе. Не стоит забывать, что в ходе процесса могут понадобиться новые детали и резинотехнические изделия, поэтому лучше заблаговременно приобрести ремонтный комплект.
Регулировка поплавка
Один из основных этапов в наладке карбюраторного узла. Высокий уровень будет выдавать «богатую» смесь, и она в большем количестве будет подаваться в цилиндры, но ожидаемой динамики не будет. Повысится только расход горючего, а также его токсичность.
Язычок поплавка должен быть так установлен, чтобы его ход составлял не более 8 мм. В некоторых случаях причиной неполадок может стать игольчатый клапан. Тогда нужно снять поплавок, вытянуть иглу и проверить проходимость отверстий.
Настройка холостых оборотов
В процессе участвуют два винта, которые устанавливают количество и качество смеси. Для качественной настройки не помешает наличие газоанализатора. Перед тем, как отрегулировать карбюратор на автомобиле ВАЗ 2106, нужно знать об ограничительных пластиковых втулках, которые напрессованы на регулировочные винты. Эти заглушки не позволяют нарушать заводские настройки. Если данный фактор мешает выставить нормально ХХ, то следует выломать их шлицевой отверткой.
Технология регулировки холостых оборотов:
- При открытой воздушной заслонке установить винтом качества частоту вращения коленвала 800-900 об/мин.
- Вращая винт качества, установить максимальные обороты ДВС.
- Винтом количества выставить по тахометру обороты 950-1030 об/мин.
- Винтом качества опять установить максимальные обороты.
- Повторять эти операции до момента, когда число оборотов 950-1030 об/мин не совпадет с максимальными оборотами, установленными при помощи винта качества.
- После момента совпадения винт качества вернуть в положение, где обороты ДВС составляли 800-900 об/мин.
При наличии газоанализатора винтом качества добиваются концентрации СО в выхлопных газах 0,5-1,2%. Окончательное положение винтов нужно зафиксировать пластичным герметиком, чтобы предотвратить самопроизвольное откручивание.
Регулировка тяг
Не менее важный этап в процессе наладки карбюратора «шестерки» выполняется по переходам:
- Демонтировать воздушный фильтр и его корпус.
- Измерить расстояние между центральными точками наконечников, оно должно быть 80 мм.
- Чтобы изменить длину тяги, освободить наконечник отверткой и ключом «на 8» открутить контргайку, после чего выполнить наладку методом вращения наконечника.
- Затянуть крепеж и установить тягу на штатное место, завести мотор и нажать педаль газа до упора. В случае если дроссель открывается не полностью, то у заслонки есть запас хода.
На вопрос, как дальше отрегулировать карбюратор на автомобиле ВАЗ 2106, специалисты рекомендуют произвести еще несколько несложных действий:
- Снять наконечник тяги продольного типа и открутить контргайку.
- Уменьшить длину тяги, закрепить ее и опять проверить степень открытия заслонки методом нажатия до пола на педаль газа. Заслонка должна быть абсолютно закрыта.
- В случае необходимости увеличения длины тяги нужно ослабить трос дроссельной заслонки.
Что имеем после грамотной регулировки карбюраторного узла «шестерки»?
Проверка юстировок узла приготовления горючей смеси такой же важный этап обслуживания, как и контроль состояния АКБ автомобиля. Комплексный подход в настройке карбюратора гарантирует не только комфортный режим передвижения, но и массу полезных моментов:
- Прибавление в мощности и уверенный набор скорости.
- Отсутствие провалов в работе ДВС в низком и среднем секторе оборотов.
- Улучшенные динамические характеристики – автомобиль резвее набирает обороты и разгоняется за короткое время.
- Оптимальная приемистость мотора, которая выражается в отзывчивости педали газа.
Перечисленные качества позволяют эффективно использовать горючую смесь, что необходимо как в условиях городских пробок, так и на загородных трассах. Поэтому грамотная наладка карбюраторного узла поможет машине своевременно набрать скорость и совершить запланированный маневр.