Преимущества речных и морских перевозок – виды водного транспорта
Преимущества речных и морских перевозок – виды водного транспорта
Водный транспорт – один из способов перемещения грузов и пассажиров. Он применяется в местах, где работа автомобилей и поездов затруднена: между континентами и островами либо в странах с труднопроходимой неосвоенной сушей. Если сравнивать с воздушным транспортом скорость морских судов меньше, поэтому его предпочитают туристы и отдыхающие, предпочитающие активное времяпрепровождение.
Транспорт бывает морской и речной. Это зависит от используемых для транспортировки водоемов.
В категорию морского транспорта входят все плавсредства, передвигающиеся по морю или океану, на прилегающих акваториях. Основные выполняемые функции:
- транспортировка грузов;
- перевозка пассажиров;
- перевалка и хранение грузов;
- обслуживание.
Для грузов на берегах сооружаются порты, для удобства людей – вокзалы.
Грузовые перевозки
Вам будет интересно: Как выучить географию легко и быстро? Какие секреты существуют
В совокупности использования комбинированных перевозок роль внутреннего водного транспорта в обеспечении жизненных ресурсов государства является незаменимой. Хотя оказать серьезную конкуренцию автомобильным и железнодорожным средствам он не в силах, специфика перемещаемых грузов и рекордно низкие финансовые затраты (в сравнении с другими типами грузоперевозок) становятся основанием для его использования.
Преимущественно водная техника используется для транспортировки грузов следующих категорий:
- Сыпучие.
- Сборные, контейнерные.
- Пило- и лесоматериал.
Лодки, катера и каяки: 8 крутых плавсредств для прогулок по водоемам и рыбалки
Во многих регионах уже открылась навигация, а потому сейчас самое время присмотреться к лодкам и катерам. Производителям есть чем нас удивить: мы нашли с кладные лодки, на колесах, парящие над водой и даже переносные в сумке на плече
Раскладная лодка-прицеп
На первый взгляд Tetra-POD — это обычный прицеп с крышкой (175×132×55 см). Он устанавливается на колесную базу и служит контейнером для перевозки вещей суммарным весом до 900 кг. Однако Tetra-POD довольно просто превратить в полноценную лодку — нужно лишь откинуть крышку на 180º и соединить две половинки специальными крепежами. Длина лодки составляет 3,3 м, она рассчитана на загрузку до 350 кг.
Маленькая надувная лодка Ø 112 см с твердым дном для рыбалки и водных прогулок
Разнообразить отдых за городом можно благодаря использованию малых плавательных средств. Но стать счастливым обладателем лодки, катера или скутера доступно не каждому. Стоит такой водный транспорт не дешево, кроме того, требует оформления специальных документов, помещения для хранения и расходов на обслуживание.
Американец Дейв Йонс придумал недорогую компактную лодку GoBoat, для управления которой не нужно получать права и разрешения, а хранить ее можно дома или в багажнике автомобиля.
GoBoat представляет собой круглое надувное судно диаметром 112 см и массой около 7 кг с твердым днищем, рассчитанное на одного человека. Оно вполне подойдет для рыбалки, речных прогулок по небольшой заводи, да и просто для водных развлечений.
Внутри лодки находится поперечный блок, на котором закреплено небольшое, но комфортное сиденье и руль, позволяющий управлять судном одной рукой. Под блоком предусмотрен отсек для хранения рыболовных снастей и прочих необходимых мелочей.
Лодка продается в разобранном виде и предлагается в черном, белом, желтом и других цветах. Ее сборка не занимает много времени и не требует специальных инструментов, а идущий в комплекте насос надувает судно буквально за две минуты.
Складная лодка легко помещается в автомобиле, позволяет ходить с мотором и рыбачить стоя
Одна из главных проблем для всех владельцев лодок — транспортировка плавучего средства к водоему и его хранение. С лодкой Porta-Bote подобных сложностей не возникнет, поскольку ее можно сложить и перевозить на верхнем багажнике седана или джипа, в кузове пикапа или универсала.
Лодка состоит из 4 панелей и складывается до размеров доски для серфинга. В сложенном виде ее толщина составляет всего 11 см. Модель выпускается в 4 размерах: в самой маленькой лодке свободно умещаются 2 человека, а в самой большой — 4. При этом вес последней — 20,3 кг. Среди доступных цветов алюминиевый, жемчужный и оливковый.
Сборка плавсредства занимает всего несколько минут. Для передвижения по воде можно установить навесной мотор или воспользоваться обычными веслами — в лодке уже предусмотрено крепление для электродвигателя и есть уключины.
Модель изготовлена из буферизованного сополимера полипропилена, и, в отличие от надувных изделий, Porta-Bote невозможно случайно проколоть. Лодка относится к классу килевых, что значительно повышает ее маневренность. Однако главное достоинство судна — особый метод соединения швов, который используется в аэрокосмической индустрии и позволяет многократно складывать и раскладывать лодку, не нарушая при этом ее герметичность.
Складная пластиковая лодка, которую можно переносить, как сумку, на плече или перевозить в багажнике
Британские дизайнеры Макс Фромельд и Арно Матиес придумали необычную складную лодку Fold-a-boat: она умещается в багажнике седана, а при необходимости ее можно носить с собой, буквально как сумку на плече. Для сборки судна не нужны мелкие детали, которые часто ломаются и теряются, вся трансформация происходит всего за три сгиба.
Секрет мобильности лодки в особой конструкции и свойствах использованного для ее изготовления материала. Дело в том, что Fold-a-boat выполнена из единого листа прочного и упругого пластика, который складывается по типу оригами и превращается в прямоугольную, довольно габаритную (150 × 60 см), но в то же время вполне удобную для переноски одним человеком сумку с ручками. В разложенном виде длина судна составляет 2,5 м, так что разместиться в нем будет комфортно и вдвоем.
Несомненным плюсом конструкции является отсутствие в ней каких-либо швов, что исключает возможность протечки даже после многочисленных циклов складывания-раскладывания.
Лодка комплектуется двумя легкими веслами, тоже сделанными из пластика, и отлично подойдет для рыбалки, туризма и прогулок по водоемам. Пригодится такое плавсредство и тем, чьи домовладения подвержены риску затопления при разливе рек
Подробнее в материале «Лодка-оригами»
Легкая полиэтиленовая лодка-плоскодонка, рассчитанная на 3-х человек, для рыбалки и прогулок
Жители австралийского континента — большие любители серфинга и рыбалки. В угоду спросу местная фирма National Poly Industries, специализирующаяся на производстве различных предметов из полиэтилена, выпускает еще и необычные полиэтиленовые лодки под маркой Polycraft.
Новинка компании — лодка 300 Tuffy длиной 3 м, рассчитанная на троих пассажиров общим весом до 217 кг. Ширина судна 1,5 м, высота бортов 55 см, масса 108 кг.
Модель изготовлена из абразивно-стойкого формованного полиэтилена. Материал не подвержен коррозии, легко очищается, не требует окрашивания, выдерживает воздействие ультрафиолета и устойчив к механическим повреждениям. Между двойными стенками корпуса толщиной по 10 мм находится специальная пена с закрытыми порами. У лодки нет сварных швов или каких-либо других соединений, что придает ей прочность и исключает протечку.
Судно имеет небольшую осадку и благодаря трехслойному днищу отличается хорошей остойчивостью. Множество мелочей, предусмотренных производителем, делают использование 300 Tuffy максимально комфортным. Так, например, для удобства переноски и спуска на воду лодка оснащена ручками из нержавеющей стали. А в компактном боксе под сиденьем, расположенным в носовой части, можно хранить рыболовные снасти и спасательные жилеты.
Лодка рассчитана на установку двигателя мощностью до 15 л.с., с которым она сможет развивать скорость до 38 км/ч.
Подробнее в материале «Трое в лодке»
4-местная лодка на подводных крыльях, способная парить над водой
Четырехместная модель Mantaray длиной около 5 м и весом 380 кг создана на основе запатентованной технологии Dynamic Wing и отличается стильным, современным дизайном. Судно легко транспортируется на стандартном лодочном прицепе и понравится тем, кто любит, отдыхая за городом, прокатиться с ветерком по водной глади в одиночку или с семьей и друзьями.
Лодка способна в буквальном смысле парить над водой на расстоянии примерно 20 см, развивая при этом скорость до 45 км/ч. Такая высота «полета» вполне достаточна для легкого и комфортного перемещения корпуса. Приводить судно в движение можно с помощью обычного лодочного мотора (бензинового или электрического) мощностью до 30 л.с., оснащенного длинным дейдвудом. Главные особенности новинки — малый расход топлива (около 4,8 л/ч при скорости 45 км/ч), а также запатентованная система механической стабилизации корпуса без участия каких-либо электронных компонентов. Система Dynamic Wing является саморегулирующейся, поэтому не требует электроники или гидравлики для поддержания движения судна и обеспечения его балансировки, а значит, в конструкции лодки используется меньше частей, которые могут сломаться.
Катер с колесами на полном приводе сам доедет по суше до ближайшего водоема
Многие владельцы водного транспорта сталкиваются с проблемой его транспортировки к берегу водоема. Новозеландская компания Stryda Marine решила этот вопрос раз и навсегда самым простым и логичным способом. Она оснастила свои малогабаритные суда колесами, тем самым дав им возможность передвигаться не только по воде, но и по суше.
Одна из последних разработок производителя — катер Stryda 600C с корпусом длиной 6,43 м и шириной 2,58 м, снабженный двумя колесами сзади и одним сдвоенным спереди. Конечно, на этом плавсредстве нельзя уехать на сотни километров, но добраться от гаража до ближайшего водоема вполне возможно.
Катер весом 2000 кг имеет полный привод, что обеспечивает ему хорошую проходимость при выходе на береговую линию. Двойное переднее колесо придает судну боковую устойчивость, а расположенный внутри корпуса 40-сильный бензиновый двигатель с принудительной системой охлаждения позволяет развивать скорость по суше до 9 км/ч. Тормоза установлены только на задние колеса и оснащены функцией автоматического включения. Благодаря переднему и заднему ходу катер может маневрировать на любой достаточно ровной местности. При переходе с суши на воду привод поддерживает постоянные обороты колес. У герметичной гидравлики есть система контроля тяги, предотвращающая скольжение колес по сложному грунту.
При спуске на воду задние колеса с помощью ручных систем управления поднимаются и устанавливаются за кормой, а переднее двойное колесо складывается и убирается в углубление корпуса в носовой части. Максимальная высота катера с убранными колесами составляет 2,81 м, с выдвинутыми — 3,25 м. Для управления движением судна по земле используют джойстик — им можно задавать и направление, и скорость. Что касается движения по воде, то здесь все традиционно: двигатель мощностью 200–350 л.с. обеспечивает катеру мягкий крейсерский ход со скоростью до 60 км/ч.
Stryda 600C имеет встроенный топливный бак емкостью 600 л. Грузоподъемность судна — не более 500 кг или 6 человек. Корпус выполнен из прочного алюминия; изнутри поверхности окрашены или анодированы. В рубке установлены два широких сиденья, оснащенные стойками с амортизаторами, удобный штурвал и многофункциональный дисплей. Окна кабины тонированы, а расположенный в ней люк служит для доступа в носовую часть катера и к якорной лебедке. Чтобы освещать дорогу при движении по суше в темное время суток, на корпусе предусмотрены фонари.
Надувной каяк-катамаран, который помещается в небольшую сумку и собирается за 4 минуты
С древности приморские северные народы не мыслили своей жизни без каяков. Благодаря этому плавсредству они рыбачили, охотились и перевозили грузы. Со временем каяк усовершенствовался, но все так же используется для рыбалки, охоты и водных сплавов.
Super Kayak, созданный недавно лондонским дизайнером Кирком Кирчевым, отличается от традиционных образцов. Он представляет собой компактный модульный надувной каяк-катамаран, который весит всего 15 кг, легко переносится в небольшой сумке и собирается для спуска на воду буквально за 4 минуты.
В основе модели — два надувных баллона из уникального арамидного волокна, обладающего малым весом, но при этом высочайшей прочностью и стойкостью к механическим воздействиям. Баллоны имеют двойную обшивку и покрытие из термопластичного полиуретана для защиты от проколов и истирания. Их связывает конструкция из анодированного алюминиевого сплава, где установлено сиденье с регулируемой складной спинкой и небольшая сетчатая грузовая платформа.
Каяк помещается в сумку размером 65 х 50 х 30 см, а в разложенном состоянии достигает 3,6 м в длину, 0,9 м в ширину и выдержит гребца весом до 100 кг
Модель способна развивать скорость до 11 км/ч. Запатентованная обтекаемая форма баллонов позволяет каяку быстро разгоняться без особых усилий со стороны гребца, а прочные бамперы отлично поглощают удары. Модульная конструкция новинки дает возможность легко менять отдельные части при износе и повреждении.
В комплектацию Super Kayak входит весло и два электрических насоса, позволяющих одновременно надувать оба баллона.
Типы судов
В зависимости от назначения, морские грузовые суда подразделяются на:
- Контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов в специальных контейнерах. Корабль представляет собой большую открытую площадку, расположенную над трюмами, в которых установлены специальные системы для размещения и закрепления контейнеров.
- Ролкеры — тип кораблей, которые могут разгружаться горизонтально. Такие судна используют, в основном, для перевозки автомобилей, трейлеров, товаров на европоддонах и т.п.
- Лихтеровозы — разновидность морской баржи, которая плывёт с помощью буксирного судна. Применяется для транспортировки грузов в лихтерах.
- Балкеры — судна, предназначенные для перевозки сыпучих грузов — угля, руды, песка, цемента, зерна и т.д. Конструкция данного типа кораблей представляет собой несколько трюмов большого объёма и специальные крышки.
- Сухогрузы — категория грузовых кораблей, предназначенных для транспортировки поштучной продукции в упаковках и не требующих специальных условий хранения. Обычно сухогрузы используют для перевозки тяжёлых и малогабаритных грузов.
- Танкеры — судна большого размера, используемые для перевозки жидких грузов — вина, сжиженного газа, цементного раствора, химических и нефтепродуктов. Для хранения перевозимых товаров используются специальные ёмкости — танки, а для погрузки и выгрузки используется насосная система.
- Газовозы — узкоспециализированные судна, оборудованные сферическими грузовыми помещениями, возвышающимися над палубой. Газовозы могут выдерживать высокий уровень давления.
Несмотря на большое количество минусов, морской транспорт является очень востребованным и выгодным способом перевозки товаров.
Как найти работу после вуза?
После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.
Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.
Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.
Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.
Вопросы к параграфу 12 — ГДЗ по Географии 9 класс Учебник Алексеев, Низовцев, Ким
На сегодня самые предпочтительны для России железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт.
Вопросы к рисунку №39 «Сравнение видов транспорта»
1. Выявите преимущества каждого вида транспорта.
Преимущества авиационного транспорта ‒ это его скорость.
Преимущества морского и речного транспорта ‒ это низкая себестоимость.
Преимущества автомобильного транспорта ‒ это высокая маневренность, возможность доставлять грузы непосредственно потребителям, пассажирооборот.
Преимущества железнодорожного транспорта ‒ скорость, пассажирооборот, грузооборот, низкий процент загрязнения окружающей среды и зависимости от погодных условий.
Преимущества трубопроводного транспорта ‒ низкая себестоимость, высокий грузооборот, низкий процент загрязнения окружающей среды и зависимости от погодных условий.
Преимущества электронного транспорта ‒ высокая скорость, низкая себестоимость, низкий процент загрязнения окружающей среды и зависимости от погодных условий.
2. Подумайте, какие грузы (массовые виды, громоздкие, ценные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить.
Массовые виды грузов лучше перевозить железнодорожным и автомобильным транспортом.
Громоздкие виды грузов лучше перевозить морским, речным, железнодорожным транспортом.
Ценные виды грузов лучше перевозить авиационным транспортом.
Скоропортящиеся виды грузов лучше перевозить автомобильным и авиационным транспортом.
Срочные виды грузов лучше перевозить автомобильным, электронным, железнодорожным и авиационным транспортом.
Вопросы и задания
1. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт – это «кровеносная система» хозяйства страны?
Если даже раньше, когда грузы перевозили на лошадях, ишаках и верблюдах, транспорт был крайне важен для любой страны, то сейчас ‒ и подавно. Продовольствие, бытовая техника, расходные материалы для строительства, и, подумать только, турбины для гидроэлектростанций — всё это нужно доставить к месту назначения.
Без транспорта невозможно представить нормальную жизнь любого города и страны в целом. Как человек не может жить без крови, которая разносит питательные вещества и кислород по всему организму, так и транспорт доставляет полезные грузы, туда, где в них нуждаются.
2. Что нового привнес в развитие транспортных средств ХХ век? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?
В ХХ веке начал активно развиваться автомобильный и авиационный транспорт. Также начал развиваться трубопроводный транспорт, причем развитие достигло до уровня прокладки трубопроводов по морскому дну.
Прогресс привел к тому, что все виды транспорта стали быстрее и удобнее, а главное надежнее. Такое транспортное средство как автомобиль, стало доступно населению.
До конца XIX века в России для перевозки древесины, руды и другого сырья, использовали речной транспорт. Для торговли с другими странами использовали морской транспорт.
Уже в самом в конце XIX века начали появляться железные дороги. Тогда железнодорожный транспорт начал занимать лидирующие место в перевозках грузов и пассажиров.
В СССР больше всего был развит речной, железнодорожный, авиационный транспорты. Когда было открыты месторождения углеводородов в Западной Сибири, то тогда возрос трубопроводный транспорт.
В 90-х годах транспортная система страны пришла была в упадке. Лидирующим транспортом стал железнодорожный.
За последние 20 лет транспортная системы страны значительно развилась. Лидирующие позиции в перевозке груза и пассажиров стал занимать автомобильный, трубопроводный и железнодорожный транспорты.
3. Используя карту атласа «Транспорт России», выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, Европейского Севера России и остальной ее территории.
В России три основных магистральных направления транспортной системы:
- Широтное Сибирское направление «запад-восток». Включает железнодорожные, трубопроводные и частично водные пути.
- Меридиональное Центрально-Европейское направление «север-юг», образованное преимущественно железнодорожными путями. Выходит за пределы России в Украину, в Молдову, в республики Закавказья.
- Меридиональное Волго-Кавказское направление «север-юг» вдоль Волги, по железнодорожным и трубопроводным путям связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Европейским Севером и Уралом, а также странами Средней Азии и Казахстаном.
Если сравнить транспортные системы западной и восточной части страны, то можно отметить отличие. В европейской части России транспортная система отличается густотой автомобильных дорог, железнодорожных путей. Также можно отметить радиально-кольцевое направление дорог. Оно расходится от Москвы во все стороны.
В восточной части транспортная система имеет низкую плотность.
В северных районах Азии в некоторых местах отсутствует автомобильная дорога и железнодорожные пути.
Транспортная сеть на юге региона гуще. Транспортные пути здесь широтные, соединяют центр с отдаленными районами.
4. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов.
Большую территорию России омывают моря Северного Ледовитого океана. На востоке страны находятся моря Тихого океана. Условия плавания по морям Северного Ледовитого океана отличается от условий плавания по морям Тихого океана тем, что северные моря значительную часть года находятся подо льдом, в то время как моря Тихого океана не замерзают.
5. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?
На побережье России находится более 50 морских портов, стратегически важные (в экономическом плане) находятся в Дальневосточном регионе на тихоокеанском побережье (Владивосток и др.). Эту группу портов считают восточными воротами страны. Рассмотрим более детально:
- Порты Дальневосточного бассейна ‒ это Владивосток, Находка, Восточный, которые снабжают северо-восток страны продовольственными и промышленными товарами, а также осуществляют внешнеэкономические связи со странами Азии и Австралией.
- Балтийский бассейн ‒ это порты в Выборге, Санкт-Петербурге, Калининграде, которые обеспечивают экономическую связь с Европой и Америкой.
- Северный бассейн значим для районов Крайнего Севера. Самый крупный порт в Мурманске. Порт в Архангельске ‒ это единственный незамерзающий порт на Северном Ледовитом океане.
- Черноморско-Азовский бассейн ‒ через порты в Новороссийске и Туапсе ведется экспорт нефти.
- Каспийский бассейн ‒ основные порты в Астрахани и Махачкале, через которые перевозят хлеб, лес, металл, поваренную соль, рыбу, хлопок, строительные материалы.
6. Как ваш населённый пункт связан с важнейшими транспортными магистралями страны? Опишите и покажите на карте свой путь в Москву, Санкт‑Петербург, к ближайшему месту отдыха, к ближайшему порту и аэропорту.
В Воронеже размещены три железнодорожных вокзала на железнодорожных станциях Воронеж 1 (прибытие и отправление пригородных поездов южного и северного направлений, поездов дальнего следования, конечным и начальным пунктом которых является Воронеж; нескольких транзитных поездов, следующих с западного направления, а также незначительного количества поездов, следующих по главному ходу в направлении «Москва-Юг»); пассажирский терминал ст. Придача вокзал Воронеж-Южный, и Воронеж-Курский (отправление и прибытие пригородных поездов западного направления). На территории левого берега железная дорога проходит через тоннель, проложенный под улицей Димитрова.
Через Воронеж проходят автомагистраль М4 «Дон» (по объездной дороге) и трасса А144 регионального значения «Курск-Воронеж-Саратов». От города отходят автодороги Р-194 «Воронеж-Луганск» и Р-193 «Воронеж-Тамбов». Работают два автовокзала и одна автостанция: Центральный автовокзал, Левобережный автовокзал и Юго-западная автостанция.
Аэропорт «Воронеж» находится рядом с селом Чертовицы, в 5 км от города. С 1995 года аэропорт имеет статус «международного». Из него ежедневно осуществляются рейсы на Москву, в другие города России и мира. В Левобережном районе расположен аэродром совместного базирования Придача.
Добраться в Москву из Воронежа на самолете (время перелета 1 час 11 минут) или поездом (время в пути 10 часов 54 минуты).
Добраться в Санкт-Петербург из Воронежа на самолете (время перелета 1 час 55 минут) или поездом (время в пути 21 часов 12 минут).
Под Воронежем очень много баз отдыха до которых можно доехать на автомобиле или автобусе.
До аэропорта города Воронеж можно добраться на автомобиле или городском транспорте.
История воздушного транспорта
Несмотря на раннее проектирование первого летательного аппарата Леонардом да Винчи в 1483 году, в воздух на протяжении трех веков никто не поднимался.
Весь опыт человеческого полета начался с летательных шаров, рулем которых был ветер.
Впервые прототип воздушного шара создали Братья Монгольфье и пилот Джин-Франкос. Их модель воздушного шара практически ничем не отличается от современного аналога: полет осуществлялся за счет разницы температур — теплого газа внутри шара, и холодного — снаружи.
В 1901 году Альберт Сантос-Дюмон на воздушном шаре с бензиновым двигателем пролетел большое расстояние -11 км над окрестностями Парижа.
После воздушных шаров начали появляться дирижабли – они могли пересекать океаны, и пролетать почти половину Земли. Позднее дирижабли начали применяться в военной авиации.
Со временем начали появляться вертолеты, планеры, самолеты и другие усовершенствованные модели воздушного транспорта.
Об истории изобретения поезда, рекомендую посмотреть видео:
Вот такой краткий, но весьма интересный рассказ про транспорт для детей у нас получился. Мы рассмотрели самые главные виды транспорта, узнали когда появилось первое колесо и кто изобрел велосипед, чем отличается паромобиль от автомобиля, как появился воздушный транспорт и многое другое.