Легендарные свердловские бренды: шина «Снежинка», «Диск здоровья»
Легендарные свердловские бренды: шина «Снежинка», «Диск здоровья»
Диск здоровья в 2013 году стал экспонатом Музея социалистического быта (Казань). Директору музея Рустему Валиахметову (в центре) уралмашевский мини-тренажёр подарили музыканты группы «А-Студио» Кети Топурия и Байгали Серкебаев. Фото: muzeisb.ru
- Опубликовано в №055 от 31.03.2016
- Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (3 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья»(31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)
Изделия, о которых мы расскажем сегодня, выделяются из общего ряда свердловских брендов: они не были нашими разработками. Тем не менее производились они на свердловских заводах, имели собственные названия и, занимая значительную (до 50 процентов) долю рынка, ассоциировались у очень многих советских людей именно с нашей областью.
От 1 до 10 рублей
1 руб. обед в столовой (борщ ‚гуляш с картофельным пюре, стакан сметаны, два компота, ватрушка)
1 руб. 02 коп. вино “Каберне”
1 руб. 50 коп. ежемесячная плата за домашний телефон
1 руб. 80 коп. 1 доллар США (1990 г.), 1 кг баранины 1 сорта
2 руб. 15 коп. грампластинка в плотном конверте (Мелодия)
2 руб. 40 коп. бутылка вина “Ркацители”
3 руб. обед в ресторане, женская стрижка + химия, трусы мужские импортные, авиабилет Краснодар-Геленджик
4 руб. магнитофонная кассета МК 60–2
5 руб. коньяк КВ,
штраф за нарушение правил пользования ремнями безопасности
штраф за выбрасывание мусора из окон и дверей вагонов поездов
штраф за курение в вагонах поездов и в метрополитене
5 руб. 25 коп. плата за комнату в коммуналке
8 руб. 50 коп. термос китайский
9 руб. аудиокассета 90 мин. (Япония), авиабилет Братск-Усть-Илимск
10 руб. “кубик Рубика
Резиновое изделие номер 1
Граждане СССР шутили над системой стандартизированного производства всего и вся. Также ходили шутки про то, что самым плотным предметом из латекса и, соответственно, занимавшим главное место в списке был противогаз. Как и кондом, он относился к вещам основной необходимости и хранился в каждом доме. Школьники и студенты даже получали его в школе или университете на уроках ОБЖ.
Впервые аналог защитной маски неудачно использовали мастера, которые покрывали позолотой купол Исаакиевского собора в 1838–1841 гг. Позже Николай Зелинский доработал и усовершенствовал модель, которая впоследствии попала на вооружение в Российской империи во время Гражданской войны.
Кроме того, есть мнение, что байка про существование изделий с 1ого по 4ый – это отсылка к засекреченности военной промышленности и паранойе властей того периода.
Вещи из стран соцлагеря, за которыми охотились в СССР (ФОТО)
«Все лучшее – импортное» – такой стереотип крепко засел в сознании советского человека к началу 1980-х годов, отмечает историк Елена Твердюкова. Вещи из стран социалистического лагеря впервые появились на советских прилавках в 1950-х и вызывали огромный ажиотаж вплоть до распада СССР.
Дело, объясняет Твердюкова, не всегда было в качестве. Зачастую чехословацкие или польские товары были не лучше советских. Но в «братских» странах умели хотя бы делать свою продукцию красивой: «Привлекательный внешне, красочно оформленный заграничный ширпотреб моментально раскупался». В условиях, когда торговля с капиталистами была сведена к минимуму, верхом красоты для потребителя были именно вещи из Восточной Европы.
Давайте вспомним, какие именно товары – от автобусов до косметики – СССР импортировал из стран социалистического лагеря.
Болгария:
«Зачем тебе солнце, если ты куришь «Шипку»?», – спрашивал Иосиф Бродский в одном из самых известных своих стихотворений, где призывал не выходить из комнаты. Здесь игра слов: «Солнце», как и «Шипка» – просто еще одна марка болгарских сигарет.
— Джинсы «Рила»
Мода на джинсы, полузапретный символ капитализма, у советской молодежи была повальной. Но достать настоящие американские «Levis» или «Wrangler» (у фарцовщиков и перекупщиков, за бешеные деньги) получалось не у всех, кому-то приходилось довольствоваться болгарскими.
— Бренди «Слънчев Бряг»
Сегодня этот напиток сравнивают по вкусу с самогоном (что не всегда плохо, но не элитарно), но в СССР это был довольно статусный алкоголь.
Венгрия:
— Автобусы Ikarus
Гордость Венгрии, автобусы Ikarus импортировались во все части света, но одним из крупнейших, покупателей был советский «старший брат». Венгерские автобусы можно было увидеть повсюду в СССР, а после исчезновения крупнейшего рынка сбыта в 1991 г., завод-производитель Ikarus обанкротился.
— Кубики Рубика
Венгерский скульптор Эрнё Рубик изобрел игрушку-головоломку в 1974 г., запатентовал на следующий год, и, в принципе, мог больше не работать: через пару лет его изобретение стало абсолютным хитом по всему миру. В том числе и в СССР.
— Горошек Globus
«Эти консервы были эталоном вкуса и качества, и некоторые считали венгерский горошек гораздо вкуснее свежего с грядки», – вспоминают в «Живом Журнале». Globus успешен и сегодня: этот горошек по-прежнему можно встретить в российских магазинах.
Германская Демократическая Республика:
— Фарфор «Мадонна»
Вообще-то эти фарфоровые сервизы не назывались «Мадонна», и ничего священно-возвышенного в них не было: на них изображались вполне фривольные сюжеты из греческой мифологии. Но в СССР, тем не менее, их привыкли называть именно так, и присутствие в доме хорошего фарфора указывало на невероятное богатство хозяев.
— Швейные машинки Veritas
Немецкие машинки Veritas были мечтой советских женщин, вполне успешно соперничая с отечественными Singer. Сейчас к ним уже не найти запчастей: производство давно остановилось, а сохранившиеся машинки – раритеты былой эпохи.
— Компьютеры Robotron
Да, это не совсем макбук: появившиеся на заре эры электроники, Robotron’ы восточногерманского производства предлагали пользователю текстовый редактор, простенькую программу для работы с таблицами и не менее примитивные по нынешним меркам системы управления базами данных. Но в 1980-х такие компьютеры были чудом техники и использовались, в том числе, в советских институтах и конструкторских бюро.
— Фотоаппараты Praktica
Драгоценность для советских фотолюбителей – единственные иностранные зеркальные фотоаппараты, которые в СССР можно было купить легально. «В СССР Praktica super tl была одна из престижных моделей фотоаппаратов для продвинутых любителей, да и многие профессионалы с удовольствием использовали её для внестудийной работы», – вспоминает фотолюбитель С. Андрианов об одной из моделей.
— Фотопленка ORWO
Немецкое производство в СССР воспринималось как знак качества – в том числе среди фотолюбителей. Произведенная на заводе в Вольфене черно-белая пленка ORWO CHROM и цветная OWO COLOR была дорогой и доступной далеко не каждому.
— Игрушечная железная дорога PIKO
Для советских людей, привыкших к тому, что их страна строит прекрасные ракеты и космические корабли, но редко способна произвести что-то изящное и симпатичное, миниатюрные железные дороги PIKO, появившиеся в 1960-е, были чудом. И недешевым удовольствием – в 1970-е наборы PIKO стоили 25 рублей, при средней зарплате в 100.
Польша:
— Косметика Pani Walewska
Польская Народная Республика поставляла в СССР, помимо прочего, косметику, считавшуюся очень качественной…
— Духи «Быть может»
…и духи с интригующим названием, конкурировавшие с отечественной «Красной Москвой» и практически недоступными простым смертным «Chanel» из Франции.
Чехословакия:
— Богемское стекло
Абсолютное воплощение шика и роскоши в советском мире. Как говорила героиня снятого еще в 1957 году фильма «Девушка без адреса», «Это же богемский хрусталь! Его нельзя трогать, на него можно только смотреть». Действительно, использовать предметы из богемского стекла в быту считалось расточительным – только смотреть и восхищаться, не срывая заветной этикетки «Богемия».
— Мебельные стенки
Такие наборы шкафов во всю стену сегодня выглядят несколько анахронично, но в советскую эпоху считались еще одним атрибутом красивой жизни. Встречались немецкие, польские и югославские стенки, но особенно известны стали чешские.
— Трамваи Tatra T3
Если на рынке автобусов доминировали венгерские «Икарусы», то импортные трамваи в СССР – это в первую очередь чешская Tatra. Отдельные трамваи и сейчас можно увидеть в российских регионах, хотя в Москве они в основном списаны.
Artem Svetlov (CC BY 2.0)
— Мотоциклы Jawa
«В те времена, когда японские и европейские мотоциклы можно было увидеть лишь на картинках, красная Jawa для советских мотолюбителей считалась едва ли не образцом совершенства», – пишет «Авто-Ревю», и поспорить тут сложно. Harley Davidson и Kawasaki было не найти, а вот чехословацкая Jawa была доступна.
— Обувь «Цебо»
Люди были готовы часами стоять в очередях за обувной продукцией, выходившей под этим брендом: покупали и туфли, и ботинки, и кроссовки. Впрочем, это относится и к остальным товарам из этой подборки – далеко не на всех хватало импортной «роскоши», и, как только она появлялась в магазинах, начиналась настоящая осада.
Гоночные модели для дорог и шоссе
В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:
- «Тахион»;
- «Москва-80»;
- «Спутник»;
- «Турист».
Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.
«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.
«Тахион» – быстрый, стильный и недосягаемый
«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.
Иметь такого спутника в дороге – большая удача!
«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.
«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.
Олимпийский велосипед «Москва-80»
«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.
Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.
Шипы или «липучка»? Сравнение шипованных и фрикционных зимних шин
Вы знали, что до конца 80-х годов в СССР не было зимних шин? Их просто не выпускали, а достать импортные покрышки можно было лишь по большому блату — в итоге автомобилисты ездили на условной советской «всесезонке», одинаково плохой в любое время года.
К счастью, сегодня сезонная смена шин стала нормой — есть даже законодательный запрет на использование летней резины зимой. Но выбор зимних шин непрост! Один из самых острых споров — что лучше: шипованные шины или фрикционные. У каждого типа шин есть свои плюсы и свои приверженцы. Обсудим особенности «шипов» и «липучки» с холодной, как лёд, головой.
Маркировка зимних шин
Прежде всего, нужно определиться, что вообще считать зимними шинами. Многие ищут на боковине покрышки маркировку M+S (Mud+Snow, «грязь и снег»), считая такие колёса априори зимними. Увы, это не так: символ «M+S» ни к чему не обязывает производителя шины, являясь всего лишь рекламным значком. Часто он встречается на шинах с совершенно летним, «шоссейным» рисунком протектора, на которых далеко не уедешь ни в грязи, ни по снегу. Такие шины называют всесезонными, но в наших широтах от подобной универсальности одни беды. В России никто не ходит круглый год в осенней обуви — ногам будет слишком жарко летом и холодно зимой. Всесезонные шины в климате с заметным перепадом температур ведут себя схоже: «плавятся» летом и «дубеют» зимой, нормально работая лишь в межсезонье.
Действительно зимние шины обозначаются другим значком — Snowflake, в виде снежинки на фоне гор. Привычная маркировка «M+S» обычно тоже присутствует (по принципу «чем больше значков, тем лучше»), но именно значок снежинки гарантирует, что шина проходила зимние испытания на специальных тестовых полигонах со снегом и льдом.
А главный внешний признак зимней резины любого типа — наличие ламелей, множества тонких разрезов в протекторе. В пятне контакта шины ламели расширяются, цепляясь за лёд и укатанный снег, словно присоска к стеклу. Чем извилистее, длиннее и чаще нарезаны ламели, тем лучше резина ведёт себя на скользкой дороге, но тем хуже она едет по сухому асфальту. Верный баланс качеств найти непросто, хотя прогрессивные 3D-ламели, применяемые в современных шинах, стали большим шагом вперёд по сравнению с прямыми ламелями. Конструкция 3D-ламелей не даёт пятакам протектора расползаться на твёрдом покрытии, что заметно улучшило асфальтовые характеристики зимних шин.
Фрикционные (нешипованные) зимние шины
Фрикционная шина (в народе — «липучка») цепляется за снег и лёд за счёт рисунка протектора, ламелей и физических свойств резины, буквально «прилипая» к дороге. С шипованной резиной «липучку» не спутаешь (отсутствие шипов сложно не заметить), но не все знают, что фрикционные шины делятся на два очень разных типа: «европейские» и «скандинавские». Вот их отличить друг от друга внешне сложнее — лучше заранее изучить информацию от производителя или поговорить с грамотным консультантом в магазине.
«Скандинавские» шины или шины для северной зимы — наиболее привычный для России тип фрикционных зимних шин. Они созданы для морозных и снежных зим, характерных для северных стран: количество ламелей на протекторе максимально, а эластичность резины сохраняется даже при очень низких температурах. Мягкость «скандинавских» шин очевидна даже на ощупь — достаточно надавить на протектор пальцем, чтобы убедиться. Это даёт большие преимущества на льду при сильном морозе, но вот по асфальту, особенно при плюсовых температурах, «скандинавки» едут плохо и быстро изнашиваются. Эти шины созданы для настоящей суровой зимы без частых оттепелей.
Плюсы и минусы «скандинавских» фрикционных шин:
✔️ Хорошее сцепление на заснеженной дороге.
✔️ Хорошая работа при низких температурах (от −15 °C и ниже).
⛔ Плохая управляемость на асфальте и снежной «каше».
⛔ Большой тормозной путь на сухом асфальте.
⛔ Быстрый износ при плюсовой температуре.
«Европейские» шины или шины для мягкой зимы — покрышки из более твёрдой резиновой смеси. Они популярны в Центральной и Южной Европе, где дороги быстро чистят от снега, а температура воздуха зимой колеблется около нуля, лишь изредка опускаясь ниже −5 °C. Это слишком тепло для мягких «скандинавских» шин, а вот для более жёстких «европейских» покрышек — в самый раз. Ламелей в них также меньше, что улучшает сцепление на асфальте. Такие шины хорошо подходят для динамичной езды зимой — по чистым дорогам, конечно.
Мягкая зима характерна не только для среднеевропейских стран — на юге России есть регионы с похожим климатом, где выбор «европейских» фрикционных шин вполне оправдан.
Примеры нешипованных зимних шин европейского типа: серия WR от Nokian, Michelin Alpin 6, Bridgestone Blizzak LM001.
Плюсы и минусы «европейских» фрикционных шин:
✔️ Хорошая управляемость и торможение на асфальте.
✔️ Хорошее сцепление на снежной «каше» и влажной дороге.
✔️ Низкий уровень шума.
⛔ Плохая работа при низкой температуре (резина «дубеет» на морозе).
⛔ Посредственные характеристики на укатанном снегу и льду.
Шипованные шины
Шипованные зимние шины часто собирают полярные отзывы. Одни автолюбители в полном восторге от «шипов» и советуют их всем, другие отзываются неодобрительно. В чём причина? Как правило, негативные впечатления от шипованных шин — следствие их эксплуатации в неподходящих условиях. Прежде чем покупать «шипы», нужно разобраться, для чего они сделаны и как работают.
Ещё на стадии производства в протектор шины вживляют шипы — маленькие металлические гвоздики, которые обеспечивают дополнительный зацеп на льду и укатанном снегу. По своим характеристикам шипованные шины ближе к «скандинавским» фрикционным шинам, чем к «европейским». Кстати, во многих странах с мягкой зимой шипованные шины запрещены — слишком сильно шипы «грызут» асфальт.
Однако в северных странах, где снежный накат на дорогах — нормальное явление, шипы весьма востребованы. Вгрызаясь в ледяную корку, шипованные шины обеспечивают наилучшее замедление, разгон и управляемость на скользкой дороге, что подтверждено десятками тестов зимней резины и высоким рейтингом шипованных шин. Откуда же тогда негативные мнения?
Дело в том, что шипованные шины отличаются от фрикционных «скандинавских» не только наличием шипов, но и температурным диапазоном эффективной работы. Состав резиновой смеси для шипов всегда делают твёрже, чем для «липучки», которая эластичнее на сильном морозе. Оптимальная температура для шипованных шин: от 0 до −10 °C, в этих условиях им действительно нет равных на скользкой дороге. С понижением температуры до −15…−20 °C показатели «шипов» и «липучки» на льду выравниваются. А ниже −20 °C хорошая фрикционная шина уже работает лучше шипованной, которая просто не может расцарапать шипами застекленевший от мороза лёд.
Дело в том, что шипованные шины отличаются от фрикционных «скандинавских» не только наличием шипов, но и температурным диапазоном эффективной работы. Состав резиновой смеси для шипов всегда делают твёрже, чем для «липучки», которая эластичнее на сильном морозе. Оптимальная температура для шипованных шин: от 0 до −15 °C, в этих условиях им действительно нет равных на скользкой дороге. С понижением температуры до −20 °C показатели «шипов» и «липучки» на льду выравниваются. А ниже −25 °C хорошая фрикционная шина уже работает лучше шипованной, которой сложно расцарапать шипами застекленевший от мороза лёд.
Кстати, помочь шипам в их битве со льдом можно, увеличив давление в шинах — в этом ещё одно отличие от «липучки». Если фрикционные шины на скользком покрытии работают лучше при небольшом снижении давления (увеличивается пятно контакта с дорогой), то шипованные — наоборот, при повышении, ведь так шипы активнее вгрызаются в лёд. Поэтому не стоит ездить на приспущенных шипованных шинах.
Доработка (нарезка) Я-192
Чтобы улучшить и без того неплохие показатели проходимости шины порой прибегают к нарезке протектора. Все до безобразия просто: нагревают стамеску паяльной лампой и срезают через один боковые грунтозацепы. Подробнее ознакомиться с процессом нарезки и посмотреть видео можете в этой статье. Затратив менее часа на одно колесо получают очень «злую» резину, ближайший конкурент которой обойдется раза в 3 дороже. По отзывам многих владельцев проходимость автомобиля после этой процедуры серьезно улучшается. Но на трассе возрастает шум, и ухудшается управляемость. Это свойственно любой резине класса «экстрим», поэтому ничего страшного здесь нет. Зато в грязь протектор уже не будет «зализываться», что иногда происходит на нерезаной Я-192.