Стоит ли покупать мотоцикл Иж Юпитер-5
Стоит ли покупать мотоцикл Иж Юпитер-5?
В настоящее время редко какая семья не имеет легкового автомобиля. Автомобиль давно перестал быть роскошью, став просто средством передвижения. Мотоциклы на наших дорогах встречаются всё реже. Но так было не всегда. В течение нескольких последних десятилетий прошлого столетия наблюдалась совершенно противоположная картина. Автомобиль был практически недоступен для простого человека. Многим приходилось мечтать хотя бы о мотоцикле. Мотоциклетный бум пришёлся на 80-90-е годы. Наиболее популярными были мотоциклы Ижевского машиностроительного завода. Из них ИЖ Юпитер-5 стал самой массовой моделью.
Основные проблемы и их устранение
Разборка двигателя ИЖ Юпитер 5, видео которой представлено ниже, производится не только по мере поступления проблем, но и в целях профилактики. Например, чистка карбюратора является одним из условий поддержки стабильной работы мотора.
Схема двигателя ИЖ Юпитер 5 проста даже для неопытных мотолюбителей. Поэтому при ремонте не возникнет сложных вопросов. В большинстве случаев поломки возникают из-за халатности владельцев, неправильно эксплуатирующих мопед и не выполняющих регулярное техническое обслуживание. Например, неправильный подбор масла для того или иного времени года. Так, при износе какой-либо детали необходимо произвести ее замену.
- Свеча системы зажигания.
- Головка цилиндра мото мотора.
- Цилиндр двигателя мотоцикла.
- Окно выпускной системы.
- Поршень цилиндра.
- Кольцо поршня цилиндра.
- Канал перепускной системы.
- Палец поршня мотоцикла.
- Шатун коленвала.
- Половинка картера мотора левая.
- Звезда ведущая.
- Полуось коленвала левая.
- Пружинка системы сцепления.
- Винт регулировочного типа.
- Диск системы сцепления нажимной.
- Педаль воздействия на КПП (коробку переключения передач).
- Педаль механизма пускового.
- Диски механизма сцепления.
- Вилка КПП.
- Половина картера мотора правая.
- Головка цилиндра мото мотора.
- Цилиндр двигателя мотоцикла.
- Маховик мотора.
- Крышка кривошипной камеры движка Иж Юпитер 5.
- Генератор мотоцикла.
- Кулачок прерывателя мото.
- Шестеренки КПП.
- Шестеренки КПП.
- Кулачок автоматического включения/выключения механизма сцепления.
Двигатель практичный и очень надеженый
Двигатель получился очень надежным и практичным. Простота системы и неприхотливость облегчило не только ремонт, но и эксплуатацию мотора. Имея 175 куб.см на каждый цилиндр, он не только тянул груженный до дальше некуда боковой прицеп, но и развивал сумасшедшие по тем временам 120 км/час. По сравнению с тяжелыми мотоциклами даже выигрывал в скорости на 10 километров. А еще отлично ведет себя при низких температурах.
О книге: Справочник.
Автор: ООО «Модимио»
Издание: 2021 года.
Формат книги: файл pdf в архиве zip
Страниц: 18
Язык: Русский
Размер: 14,3 мб
Скачать книгу: бесплатно, без ограничений, на нормальной скорости, без SMS, логина и пароля. Файл взят из открытых источников.
Двигатель ИЖ-Юпитер З стал эволюционным развитием конструкции, созданной еще в 1957 году. По меркам начала 70-х годов это умеренно форсированный агрегат. Но его сильными сторонами были неприхотливость к используемым топливу и маслу, простота устройства, позволяющая ремонт в «домашних» условиях. Производством этого двигателя для Ижевского машиностроительного завода занимался его сосед- Ижевский механический завод.
Цилиндры двигателя ИЖ-Юпитер 3 изготовлены из алюминиевого сплава. В них залиты гильзы из специального чугуна. И сами цилиндры, и головки крепятся к картеру длинными сквозными шпильками. Поршни имеют по два компрессионных кольца. Шатуны изготовлены из хромоникелевой стали. В их верхние головки запрессованы бронзовые втулки. В нижних установлены роликовые подшипники с алюминиевыми сепараторами.
Уникальная особенность двигателя ИЖ-Юпитер 3 — два отдельных коленвала, соединенных между собой выносным маховиком. В качестве коренных подшипников применены шарикоподшипники №304. Двигатель питает один карбюратор К-36Д с боковой поплавковой камерой и плоским дросселем, штампованным из латуни. Диаметр диффузора — 27 мм.
Для обеспечения равномерной работы цилиндров между карбюратором и впускным патрубком установлен регулятор смеси, изготовленный из листового металла. За очистку поступающего в карбюратор воздуха отвечает воздухоочиститель контактно-масляного типа.
Трансмиссия и подвеска.
Моторная передача от двигателя к коробке передач — втулочной двухрядной цепью. Сидящее на первичном валу коробки передач сцепление — многодисковое, работает в масляной ванне. Механизм выключения сцепления сблокирован с механизмом переключения передач. Это позволяет пользоваться рычагом сцепления на руле лишь при трогании с места. Коробка передач четырехступенчатая, с переключением двуплечей педалью. Передача на заднее колесо — роликовой цепью, заключенной в закрытый кожух.
Силовой агрегат установлен в стальную одинарную раму замкнутого типа. Передняя вилка — телескопическая, штокового типа, с гидроамортизацией. Задняя подвеска маятниковая, с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами. Взаимозаменяемые спицованные колеса оснащены барабанными тормозами.
Кузов бокового прицепа («коляски») БП-1 изготовлен из листового металла. Он опирается на трубчатую раму через резиновые пружинящие элементы. Подвеска колеса коляски — рычажная, с пружинно-гидравлическим амортизатором. Коляска рассчитана на перевозку одного человека и 30 кг груза.
Модернизации и модификации дорожного мотоцикла ИЖ-Юпитер ЗК.
Дорожный мотоцикл ИЖ-Юпитер ЗК находился в производстве семь лет безо всяких изменений, и мотоциклы из Ижевска все больше отставали от мирового уровня. Лишь в 1978 году началось изготовление модернизированных моделей, получивших индекс 3-01.
Новый карбюратор К-62 с центральной поплавковой камерой, увеличение степени сжатия и изменение фаз газораспределения позволили поднять мощность двигателя ИЖ-Юпитер 3-01 с 25 до 27 л. с. Глушители выпускной системы получили неразъемные корпусы со съемными акустическими элементами.
Главным нововведением во внешнем облике стало узкое переднее крыло, заменившее прежнюю массивную конструкцию. Предвидя жалобы покупателей на то, что новое крыло хуже защищает от грязи, конструкторы сделали его регулируемым по высоте. Руль стал выше, на нем появилась короткоходная ручка газа катушечного типа, а концы рычагов тормоза и сцепления были закрыты резиновыми шариками.
Выступающая из седла кондовая рукоятка уступила место плотно прилегающему гибкому ремешку. Главным новшеством в ходовой части стали новые амортизаторы, с открытыми пружинами и регулировкой преднатяга. Уже в 1979 году наступил следующий этап модернизации — ИЖ-Юпитер ЗК-02.
Он получил некоторые элементы от перспективного ИЖ-7.101.
— Бензобак с плавным переходом к седлу и креплением через резиновые демпферы.
— Заднее крыло с высоким кронштейном стоп-сигнала.
Обе эти машины стали переходным звеном к мотоциклу ИЖ-Юпитер 4, производство которого началось в 1980 году. Его главным новшеством стала 12-вольтовая система электрооборудования, с генератором возросшей с 45 до 100 Вт мощности. Все соединения в электропроводке перешли на современную штекерную систему. Спидометр и контрольные лампы были перенесены в отдельный приборный блок, установленный над фарой типа «европейский луч».
У новых переключателей появилась функция аварийного выключения двигателя. Мощность самого мотора была поднята до 28 л. с, и для передачи возросшего крутящего момента в сцепление пришлось добавить пару дисков. Первые партии машин радовали глаз хромированными крыльями и яркой окраской, но вскоре завод перешел на невзрачную голубую краску. В том числе и для крыльев. Параллельно был модернизирован и боковой прицеп, получивший индекс БП-2. От прежней модели он отличался новым крылом и более совершенным стоп-сигналом.
К сожалению, в истории ижевских мотоциклов четвертый «Юпитер» остался как одна из самых неудачных моделей марки.
Прежде всего, подвела проводка. Новомодные штекерные разъемы поначалу были выполнены так скверно, что контакт в них постоянно пропадал. Владельцам мотоциклов приходилось разбирать все разъемы и обжимать наконечники на проводах, а потом еще и обматывать колодки изолентой для защиты от влаги.
Второй промах относился к двигателю. Форсировка привела к сужению рабочего диапазона и его смещению в зону высоких оборотов. Такая характеристика подходит для прогулочного мотоцикла и хорошего шоссе, но не для универсальной модели, призванной не спеша тянуть груженую коляску по разбитой сельской дороге.
Езда по скользкой после дождя грунтовке превратилась в выматывающее действо. Для движения на малых оборотах не хватало тяги, а при откручивании ручки газа колесо срывалось в пробуксовку, лишь усугубляя положение. Да и максимальную скорость мотоцикл с коляской развивал на третьей передаче. При переключении на четвертую тяга падала.
Эти ошибки были устранены в следующей модели — ИЖ-Юпитер 5, сменившей на конвейере ИЖ-Юпитер 4 в 1985 году. Впервые новая модель проигрывала в мощности предыдущей: 24 л. с. против прежних 28 л. с. На такую жертву пришлось пойти, чтобы сделать характеристику двигателя более «тяговой».
Предупреждение!
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере. Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку книги, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями.
Реализация данной электронной книги с целью получения прибыли незаконна и запрещена. По вопросам приобретения данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям или их представителям.
Дорожный мотоцикл ИЖ-Юпитер ЗК с коляской, история создания, характеристики, конструкция — СКАЧАТЬ КНИГУ >>>
Особенности электрооборудования
Несмотря на унификацию деталей с другими моделями, схема проводки ИЖ Ю5 выбрана для батарейного использования .
Речь идет о контактной системе зажигания, которая при «севшем» аккумуляторе сразу создает проблемы владельцу:
- Запуск двигателя затруднен;
- Двигатель работает с перебоями;
- Движение на малой скорости еще больше разряжает АКБ.
Поэтому, многие владельцы предпочитают модернизировать своими руками систему зажигания на более прогрессивную – бесконтактную электронного типа. Также следует отметить, что ремонт проводки ИЖ Юпитер 5 при возникновении желания подобной модернизации не потребуется (см. также статью о схеме проводки ИЖ Планета 5).
Справочно: в отличие от модели Юпитер, на модифицированную ИЖ Планету 5 устанавливали новую проводку и электронную систему зажигания.
Предлагаемые ниже способы как раз рассчитаны на упрощенную работу – не требующую серьезной замены компонентов.
Переход на бесконтактную систему зажигания
Владельцами ИЖ Юпитер 5 за годы эксплуатации разработана не одна инструкция по переделке электрической сети. И практически все они базируются на элементах от других отечественных мотоциклов (см. также особенности схемы проводки мотоцикла Урал).
Но есть и более прогрессивный способ, при котором:
- Генератор и проводка на ИЖ Юпитер 5 остаются;
- В электросхему вносятся небольшие переделки;
- Аккумуляторная батарея остается для обслуживания вспомогательных систем.
Речь идет о модернизации системы зажигания с комбинированным применением элементов от автомобиля ВАЗ-2108 и мотоцикла Планета 5.
При этом принципиальная схема проводки на ИЖ Юпитер 5 сохраняется:
- Устанавливаются два датчика Холла;
- К ним подключаются два электронных коммутатора (п.1 и 2 – с ВАЗ). Каждая пара датчик-коммутатор обсуживает 1 цилиндр;
- Две катушки зажигания от мотоцикла семейства ИЖ.
На представленной выше схеме цифрами обозначены:
- Свечи зажигания;
- Катушки Планета 5;
- Коммутаторы с «восьмерки»;
- Датчики Холла с «восьмерки»;
- Замок зажигания;
- Аккумуляторная батарея.
Доработка генератора
Данная технология перехода на бесконтактную систему зажигания интересна тем, что владельцу мотоцикла нет необходимости покупать новый генератор, предназначенный для работы в системе электронного зажигания. Соответственно, что и цена переделки будет минимальной.
- Изготовить модулятор, который будет прерывать цепь;
- И установить его на генератор (на вал ротора).
В качестве такого модулятора-прерывателя может послужить пластина из металла, с просверленным в ней отверстием под крепежный болт.
Порядок установки модулятора следующий:
- Пластина-модулятор (на схеме внизу под №2) устанавливается под крепежный болт;
- Несильно притягивается ним;
- Вращением коленвала устанавливаем поршень в ВМТ;
- Выставляем угол опережения зажигания;
- Затягиваем крепежным болтом пластину.
Справочно: помимо модулятора устанавливается под крышку двигателя и два датчика Холла (на схеме №1). Места для их крепления есть.
Популярные направления кастомизации
Ретростиль
Старинные автомобили и мотоциклы сейчас снова в моде, владельцы достают их из сараев и пытаются восстановить внешнее состояние и ходовые качества.
Наиболее популярна для изготовления ретро кастомов Иж Планета 5. Восстановить его до заводского вида задача непростая, потому что достаточно сложно найти оригинальные приборные панели, которые из-за хрупкости часто ломаются. А также в дефиците оригинальные кофры и немятые бензобаки.
Наиболее дорогостоящей и трудозатратной задачей будет восстановить советский хром и окрасить все сколы и трещины.
Кафе рейсер
Это также разновидность ретростиля только уже Британского, времен 60-70-х годов. Основными переделками для стиля кафе-рейсер являются:
- Плоское сиденье,
- Оригинальная хвостовина,
- Обтекаемый бак,
- Круглые зеркала,
- Вместо приборной панели, один круглый датчик,
- Однотонный темный окрас,
- Множество хромированных элементов.
Чоппер
Из Иж Планета 5 очень часто делают настоящий чоппер. Этот вариант не подходит для большинства, так как является очень сложным. Прежде всего необходимо будет произвести большие манипуляции с рамой, а для этого надо специальное оборудование. Для этого производят следующие изменения:
- Удлиняют переднюю вилку,
- Устанавливают широкое заднее колесо небольшого диаметра,
- Делают широкую сидушку, с характерной посадкой,
- Создают высокий руль,
- Окрашивают в темный цвет и хромируют детали.
Легкий мопед «Рига-7» (1969-1975)
Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
Легкий мопед Рига-12 выпускался с 1974 года. Элегантный дизайн двухколесной машины разработал дизайнером Гунаром Глудиншом.
Мопед оснащался простейшим 2,2-сильным 50-кубовым моторчиком Ш-57 с бумажным воздушным фильтром. К услугам двух ездоков — удобное седло длиною 43 см. 5,5-литровый топливный бак позволял проехать на одной заправке около 235 км.
Максимальная скорость Рига-12 составляла 50 км/ч. С 1977 года с конвейера начали сходить «рестайлинговые» Рига-16 с кик-стартером и улучшенной отделкой (на фото).
Мокик «Дельта» — это практически новая разработка после серии «Рига». Оригинальная рама и удачный двигатель на долго сделали любимой именно эту модель.
В новом двигателе В-50 были учтены недостатки предыдущих моделей, было усилено сцепление, валы коробки передач стали вращаться в подшипниках, а появившееся ножное переключение скоростей в двигателе В-501 ещё долго вызывало восхищение у покупателей.