4. Сцепление автомобиля газ-53-12. Назначение, устройство и работа
4. Сцепление автомобиля газ-53-12. Назначение, устройство и работа .
Сцепление автомобиля ГАЗ-53-12 — однодисковое с периферийными нажимными пружинами, механическим приводом выключения и гасителем крутильных колебаний. Ведущую часть сцепления составляют кожух 10 (рис. 3, а) и нажимной диск 4. Крутящий момент от маховика 1 двигателя передается через болты крепления кожуху 10 сцепления. В три прямоугольные прорези кожуха плотно входят обработанные приливы чугунного нажимного диска 4, передающие вращение от маховика через кожух нажимному диску сцепления.
Ведомой частью сцепления является ведомый диск 3. Ступица 25 ведомого диска надета на шлицы ведущего вала коробки передач, через которые крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля. С ведомым диском ступица соединена пружинами 26 и упорными пальцами 24. Опорой для переднего конца ведущего вала служит шарикоподшипник, расположенный в выточке фланца коленчатого вала. Тонкий стальной ведомый диск 3 сцепления сделан разрезным. С обеих сторон к нему приклепаны кольцевые фрикционные накладки из прессованной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении.
Сцепление должно плавно включаться при постепенном отпускании педали, поэтому его ведомый диск состоит из стального диска и шести прикрепленных к нему волнистых пружинных пластин. Одна из фрикционных накладок (передняя) приклепана непосредственно к диску, а другая (задняя) — к пластинам. При включении сцепления пружинные пластины постепенно выпрямляются и трение между ведомым диском и рабочими поверхностями ведущего диска и маховика плавно увеличивается.
Ведомый диск зажат между ведущим диском и шлифованной поверхностью маховика при помощи двенадцати пружин 15, под которые со стороны ведущего диска подложены теплоизоляционные шайбы. Назначение этих шайб — предотвратить уменьшение упругости пружин при их нагревании в случае пробуксовывания дисков.
Три оттяжных рычага 11 выключения сцепления установлены в вилках 9 на осях, вращающихся в игольчатых подшипниках. Вилки 9 шарнирно закреплены в кожухе 10 на пружинах регулировочными гайками 8 с конусной поверхностью. Шарнирное крепление вилок оттяжных рычагов к кожуху сцепления объясняется тем, что при включении сцепления вилка вместе с оттяжным рычагом смещается, так как верхний конец рычага перемещается по прямой линии вместе с приливом нажимного диска. В картере сцепления закреплен шаровой палец 14,на котором размещена вилка 22 выключения сцепления. К раме прикреплен кронштейн 18, в котором на втулках установлен валик 20 педали 21 сцепления. При выключении сцепления водитель нажимает ногой на педаль 21, которая через рычаг 17 привода и регулировочную тягу 16 вилкой 22 выключения сцепления перемещает вперед муфту 12 выключения сцепления. Последняя нажимает через подшипник 13 на внутренние концы оттяжных рычагов 11, отводящих нажимной диск 4 от ведомого диска 3, вследствие чего прекращается передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, а нога водителя воспринимает силу сжатых пружин 15.
Шарикоподшипник 13 муфты 12 выключения сцепления обеспечивает снижение трения и износа рычагов 11. При выключении сцепления переднее кольцо подшипника вращается вместе с оттяжными рычагами. Момент трения в гасителе создается стальными регулировочными шайбами и фрикционными паронитовыми кольцами. Масленка 7 колпачкового типа, установленная в картере 2 сцепления, служит для смазывания муфты выключения сцепления и ее подшипника 13. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу.
Для полного выключения сцепления между торцом подшипника 13 муфты 12 и головками оттяжных рычагов 11 во включенном сцеплении имеется зазор, который по мере износа накладок ведомого диска постепенно уменьшается и чтобы избежать частых регулировок этот зазор делают заведомо большим (3. 4 мм).
Зазор регулируют, изменяя регулировочной гайкой длину тяги 16. Все детали сцепления расположены внутри алюминиевого литого картера 2, нижняя съемная половина которого изготовлена из стали.
Рис. 3.Сцепление и его привод
а—сцепление автомобиля ГАЗ-53-12; 1 — маховик: 2—картер сцепления; 3—ведомый диск; 4—нажимной диск; 5, 6 и 13—подшипники; 7—масленка; 8—регулировочная гайка; 9—опорная вилка; 10— кожух сцепления; 11—оттяжной рычаг; 12—муфта выключения сцепления; 14—шаровой палец; 15— нажимная пружина; 16—регулировочная тяга; 17— рычаг привода; 18—кронштейн педали сцепления: 19—пружина педали сцепления; 20—валик педали сцепления; 21 — педаль сцепления; 22—вилка выключения сцепления; 23 — пружина вилки выключения сцепления; 24—упорный палец; 25—ступица ведомого диска;
3. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Сцепление. Техническое обслуживания сцепления
Сцепление автомобилей — сухое, однодисковое, с демпферным устройством, установлено в литом алюминиевом картере (рис. 30).
Сцепление автомобиля ГАЗ-66 отличается от сцепления автомобиля ГАЗ-53А только различными упорными цапфами вилок выключения сцепления (что обусловлено различными приводами выключения сцепления), крышками люков установки зажигания и наличием штифта установки зажигания, запрессованного в картер сцепления автомобиля ГАЗ-66 (в картере сцепления ГАЗ-53А штифт отсутствует).
Нажимные и ведомые диски, а также муфты выключения сцепления автомобилей ГАЗ-53А н ГАЗ-66 отличий не имеют.
Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-53А — механический (см. рис. 30), автомобиля ГАЗ-66 (рис. 31) — гидравлический.
Рис. 30. Сцепление автомобиля ГАЗ-53А и его привод:
1 — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг выключателя сцепления; 6 — маслёнка; 7 — регулировочный болт; 8 — муфта выключения сцепления; 9 — ведущий вал коробки передач; 10 — вилка выключения сцепления; 11 — кожух; 12 — нажимная пружина; 13 — регулировочная гайка; 14 — тяга; 15 — оттяжная пружина; 16 — педаль сцепления
Рис. 31. Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66
1 — резиновый буфер; 2 — передний кронштейн; 3 — главный цилиндр; 4 — пробка; 5 — задний кронштейн; 6 — промежуточный рычаг; 7 — тяга; 8 — толкатель; 9 — защитный чехол; 10 и 24 — оттяжные пружины; 11 — поршень главного цилиндра; 12 — внутренняя манжета; 13 — возвратная пружина; 14 и 17 — трубопроводы; 15 — педаль; 16 и 18 — гибкие шланги; 19 — перепускной клапан; 20 — рабочий цилиндр; 21 — толкатель; 22 — контргайка; 23 — наконечник толкателя; 25 — вилка выключения сцепления; 26 — эксцентриковый болт
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ
Виды работ по обслуживанию сцепления в его привода, а также сроки их проведения приведены в разделе «1.2. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания».
При смазке упорного подшипника муфты выключения сцепления необходимо выжать смазку в количестве одной полной заправки колпачковой масленки. Более частая и обильная смазка может привести к тому, что излишек смазки будет попадать на диски сцепления, что может вызвать отказ в работе. Более редкая смазка подшипника приводит к загустеванию смазки в отверстиях, подводящих её из кольцевой полости муфты к подшипнику, и к последующему отказу в работе подшипника из-за прекращения поступления смазки.
Особое внимание следует уделять уходу за приводом выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66 в связи с применением жидкости ГТЖ-22 в качестве рабочей жидкости, так как она обладает сильными окислительными свойствами.
Для нормальной работы сцепления автомобиля ГАЗ-53А необходимо обеспечить зазор между головками рычагов выключения сцепления и упорным подшипником 4 мм. Для получения этого зазора необходимо периодически проверять и регулировать свободный ход педали сцепления, который должен быть 35 — 45 мм. Свободный ход педали сцепления регулируют изменением длины тяги, соединяющей вилку выключения сцепления с рычагом на валике педали. Увеличение свободного хода достают отвёртыванием гайки на тяге, уменьшение — завертыванием.
Для нормальной работы сцепления автомобиля ГАЗ-66 необходимо обеспечить зазор между головками оттяжных рычагов и упорным подшипником 2 мм и зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра 0,5 — 1,5 мм.
При регулировке привода выключения сцепления сначала регулируют зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра эксцентриковым болтом 26 (см. рис. 31 ). Нормальному зазору соответствует свободный ход педали 3,5 — 10 мм. После регулировки гайку болта 26 затягивают. Если при помощи эксцентрикового болта не удаётся обеспечить требуемый свободный ход педали, то предварительно его регулируют изменением длины тяги 7.
Зазор между упорным подшипником выключения сцепления и головками рычагов регулируют изменением длины толкателя рабочего цилиндра, при этом необходимо получить свободный ход конца вилки выключения сцепления 3,5 мм. После регулировки суммарный ход педали должен быть 30 — 37 мм.
Для нормальной работы сцепления необходимо также обеспечить ход поршня рабочего цилиндра не менее 23 мм. При меньшем ходе возможно неполное выключение сцепления. Ход поршня рабочего цилиндра не регулируют. Уменьшенный ход указывает на наличие воздуха в системе гидравлического привода. В этом случае необходимо прокачать жидкость в гидравлическом приводе. Для этого, сняв резиновый защитный колпачок с головки перепускного клапана рабочего цилиндра, надеть на головку шланг для прокачки. Конец шланга опустить в стеклянный сосуд, в который налито немного жидкости, и отвернуть клапаны на ½ — ¾ оборота.
Привернув к резьбовому наконечнику пробки главного цилиндра шланг шинного насоса, создать насосом небольшое давление в системе (рис. 32). При этом под действием давления жидкость из резервуара главного цилиндра заполняет систему гидравлического привода, вытесняя воздух через перепускной клапан рабочего цилиндра. Воздух из шланга будет проходить через жидкость в стеклянном сосуде в виде пузырьков.
Рис. 32. Прокачка жидкости в приводе выключения сцепления автомобиля ГАЗ-66
После того как прекратится выход воздуха из системы гидравлического привода (прекратится выход пузырьков из шланга для прокачки), завернуть клапан, снять шланг для прокачки, надеть на головку перепускного клапана защитный колпачок и, отвернув пробку главного цилиндра, долить жидкость до уровня 15 — 20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия; пробку завернуть. При прокачке нельзя допускать обнажения дна в главном цилиндре. Поэтому, если из системы вытекло около стакана жидкости, прекратить прокачку и продолжить её только после доливки жидкости в главный цилиндр.
Диск и корзина сцепления ГАЗ-53
Сцепление на грузовике ГАЗ 53 является проблемным местом в плане поломок, нередко его приходится ремонтировать. Здесь есть ряд факторов, по которым возникают различные неисправности:
- Машину периодически нагружают свыше допустимой нормы и эксплуатируют в тяжелых дорожных условиях;
- Конструкция ведущего диска сцепления сама по себе далека от совершенства;
- Качество деталей оставляет желать лучшего.
Пример установленного сцепления на автомобиль ГАЗ 53
Устройство
Сцепление модели ГАЗ 53 сухое, с одним ведомым и одним ведущим диском сцепления. Вся система сцепления включает в себя следующие элементы:
- Корзину сцепления (ведущий диск);
- Диск сцепления (ведомый);
- Выжимной подшипник в сборе (сам подшипник и муфту);
- Вилку;
- Шток;
- Трубки и шланги;
- Рабочий цилиндр сцепления;
- Главный цилиндр сцепления.
Неисправности
Если перестает работать сцепление, понять это можно по следующим признакам:
- Невозможно включить ни одну скорость;
- Передача включается с хрустом и скрежетом;
- Педаль нажимается очень легко и проваливается;
- Педаль сцепления не нажимается до конца хода (не нажимается до пола);
- Педаль находится ниже необходимого уровня, ближе к полу в салоне;
- Не каждый раз можно нормально включить скорость – сцепление то появляется, то пропадает;
- При переключении передач ничего не происходит, и автомобиль не трогается с места;
- При трогании с места происходят рывки, движение начинается с дрожью и биением;
- Скорости включаются нормально, выжим педали тоже в норме, но машина не развивает оборотов, нет мощности;
- Свист, шум во время нажатия на педаль сцепления.
Причиной может быть любая из деталей, но по признакам характерны поломки:
- Неисправен главный цилиндр – педаль проваливается, слишком легко нажимается, периодически пропадает сцепление;
- Неисправен рабочий цилиндр – педаль встает колом, не нажимается до конца. Если цилиндр течет и ушла жидкость, то включить какую-либо скорость будет трудно;
- Не отрегулированы лапки корзины сцепления – автомобиль будет трогаться с дрожью, с рывками. Если регулировка сильно нарушена, то может быть и скрежет при трогании, а некоторых случаях тронуться будет невозможно. С «дрожанием» трогаться машина может еще из-за погнутого диска сцепления;
- Лапки сцепления сломаны – скорее всего, двигаться будет невозможно;
- Оборван диск сцепления – скорости включаются, а машина стоит на месте и не едет;
- Сломана вилка сцепления – педаль опустилась вниз, нет нормального выжима;
- Сносились накладки диска сцепления – машина пробуксовывает, не едет нормально, обороты «ревут», а мощности нет.
Также могут замаслиться накладки, стоит обратить внимание на течь масла из заднего коренного подшипника коленчатого вала – на «газончиках» это болезнь;
- Заклинил или начинает шуметь выжимной подшипник – шум возникает при нажатой педали. Заклинавший подшипник приводит к быстрому износу лапок сцепления. Еще одним признаком является дым и гарь в районе «колокола» двигателя (картера сцепления).
Вообще, вариантов можно назвать здесь всяких много, но основные уже перечислены.
ГАЗ-53 оснащен однодисковым сухим сцеплением, на ведомом диске которого установлено демпферное устройство.
В последние годы в продаже на «газоны» появились лепестковые корзины, они удобнее лапковых в том, что не требуют регулировки. Но вот надежнее ли они, это другой вопрос. И лапковые корзины лучше тем, что их всегда можно отремонтировать – ремкомплекты рычагов для корзины есть в продаже в каждом специализированном магазине и стоят недорого.
Установленная лапковая корзина
Неполное включение сцепления
Если любая из передач тяжело включается, да еще и с шумом, то скорей всего происходит неполное выключение сцепления, которое может возникнуть из-за большого свободного хода вилки сцепления.
В этом случае просто нужно отрегулировать свободный ход. Такое может происходить из-за коробления ведомого диска. Лучше поменять на новый. Также можно попробовать отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления, или зачистить шлицы.
Замена пружин и накладок
ГАЗ-53 стал разгоняться медленнее, чем обычно, не набирает нужную скорость, и тяжело преодолевает подъемы, то это свидетельствует о неполном включении сцепления.
Это может произойти, если нажимные пружины перестали давить с нужной силой, тогда потребуется их замена.
Обратите внимание на фрикционные накладки, возможно, они замаслены, либо стали изношенными. Если они замаслены не сильно, то достаточно просто промыть их керосином и потереть мелкой шкуркой.
При сильном замасливании рекомендуется заменить либо фрикционный диск, либо накладки. Отсутствие свободного хода вилки выключения сцепления также приводит к таким последствиям. Сцепление включается резко, то это может быть по причине износа фрикционных накладок, которые необходимо заменить вместе с ведомым диском или без.
Другие неполадки
Остальные симптомы и лечение их такие же, как и в случае неполного включения сцепления. При появлении писка в сцеплении рекомендуется смазать подшипник муфты выключения сцепления или заменить его. Также можно проверить исправность демпферного устройства.
Регулировка
Если лапковое сцепление «дергается», то можно попробовать его отрегулировать. Регулировку лапок на рабочем автомобиле можно проводить двумя способами, первый способ является как бы «книжным», вторым чаще пользуются в автосервисах.
- Ставим машину на яму.
- Снимаем поддон картера сцепления.
- Снимаем вилку сцепления, чтобы можно было добраться до лапок.
- Берем пруток проволоки (немногим длиннее спички) и пользуемся им, как измерительным инструментом. Прокручивая маховик, выбираем наименее болтающуюся лапку, и замеряем прутком ее высоту от маховика. Остальные две лапки необходимо выставить на такую же высоту. Для регулировки проворачиваем гайки в нужную сторону, гайки находятся с наружной стороны рядом с лапками.
- Выставив все рычаги (лапки) на одинаковом расстоянии, проверяем работу сцепления на ходу. Если все отрегулировано нормально, не забываем законтрить регулировочные гайки на корзине.
- Устанавливаем поддон картера сцепления. Работа закончена.
Первым методом не всегда удается отрегулировать сцепление. Дело в том, что лапки ходят в игольчатых подшипниках, и в этом соединении может быть износ. Тогда второй способ регулировки будет несколько эффективнее. Операции проводятся все те же, только вот суть самой регулировки несколько другая.
Производить работы здесь необходимо вдвоем:
- Подготавливаем набор автомобильных щупов для регулировки клапанов;
- Также снимаем поддон картера сцепления;
- Складываем несколько щупов и набираем приблизительно 1,5 мм;
- Один из участников нажимает и держит педаль сцепления, второй между диском и маховиком устанавливает щуп под каждую лапку;
- Под каждой лапкой щупы должны входить плотно, с одинаковым усилием. Установив таким образом зазоры, проверяем работу не ходу;
- И не забываем закернить регулировочные гайки.
Если диск не кривой и лапки не сильно выработаны, второй метод помогает нормально отрегулировать сцепление с первого раза.
Замена корзины или диска сцепления
Убедившись в неисправности корзины или диска, меняем сцепление:
- Ставим автомобиль на яму;
- Снимает в салоне рычаг КПП;
- Откручиваем карданный вал целиком и убираем его в сторону. На задней крестовине кардана и на фланце заднего моста предварительно устанавливаем метки. Установка вала в том же положении позволит избежать вибрации после сборки;
- Снимаем вилку выжимного подшипника;
- Отворачиваем от КПП тяги ручного тормоза;
- Откручиваем гайки крепления коробки передач и демонтируем ее;
- Снимаем поддон картера сцепления;
- Отворачиваем шесть болтов крепления корзины сцепления. Чтобы отвернуть все, нужно будет прокручивать маховик двигателя.
Как регулируют сцепление на газ 53
Доставка по Украине +38 050 50-745-16, +38 098 377-71-05 e-mail: gaz paz2018@gmail.com График работы: вт-вс 8.00-15.00
- /> />
- Замена сцепления на ГАЗ-53
Информация
Магазин
- Кузов
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Механизмы управления
- Колеса и ступицы
- Кузов
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Механизмы управления
- Колеса и ступицы
- Кузов
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Механизмы управления
- Колеса и ступицы
- Кузов
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Механизмы управления
- Колеса и ступицы
- Кузов
- Двигатель
- Двигатель
- Система питания
- Система охлаждения
- Система выпуска .
Замена сцепления на ГАЗ-53
Для начала немного теории. Сцепление ГАЗ-53 (однодисковое сухое механическое) располагается в чугунном картере сзади двигателя. Составляют его две основные части: нажимной и ведомый диск. Выключение сцепления производится механически. Для снятия сцепления необходимо демонтировать коробку передач, снятие двигателя не требуется. При наличии слесарных навыков, эта работа займет у вас порядка 3-4 часов.
Подготовительные работы.
Для демонтажа сцепления необходимо иметь доступ к автомобилю снизу, поэтому все работы нужно проводить на яме.
Начать следует с демонтажа металлического листа, который находиться в кабине под ковриками. После того как мы вытащили этот лист железа, нам открывается замечательный вид на коробку сверху.
Затем необходимо отсоединить карданный вал от фланца КПП. Чтобы разъединить шлицевое соединение фланцев, нужно открутить одну сторону подвесного подшипника. После этого убираем кардан в сторону. Полностью откручивать его нет необходимости. Так как вес коробки сравнительно не малый для поддержки при снятии, лучше использовать гидравлическую подставку.
Демонтаж КПП и сцепления.
Для снятия коробки передач необходимо выкрутить 4 гайки, которые присоединяют трансмиссию к кожуху. После этого остается чуть приподнять КПП и аккуратно, отодвигая подставку на себя, снять коробку.
Основными запчастями, которые требуют замены в сцеплении, являются: ведомый диск, корзина и выжимной подшипник. После демонтажа коробки, снимаем картер сцепления, впоследствии откручиваем монтажные болты кожуха сцепления. Отворачивать болты необходимо постепенно, это нужно для того, чтобы не прогнулись опорные лапы кожуха. Также, если не соблюдать это правило, можно сорвать болты, которые откручиваются последними.
Затем снимаем тягу о оттяжную пружину.
И вот мы подошли к снятию самого сцепления. Следует помнить, что демонтаж ведущего и ведомого диска осуществляется только в определенном положении, потому что вторая поперечина рамы отчасти перекрывает люк картера. Первым нужно снять нажимной диск.
Его необходимо повернуть так, чтобы одна из лап кожуха оказалась внизу, одновременно, приподняв ведомый диск, извлечь его. Делать это нужно очень аккуратно, чтоб не выпустить корзину из рук.
Также, когда сцепление уже снято, рекомендуется проверить состояние подшипника моховика, так как при выходе его из строя придется проделать ту же самую трудоемкую работу, что и при замене сцепления.
Монтаж КПП и сцепления.
Сборка сцепления производится в обратном порядке. Регулируют сцепление, закладывают смазку в выжимной подшипник через пресс-масленку, через отверстие смазывают шарикоподшипник первичного вала, который располагается в маховике.
Поверхности контакта маховика и ведомого диска перед монтажом необходимо обработать обезжиривающей жидкостью. Затем устанавливаем ведущий и ведомый диск, отцентровать их можно с помощью старого первичного вала либо его макета, размеры которого идентичны размерам вала. Затягивать болты крепления ведущего диска нужно равномерно, чтобы избежать перекосов. При монтаже вилки выключения сцепления регулируют правильную установку лапок на лысках муфты. И в заключении наденьте оттяжную пружину.