Virbactd.ru

Авто шины и диски
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Привод водяного насоса, компрессора и генератора ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 осуществляется клиновыми ремнями, от надежной работы которых зависит нормальная работа этих агрегатов.

Поэтому при повседневном уходе за двигателями предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его.

Особенно тщательно проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.

Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.

Кроме того, чрезмерное натяжение ремня привода водяного насоса ЯМЗ-236 может послужить причиной разрушения подшипников насоса.

Нормально натянутый ремень водяного насоса при нажатии на середину длинной ветви с усилием 40 Н (4 кгс) прогибается на 7–12 мм или 10–15 мм (рис. 14), а ремень компрессора – на 4 – 8 мм на короткой ветви (рис. 16).

Натяжение ремней привода генератора автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 проверять нажатием с усилием 40 Н (4 кгс) на середину ветви каждого ремня (рис. 4), при этом ремни привода генератора должны прогибаться на 10 – 15 мм.

Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулировать их натяжение.

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 регулировать натяжным устройством, для чего:

— ослабить болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

— при помощи воротка Ø12 мм, вставленного в отверстие рычага кронштейна натяжного приспособления, произвести натяжение ремня;

— не ослабляя усилие натяжения затянуть болты крепления рычага кронштейна натяжного приспособления;

— проверить натяжение ремня.

Рис.14. Проверка натяжения ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236

Рис.15. Снятие регулировочных прокладок

Натяжение ремня водяного насоса двигателей ЯМЗ-236 регулируйте прокладками. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 15).

Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой райки. Затем проверьте правильность натяжения ремня.

При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 регулировать натяжным устройством.

Перед регулировкой отвернуть контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства – на половину оборота и гайку болта-натяжителя – на два оборота.

Вращая болт-натяжитель, отрегулировать натяжение ремня. После регулировки затянуть гайку и контргайку крепления оси моментом 120…150 Нм (12…15 кг/см) и гайку болта-натяжителя моментом 10…20 Нм (1…2 кг/см), при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива.

Рис.16. Проверка натяжения ремня компрессора ЯМЗ-236

Рис.17. Проверка натяжения ремня генератора ЯМЗ-236

Натяжение ремня привода генератора регулировать перемещением генератора относительно оси его крепления.

Читайте так же:
Как отрегулировать клапан вестгейта

Перед регулировкой ослабить затяжку болтов крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке.

После регулировки надежно закрепить генератор. При увеличенной вытяжке и обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора заменить комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

Подтяжка крепления головки блока цилиндров дизелей ЯМЗ-236

Проверить момент затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 тарированным ключом в холодном состоянии двигателя и, при необходимости, подтянуть их до момента 235…255 Нм (24…26 кг/см). Затяжку гаек производить в последовательности, показанной на рис. 18, в
порядке возрастания номеров.

Рис.18. Порядок затяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236

После подтяжки гаек шпилек крепления головок цилиндров ЯМЗ-236 отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме и установить крышки головок цилиндров.

Регулировка зазоров в клапанов двигателя ЯМЗ-236

Тепловые зазоры в клапанном механизме ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25…0,30 мм.

При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20…0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов ЯМЗ-236, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма.

При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя.

Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару. Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов ЯМЗ-236 рекомендуется прижать:

— на головке правого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов – к упорной шайбе;

— на головке левого ряда цилиндров ЯМЗ-236 коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапаны ЯМЗ-236 правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

— Выключить подачу топлива.

— Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

— Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120…150 Нм (12…15 кг/см).

— Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 19), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется).

— Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на 1/3 оборота (≈120º). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.

Читайте так же:
Регулировка подвесного мотора на транце лодки пвх

Рис.19. Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ-236

— Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

Рис.20. Регулировка зазора клапанного механизма ЯМЗ-236

— Для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис.20), установить зазор 0,25…0,30 мм.

— Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм – с усилием.

Для регулировки зазоров клапанного механизма ЯМЗ-236 автомобилей Урал, Маз, трактора Т-150 остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на 1/3 оборота. Зазоры регулировать как указано выше.

Регулировку зазоров по цилиндрам ЯМЗ-236 рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1–4–2–5–3–6.

После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

Техническое обслуживание автомобиля SHAANXI EVRO-3

777

При проверке используется 13 мм торцовый ключ (головка).
Используйте 32 мм ключ для прокручивания коленчатого вала (валоповоротный ключ). Применяя валоповоротный ключ вручную, медленно вращайте маховик дизеля до момента, когда верхняя шкала на корпусе маховика совместится с насечкой на картере, при этом поршень первого цилиндра будет находиться в верхнем положении такта сжатия (впускной и выпускной клапаны первого цилиндра будут в закрытом состоянии).

Внимание! При проверке зазоров клапанов, дизель должен находиться в
холодном состоянии – температура ниже 60ºС. Когда измерительный щуп
скользит с заеданием между головкой штока клапана и рычагом, проверяемая
величина зазора является правильной.

Используется отвёртка и 14
мм накидной ключ.
В момент, когда поршень первого цилиндра находится в
верхнем положении хода сжатия, проверьте и отрегулируйте зазоры
клапанов 1, 2, 3, 4 и 5 цилиндров, отмеченные на рисунке выше (I означает клапан впуска, Е означает
клапан выпуска).

Снимите крышки цилиндров в количестве 6 шт

110

Зазор впускного клапана 0.3 мм.
Зазор выпускного клапана 0.4 мм.
Зазор в системе WEVB выпускного клапана — 0.25 мм.
Приводы впускных (Е) и выпускных (I) клапанов представляет собой рычаги типа коромысла, свободно качающиеся на центральной оси.

Рычаг привода выпускного клапана передает усилие от кулачкового вала, через стержень толкателя на длинное плечо рычага, которое заканчивается устройством масляного компенсатора зазора (система WEVB, дет. 3, 4, 5, 6, 7, 8). Поршень наконечника системы WEVB контактирует непосредственно с торцом стержня клапана.
В системе WEVB под давлением моторного масла выдвигается поршень (деталь 5), который компенсирует зазор между рычагом и торцом клапана, уменьшая ударную нагрузку на выпускной клапан.
При уменьшении оборотов двигателя давление масла уменьшается и увеличивается зазор в приводе выпускного клапана.
Закрытие клапана происходит под действием клапанной пружины.

Читайте так же:
Карбюратор husqvarna 236 регулировка

Регулировка зазоров в приводе выпускного клапана.
Установите коленвал двигателя в положение верхней точки хода сжатия 1-го цилиндра.
Отпустите на ½ оборота контргайку регулировочного болта 10. В зазор между торцом стержня клапана и поршнем системы WEVB вводите щуп 0,4 мм. Регулировочный болт 10 вращайте до момента, когда установленный в зазоре щуп 0,4 мм будет перемещаться с
трудом (с заедание). Контргайкой зафиксируйте положение регулировочного болта. Таким образом регулируется длина хода открытия выпускного клапана.
Далее, не вынимая щуп 0,4 мм из зазора поршень WEVB – стержень клапана, регулируется величина компенсационного зазора привода выпускного клапана.
Отпустите контргайку 1 регулировочного болта 2 на ½ оборота. В зазор между вкладышем регулировочного болта 2 и верхней частью рычага привода (дет. 3) вставьте щуп 0,25 мм. Вращением регулировочного болта 2 установите зазор, при котором щуп перемещается с заеданием.
Положение регулировочного болта 2 фиксируется контргайкой 1.

111

Детали привода клапана выпуска
1. Гайка для регулировки зазора клапана.
2. Комплект регулирующего болта.
3. Комплект рычага выпускного клапана.
4. Стальной шар.
5. Поршень рычага клапана.
6. Пружина рычага поршня.
7. Игла.
8. Пружина запорного клапана.
9. Комплект держателя рычага клапана.
10. Винт для регулировки зазора клапана.
11. Болт с шестигранной головкой.
12. Рычаг-держатель.

Регулировка зазора впускного клапана.
Рычаг привода впускного клапана не имеет на своем длинном конце систему WEVB. Регулировка тепловых зазоров проводится только вращением регулировочного болта на коротком плече рычага.

Отпустите контргайку регулировочного болта. В зазор между торцом стержня клапана и плоскостью рычага установите щуп 0,3 мм. Вращением регулировочного болта создайте зазор, при котором щуп перемещается с усилием. Затяните
контргайку регулировочного болта

После регулировки зазоров, затяните контргайки рычагов, и снова проверите зазоры клапанов до доведения их соответствующим требованиям.
Ещё раз проверните коленчатый вал на 360°.

113

Проверьте регулировку зазоров клапанов 2, 3, 4, 5 и 6 цилиндров.

После регулировки контргайки рычагов снова затяните. Используйте 13 мм накидной или торцовый ключ.

После окончания регулировки, установите прокладки крышек
цилиндров и крышки цилиндров.
Затяжной момент болтов 23 N.м
(рекомендуемая величина).

Проверка натяжения клинового ремня
По отдельности нажмите большим пальцем руки на ремень генератора и ремень водяного насоса (см. Рис. 16 с усилием 30-40 Н, ремни должны провиснуть приблизительно на 5 мм, 10 мм). Если уровень провисания ремня превышает стандартное значение, это означает, что ремень ослаб. Чрезмерное ослабление ремня может привести к отрицательному воздействию на объем подачи воды водяным насосом, также влияет на охлаждение двигателя, что может привести к искажению отображения частоты вращения двигателя. При регулировке по отдельности ослабьте болт крепления генератора и болт крепления натяжного ролика, по отдельности отжимайте монтировкой генератор и натяжной ролик, после доведения натяжения ремней до требуемой нормы затяните 2 болта крепления.

Читайте так же:
Регулировка зажигания на дизельном шаране

Регулировка свободного хода педали сцепления Зазор между подшипником выключения сцепления и фрикционным кольцом упорного
фланца должен составлять 3 мм, данный зазор влияет на верхний конец коромысла.

При этом свободный ход должен составлять 6 мм (см. рис. 17), при регулировке свободного хода педали сцепления, лучше снизить давление в цилиндре усилителя для определения свободного хода.

Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя 1KZ-TE

Проверка и (при необходимости) регулировка тепловых зазоров клапанов на двигателе 1KZ-TE проводится по регламенту каждые 40 тыс. км. (при нормальных условиях эксплуатации).

Острой необходимости в этой процедуре у меня не было, но раз уж полез снимать дроссель для замены сальников малой заслонки, и раз уж пришлось ждать из Новосибирска б/у впускную трубу дросселя с целыми ушами крепления (одно из ушей на своей трубе сломал), а еще как-никак проехал на Сурфе свыше 50 тыс. км (и не известно, делали ли эту процедуру до меня), то принял решение всё-таки проверить зазоры, и, при необходимости, их отрегулировать путем замены шайб.

Задача не хитрая, особенно при наличии специнструмента. Итак, для этой работы нам необходимо убрать всё, что мешает снятию клапанной крышки, а еще достать в прокат или приобрести набор щупов (от 0,05 до 1,00 мм), съемник и микрометр (внешний, от 0 до 25 мм). Желательно заранее запастись новой прокладкой клапанной крышки (11213-67010), прокладками дроссельной заслонки (для безинтеркуллерных моделей 26171-67010, 17116-67010), комплектом из 4 шайб впускной трубы (90210-08039).

Внимание, тепловые зазоры замеряются только на холодном двигателе!

1. После снятия клапанной крышки, путем вращения по часовой стрелке коленчатого вала за гайку шкива, необходимо совместить метку на блоке с меткой на шкиве и убедиться, что кулачки распредвала четвертого цилиндра смотрят вверх (толкатели клапана ослаблены), а кулачки распредвала первого цилиндра вниз. Если не так, то поверните шкив (коленвал) еще на один полный оборот.

2. После того, как указанное выше условие соблюдено, можем мерить зазор там, где кулачки не опираются на шайбы (то есть свободны) — это оба клапана 4 цилиндра: впускной (спереди) и выпускной (сзади), выпускной клапан 2 цилиндра и впускной клапан 3 цилиндра. Напомню, что цилиндры считаются от шкива, клапаны — ближний к шкиву будет впускной, следующий выпускной — и так на каждом цилиндре.

Затем поворачиваем коленвал на один оборот и замеряем оставшиеся клапаны: впуск и выпуск на 1 цилиндре, впуск на 2 цилиндре, выпуск на 3 цилиндре.
Тепловые зазоры замеряются путем просовывания плоского щупа в пространство между шайбой клапана и кулачком распредвала. Допустимые зазоры для ВПУСКНЫХ клапанов: 0,20-0,30 мм, для ВЫПУСКНЫХ: 0,25-0,35 мм.
Для удобства я нарисовал на листе бумаги схему расположения клапанов, куда и записывал проведенные замеры. Определив, какие клапана не попадают в допуск, приступил к снятию их шайб.

Читайте так же:
Регулировка замков капота volvo s80

3. Для снятия шайб потребуется крутить коленвал до тех пор, пока кулачок распредвала над интересующей нас шайбой не поднимется вертикально вверх. Для удобства поддевания и снятия шайбы паз на толкателе клапана нужно расположить со стороны выпускного коллектора (толкатель свободно вращается от руки, пока не поджат распредвалом).

Сначала я шилом через паз поддевал шайбу, которая здорово склеивается с толкателем, затем съемником поджимал вниз толкатель и, помогая шилом или отверткой, магнитом доставал интересующую шайбу.

Регулировка клапанов

Простая и надёжная конструкция дизельного двигателя, тем не менее, требует точности регулировок топливоподающих и отводящих элементов, т.е. распределительных клапанов. Компания «Дизель-Мастер» предлагает в Санкт-Петербурге свои услуги по ремонту и регулировке клапанов вашего дизеля на высоком профессиональном уровне. Мы очистим от нагара и отрегулируем тепловые зазоры клапанов вашего дизеля, восстановив его эффективную и бесперебойную работу в прежнем объёме. Для выполнения работ мы используем специальный компьютеризованный стенд, позволяющий регулировать зазоры с необходимой точностью.

Регулировка клапанов

Для чего нужна регулировка клапанов?

Каждый производитель устанавливает оптимальный зазор впускных и выпускных клапанов мотора, обеспечивающий эффективную подачу топливной смеси и отвод прогоревших газов. Зазоры расчётного размера обеспечивают плотное прилегание деталей, хорошую компрессию газовой смеси и её полное прогорание с максимальной отдачей мощности. При увеличении зазора падает компрессия, в результате чего падает мощность и возрастает потребление топлива. Уменьшенные в результате закоксовывания зазоры становятся причиной перегрева, так как клапана недостаточно плотно прилегают к сёдлам и начинают подгорать.

Признаки необходимости регулировки клапанов

Понять, что вам необходимо отрегулировать тепловые зазоры распределительных клапанов, поможет появление следующих признаков:

  • появление посторонних стуков в зоне крышки ГБЦ;
  • троение двигателя во время переходов либо при работе на холостом ходу;
  • понижение отдаваемой двигателем мощности, неоправданный рост расхода топлива.

Кроме того, регулировать клапаны необходимо после любого ремонта газораспределительной системы и в профилактических целях, для обеспечения стабильной работы дизеля. Сервисные регулировочные мероприятия следует повторять с интервалом, не превышающим двухлетний период, а для автомобилей, бывших в эксплуатации больше 8 лет – ежегодно.

Как происходит регулировка клапанов

Специалисты автосервиса «Дизель-Мастер» оказывают услуги регулировки клапанов по ценам, доступным каждому автовладельцу. Работы выполняют в следующем порядке.

  1. Демонтируют приводной ремень генератора и ремень ГРМ, а также распределительные валы, переднюю подушку мотора, генератор с крепёжным кронштейном и клапанную крушку.
  2. Выполняют замеры зазора, после чего выставляют зазоры в соответствии с документацией производителя. Для выполнения работ, в зависимости от конструкции дизеля, используют регулировочный винт либо толкатели-рокеры.
  3. Устанавливают распределительные валы, контролируя совпадение меток.
  4. Проверяют правильность настройки на специальном компьютеризованном стенде.

Мы выполняем весь комплекс услуг в течение одного дня. При необходимости замены используем исключительно оригинальные сертифицированные запчасти, даём собственную гарантию на все виды выполненных работ. Позвоните нам, чтобы получить более подробную информацию и назначить время визита на сервис.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector