В России ввели цифровую маркировку шин. Чем это грозит
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры напоминает, что с 1 ноября во исполнение распоряжения Правительства РФ все импортеры и производители обязаны производить и импортировать только маркированные шины и подавать в государственную информационную систему (ГИС) сведения об их вводе в оборот.
Оптовые компании, работающие с ними напрямую, должны будут также передавать в ГИС сведения о движении маркированных шин. Розничные организации при продаже через кассу обязаны подавать сведения об их выбытии в ГИС путем сканирования специальных кодов на онлайн-кассе.
Покупатель сможет проверить легальность шин, а также их потребительские характеристики с помощью приложения «Честный знак». Для этого нужно скачать его на свой смартфон и просканировать уникальный код Data Matrix, нанесенный на шину.
С 15 декабря 2020 года продажа немаркированных шин будет считаться нарушением действующего законодательства. Нельзя продать покрышку, предъявив отдельно от нее маркировку. До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 15 декабря 2020 года. С 1 марта запрещено и хранение немаркированных шин.
Этапы введения маркировки шин и автопокрышек
Правительство установило сроки внедрения маркировки шин постановлением № 1958 от 31 декабря 2019 года:
- С 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами.
- До 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 ноября 2020 года.
- С 1 марта 2021 года все участники оборота обязаны передавать сведения о приобретении, продаже и ином обороте шин в систему маркировки «Честный ЗНАК».
Какую информацию содержит штрих-код
Практическая реализация нового Постановления предполагает нанесение на покрышки уникального штрих-кода стандарта DataMatrix (487-ФЗ от 31.12.2017), с помощью которого можно беспрепятственно отслеживать все бзнес-манипуляции с товаром. Сюда входят:
- производство или ввоз на территорию Российской Федерации;
- приемка;
- отгрузка товаров на склад;
- хранение;
- реализация.
Кроме того, возможным остается внедрение новых контролируемых процессов на пути от производства к реализации, которые в настоящее время находятся на стадии разработки. По желанию продавцы смогут проставлять на товаре RFID-метки.
Речь идет о специальном чипе, работающем в частотном диапазоне от 890 до 960 МГц по UHF RFID-протоколу. При этом использование RFID-кода не подразумевает отказ от обязательной маркировки DataMatrix.
Есть ли штраф за резину без маркировки?
Нет. Собственно, откуда ему взяться, если нет обязанности у водителя?! В действующем КоАП РФ есть только одна статья, которая так или иначе могла бы касаться автолюбителей по этому вопросу – 12.5, отвечающая за условия, при которых запрещено ездить на авто. Именно она, к слову, и ссылается на Перечень неисправностей.
Вот только нет такого требования к автовладельцам: следить за наличием маркировки на резине, которую мы с вами покупаем. А, значит, и штрафа за отсутствие маркировки тоже нет.
Не исключено, что в будущем такая норма ответственности может распространиться и на водителей транспортных средств. Однако, это маловероятно, так как новый закон введён в целях контроля оборота по реализации покрышек, а не в целях прямого повышения безопасности дорожного движения.
Обязательная маркировка шин. Порядок перемещения товаров
- Завод-производитель заказывает уникальные коды и наносит их на каждый товар, затем – отпускает продукцию дилерам.
- Дилеры сканируют код, Честный ЗНАК фиксирует переход товара к ним.
- Поставщики при получении товара поступают аналогичным образом.
- Магазин, принимая товар, фиксирует его в системе ЭДО. В момент продажи шин касса прикрепляет код маркировки к чеку, который далее отправляется в ОФД и Честный ЗНАК.
- Код уничтожается в базе данных, а товар выходит из оборота.
Что понадобится продавцу для законного ведения бизнеса
- УКП – усиленная квалифицированная подпись (электронная цифровая подпись).
Необходима для регистрации онлайн-касс в налоговой. Для ее получения в удостоверяющих аккредитованных центрах Минкомсвязи понадобится паспорт, учредительные документы юрлица или ИП. Изготовление займет до 5 рабочих дней, стоимость услуги – в среднем 1 500 ₽.
Что говорит этикетка на шинах, и о чем она молчит?
Маркировка этикеток автомобильных шин до мая 2021 года
В настоящий момент, пока действуют старые правила маркировки этикеток шин, утвержденные европейскими стандартами, этикетки содержат информацию о влиянии шин на расход топлива (сопротивление качению), тормозном пути на мокрой дороге и уровне шума.
Принцип маркировки такой, как и в случае с бытовой техникой: чем ближе буква к началу алфавита, тем лучше шины по тем или иным характеристикам: «А» лучше, чем «В», а «В» лучше, чем «С». Буква «D» не используется (хотя эта буква и находится на этикетке): класс характеристики сразу переходит от «C» к «E». Так что благодаря этому буквенному обозначению маркировки категории шин становятся более заметными для покупателей. Просто и очевидно? Ну, не совсем.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию.
- M+S — эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
- AS (All Seasons, Any Season) — покрышка пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction) — всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter) — в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost — так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather) — одходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain) — резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain) — покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
- 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) — специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.