Virbactd.ru

Авто шины и диски
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины возможных неполадок редуктора лодочного мотора Вихрь

Причины возможных неполадок редуктора лодочного мотора Вихрь

При эксплуатации нового лодочного мотора долговечность его редуктора зависит от правильности зацепления шестерен и герметичности уплотнений. Поэтому крайне необходимо контролировать отсутствие воды внутри редуктора.

Редуктор имеет три уплотнительные манжеты ( табл. 2 ) на вале-шестерне и гребном вале и уплотнительное кольцо тяги реверса ( рис. 58 ).

Размеры манжет редуктора

Место установки (кол-во)

Диаметр, мм
наружный внутренний

2-202-00 Вал-шестерня 1 шт.

Вал гребного винта

Вал-шестерня 2 шт.

Рис. 58 . Установка сальников, подшипников, уплотнительной манжеты и втулки в корпус редуктора под помпой. 1 — тяга реверса; 2 — втулка № 2.205-002; 3 — уплотнительное кольцо 2.205-003; 4 — сальник, 2 шт., 4.215-000; 5 — подшипник № 202

Герметичность этих уплотнений может нарушиться или из-за дефектов самого уплотнения — манжеты либо кольца — или из-за больших радиальных люфтог проходящих через них деталей возникающих при износе подшипников. Поэтому перед вскрытием редуктора надо измерить радиальные люфты выходящих из редуктора валов и тяги реверса ( рис. 59 ).

Рис. 59 . Вал-шестерня, сальник 2.215-000 и медно-графитовая втулка 2.205-001 (вариант до 1975 г.)

Наиболее вероятная причина неплотности редукторов старой конструкции (выпуска до 1975 г.) — пропуск воды манжетой 2.115-000, уплотняющей вал-шестерню из-за чрезмерного износа медно-графитовой втулки. Рабочий зазор между втулкой и валом должен быть равен 0.01-0.1 мм. При его увеличении (более 0.2-0.25 мм) нарушаются уплотнение узла и нормальная работа водяной помпы. Втулку с таким износом следует заменить.

При модернизации редуктора в 1975 г. было изменено направление спирали — зубьев конических шестерен, в результате изменилось направление осевой силы, что позволило вместо шарикоподшипника № 60304 со стаканом и крепежом поставить только конический подшипник № 7204, увеличив диаметр вала-шестерни на 1.0 мм (вместо 14.0 мм стал 15.0 мм), а вместо втулки установить шарикоподшипник № 202 между двумя сальниками 4.215-000. При этом сохранена полная взаимозаменяемость шестерен. Поэтому в корпус можно ставить и старые и новые шестерни, но только комплектно. Шестерни первого выпуска совмещать с модернизированными нельзя ( рис. 60 ).

Рис. 60 . Шестерни переднего и заднего хода: а — до модернизации; б — после нее. Четко видна разница в направлении спирали зуба

Надежность и долговечность редуктора, уже работающего на лодочном моторе , в дальнейшем зависит от правильной регулировки зазора в зацеплении шестерен и муфты реверса, а также от сохранения герметичности и качества залитого масла. Как правило, все неполадки в редукторе и его прогрессирующий износ происходят либо от включения реверса на больших оборотах и неправильной регулировки тяги реверса (когда происходит неполное зацепление муфты с шестерней и нарушение зазора в зацеплении шестерен), либо от попадания воды в его полость.

Первые причины достаточно ясны. А вот почему нужен довольно частый контроль качества масла и наличие в нем воды, поясним. Дело в том, что во время движения катера на полном ходу гребной вал делает почти 3000 об/мин, а сидящие на нем две шестеренки, вращаясь в противоположные стороны, нагреваются и создают внутри редуктора зону повышенного давления воздуха. Часть воздуха неминуемо через любые, даже самые хорошие, уплотнения выходит из редуктора при остановке мотора под воздействием окружающей воды, и корпус сразу остывает, объемы воздуха и масла уменьшаются. Давление в редукторе становится ниже окружающего. Это ведет к естественному подсосу окружающей воды внутрь. Конечно, речь идет о каплях воды (не больше!), но чем больше езды и остановок, тем больше капель.

Поэтому инструкция и рекомендует даже при непродолжительной остановке мотора откидывать его, поднимая редуктор из воды. Необязательно, конечно, каждые 10-15 ч сливать и заменять масло. Достаточно после продолжительной стоянки мотора (1—2 сут) вывернуть в редукторе нижнюю пробку (не путая ее с осью тяги, которая тоже находится внизу) и посмотреть, что прольется — вода или масло. Если это будет вода, надо дать ей слиться. Если масло — пробку сразу поставить на место. Если воды было не больше чайной ложки масло менять незачем.

Читайте так же:
Регулировка клапанов со спортивным распредвалом

Если вывернуть пробку на горячем моторе, будет вытекать черное масло без воды. Если масло бурое — вода есть, но сколько ее, определить не удастся. Поэтому лучше эту проверку делать на холодном моторе. Бурого масла пугаться не следует, если залито ТСп-14; смесь его с водой — неплохая эмульсия, на которой можно доехать до базы и там уже заменить масло. Если же залито какое-то другое масло (оно не образует с водой эмульсии нужного качества), его нужно срочно заменять до возвращения на базу, иначе может последовать разрушение редуктора, о чем говорилось выше.

При необходимости проконтролировать работу шестерен и узла реверса полностью разбирать и снимать редуктор не требуется. Достаточно поставить мотор на обтекатель редуктором вверх, снять гребной винт, вывернуть семь винтов, крепящих крышку к редуктору, и имеющийся сбоку винт — ось серьги тяги реверса. Затем надо постучать снизу ладонью по валу винта и снять крышку, отогнуть на оси серьгу тяги реверса и осмотреть зубья шестерни, а также соединительные уступы на торцах шестерен и муфте реверса. Проложив между зубьями ведущего вала-шестерни полоску нетолстой газетной бумаги, надо провернуть шестерни. Если вращение шестерен при этом будет свободным (не «в распор»), считайте, что минимально нужный зазор обеспечен. Нормальный зазор в зацеплении — от 0.13 до 0.25 мм.

Если на муфте реверса округлились концы торцевых уступов, снимите муфту, переверните ее другим торцом к шестерне переднего хода, соберите редуктор и продолжайте эксплуатацию мотора. Во время этой операции стакан редуктора снимать и надевать нужно медленно, вращая его на валу, чтобы не завернулся сальник. Перед постановкой винта «ось тяги реверса» проверьте проволокой или гвоздем, совпадают ли отверстия в крышке и в серьге. сли пришлось снимать шестерню и муфту реверса по причине износа кромок соединительных торцевых выступов, а новых для замены не оказалось, не огорчайтесь. Их можно восстановить, сняв блестящее скругление кромки выступов шлифовальной шарошкой 09.0 мм в шестерне и сошлифовав с торца на муфте с уменьшением высоты выступа.

Шарошки или шлифовальный камень именно диаметром 9.0 мм нужны для того, чтобы не исказить профиль сопряжения этих деталей: диаметр выступа на муфте тоже равен 9.0 мм. При такой доработке, конечно, будет снят слой цементации, но закаленная зона металла сохранится, и ее хватит на некоторое время, необходимое для приобретения новых деталей.

В случае необходимости замены шестерни переднего хода при отсутствии запасной можно переделать ее из имеющейся в редукторе шестерни заднего хода. Придется изготовить из бронзы втулку длиной 36.00 мм с наружным диаметром 30.0 мм и внутренним диаметром 17.05+0.015 мм и установить ее. На этой шестерне заднего хода нужно будет проточить (прошлифовать) стебель по образцу и натуральным размерам снятой шестерни переднего хода. Натуральные диаметры 29.0 и 30.0 мм нужно в точности перенести на шестерню заднего хода, чтобы использовать подобранные по зазорам уже имеющиеся подшипники № 8106 и 2-109-000 и втулку 2.202-013. Шестерни переднего и заднего хода проходят закалку одновременно, но у шестерни переднего хода стебель цементируется (Ø29.0 мм) под роликоподшипник, а на шестерне заднего хода этого не делается; естественно, долговечность переделанной шестерни без слоя цементации на Ø29.0 мм будет меньше. Замененную шестерню переднего хода поставьте вместо снятой, заднего хода, и эксплуатируйте редуктор уверенно.

Читайте так же:
Регулировка клапанов митсубиси паджеро 3 2 дизель 4м41

Проверяют зазор в зацеплении при помощи рычажного индикатора, но в домашних условиях при отсутствии такого индикатора зазор можно проконтролировать с помощью ленты обычной (не толстой) газетной бумаги. Полоску бумаги нужно проложить между зубьями ведущей и ведомой шестерен и провернуть их за выступающий из редуктора квадрат. Шестерни должны вращаться свободно, не вставая «в распор», но ленту в свои впадины вмять. Если лента будет свободно выскальзывать из зубьев, зазор следует уменьшить за счет регулировочных колец на шестерне переднего хода ( рис. 61 ).

Рис. 61 . Дефектные шестерни, непригодные к дальнейшей эксплуатации: а — велик зазор в зацеплении (скол вершин зубьев); б — мал зазор в зацеплении (зубья работали в распор); в — стирание рабочей кромки уступов (неправильная работа реверса)

Внимание: При проверке зацепления шестерен вращать их нужно только за ведущий в работе вал.

В редукторе со снятой крышкой нужно обратить внимание на серьгу тяги реверса; она должна вращаться на своей заклепке свободно, без «болтанки» во все стороны, которая не позволит потом правильно отрегулировать включение реверса. Чтобы этого не произошло, нужно «осадить» заклепку, сделав при этом более тугим вращение и устранив люфт (см. рис. 65 ).

Обзор лодочных моторов Вихрь

Алексей Рудченко 5 min read 12.04.2020 12 комментариев

В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».

Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.

За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.

Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.

Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.

Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.

Мотор «Вихрь»

Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.

Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.

Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.

Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:

  • масса до 120 кг;
  • высота торца не более 405 мм.

Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.

Достоинства моторов «Вихрь»:

  • мощность;
  • низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
  • высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
  • доступность запчастей.

Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:

  • шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
  • невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;
  • невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
  • неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
  • высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
  • невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
  • золотниковое устройство ненадежно;
  • регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
  • отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
  • используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
  • гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.
Читайте так же:
Бид ф3 как отрегулировать фары

Технические характеристики «Вихрь 20»

Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.

Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.

Масса мотора составляет 48 кг.

Характеристики «Вихрь 20»

Технические характеристики «Вихрь 25»

«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.

Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.

Технические характеристики «Вихрь 30»

Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.

Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.

Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.

Технические характеристики «Вихрь 40»

В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг.

Характеристики мотора «Вихрь 40»

Технические характеристики «Вихрь 45»

Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.

Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.

Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.

Технические характеристики «Вихрь 60»

Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.

Отзывы

Олег:

После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.

Григорий:

Читайте так же:
Регулировка стояночного тормоза сузуки гранд витара 2012

За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.

Сергей:

Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.

Как правильно установить подвесной лодочный мотор

Подвесные моторы устанавливаются на лодки различных типов. Использование таких двигателей позволяет значительно увеличить скорость перемещения плавсредства по поверхности воды, а также исключить использование ручной силы для гребли веслами.

Общие правила установки мотора

Существуют общие правила установки лодочных моторов, которые практически одинаковы для любых моторов и любых лодок. Несмотря на кажущуюся простоту, эта операция требует определенных знаний. Правильно установленный мотор позволяет добиться увеличения коэффициента полезного действия, а также снизить расход топлива.

Установка лодочного мотора

Что нужно для установки

В зависимости от марки и мощности мотора он имеет разную массу. Установить маломощный агрегат, который не превышает по весу 20 кг можно самостоятельно, а вот с более тяжелыми устройствами справиться труднее. Поэтому такую операцию лучше проводить с помощником.

Все действия, связанные с фиксацией, настройкой и регулировкой двигателя необходимо выполнять при выключенном двигателе, а также отсоединенном шланге бензопровода.

Пошаговая инструкция

Фиксация мотора на транце производится в определенной последовательности. Чтобы с максимальной эффективностью использовать мощность мотора необходимо начать с балансировки лодки. Правильное распределение уложенного в судно груза оказывает немаловажное влияние на возможности при передвижении.

  • Навешивают двигатель на транец. При выполнении этой операции агрегат должен располагаться строго посередине. Правильно установить лодочный мотор поможет килевая (центральная) линия.
  • Затягивание креплений мотора. Практически все двигатели имеют одинаковую систему фиксации, которая называется «транцевые скобы».
  • Дополнительное крепление с помощью страховочного троса. Один конец крепится к лодке, а другой к мотору.
  • Подсоединение топливных шлангов.

Регулировка

От того, как установлен мотор на транце во-многом зависит ходовые возможности судна. В том случае если транец находится высоко и винт будет располагаться на срезе воздуха и воды, то имеется вероятность захвата воздуха, что отрицательно повлияет на КПД.

При слишком низко установленном транце увеличивается сопротивление, что тоже негативно сказывается на возможностях. В данном случае также значительно повышаются силы, выталкивающие переднюю часть лодки. При достаточно большой мощности мотора это может привести к опрокидыванию.

Горизонтальная настройка

При вращении винта создается вихревое движение воды. Которое немного сдвигает лодку от движения по прямой. Чтобы компенсировать это явление мотор можно немного сдвинуть к правому борту. Это позволит улучшить управляемость судна и его устойчивость.

  • Для суден, имеющих плоскую форму дна, расстояние смещения составляет около 30 мм.
  • Для плавсредств с килевой формой, лучше сместить двигатель на 50 мм.

Лодки, производимые популярными брендами, имею форму дна и кормы, которые нивелируют влияние вихревого потока. На таких средствах двигатель монтируется точно по центру.

Регулировка угла наклона

От правильной установки угла зависит скорость передвижения, а также расход топлива. На этот показатель влияют такие факторы.

  • Геометрические параметры и конструкционная схема плавсредства.
  • Рабочий шаг гребного винта.
  • Мощностные показатели двигателя.
  • Общая масса груза (люди + вещи).
  • Течение в водоеме.
  • Сила ветра, размер волн.

Регулирование угла выполняется с использованием специальных штифтов. Переустановка штифта на 1 отверстие меняет наклон на 3 … 4 градуса.

Читайте так же:
Регулировка дроссельной заслонки винтом дэу нексия восьмиклапанная

Оптимальный угол наклона зависит от модели силового агрегата.

  • Изделия импортного производства – 5 … 15 о .
  • Салют – 4 … 24 о .
  • Нептун, Вихрь – 5 … 15 о .
  • Ветерок 8/12 – 0 …10 о .

Советы и рекомендации

Существует ряд рекомендаций, способных повысить эффективность применения моторов.

  • Замена алюминиевого винта небольшой массы на тяжелый винт из стали способно увеличить эффективность мотора.
  • Чем больше загрузка лодки, тем больше топлива будет потреблять мотор. Отправляясь в дорогу не берите с собой лишний груз.

Установка мотора на лодке процесс простой, но требующий внимания и определенного навыка. Правильно установленный двигатель позволит добиться максимальной скорости передвижения без лишних усилий.

Как правильно установить мотор на транец лодки

Как правильно установить мотор на транец лодки

Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко обсуждает тонкости установки мотора на транец: глубину погружения, угол дифферента — и объясняет, как при этом меняются ходовые качества лодки.

Купив лодочный мотор, люди часто устанавливают его на свою лодку как есть. В большинстве случаев, если мотор и лодка соответствуют друг другу, этого вполне достаточно.

Моторка.PRO

Но бывает, что лодка не может выйти в глиссирующий режим из-за неправильной установки мотора.

Очень важно соблюсти правильный угол дифферента и глубину погружения винта относительно лодки. Для этого существуют специальные приспособления.

Установка угла дифферентаДистанционное управление

И если угол дифферента регулируется на самом моторе: посредством специальной планки и отверстий на крепёжной струбцине мотора или же с помощью гидроподъёмника мотора,

то глубину погружения винта нужно регулировать с помощью дополнительных специальных устройств. Хорошо, если ваша лодка оборудована регулируемым по высоте транцем, но, как правило маломерный флот лишён этой опции.

Накладка на транец АдмиралНакладка на транце лодки Адмирал

В таком случае, на помощь приходят специальные надстройки, именуемые удлинителями транца, также существуют накладки на транец для оперативной регулировки его высоты. Самый простой способ — это пара деревянных брусков небольшой толщины.

В чем же суть правильной установки мотора?

Правильное положение мотора - перпендикулярно поверхности водыГлубина погружения винта

Дело в том, что мотор должен стоять под прямым углом к плоскости воды и быть погружен ниже дна лодки на 2-3 сантиметра относительно своей антикавитационной пластины.

Для чего это делается?

Дифферентовка необходима для удерживания лодки в горизонтальном положении.

Лодка зарывается носом - слишком маленький дифферент

Если мотор стоит под углом к воде,то лодка будет либо зарываться носом, если мотор наклонён в сторону транца,

Лодка задирает нос - слишком большой дифферент

либо наоборот, слишком задирать нос, если мотор сильно отклонён наружу от транца.

Погружение винта. Это делается для уменьшения сопротивления воды.

Глубина погружения винтаАнтикавитационная пластина

Если мотор сидит слишком низко, то его эффективность мала, если слишком высоко, то винт начнёт захватывать воздух.

Чтобы этого избежать, мотор устанавливают ниже дна лодки на 2-3 сантиметра.

Также, можно установить мотор настолько высоко, насколько это позволяет винт, но чтобы избежать захвата воздуха винтом, на антикавитационную пластину монтируют дополнительную плоскость – так называемое гидрокрыло.

Гидрокрыло Гидрокрыло

Эта полезная вещь практически полностью исключает захват воздуха винтом, при правильной установке. Кроме того, гидрокрыло помогает избежать подъёма носа лодки при резком открытии газа, так называемого кобрирования. Это достигается эффектом дополнительной опоры двигателя за винтом.

Однако, это относительные величины и подбираются строго индивидуально! В моей практике приходилось выставлять мотор в почти крайнее положение дифферента и погружать глубже на одной лодке, и проделывать всё это в другую сторону на другой!

Моторка.PRO

Семь футов под килем и спокойной воды!

Максим Остапенко,

Моторка.PRO.

Иллюстрации к статье взяты из Руководства пользователя лодочными моторами Tohatsu (Япония).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector