Virbactd.ru

Авто шины и диски
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лучше для мотора: минеральное масло или синтетика

Что лучше для мотора: минеральное масло или синтетика?

Моторные масла делятся на два основных вида — синтетические и минеральные. Каждый из них обладает подходящими условиями применения, которые будут затронуты в данной статье. Но прежде, чем сравнивать оба вида, следует обозначить, что они из себя представляют и какие слабые/сильные стороны.

Синтетические масла

Синтетика является более современным продуктом, чем минеральный аналог, искусственно изготовляется путем перегонки . Данный способ производства дает возможность выстроить молекулярную структуру, тем самым обеспечивая смазочный материал следующими положительными свойствами:

  • стабильная вязкость при широком температурном диапазоне;
  • сохранение оптимального значения текучести даже при низких температурах (до определенных индивидуальных пределов);
  • длительный срок службы (медленно испаряется, оставляет минимум нагара; устойчивость к пагубным последствиям контакта с кислородом);
  • облегчение «холодного» старта;
  • уменьшение износа элементов ДВС.

Единственным слабым местом синтетики является стоимость, которая может в несколько раз превышать цену на минеральные смазочные жидкости.

Минеральные масла

Производятся на 100% из нефтепродуктов, в период обработки из них удаляются все посторонние примеси. Основную долю возможностей минеральных масляных материалов формируют присадки (дают антикоррозийные, противоизносные и другие свойства), когда у синтетических они выступают лишь дополнением.

Очевидное преимущество минеральных смазочных продуктов — низкая цена по сравнению с синтетикой. При чем такая смазка сможет справиться с производственными функциями с высокой эффективностью — например, отлично противодействовать трению между деталями двигательного агрегата. Но с определенными оговорками. В частности, минеральное масло:

  • при минусовых температурах становится слишком вязким и двигатель смазывается хуже обычного, из-за чего ускоряется его износ и увеличивается вероятность возникновения различных неисправностей;
  • оставляет большое количество нагара (выгорают присадки);
  • не отличается изрядным эксплуатационным ресурсом и стареет быстрее синтетики.

Кроме того, минеральные ГСМ уступают синтетике по молекулярному строению, у последних оно является равномерным, за счет чего образуется более прочная защитная масляная пленка.

Так что выбрать?

Если опираться исключительно на сравнение характеристик «в лоб», то синтетическое масло — неоспоримый лидер в этой гонке. Преимущество минеральных заключается лишь в меньшей стоимости, по всем остальным параметрам существенный перевес наблюдается в сторону синтетики.

Однако в действительности все не так однозначно. Несмотря на выдающийся набор качеств, искусственные ГСМ подойдут далеко не для каждого автомобиля. Их сфера применения — новые и современные авто, находящиеся на гарантии. Но и только в том случае, если для машины синтетику рекомендует использовать сам завод-изготовитель.

Также эксплуатация синтетических масел востребована в экстремальных температурных условиях, так как смазка стойко переносит колебания температур. То же самое касается любителей скоростного вождения, подразумевающего высокие температуры ДВС.

Примечание! В первую очередь при подборе смазочной жидкости стоит придерживаться технических предписаний, установленных заводом. Особенно касается новых транспортных средств.

Для старых автомобилей, выпущенных еще в период повсеместного использования минеральных масел, синтетические не подойдут, поскольку зазоры между деталями слишком большие. В этих обстоятельствах предпочтительнее выбрать именно минеральную смазку. Другой специфической области применения у минеральных ГСМ нет, разве что по индивидуальным рекомендациям.

Полусинтетические масла

Совмещение двух видов позволяет придать материалу свойства синтетики, не выбиваясь при этом за умеренные ценовые рамки. Смешивание осуществляется в следующих пропорциях:

  • 30-50% синтетическое;
  • 50-70% минеральное.

Это более универсальное решение пользуется большим спросом среди автолюбителей, чем остальные разновидности. Даже без учета того, что оно нередко является рекомендуемым от производителя для новых автомобилей, полусинтетику можно залить в старые машины (если подходит по характеристикам!).

Полусинтетическое масло считается более релевантным выбором для ТС с пробегом, ведь превосходит минеральные аналоги по свойствам, но и менее текучее, чем чистая синтетика. Соответственно, большие зазоры не станут помехой для применения.

Кроме того, при выборе между синтетическим маслом и полусинтетикой (когда подходят оба варианта) важно учитывать климатические условия. Если предстоит эксплуатация без сильных морозов (условно — ниже 20°C), то потребность в высокой устойчивости синтетики к низким температурам отсутствует, в таком случае подойдут полусинтетические ГСМ.

ВАЖНО! Не следует смешивать масла разных типов без необходимости (или даже одинаковых, но от разных изготовителей), так как итог может быть совершенно непредсказуем. Если планируется доливка смазки, отличающейся от уже находящейся внутри двигателя, лучше слить старую масляную жидкость, промыть ДВС и только потом заливать.

Особенности и виды

Подтверждением того, что купленная смазка является ничем другим как синтетикой, станет специальная надпись, которую можно увидеть на лицевой стороне той тары , в которой она выпускается. Здесь должно быть написано «synthetic», но иногда в отдельных случаях ставится маркировка «full synthetic».

Читайте так же:
Можно ли восстановить права дистанционно?

В основе «синтетики» лежат органические однородные соединения. Они добываются в условиях протекания реакции синтеза, проводящейся химическим путем. Благодаря данным соединениям синтетические смазочные материалы наделены огромным количеством положительных характеристик, превосходя, например, минеральные и полусинтетические.

Самая главная особенность заключается в том, что «синтетика» универсальна. Конечно, не все так просто, а при его использовании необходимо обращать внимание на некоторые отдельные моменты. Актуальность этого типа масла повышается с началом зимнего периода

В большинстве случаев этот материал используют для двигателей на специальной технике. Поскольку она должна работать безотказно, то здесь подойдет только синтетика, ведь другие виды смазки не могут обеспечить качественную работу. Кроме того, по сравнению с другими, синтетическое зарекомендовало себя как материал, который в процессе работы сохраняет чистоту деталей, что позволяет значительно увеличить срок их работы. Еще одной особенностью «синтетики» является то, что они практически все являются энергосберегающими.

химический состав моторного масла

Содержание основы достигает 90%. По химической природе можно выделить следующие группы соединений:

  • Углеводороды (предельные алкены и ненасыщенные ароматические полимеры).
  • Сложные эфиры.
  • Полиорганосилоксаны.
  • Полиизопарафины (пространственные изомеры алкенов в полимерной форме).
  • Галогенпроизводные полимеры.

Подобные группы соединений составляют до 90% по массе готового продукта и обеспечивают смазывающими, моющими и чистящими качествами. Однако свойства нефтяных смазок не отвечают требованиям эксплуатации в полной мере. Так, насыщенные парафины при высокой температуре образуют коксовые отложения на поверхности двигателя. Сложные эфиры подвергаются гидролизу с образованием кислот, которые приводят к коррозии. Чтобы исключить подобные эффекты вводят специальные модификаторы.

присадки в моторное масло

Достоинства и недостатки синтетических моторных масел

Автомобильные моторные масла

В этой статье будет рассказано о синтетических моторных маслах, из которых читатель узнает где лучше использовать «синтетику», а в каких случаях она может только навредить.

Изначально масла на синтетической основе были предназначены для авиации. В этой отрасли без них никуда не денешься — при 10000 оборотах и температуре набегающего потока — 40 градусов по Цельсию можно использовать только синтетику. При подобных условиях обычное масло больше схоже на резину чем на масло.

Моторные синтетические масла имеют уникальные свойства, ниже приведены некоторые из них:

  • весьма большой диапазон рабочих температур
  • имеющаяся способность работать в условиях при очень высоких значениях давления и температур.
  • весьма большая стойкость к полимеризации (формированию лакоподобных пленок), которые в определенных местах очень защищают.
  • большая моющая способность
  • отличное свойство вязкости в диапазоне рабочих температур (70-150 С), что является одной из основных факторов разрушения старых двигателей
  • Невысокая способность к испарению, что способствует бережному отношению к нейтрализатору, но это не касается автомобилей марок Волга и Жигули.

Однако имеются и незначительные минусы в применении «синтетики»:

  • большая химическая активность (восполняется большим числом присадок не менее 25%)
  • большая поверхностная активность, которая помогает присадкам (противозадирным, противофрикционным, компенсационным) проникать к поверхности металла заменяя материал.
  • большая вероятность коррозии тоже восполняется добавками.
  • невысокая совместимость с маслами на минеральной основе. Стоит учесть тот факт, что при замене масла старого на новое примерно 15-25% масла, находившегося до этого в двигателе, все же остается, и в таком случае ему придется следующие 10 тыс. использовать эту плохо совместимую смесь.

В Советском союзе синтетические масла выпускались в достаточном количестве, но использовались исключительно в авиации. Об использовании их в автомобильных двигателях могли только мечтать. Однако умные не мечтали, так как цена на него выше, а требуется оно исключительно высоко форсированным двигателям, не разрабатывающиеся в Советском союзе (исключением был только ЗМЗ-406) и конечно не выпускающиеся, а приспособление двигателей под такое масло нуждалось бы в смене многих материалов, что тоже влечет за собой приличную сумму.

Система смазки частей двигателя представляет собой несколько каналов, которые являются последовательно параллельными. Длинны, сечения и диаметр этих каналов рассчитаны точно для установленной кривой вязкости масла исходя из температур, характерных данным контурам. Каждый из контуров при данной температуре имеет личную вязкость. Вязкость масла должна иметь такую характеристику, на которую рассчитан двигатель! Но проблема в том, что она гораздо лучше у масла на синтетической основе. Если масло выбрать неправильно, понижение вязкости на одном из ее участков может привести к понижению давления на другом. Однако повышение вязкости приводит к уменьшению прокачиваемости (недостаточное поступление масла) и возможности разбрызгивания (поршень и цилиндры смазываются неравномерно).

Следовательно, если использовать синтетическое масло высокого качества, то в маслопроводе, который идет к коленвалу, снизится давление из-за того, что на данном участке температура достаточно низкая и гораздо меньше, чем нужно, будет вязкость масла на синтетической основе. Конечно же, это нежелательно.

Читайте так же:
Как слить антифриз из блока двигателя Киа Соул?

Характеристики вязкости должны нормироваться: ГОСТ 17491-85 и SAE при низкой температуре — 18 градусов по Цельсию и при +100 градусов по Цельсию.

  • Для получения всесезонного хорошего масла на синтетической основе, чтобы достигнуть большого индекса вязкости в него добавляют высокомолекулярные полимеры (загустители). Строение молекул данного вещества (полиметакрилата) представляют собой нити. При высокой температуре нити, распрямляясь, восполняют разжижение масла и сворачиваются на морозе, снижая при этом вязкость. В связи с тем, что загуститель ничего не способен смазывать, и при добавлении его в масло в большом количестве, его смазывающая способность уменьшается. Для того чтобы предупредить об этом в маслах отечественного производства с загустителями специально добавляют букву «з», означающая «загуститель» (вернее «осторожно — загуститель»), хотя многие полагают, что эта буква означает «зима», аналогично с W- Winter. Впрочем, этот пункт относится не только к маслу на синтетической основе.
  • Масло на синтетической основе, особенно если оно залито после масла на минеральной основе в наших постоянно пригорающих двигателях станет интенсивно размывать нагар, он может даже отставить кусками. Причем он станет засорять все имеющиеся трещины и зазоры в прокладках.
  • Двигатели отечественного производства изготавливаются с припусками и нуждаются в обкатке и притирке (двигатель начинает нормально работать не менее чем через 20 тыс. км). При использовании синтетики, о притирке можно забыть, наоборот, двигатель начнет затираться.
  • Синтетика имеет большую поверхностную активность и направлена на «растворение» поверхности и внедрения туда своих присадок.
  • Для работы с синтетикой в нынешних двигателях используются фторкаучуковые уплотнители, а не резиновые. По-другому нельзя.
  • Если масло хорошее, то в огромных зазорах КШМ-ов оно держится плохо, точнее вытекает, полагая, что не туда попало.
  • Детали отечественных двигателей не защищены от коррозии, которой способствует синтетика.
  • Некоторые поверхности старинных двигателей имеют защиту по испарительно-конденсатному принципу, но у современного масла испарений как таковых нет, ведь за ним нейтрализатор, да еще и керамический.
  • В склизком масле двигателя порой появляются разные частички (сколки, стружки), которые с такой смазкой способны проскочить и втереться даже в тонкие щелки.

Все те проблемы, что перечислены выше, дадут о себе знать лишь через 30-40 тысяч км . Ну, если не верите и ладно, я вас предупредил, хотя если вы все же надумали использовать синтетическое моторное масло, то лучше делать это на новом автомобиле после прохождения обкатки на заводском масле. А вот с имеющегося ресурса вашего синтезированного отечественного автомобиля спишется 10000-20000 км пробега, но потом не ругайте производителя за это. Они же в 1978 году не могли предположить, что в 2010 вы будете заливать масло на синтетической основе, стоит тут же заметить, в последние годы сальники и уплотнители двигателей стали делаться из фтор-каучуковых составов которые не боятся синтетического масла по сравнению с резиновыми.

Как выбрать масло?

Чем умасливать ваш автомобиль? Такие вопросы возникают у большинства автолюбителей России. А ответа однозначного нет. Интересно, а в Европе или еще дальше за океаном, такой вопрос задают автолюбители? Там все намного проще.

Во-первых, в этих странах каждое СТО имеет сертификат и в случае заливки масла не сертифицированного заводом изготовителем авто сразу же вылетишь из сертифицированных станций этой компании и потеряешь право быть дилером. К примеру, концерн BMW открутит голову каждому дилеру за заливку масла, не сертифицированного BMW, даже самых старых моделей (1980-х годов). А на наших заводах, в отличие от зарубежных, совсем не озабочены этими вопросами.

При эксплуатации автомобиля 70-го года выпуска предъявляются повышенные требования к технико-эксплуатационным показателям, что создает некоторые неудобства для владельца такого авто. Кое-где за рубежом действуют ограничения по эксплуатации автомобилей, год выпуска которых превышает 15 лет.

Если завод изготовитель сертифицировал определенный вид масла для выпускаемой техники, то классификации SAE будет вполне достаточно.

А стандарты? Почему не воспользоваться стандартами и сертификатами?

Но они не много рассказывают о пригодности масла к конкретному автомобилю. Вы спросите почему? Ответить на этот вопрос можно так.

1. Температурная вязкость.

Характеристики вязкости нормируются ГОСТом 17491.1-85 и SAE при низкой температуре — 18 градусов по Цельсию и при высокой + 100 градусов по Цельсию Показатель вязкости обозначает степень вязкости при конкретных указанных температурах. Что вообще мало что означает, если не говорить о самом обычном холодном запуске двигателя, для которого имеет большое значение чтобы масло, которое застыло, не закипело в насосе. В общем, подобных температур в двигателе практически не бывает.

Читайте так же:
Сколько весит газ 66 с будкой?

Имеет очень большое значение, чтобы кривая зависимости вязкости в диапазоне рабочих температур (70-150 градусов по Цельсию) соответствовала конструкции двигателя, то в таком случае все части двигателя будут надлежащим образом смазывать. Хотя ни одна коробка не содержит такой информации.

Почему зазоры наших моторов не любит хорошая смазка, почему она в них не держится?

Как доказано практикой, главное свойство качественной смазки состоит в том, что при увеличении давления увеличивается вязкость, образуя масляную пленку, что дает при увеличении нагрузок на трущиеся детали не позволять рвать и вытеснять эту смазку из деталей. С этой целью специально применяют присадки с поляризованными молекулами, чтобы не было сухого трения.

При увеличении нагрузок вязкость современного масла способна вырасти многократно, что не зафиксировано никакими SAE и ВАЗ. И в итоге получается, что общая вязкость вроде одинаковая, а по этому параметру все-таки отличаются от масел производимых более 10 лет назад. И как после такого верить стандартам и сертификатам? Ловля блох в температурных и статических вязкостях по SAE — это просто смешно.

Кроме того, даже при незначительном давлении (пять-шесть атмосфер) современное масло начинает сгущаться, а соответственно и дальнейшее увеличение давления и пошла цепная реакция, вот и доверяй СТАНДАРТАМ.

2. Характеристики качества масла.

Самый распространенный стандарт API (Американского института нефти), характеризует показатель качества масла, вернее его пригодность. Для двигателей, работающих на бензине 1964-67 годов выпуска пригодно масло класса SC, для 1968-71 годов выпуска — SD, 1972-79 годов выпуска — SE, 1980-88 годов выпуска- SF, 1989-93 годов выпуска — SG, 1993-95 годов выпуска — SH, для 1996-97 годов — SJ. Данный классификатор рассчитан на средний уровень выпускаемых автомобилей в мире, от которого наше отечество отстает порядка от трех до пяти лет.

Кроме того, показатель качества масла выводится по средним показателям и потому не есть точной характеристикой конкретного масла. Вот и получается, что, к примеру, Mobil 1 Rally Formula проходила тестирование — все прекрасно по некоторым показателям и даже немного превосходит класс SJ , а вот по определенным показателям — пробой. И пока инженерная служба пытается найти способ исправить данный показатель, торговля успешно осуществляет реализацию масла всех классов со средними характеристиками. Одно можно написать точно, что превышение класса смысла не имеет, а использование очень качественного масла в старом двигателе зачастую может привести к неприятным последствиям. Для отечественных двигателей самыми оптимальными для применения являются классы API SG — SF.

3. Стандарты масла.

Лучше всего использовать масло, которое производитель сертифицировал для выпускаемой автотехники. Но России это не присуще. Закон рынка диктует свои условия, СТО и дилеру главное получить доход побольше, на качество товара наплевать.

Никто из торгашей не скажет, что товар, которым он торгует, не соответствует сертификату, у них бизнес и наши Жигули им по фене. Поэтому в нашем государстве спасение утопающих, как впрочем, и всегда дело рук самих утопающих.

Исключение составляют только концерн АвтоВАЗ исходя из таблиц, старается работать на качество. Хотя большим открытием для меня было согласно книжке к автомобилю 2108 , что масло 5W30 заливать можно при температуре в диапазоне -30 до +35 С. Читаю и не пойму, кто не прав я или они. Стал смотреть вазовские материалы и выяснилось, что они не правы.

Вот и делай вывод: верить или не верить заводским рекомендациям. И все же, если сертификат подписан ГК, думаю это реальные показатели, а не выданные за деньги, ведь он навряд ли возьмет деньги за сертификацию. И, конечно же, соблюдайте во всем уверенность, крайности могут быть опасны. Да и на чужие советы включайте свою голову и не ведитесь на то, что это модно, престижно, круто.

Вязкость моторного масла

Главней задачей для параметра вязкость — это уменьшить силу трения всех деталей работающего двигателя, а особенно поршней в цилиндре, которые плюс ко всему этому должны имеет максимальную герметичность.

Классификация моторных масел по вязкости чаще всего называют «Классификация SAE«, который разработали инженеры Американской автомобильной ассоциации. SAE параметр описывает состояние вязкости масла при разных температурных режимах.

Одним словом, SAE параметр это максимальная и минимальная температура, в промежутке которого работа двигателя можно считать надежным и безопасным.

На этикетках моторных масел вязкость пишется таким образом: — например SAE 5W-30 .

Давайте разберемся, что обозначают эти цифра и буква W. W — это первая буква от английской слова «зима» – «winter». Такое масло можно использовать зимой.

Читайте так же:
Какой средний расход бензина на 100 км?

Цифра 5, на нашем примере, определяет минимальную температуру запуска двигателя. Для определения надо от цифра 40 отнять цифру, написанную перед буквой W, в нашем случае это цифра 5. Для масла с параметром вязкости AE 5W-30, нижняя температурная граница получается -35 градусов.

Цифра 30 определяет верхняя температурная граница, и определяется оно не в прямую. То есть если написано 30, это вовсе не означает что масло можно использовать при температуре +30 градусов. Этот параметр указывает минимальный и максимальный вязкость масла в работающем двигателе — чем выше это цифра, тем густое моторное масло.

Чтобы было понятнее, мы публикуем некоторые параметры вязкости с обозначенными температурными границами.

Синтетические моторные масла – выбор

Основные группы синтетических моторных масел – НС и ПАО. В чем отличия между этими смазками. Преимущества ПАО-синтетики и правила ее выбора. Основные заблуждения по поводу использования синтетических смазок.

Большинство автолюбителей не без оснований считают, что синтетические смазки – это идеальное решение для двигателей. Однако практически никто из них не знает, что синтетика классифицируется на две большие группы в зависимости от основы – это НС и ПАО.

Что такое ПАО и НС-синтетика?

HC синтез

Обозначение НС на упаковке говорит о том, что базой смазки является масло, произведенное по гидрокрекинговой технологии, а сырьем здесь выступают тяжелые нефтепродукты. Гидрокрекинг удаляет вредные добавки из минеральной основы и позволяет разрушать длинные молекулярные цепочки.

А вот ПАО-синтетику делают из газа, проводя синтез легких углеводородов полиальфаолефинов. Технология позволяет получить продукт без серных и металлических примесей.

Многие думают, что разницы нет и главное – вязкость. Однако эксплуатация транспортных средств доказывает обратное. Масла с различными базами отличаются показателями термоокислительной стабильности.

Сегодня специалисты все чаще рекомендуют снижать межсервисные интервалы замены масла. Все дело в том, что в крупных городах, в пробках, машины работают с перегрузками, и говорить об идеальных условиях эксплуатации в данном случае не приходится.

В чем преимущества ПАО-синтетики

НС-синтетика дешевле из-за особенностей в технологии. Но интервал замены здесь не очень велик, хотя и можно найти масла с увеличенным на 30% межсервисным пробегом (все зависит от производителя и используемых им присадок).

А вот если перейти на «полную» синтетику, то есть на ПАО, то двигатель (в том числе и современный высокофорсированный) будет содержаться чистым намного дольше.

Кстати, именно такие масла используют автогонщики, на каждой трассе выжимая весь ресурс из своего двигателя.

Достоинства ПАО-синтетики заключаются в следующем:

  • Повышенные антифрикционные характеристики;
  • Снижение трения в рабочих зонах, приводящее к экономии топлива;
  • Стабильность элементов двигателя при воздействии высоких температура;
  • Минимальный расход на угар;
  • Повышенная устойчивость к окислению;
  • Стабильность химических свойств смазки на протяжении всего эксплуатационного периода;
  • Повышенные моющие свойства, обеспечивающие чистоту двигателя;
  • Быстрый запуск мотора даже при пониженных температурах;
  • Увеличенный межсервисный интервал.

Почему-то считается, что полностью синтетические масла (ПАО) созданы исключительно для любителей скоростной езды. Однако этот продукт рассчитан, в первую очередь, на тех, кто бережет двигатель и свои средства. Так, ПАО-синтетика дороже масел НС на 25-30%, но по термостабильности двукратно его превосходит. В результате – очевидна экономия топлива и снижение затрат на сервисное обслуживание.

Как правильно выбрать ПАО-синтетику?

Отечественное законодательство не делает различия между ПАО и НС маслами. Информацию о типе используемых базовых масел сложно найти и на сайтах производителей.

Однако есть несколько мелочей, на которые стоит обращать внимание при выборе:

  • В Германии разница между синтетическими маслами определена законодательно – здесь надпись «vollsynthetisches» свидетельствует о принадлежности смазки к группе ПАО;
  • А вот надписи на упаковке «НС-synthetic» или «НС» свидетельствуют о принадлежности к совсем другой группе;
  • Масла, классифицирующиеся как 0W-, в большинстве своем имеют синтетическую основу, а смазки категорий 5W-, 10W-, 15W-,20W почти всегда гидрокрекинговые;
  • Стоимость полностью синтетического масла – не ниже 6-10 долларов за литр;
  • Среди большого числа производителей можно найти компании, которые делают различия между этими двумя группами масел.

Особенности использования полностью синтетических масел

Существует несколько заблуждений по поводу полностью синтетических масел:

Базовые масла и «синтетический маркетинг»

Даже далёкому от автомобилей человеку знакомы термины «минеральное», «полусинтетическое» и «синтетическое» масло, настолько прочно они вошли в обиход. Что за ними стоит? Удивительно, но на сегодняшний день — почти ничего, кроме маркетинга.

В 1999 году между корпорациями Castrol и ExxonMobil возник спор из-за надписей «Fully Synthetic» на канистрах с «не совсем синтетическим» маслом. Точку в конфликте поставило Национальное бюро по рекламе США, решив, что «синтетический — это маркетинговый термин, а не описание химического состава». Сегодня этим подходом руководствуются все производители масел.

Читайте так же:
Можно ли узнать кто заходил на страницу в Вайбере?

Любое моторное масло состоит из так называемого базового масла и присадок в соотношении примерно 80/20. Базовые масла делятся на 5 групп, в зависимости от технологии производства и характеристик.

Масла, не вошедшие в группы I–IV

Группа I — минеральные базовые масла, получаемые простой вакуумной перегонкой мазута (одной из фракций нефти). Отличаются большим количеством серы и слабой окислительной стабильностью, быстро теряют свойства и работают в узком диапазоне температур.

Группы II и III — продукты дальнейшей переработки минеральных масел первой группы. Специальная обработка водородом (гидроочистка, гидрокрекинг, гидроизомеризация) даёт им хорошую окислительную стабильность и улучшает низкотемпературные свойства. Друг от друга отличаются индексом вязкости.

Производители активно смешивают базовые масла групп I, II и III, называя получившиеся продукты то «минеральным» маслом, то «полусинтетическим» — в зависимости от соотношения базовых масел и стоимости присадок. Масла на основе третьей группы часто именуют и «синтетическими», несмотря на изначально минеральную базу. По сути, название указывает не на реальный химический состав масла, а на его положение в линейке производителя.

Группа IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Отличаются широким температурным диапазоном и высокой окислительной стабильностью, но имеют ряд недостатков. В них плохо растворяются присадки, они «не дружат» с резиновыми сальниками и очень дороги в производстве. Поэтому синтетические масла исключительно на основе ПАО никто не производит, это всегда смесь с базовым маслом одной из трёх первых групп.

К группе V относятся все остальные базовые масла, не вошедшие в первые четыре группы. Среди них — масла на основе сложных эфиров, так называемые «эстеры» (калька с английского «ester» — эфир). Это полностью синтетическая база, во многом превосходящая ПАО, образующая прочную масляную плёнку на металлических деталях благодаря полярности молекул. Но, как и в случае с ПАО, масла только на базе «эстеров» никто не производит, это слишком дорого; обычно их смешивают с базовым маслом третьей группы.

Доля синтетической базы в составе «полностью синтетического» моторного масла не превышает 30–40%, а может и полностью отсутствовать! В составе «полусинтетического» — тем более.

Производители не раскрывают, какие базовые масла входят в состав того или иного продукта, поэтому ориентироваться на их названия нет смысла. Важнее другие, «не маркетинговые» характеристики масел: вязкость и спецификации.

Вязкость

Одна из базовых характеристик моторного масла — его вязкость, обычно она указана на этикетке большими цифрами и хорошо заметна. Вязкость отражает способность масла сохранять текучесть при разных температурах, оставаясь при этом на трущихся деталях двигателя и обеспечивая их смазывание.

Традиционно вязкость масла указывают согласно международной классификации SAE. Сегодня практически все моторные масла являются всесезонными и маркируются сдвоенным номером, например 0W-20, 5W-30, 10W-40 и др. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая — высокотемпературную, буква «W» (winter) — возможность использования зимой.

Самое важное, что нужно знать рядовому автолюбителю о вязкости — она должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля, ведь система смазки двигателя проектируется под определённые параметры масла. Не нужно думать, что производитель специально рекомендует «не ту» вязкость.

Желание экспериментировать с вязкостью обычно вызвано распространёнными мифами.

Как выбрать моторное масло

Миф 1: «Я езжу быстро, и мне нужно „спортивное“ масло с высокой вязкостью».

Двигатель спроектирован с определёнными зазорами в трущихся парах, диаметром масляных каналов и производительностью масляного насоса — в расчёте на определённую вязкость масла. Высоковязкое масло не сможет эффективно проникать в пары трения, если двигатель не рассчитан на это. В итоге такая «забота» о своей машине приведёт к печальным последствиям.

Миф 2: «У меня старая машина, и рекомендации производителя устарели, ведь в то время ещё не было новых современных масел».

Да, не было, поэтому двигатель и не рассчитывался под их эксплуатацию. Попытка «осовременить» старый двигатель новым маслом (например, энергосберегающим) может привести к внеплановому обновлению всего автомобиля.

Рекомендуемая вязкость обычно указана на масляной крышке двигателя, на специальной наклейке под капотом и в инструкции автомобиля. Отходить от указаний производителя можно всего в двух случаях:

1. Температура воздуха в вашем регионе бывает ниже, чем допустимо для рекомендованной вязкости.

Если производитель рекомендует для вашей машины масло 10W-30, но в ваших краях зимой случаются морозы «под тридцатку», то в зимнее время нужно использовать масло с меньшей низкотемпературной вязкостью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector