Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе
Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?
0 01 Ноября 2016
- Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?
- Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы
- Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто
- Разбираем схему переключения передач на КамАЗе
- Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах
Как ездить на КамАЗе? Вопрос вроде бы простой, поскольку принцип работы такого автомобиля мало чем отличается от принципа работы легковушек. Тем не менее, каждая система большегрузного автомобиля обладает своими особенностями, что, в первую очередь, справедливо по отношению к коробке передач на КамАЗе. Порядок переключения передач на КамАЗе является по-своему специфическим, и с ним мы собираемся вас познакомить ниже.
Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы
Практически все КамАЗы, которые встречаются на наших дорогах, оснащены механическими КПП, которые, в свою очередь, имеют только 5 ступеней скоростей. При этом переключение передач осуществляется привычным образом – нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки в необходимую позицию. Но есть здесь и свой нюанс: поскольку КамАЗ – это большегрузный транспорт, переводить рычаг коробки с одной передачи на другую необходимо поэтапно.
Привычным режимом работы КПП КамАЗа с дизелем является либо повышенный режим «В», или пониженный «Н» (конструкторы создали их специально для того, чтобы снижать нагрузку на двигатель большегрузного автомобиля, когда он полностью загружен, но и при этом не заставлять его чрезмерно активно работать при езде с пустым прицепом).
Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто
Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо вначале детально разобраться в схеме КПП КамАЗа, которая немного отличается от привычной схемы коробки передач легковых авто. Аналогичным для таких автомобилей является лишь то, что во время запуска двигателя и попытки съехать с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого на КамАЗе предполагается переключение скоростей в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:
1. Первая «В».
2. Вторая «В».
3. Третья «В».
4. Переключаемся на вторичную «Н» и переходим на четвертую передачу.
5. Обратно переключаемся на первичную «В», но при этом остаемся на четвертой.
6. Включаем «Н» и переходим на последнюю пятую передачу.
7. Возвращаемся на облегченный вариант «В» и продолжаем движение на пятой.
Как видите, главной особенностью езды с КПП КамАЗа с дизелем является необходимость осуществления легкого старта с пониженных скоростей и плавного набора скорости. Если же речь идет о сложных условиях движения или же большой загруженности самого автомобиля, то, хотя старт по-прежнему необходимо будет осуществлять с последовательным переключением с первой на пятую передачу, первые четыре передачи рекомендуется активировать в утяжеленном вторичном режиме «Н», после чего четвертую передачу перевести на режим «В», переключиться на пятую «Н» и по возможности снова перейти на «В». Однако все это следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:
1. Перед тем, как тронуться с места на КамАЗе, обязательно разгоните коленчатый вал двигателя транспортного средства до 7 тыс. оборотов в минуту.
2. Переход на вторую передачу возможен только после того, как тахометр зарегистрирует 3 тыс. об./мин (его стрелка покажет цифру «3»).
Разбираем схему переключения передач на КамАЗе
Схема коробки КамАЗа с делителем не представляет собой ничего сложного, однако имеет некоторые особенности в зависимости от модели самой коробки. Рассмотрим их по отдельности.
Коробка передач модели 152
Обычно такие коробки передач устанавливаются на КамАЗы с дизелем, и чтобы разогнать такой автомобиль на ровной дороге, необходимо использовать схему переключения передач, о которой мы уже упоминали выше. Приведем ее в сокращенном варианте: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В. При этом стоит помнить, что для переключения передач необходимо выполнять все действия в таком порядке:
1. Сначала переключаем режим работы КПП КамАЗа с дизелем с высшего на низший или наоборот при помощи специального рычажка.
2. Выжимаем сцепление.
3. Переключаемся при помощи рычага на нужную передачу, ни в коем случае не перепрыгивая через них, а включая все по порядку.
Коробки передач моделей 161 и ZF-9S109
Особенность таких коробок передач КамАЗа заключается в том, что переключение специальных повышенного и пониженного режимов у них осуществляется автоматически. То есть, если вы переключились с четвертой на пятую передачу, автоматически активируется высший режим, если же осуществите обратную манипуляцию – активируется пониженный. О том, что был активирован повышенный режим работы, вас обязательно оповестит специальный индикатор с лампочкой желтого цвета.
На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.
Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах
Порядок переключения передач на КамАЗе в штатных ситуациях на ровной дороге мы рассмотрели. Однако стоит также уделить внимание тому, как ездить на КамАЗе и переключать его КПП на подъемах, спусках и скользкой дороге, обнесенной льдом или залитой водой. Учтите, что все эти рекомендации будут полезны не только в аспекте экономии горючего, но и безопасности на дороге.
Как вести себя за рулем КамАЗа во время подъема на высокий склон
При подъеме обязательно переключитесь на режим «Н», что сразу же заставит трансмиссию автомобиля работать в условиях повышенного напряжения. В остальном же не забывайте о таких аспектах вождения КамАЗа:
1. Во время переключения с первой на вторую передачу при подъеме на большегрузном авто обязательно необходимо применять метод двойного выжимания педали сцепления.
2. Для стабильной работы коленчатого вола во время переключения передач не стоит забывать и о педали подачи горючего, которую также необходимо периодически нажимать. Это позволит максимально эффективно преодолеть любой склон.
3. Количество оборотов коленчатого вала во время подъема не должно опускаться ниже отметки в 2 тыс. оборотов в минуту. Если подобное допустить, может перегреться или заглохнуть мотор, что при движении по оживленной трассе может привести к аварии.
Но самое важное во время подъема – это не забыть переключиться на нужный режим, что существенно облегчит работу двигателя и всех его систем, а также не позволит ему заглохнуть.
Как управлять КамАЗом на спусках
Многие водители во время спуска с горы или склона любят глушить двигатель, чтобы хотя бы немного сэкономить топливо. Действительно, в случае с легковыми автомобилями подобный способ движения является вполне приемлемым, так как благодаря склону и инерции автомобиль может продолжать движение еще достаточно длительный период времени. Но вот действовать так с коробкой передач на КамАЗе не стоит.
Дело в том, что если заглушить двигатель КамАЗа во время движения, его электроусилитель перестанет выполнять свою задачу, что может привести к блокировке рулевого колеса. Причина такой реакции связана еще и с тем, что торможение большегрузного автомобиля осуществляется не только благодаря прекращению работы двигателя, но и посредством активации вспомогательной тормозной системы.
При этом, если вы преодолеваете спуск и активировали вспомогательные тормоза, то ни в коем случае не выжимайте сцепление и не переключайтесь с одной передачи на другую. Не стоит думать, что такой подход к вождению может сильно износить двигатель. Не забывайте, что коробки передач КамАЗа конструкционно отличаются от привычных КПП на легковых автомобилях.
Как безопасно передвигаться на КамАЗе по оледенелой дороге
В таком случае особенно важно не только правильно использовать КПП КамАЗа с дизелем, но и не забыть о специальных цепях на колеса, которые облегчат и подъем, и обезопасят спуск по обледенелой дороге. Что же касается управления автомобилем, то обязательно учитывайте следующее:
1. Всегда держите большой запас свободного хода, чтобы избежать столкновений.
2. Для торможения обязательно используйте вспомогательную систему остановки двигателя.
3. Обязательно учитывайте тот факт, что во время экстренного торможения КамАЗом осуществляется блокировка колес его прицепа. По этой причине вас с большой вероятностью может сильно занести, поэтому на обледенелой дороге к такому торможению лучше не прибегать.
Если вас все-таки занесло на КамАЗе, ни в коем случае не снимайте ноги с педали сцепления. При этом руль лучше выворачивать в ту сторону, которую понесло автомобиль, что позволит вам выровнять его на дороге. А если КамАЗ при этом еще и начал буксовать, то обязательно снимите ногу с «газа» и заблокируйте дифференциал и начинайте двигаться со второй повышенной передачи. Когда трудный участок останется позади, дифференциал необходимо разблокировать.
Несмотря на наличие большого количества особенностей, изучить схему переключения передач и особенности управления КамАЗом не так уж и сложно. Главное не забывать, что коробка передач на КамАЗе имеет повышенный и пониженный режимы работы, а также побольше тренироваться езде на таком авто на безопасных участках дорог.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Схема и устройство коробки передач Камаза
На грузовом автомобиле производства ПАО «КАМАЗ» устанавливаются разные КПП. Все они отвечают за передачу крутящего момента, изменяют передаточные отношения, позволяют отсоединять двигатель от трансмиссии. Схема переключения передач на Камазе мало чем отличается от систем других машин. Несмотря на это, имеются важные особенности, которые хотелось бы подчеркнуть.
Устройство и принцип работы
Вот, например, как устроена коробка передач Камаза (модель 154):
- основная коробка на 5 скоростей;
- делитель на 2 ступени или мультипликатор;
- сцепление;
- валы — основной, вторичный, промежуточный;
- синхронизаторы и шестерни;
- картеры и привод
Принцип работы, нацеленный на улучшение работы автомобиля, увеличение скорости передвижения и позволяющий экономить горючее, можно представить себе так. При включении 1-й передачи, механизм сцепления соединяет валы редуктора и МКПП. От двигателя Камаза к трансмиссии поступает начальный момент вращения или КМ (крутящий момент). Как только скорость повышается, зубья синхронизаторов соединяются с ведущим валом ДВС. Вращение передаётся на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов повышается.
Традиционная КПП 152 или 14 — пятискоростная, механическая, установлена в целях упрощения конструкции и повышения надёжности изделия.
Но есть и другие варианты:
- 10-ступенчатый или 15 модель;
- 8-ступенчатый с редуктором на четыре передачи и «понижайкой» или 16 модель — используется на КамАЗ-65115;
- 9-скоростная ZF со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные вездеходы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.
14-ю модель КПП на последних версиях грузового авто усовершенствовали. Получилась новая коробка Камаза 154, отличающаяся несколькими преимуществами перед классической старой «пятиступкой»:
- усиленные синхронизаторы;
- новое крепление шестерёнок;
- доработанная шлицевая система;
- использование новых конусообразных подшипников в опорах валов;
- отсутствие шлицевого крепления;
- увеличенная высота зубьев.
4 и 5 передачи больше не вылетают, как было на старой КПП. Отметим, что 154 модель или 15 предназначена для работы на двигателях с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Kamaz 55111, 43118 и другие.
КПП с делителем
5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.
Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:
- меньшая частота переключения в ходе передвижения;
- увеличение тяги двигателя;
- повышение комфорта управления.
Устройство привода управления делителя выглядит так:
- рычаг или опора;
- уплотнительное кольцо;
- ось;
- вибрационный изолятор.
Технические характеристики
Подробно приведены в таблице ниже.
Схема переключения передач на Камазе
Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.
В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:
- Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
- Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
- Переход на режим B;
- Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
- Возврат на облегчённый режим B.
Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.
Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.
Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.
Начало движения
Перед тем как трогаться с места на Камазах с такой коробкой, надо разогреть движок до 7 тыс. об/мин. Главная особенность старта на большом грузовике — обеспечить плавность движения с места и эффективный набор дальнейшей скорости.
Включение скоростей
Из-за того, что Камаз — специфический крупный грузовой автомобиль, часто эксплуатируемый в жёстких условиях, переключение положений КПП с одной на другую проходит в несколько этапов. В остальном особенностей нет — надо выжимать муфту и перемещать рычаг.
Вторую передачу можно задействовать лишь после регистрации шкалой на приборке 3 тыс. об/мин. Рычаг скоростей переключается только с выжатой до упора педали сцепления после паузы в 1 секунду. Рычаг делителя находится на картере с левой стороны.
Задний ход
Включается задний ход переключателем, выставленным в нижнее левое положение. Во время движения автомобиля ставить эту передачу воспрещено! Сначала машину надо остановить, а уже потом совершить маневр.
Техника управления в сложных условиях
Безопасность движения зависит от многих факторов. Это и техническое состояние машины, и качество топлива, и квалификация водителя. Отдельное внимание уделяется внешним условиям, так как они могут резко измениться.
Подъем
Заезд на горку должен сопровождаться включением пониженного режима H. Это даёт возможность легче преодолеть склон и препятствия, ведь трансмиссия начинает работать в полную силу.
- во время подъёма, особенно с грузом, переход с первой на вторую передачу должен проводиться с применением повторного выжима муфты;
- не отпускать педаль газа, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, предотвратить перебои;
- не допускать снижения оборотов за 2000 в минуту, иначе движок перегреется.
Спуск
Скат с горки должен осуществляться с обязательно заведённым силовым агрегатом. Отключать его ни в коем случае нельзя — это не легковушка! Так можно остановить работу усилителя, который заблокирует рулевое управление грузовика. Чем это грозит, остаётся только гадать.
Если возникнут сложности с тормозами, на Камазе имеется возможность подключения вспомогательной системы. Но в этом случае нельзя использовать муфту и переключать скорости.
Сильная пробуксовка колес
Пробуксовка колёс возможна на различных дорожных покрытиях, но часто такое происходит на льду. Поэтому зимой рекомендуется использовать цепи, увеличивающие коэффициент сцепления с дорогой. Если Камаз забуксовал, опытные водители рекомендуют убрать ногу со сцепления и задействовать дифференциал. На щитке имеется специальный регулятор, позволяющий это сделать. На панели включится индикатор.
В песке и грязи пробуксовка — верный способ застрять надолго. Если воспользоваться лопатой и домкратом, ситуацию можно исправить. Надо просто очистить песок под мостом автомобиля, и как можно сильнее увеличить вращение колёс. Безусловно, шины не должны быть низкопрофильными. Только внедорожные глубокопрофильные или та же цепь, аккуратно надетая на колёса.
Переключение при заносе
При заносе надо держать ногу на муфте, а руль поворачивать в сторону заноса. Этот приём позволит выровнять машину. Также рекомендуется включать дифференциал, а после преодоления заноса его разблокировать.
Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
Износ механизмов — самая распространённая неисправность в КПП автомобиля Камаз. Как правило, чаще страдают подшипники и шестерни, так как постоянно находятся под нагрузкой, в движении и трутся. Ремонт в данном случае подразумевает замену этих деталей.
На примере коробки 152 рассмотрим, как ведёт себя проблемная коробка:
- увеличиваются шум и стуки;
- самопроизвольно вылетают передачи;
- механизм сложно включается;
- скорость блокируется в одном положении.
Ремонт всегда подразумевает демонтаж и разборку агрегата с последующим выявлением дефектов. Проблемные и изношенные элементы меняются, параметры регулируются. Масло обязательно обновляется. Затем, после сборки и установки КПП на место, проводится проверочный тест-драйв.
Появился шум
Как правило, при выжиме муфты гул пропадает. Обычно такое происходит при изношенном подшипнике основного вала. Шумит коробка практически на всех передачах, реже — на пятой. Со временем шум усиливается.
Причиной воя может стать не только КПП, но и сцепление. Поэтому после снятия коробки, перед её разборкой, желательно проверить устройство. Надо завести двигатель. Если слышно металлическое бряцанье, это либо пружины диска корзины износились, либо другая неисправность сцепления.
Не включается задняя и первая
Тяжелое включение задней и первой передачи может свидетельствовать о ведении сцепления. Другими словами, изнашивается диск, ухудшается регулировка и функционирование привода. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов — для передней передачи. Ещё одна причина — отсутствие масла в коробке.
Если трудно переключить передачу, когда машина стоит на месте, а двигатель заглушен, неисправность однозначно в механизме выбора передач КПП. В нём либо поломка, либо нарушена регулировка.
Выключаются (вылетают) передачи
Данная неисправность связана с механизмом переключения скоростей. Возможно, что изношены вкладыши вилок, ослаблены их фиксаторы. Нередко такое происходит при затяжной езде в горку. Машина, как правило, должна быть гружённой, и приходится включать пониженные передачи — первую или вторую. Причина, скорее всего, в изношенных синхронизаторах. Возможно, что венцы поистёрлись на зубцах, поэтому скорости и выбивает.
Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически следите за работой сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Тогда Камаз не будет бояться никаких дорог.
Коробка переключения передач КПП-154 для автомобиля КамАЗ
Автотехника, выпущенная «Камским автомобильным заводом», комплектуется коробками переключения передач разных типов, наиболее удачной следует отметить модель КПП 154-1700056. Она обеспечивает подачу крутящего момента, регулировку последнего, помогает отключать силовую установку от трансмиссии автомашины и подавать мощность на разного рода вспомогательные цели.
КПП 154 КамАЗ разработана под тяговые характеристики, без труда переносит крутящий момент до 110 Н·м, и это обеспечивает ее широкое применение на грузовых машинах повышенной проходимости с колесной формулой 6х6. Конструкция коробки – десятиступенчатая, рассчитанная под сцепление однодискового типа. Является механической, есть делитель. Вес ее составляет 330 кг, а передаточные числа в пределах 7,82- 0815.
Используется на следующих моделях: 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605, 43114.
Как устроена трансмиссия
Основные ее составляющие – это пятиступенчатая коробка и двухступенчатый мультипликатор. При разборке от нее отсоединяются:
- ведущий вал;
- шестерная передача;
- синхронизаторы;
- муфта;
- ведомый вал;
- промежуточные валы;
- картеры;
- привод.
Возможность переключать передачи сохраняется, только если сцепление находится в выключенном положении, с этой целью кран-рычаг переводится в позицию В либо Н.
Компоненты привода управления:
- рычажная опора, с помощью которой производится переключение;
- кольца-уплотнители;
- реактивная тяга;
- ось;
- рычажное приспособление;
- виброизолятор.
Принцип работы КП 154
Когда включена прямая передача, происходит жесткое сцепление муфты с зубцами валов. Мотор передает на КП крутящий момент постоянной величины. Как только подается усилие на рычажную часть повышающей передачи, зубья фиксируются на делительном валу. Обороты поступают на промежуточный вал, происходит снижение полученного момента и рост частоты оборотов.
Это техническое решение позволяет более эффективно использовать автомобиль, повышает сего скорость и сокращает трату горючего.
Кол-во передач: 10
Применяемость: КАМАЗ 43118, 65115, 4350, 43505, 5350, 53605
Кол-во передач: 10
Применяемость: КАМАЗ 43118, 65115, 4350, 43505, 5350, 53605
Отличие КПП 154 от КПП 152
154-я представляет собой усовершенствованную модификацию 152-й. Среди ее первоочередных плюсов:
- подверглись усилению синхронизаторы;
- шестеренки фиксируются надежнее;
- доработан контроль мультипликатора.
В то же время пневматическое управляющее приспособление – достаточно непростое в обращении. Поэтому к его техобслуживанию допустимо привлекать лишь подготовленный персонал.
Основная разница между описываемыми модификациями коробок – появление более продвинутой версии конусообразных подшипников в опорных участках.
Первое существенное различие заключается в приспособлении, переключающем передачи. Если присутствует МПП последних вариантов (МПДП 1771010А) – то это КПП 152 либо 154.
При этом нужно подчеркнуть: КП 154-й серии производятся в различных конструкционных вариантах, в том числе герметизированные. По наружному оформлению распознать версии можно по рычагам управления сцеплением – герметичная коробка оснащена рычажным приводом изогнутой формы.
Наряду с этим нередко встречаются МПП старых типов, их нетрудно опознать по трубкам, подключенным к делительному клапану. Подобного рода технические решения чаще свойственны коробкам 15 и 152 серий.
Поговорим чуть подробнее о различиях между коробками передач 15 и 152 серий. Характерная черта 152-й – менее громоздкий способ контроля делителя передач. Различия отчетливо видны по наличию трубок у 15-й версии.
- в 152-й имеются укрепленные шлицы первичного вала делителя каретки и муфты синхронизаторов, кроме того, производитель сделал зубья крупнее;
- заметное упрощение пневматики – присутствуют полимерные воздуховоды, причем на 152-й отсутствуют коробка фиксации воздуховодов и пара воздушных трубок.
- промежуточный вал соединяется с шестеренками бесшпоночно при помощи увеличенного натяга;
- в конструкции КПП 152 изготовитель убрал замковое соединение со вторичного вала, что позволило сделать коробку долговечнее.
- приняты меры, чтобы исключить самопроизвольное отключение 4 и 5 передач. При этом характерно, что зубья на муфтах стали крупнее;
- в конструкции КПП 152 предусмотрен подшипник повышенной прочности на основании вторичного вала;
- заметно повышены несущие свойства шестерни 4-й передачи с помощью расширения ее зубчатого венца.
Необходимо также сказать, что нередко встречается точка зрения: на КПП 15 якобы допустимо устанавливать комплектующие от КПП 152 (причем обратная замена невозможна). Это мнение является ошибочным, потому что детали единой конструкции создаются комплексным методом, для применения в конкретных устройствах. По этой причине описываемая замена допустима исключительно в паре.
Технические характеристики
КПП КАМАЗ 154 является представителем механического типа коробок, это трехходовая десятиступенчатая модель.
1Н | 7,82 |
1В | 6,38 |
2Н | 4,03 |
2В | 3,29 |
3Н | 2,5 |
3В | 2,04 |
4Н | 1,53 |
4В | 1,25 |
5Н | 1 |
5В | 0,815 |
3ХН | 7,38 |
3ХВ | 6,02 |
Обслуживание и ремонт
Наиболее характерная неполадка в работе – выход КП из строя вследствие изношенности ее шестеренок и подшипников. Они постоянно двигаются, трутся и поэтому постепенно возрастает их износ. Его устранить или провести локальный ремонт нет возможности, и эти детали следует заменить на новые.
Что должно насторожить вас:
- самостоятельно выключаются передачи;
- при работке оборудование стучит и шумит;
- включить его затруднительно;
- КП стопорится в одном положении.
Для того чтобы отремонтировать коробку с делителем, потребуется шесть последовательных операций:
- Разбираем ее.
- Устанавливаем причину выхода его из строя.
- Заменяем неисправные компоненты и настраиваем.
- Заменяем трансмиссионное масло.
- Заново собираем.
- Проводим испытательный запуск.
В процессе обычного ремонта следует отрегулировать размер отступа между торцевым краем крышки и ограничителем движения клапанного штока включения делителя. Кроме того, отрегулировать следует ход переключателя и контролирующий его привод.
Для того чтобы снять КП, следует выполнить следующие операции: сначала нужно слить масло из картера, зачем очистить пробочный магнит. После опустить запаску, отсоединить проводку выключателя контрольной лампы. Затем отсоединяются трубки вентиляции и кронштейны, которыми фиксируется глушитель. Отвинчиваем крепеж, скрепляющие фланцы. Отделяем пневмоусилитель сцепления и карданный вал. Вывинчиваем крепеж со стартера. После этого надлежит сдвинуть механизм, поместить его на тележку и вынуть из-под днища.
Последовательность ремонтных операций
Сначала снимается воздушный переключатель и вывинчиваются фиксирующие болты. Затем внимаем валик и отделяем вилку, с помощью которой переключаются скоростные режимы. Отделяем синхронизатор, а также вал и вилку выжимателя. Вслед за этим следует открутить крепеж, фиксирующий верхнюю панель тыльного подшипника. Убираем крышку, отделяем тыльный подшипник и вал. Далее пора отвинтить ролл-шайбу и крепеж подшипникового стакана. При помощи бруса из дерева вышибается вал, из самой силовой установки вынимается подшипник. Фиксируем в тисках шлиц, свинчиваем с последнего гайку-маслонагнетатель. Затем потребуется вынуть подшипник, втулку и шестерни.
После вышеуказанных операций производится ремонт и установка новых комплектующих и сборка — причем все приведенные выше этапы производятся в обратной последовательности.
Тестирование производится в 2 различных режимах:
- при наличии нагрузки;
- в разгруженном режиме.
Во втором случае производится проверка работы мотора и переключение передач.
Плановое ТО
Для обеспечения надлежащего ухода требуется регулировать приводное устройство переключателя скоростей и размер отступа в активирующем клапане, кроме того, надо регулярно обновлять масло.
Для того, чтобы отрегулировать зазор между торцевым краем крышки и ограничителем прохода клапанного штока, первым делом необходимо проверить, как отрегулирован привод, выключающий сцепления. Фиксирующие гайки на клапанном штоке, размещенные на толкающей части пневмоусилительного поршня, следует расстопорить и отвинтить. Контролирующий выход контура четвертого привода дополнительного тормозного устройства подключаем к манометру. Нужно добиться давления порядка 7-7,5 кгс/см.
Далее необходимо полностью выжать педаль сцепления. Клапанный упор подводим вперед, пока он не коснется поверхности клапанного штока. Образовавшееся пространство от торцовой части клапанной крышки до штокового ограничителя не следует в этом случае держать шире 0,3 мм. В этой позиции крепим шток гаечным крепежом и стопорим шайбами. Если уровень давления в четвертом приводе снизился до 6,2 кгс/см, то отступ надлежит сделать пошире – до 0,6 мм. Вслед за этим надо прикрыть шток и клапанную крышку предохранителем из резины.
Проверяем масло. Вынимаем заглушку из соответствующего отверстия, контрольный щуп протираем сухой и чистой ветошью или губкой и вставляем в горловину до упора щупа в резьбу.
Масло необходимо заменять каждые 12 месяцев – но только при условии, что автомобиль преодолевает не более 90000 км за этот срок. Однако если грузовик активно эксплуатируется, то замена понадобится в несколько раз чаще. По этой причине, решая вопрос об освежении смазки, надлежит ориентироваться не на советы изготовителя, а на фактическую интенсивность использования машины. Заменяемое масло высокой температуры выливают через специальные отверстия, размещенные снизу картеров самой коробки и картера делителя передач. Затем нужно удалить загрязнение с магнитов сливных коробок, а картеры промыть свежим маслом. Его наливают в КП, прокручиваемую на нейтралке примерно десять минут. Затем необходимо слить состав, закрыть отверстия для его слива и до самой высокой отметки наполнить КП специальной смесью ТСп-1.5К. Далее – продолжить прокручивать КП на нейтралке в течение пяти минут. После этого проверяем уровень – если он ниже нормы, то добавьте масла. При этом заливайте его непременно горячим, чтобы масло было как можно менее вязким.
Стоимость новой КПП 154 – 280 тыс. руб. В продаже имеются коробки передач, поставляемые ремзаводами по цене 150 тыс. руб., а также прошедшие капремонт — за 100-120 тыс. руб. Мы готовы предложить все 3 варианта.
Как вручную переключить делитель на Камазе?
Завод изготовитель рекомендует заливать масло ILSAC GF 4/5, ACEA A5/B5 с интервалом замены 15000 км.
Для чего предназначен делитель на камаз?
Делитель сокращает интервалы между передачами основного ряда таким образом, что при его включении получается передаточное число, находящееся между двумя передаточными числами соседних передач основной коробки передач, т. е. он уплотняет ряд передаточных чисел и незначительно расширяет их диапазон (на 20…25 %).
Что такое делитель камаз?
В коробках передач КАМАЗ 15-й модели (152 и 154) используется дополнительный одноступенчатый редуктор — делитель, который вдвое увеличивает общее количество передач. Управление делителем осуществляется пневматикой с помощью специального механизма — об этом механизме подробно рассказано в данной статье.
Что такое коробка передач с делителем?
Делитель – это двухступенчатый дополнительный редуктор, который ставится перед главный КП. Первая ступень делителя — прямая, вторая повышающая. То есть, если мы располагаем четырёхступенчатой КПП и делителем, то общее количество передач при этом 4х2=8.
Как работает делитель?
Делитель сокращает интервалы между передачами основного ряда таким образом, что при его включении получается передаточное число, находящееся между двумя передаточными числами соседних передач основной коробки передач, т.
Для чего нужна повышенная и пониженная передача на Камазе?
Привычным режимом работы КПП КамАЗа с дизелем является либо повышенный режим «В», или пониженный «Н» (конструкторы создали их специально для того, чтобы снижать нагрузку на двигатель большегрузного автомобиля, когда он полностью загружен, но и при этом не заставлять его чрезмерно активно работать при езде с пустым …
Чем отличаются кпп 152 и 154?
В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ
Основное отличие заключается в опоре механизма, располагающейся в верхней части. Для КПП 154 используется переключатель делителя МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач имеется в формате 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются по рычагам активации сцепления.
Как трогаться с места на Камазе?
сергей м. Если коробка ручная, то правила обычные — включаешь первую передачу, опускаешь ручной тормоз, плавно отпускаешь сцепление и чуть поддаешь газу. Ну а если автомат — то включаешь D на коробке, опускаешь ручник, убираешь ногу с педали тормоза и едешь.
Как правильно пользоваться делителем?
Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,6…0,8 с). При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления.