Virbactd.ru

Авто шины и диски
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

Утечкой тока называют чрезмерное потребление электрического заряда аккумулятора при выключенном зажигании. Речь идет именно о превышении нормы расхода, так как полностью исключить расход заряда невозможно. Некоторые приборы и электронные системы имеют энергозависимую память, на которую записываются необходимые данные. Ярким примером такого рода потребления является микросхема ОЗУ (англ. RAM, память с произвольным доступом или оперативное запоминающее устройств), использующаяся электронным блоком управления двигателем (ЭБУ) для временного хранения изменяемых параметров. Сталкиваться с такого рода памятью вы могли, когда сбрасывали определенные ошибки снятием на несколько секунд клеммы АКБ. Также вспомнить можно память магнитолы, которая потребляет питание для хранения данных о радиостанциях, настройках эквалайзера. Именно для этих потребителей рассчитывается нормальный ток потребления.

Сразу стоит обусловить тот факт, что скрытое потребление заряда аккумулятора не имеет ничего общего с коротким замыканием. Несмотря на то, что логика поиска и той и другой неисправности могут показаться схожими, природа этих явлений различна. При замыкании положительного вывода на минусовой контакт, проводники в цепи начинают нагреваться, из-за чего плавится изоляция проводов и разъемов.

определение степени заряженности аккумулятора

Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

При скрытом потреблении заряда АКБ в автомобиле после выключения всех потребителей и постановке авто на охрану продолжают быть запитанными электрические потребители, что и приводит к разряду батареи. Несмотря на кажущуюся безобидность, найти утечку тока бывает непросто.

Что такое ток утечки и откуда он берется

Утечкой называют незапланированный ток, протекающий в электроцепи.

Почему он возникает:

  • неисправна проводка или приборы-потребители, нарушена их нормальная работа;
  • проводка или оборудование смонтированы или настроены неправильно.

Что до первого пункта, возможно, перетерлись провода, вышел из строя один из электроприборов, произошло замыкание оголенной проводки и контактов оборудования жидкостями, проводящими ток (вода, электролит и пр.). Иногда поломка проявляется частично. Например, один из потребителей, допустим сигнализация или магнитола, «тянет» больше тока, чем надо. Внешне это определить удается не всегда.

Во втором случае все объясняется ошибками в монтаже или неправильным пользованием электрическим оборудованием. Один из примеров: водитель отключает зажигание, а обогрев стекол работает дальше, или аудиосистема не переключается в спящий режим, и продолжает получать питание.

Все это и приводит к утечкам. Как результат – АКБ садится в разы быстрее. Порой с такой скоростью, что уже утром водитель не может завести автомобиль. Если машина и дальше будет стоять с такой проблемой, батарея из-за глубокого разряда запросто выйдет из строя.

Поэтому, заметив, что при выключенном двигателе батарея быстро теряет заряд, пора начинать принимать меры. В первую очередь проверяют электрооборудование автомобиля на ток утечки. Решить такую неприятность рекомендуется быстрее. Сложности при пуске мотора – не единственное, с чем может столкнуться водитель. Короткое замыкание, поломка приборов, возгорание – вот одни из последствий.

Читайте так же:
Сколько масла в двигателе акцент?

Проверить авто на утечку тока можно и самостоятельно

Начиная самостоятельную проверку автомобиля на предмет утечки тока, первоочередное внимание следует уделить электропроводке тех приборов, которые были установлены самостоятельно. Это связано с тем, что штатная проводка хорошо защищена, расположена вдали от источников нагрева, трения и проблемы с ней, как правило, возникают лишь после механических повреждений (например, ДТП). Самодельная проводка часто укладывается в «неправильных» местах (слишком близко к блоку двигателя, в месте, где они подвергаются нагреву или трению при движении авто), что и является частой причиной утечки или замыкания.

На вопрос как найти утечку тока в машине мультиметром, достаточно подробно и наглядно отвечает данный видеоролик:

Перед началом работы следует переключить прибор в режим амперметра и подключить через него массу. Для этого необходимо снять с минусовой клеммы провод, и подключить к ней один из контактов амперметра. Второй провод замыкается на оставшийся контакт прибора. В результате этого, амперметр «высветит» количество тока, постоянно передаваемого в бортовую электрическую сеть. В норме этот показатель не превышает 0,05 ампер. Если он выше, это означает, что имеется утечка тока.

тестирование машины

При тестировании, дверцы машины должны быть закрыты, а окна открыты. Амперметр позволяет точно «сказать», как найти утечку тока в машине. Наиболее простым и оперативным способом, с которого рекомендуется начать – проверка предохранителей. При включенном амперметре необходимо поочередно извлекать предохранители, отключая, тем самым, различные цепи электросети. Определить цепь, являющуюся виновником утечки можно по такому признаку, как падение показаний амперметра при извлечении из нее предохранителя. После проверки каждой из цепей, предохранитель необходимо сразу же возвращать на свое место – это не позволит их перепутать (они имею разное номинальное значение) и «сжечь» при запуске двигателя.

тестирование машины

Как проверить утечку тока в автомобиле

Знакомая многим ситуация. С приходом минусовых температур запуск двигателя на холодную становится настоящей проблемой. Аккумулятор, который еще вчера был исправным, сегодня еле прокручивает стартер, либо вообще не отзывается на поворот ключа зажигания. Значит по какой-то причине аккумуляторная батарея разрядилась.

Проверка утечки тока в автомобиле

Проверка утечки тока в автомобиле

Причины разрядки аккумулятора

Это может быть неисправный генератор, перетертая проводка, не натянутый приводной ремень генератора, отказ реле-регулятора, неисправность самой батареи, либо забытые на ночь потребители. Но основной и частой причиной, разряженного аккумулятора, является большая величина утечки тока в цепях электрооборудования автомобиля.

Зачастую данная проблема возникает в каком-либо электронном приборе из дополнительного оборудования, наличие которого становится все больше в современных авто. Также питание к этому нештатному оборудованию выполняется самостоятельно, часто без надлежащей защиты проводки, где нередко возникают короткие замыкания.

Читайте так же:
Можно ли есть семечки с граната?

Если же причину утечки не установить и ликвидировать (зачастую автовладельцы покупают новую батарею, считая, что старая уже выходила свой ресурс, либо неисправна), то не помогут никакие новые аккумуляторы, так как они также быстро разрядятся.

Аккумулятор

Аккумулятор

Следовательно, при быстром разряде батареи рекомендуется сразу, не откладывая на спасительное потом, найти и устранить проблему разрядки аккумулятора своими руками, либо обратиться за помощью в автосервис. Это вызвано тем, что помимо проблем с запуском, есть вероятность короткого замыкания, выхода из строя оборудования (которое совсем не дешево), а также возможность и возгорания автомобиля.

Почему важно знать величину тока утечки в автомобиле

При температуре наружного воздуха порядка -10 -15 градусов Цельсия пусковой ток стартера составляет порядка 276-280А. а при прогреве двигателя стартеру будет достаточно и 180-200А. Поэтому, если пусковой ток аккумулятора составляет порядка 450А, а батарея наполовину разряжена, то уменьшается и величина пускового тока, и при минусовой температуре она способна отдать ток лишь на одну две попытки запуска двигателя стартером. Далее, как правило, водитель услышит треск втягивающего реле, что подскажет о том, что батарея полностью разряжена и уже не в состоянии проворачивать стартер.

Плюс к этому любой свинцовой-кислотный аккумулятор имеет просадку при минусовых температурах, то есть теряет часть своих стартерных характеристик. Скажем даже исправная батарея имеющая пусковой ток 600А, простояв на морозе ночь будет иметь ток порядка 400А. Если вдобавок к этому имеется повышенный ток утечки, то аккумулятор может разрядится буквально за сутки.

Почему считается нормой потребление тока утечки до 0.05 -0.06А?

Основные потребители тока в покое:

• ЭБУ потребляет в покое 0.03А

• Блок сигнализации – 0.02А

• Магнитола — 0.01А (при правильном подключении питания)

Допускается потребление тока утечки до 0.08А (80мА) при наличии нештатного оборудования (видеорегистратор, навигатор и пр.).

Приборы для проверки тока утечки:

Порядок замера:

Мультиметр (тестер) – один провод прибора устанавливаем в гнездо «минус» (черный провод), второй в гнездо проверки постоянного тока 10А, а указатель прибора переводим в сектор «10А».
В данном положении гнезд проводов нельзя касаться ими клемм батареи (плюсу и минусу), во избежание короткого замыкания.

utechka-toka-3

• Выключается зажигание, закрываются все двери, багажник;

• Снимается клемма «минус» с аккумуляторной батареи;

• Провода мультиметра устанавливаются в разрыв между выводом батареи и снятой минусовой клеммой;

• После подсоединения выводов тестера его показания могут быть завышены, так как электронные приборы должны будут уйти в спящий режим;

• По истечении порядка 2-5-7 минут. Показания сбросятся до реальных значений утечки тока в цепях авто;

• Нормой при этом считается потребление тока порядка 0.03 – 0.05 А;

Читайте так же:
Почему ест резину на машине?

Проверка утечки тока мультиметром. Показания слегка завышены

Проверка утечки тока мультиметром. Показания слегка завышены

• Повышенные показания тока «подскажут» что в цепи есть элемент, потребляющий большой ток при выключенном зажигании;

Токовые клещи – не снимая клемму с батареи (что очень удобно, так как не стирается память электронных устройств), защелкиваем их разъем на минусовом проводе, ставим прибор в положение измерение постоянного тока и смотрим на показания прибора.

Схема поиска потребителя тока:

• Мультиметр или токовые клещи, остаются в прежнем положении (между выводом батареи и минусовой клеммой, а клещи вокруг провода «минус»);

• Далее необходимо вынимать поочередно все предохранители, следя при этом за показанием прибора;

Вынимаем предохранители

Вынимаем предохранители

• Как только при снятии очередного предохранителя показания придут в норму, значит найдена цепь, в которой находится «жук», съедающий емкость батареи;

• Это может быть один или несколько потребителей;

• Затем узнаем по документации к авто описания предохранителей, какие приборы защищает данный предохранитель, ставим его на место и начинаем поочередно отключать приборы этой цепи от питания;

• Когда при снятии очередного потребителя от питания, ток утечки придет в норму, значит данный элемент и является искомым «жуком»;

• Проверяем найденный элемент на предмет неисправности, восстанавливаем его, либо заменяем на заведомо исправный;

Если после снятия всех предохранителей ток утечки остается высоким, то нужно проверить такие мощные потребители как генератор и стартер. В редких случаях утечка тока может быть вызвана неисправностью генератора, где «жук» может находиться либо в диодном мосту, либо в реле-регуляторе, объединенном с щеточным узлом.

Диодный мост генератора

Диодный мост генератора

Для проверки утечки тока необходимо отдать провода от вывода «плюс» генератора и сравнить показания тестера. Если проблема с генератором, то его рекомендуется снять и выполнить полную профилактику и необходимый ремонт его элементов.

Проверка ротора генератора

Проверка ротора генератора

От стартера отдается провод «плюс», идущий от аккумуляторной батареи и показания прибора сравниваются до и после снятия.

Совет. При проведении проверки не лишним будет опустить одно из стекол автомобиля, в случае, если что-то пойдет не так и сигнализация закроет дверные замки.

Еще пару слов

Чтобы однажды не встать на дороге зимой вдалеке от населенных пунктов, при любых признаках неисправности батареи рекомендуется периодически проверять, дает ли генератор полноценную зарядку и попутно проверить ток утечки в цепях электрооборудования вашего авто.

Устранение утечки тока в автомобиле

Устранение неисправностей, в случае выявления «протекающей» цепи, нужно начать с внимательного осмотра проводки и самих приборов. Причиной может стать и повреждённая изоляция проводов, и скопление грязи в местах подключения приборов, и наличие воды или хотя бы запотеваний в самих приборах – всё это приводит к образованию нежелательных токоведущих дорожек.

Читайте так же:
Сколько литров бак на Пежо 206?

Поэтому способ, каким можно устранить утечку тока в автомобиле, приходится выбирать в зависимости от причин – изолировать провода, удалять грязь, просушивать воду. Кроме того, можно сразу и предпринять меры, благодаря которым ситуация не повторится – где надо, можно защитить провода от перетирания или перегрева, надев на них шланги подходящего диаметра, предотвратить попадание воды в приборы.

Основные причины утечки тока

Как показывает практика, популярная причина разрядки аккумулятора – это невнимательное отношение владельца к своему транспортному средству. Прежде чем искать неисправности в электропроводке автомобиля, надо заглянуть под капот. Может быть, что аккумуляторная батарея выработала свой ресурс (замыкает аккумулятор) и её пора заменить новой. Наличие следов окисления на клеммах или токоведущие провода в плохом состоянии – все это может быть причиной утечки разряда.

Вторая основная причина – это забывчивость водителя.

Иногда он может забыть погасить фары или габаритные огни, или лампочку в салоне автомобиля. Если вышеперечисленные причины существовали, то не следует идти дальше и искать проблемы в электропроводке.

Какая утечка тока допустима в автомобиле Лифан?

На стоянке аккумулятор обеспечивает нормальную работу некоторых систем, при заглушено двигателе. К оборудованию, которое должно получать постоянно питание, относится:

  • автомобильная сигнализация;
  • электронный блок управления двигателем;
  • электрические часы в салоне;
  • память автомобильной магнитолы.

Поэтому современные аккумуляторы для автомобилей Лифан и других моделей рассчитаны на некоторое значение тока утечки. К примеру, часы потребляют примерно 1 мА, автомобильная сигнализация – 20 мА. Суммарное значение тока утечки, которое может выдержать исправный аккумулятор не превышает 50-80 мА. При такой утечке батарея в автомобиле может разряжаться месяцами. Но если оставить включенной одну лампочку, то потребление тока возрастает в десятки раз. Освещение в салоне Лифана потребляет примерно в 500-600 мА тока.

Измерить ток утечки можно самостоятельно. Если значение превышает допустимое, то следует искать причину утечки и как можно быстрее её устранить.

Какой ток утечки — норма ?

В любом автомобиле присутствует минимальный ток утечки порядка 50-80 мА. Этот показатель зависит от многих факторов. В частности: состояния проводки, возраста аккумулятора и чистоты его клемм, а также температуры воздуха. Саморазряд АКБ в разомкнутой цепи допускается не более 1% в сутки, но учитывая, что он постоянно подключен к бортовой сети, то этот показатель может достигать до 4 процентов.
Таким образом, допустимая утечка будет равна емкости умноженной на коэффициент 0,4. Поскольку, кроме допустимой утечки тока аккумулятора на автомобиле, даже в состоянии покоя могут потреблять ток такие потребители как: сигнализация и иммобилайзер (20-25 мА), аудиосистема (3 мА), блок центрального замка и контролер ЭБУ (по 5 мА), то ток покоя будет значительно выше. Итого спровоцированной нормой тока утечки считается – 50-70 мА, а максимально допустимым значением – 80-90 мА.

Зная ток утечки в автомобиле, можно посчитать на сколько хватит аккумулятора (время разряда) при условии долгой стоянки машины в состоянии покоя.

В случае, когда утечка тока составит более чем 60-80 мА, – аккумулятор будет быстро садится.

Читайте так же:
Можно ли резину протирать спиртом?
Утечки тока покоя могут стать причиной пожара, так как им свойственно превращаться в короткое замыкание при благоприятных условиях.

Повышенный ток может возникать из-за: гнилой старой проводки (в большинстве случаев), замыкания в цепи через окислы, поврежденной изоляции проводов и неправильно подключённой сигнализации или магнитолы. Хотя небольшое потребление тока сигнализацией допустимо, поскольку это активное устройство и требует питание на радио-модуль, датчики объема/удара и светодиод. Произвести расчет тока утечки в зависимости от саморазряда аккумулятора (для нового норма потери 0,5–1,0 % а для подержанного АКБ 1–1,7 %) и количества потребителей, которые даже в дежурном режиме потребляют энергию, поможет наш online-калькулятор нормальной (естественной) утечки тока покоя аккумулятора автомобиля.

Как пользоваться калькулятором подсчета тока утечки.

  • Отметить галочками — какие у вас имеются стандартные потребители. Заметьте, что тюнинг мультимедийной и аудио систем, так же как и систем автономного управления двигателя не учитывается, поскольку не существует единого значения потребления тока.
  • Указать емкость установленной батареи.
  • Выбрать относительный возраст АКБ — (от него будет зависеть саморазряд, поскольку кроме спровоцированного и эксплуатационного разряда существует еще электролитный и естественный).
  • По нажатию кнопки «Рассчитать» – в поле «Допустимый ток утечки» вы получите результат допускаемого тока покоя.

ток саморазряда

После выключения зажигания потребление тока должно либо прекратиться совсем, либо быть минимальным, и его значение можно вообще не брать во внимание. Современные автомобили бизнес-класса легко могут простоять с осени до весны, и запустится с пол оборота. Чего не скажешь о других бюджетных иномарках. Они наоборот — страдают от излишнего тока покоя. Он способен разрядить аккумулятор не то что за месяц, а буквально за неделю (иногда даже за сутки).

Допустимый ток утечки

После того как вы подсчитали потребление в состоянии покоя, по таблице можно определить допустимые значения тока утечки исходя из таблицы. Где отмечено, при каком уровне потерь вы сможете завести автомобиль.

Машина сможет простоять на парковке пару недель без движения и после этого без проблем завестись.

Многовато, если стоит штатная сигнализация, но терпимо когда есть развитая нештатная аудиосистема. Машину со старым аккумулятором буквально через 3-4 дня уже можно не завести.

Признак неисправности электрооборудования или установки некачественных гаджетов. В зимнее время, достаточно будет 1-2 дня не заводить автомобиль, и уже потребуется прикуривание.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector