Сцепление ГАЗ-53 для львовских погрузчиков с дизелем
Сцепление ГАЗ-53 для львовских погрузчиков с дизелем
Сцепление ГАЗ-53 львовских автопогрузчиков АП-4081, 40810, 41015 с двигателем Д-243 и львовских погрузчиков АП-40811, 40816 с двигателем Д-144 (рис.45) однодисковое, сухое с демпферным устройством на ведомом диске. Сцепление установлено в литом чугунном картере.
Кожух сцепления ГАЗ-53 прикреплен к маховику Д-243 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами. Внутри кожуха помещается корзина сцепления (нажимной диск).
Вращение нажимному диску передается от маховика через три выступа, имеющихся в диске и входящих в окна кожуха сцепления. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается через ведомый диск, зажимаемый между торцами маховика и нажимного диска усилием двенадцати пружин.
Рычаги выключения сцепления расположены в прорезях выступов нажимного диска (корзины) и с помощью осей и игольчатых подшипников соединяются с нажимным диском и опорными вилками, которые шарнирно закреплены на кожухе посредством конических пружин и сферических регулировочных гаек. Гайки после регулировки закернивают и в процессе эксплуатации рычаги не регулируют.
Рис. 45. Сцепление ГАЗ-53 и его привод
1 — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг нажимного диска; 6 — масленка; 7 — регулировочная гайка; 8 — муфта выключения сцепления; 9— ведущий вал коробки передач; 10— вилка; 11 — кожух; 12— нажимная пружина; 13 — регулировочная гайка; 14—тяга; 15— оттяжная пружина; 16 — педаль сцепления
Картер (кожух маховика) сцепления для Львовских автопогрузчиков АП-40810, АП-40811, АП-40816, АП-41015, АП-41030 ЛЕВ в зависимости от марки дизельного двигателя бывают трех видов:
1. Картер сцепления Львовского погрузчика АП-40811, АП-40816 с дизельным двигателем Д-144 (Т-40) воздушного охлаждения. Такой автопогрузчик комплектуется сцеплением ГАЗ-53 и коробкой передач КПП ГАЗ-53.
При замене на львовском погрузчике двигателя ГАЗ-51,52 на двигатель Д-144 нужны следующие агрегаты и узлы: двигатель Д-144, картер сцепления Д-144, маховик Д-144 под сцепление ГАЗ-53, плита переходная или картер маховика узкий (не всегда входит в комплектацию тракторного двигателя Д-144), сцепление ГАЗ-53 (корзина, диск ведомый, вилка и подшипник выжимной с муфтой), коробка передач КПП ГАЗ-53 (можно оставить коробку передач КПП ГАЗ-52, так как первичный (ведущий) вал взаимозаменяем с валом КПП ГАЗ-53).
2. Картер сцепления Львовского погрузчика АП-40810, АП-41015 с дизельным двигателем Д-243 (МТЗ-80) водяного охлаждения. Сцепление и коробка передач ГАЗ-53.
При замене на львовском погрузчике двигателя ГАЗ-51,52 на двигатель Д-243 нужны следующие агрегаты и узлы: двигатель Д-243.20 (комплектация для львовских погрузчиков, выпускаемая на Минском моторном заводе), картер сцепления Д-243, маховик Д-243 под сцепление ГАЗ-53, сцепление ГАЗ-53 (корзина, диск ведомый, вилка и подшипник выжимной с муфтой), коробка передач КПП ГАЗ-53.
3. Картер сцепления Львовского погрузчика ЛЕВ АП-41030 с дизельным двигателем Д-243 (МТЗ-80) водяного охлаждения. Последняя модель Львовских автопогрузчиков комплектуется сцеплением трактора МТЗ-80 и коробкой передач ГАЗ-53. Маховик, корзина и вилка сцепления от трактора МТЗ-80, а ведомый диск представляет собой диск МТЗ-80, но посадочные шлицы для КПП ГАЗ-53.
Все три типа картеров сцепления на львовских погрузчиках не взаимозаменяемые между собой и производятся только на львовском заводе автопогрузчиков (Украина).
Корзина сцепления ГАЗ-53 отбалансирована в сборе с коленчатым валом и маховиком двигателя, поэтому при смене ведомого диска во время сборки совмещают метки «О» на маховике и кожухе нажимного диска.
Привод управления сцеплением — механический. Состоит из педали сцепления, валика с рычагом, тяги, регулировочной гайки.
Рис.46. Маховик для двигателя Д-144 (под сцепление ГАЗ-53)
1 — Болт специальный Д144-1005146
5 — Шайба Д144-1005316-А
2 — Шайба 40141-1005057-01
3 — Шкив 40141-1005016-10
4 — Маховик 40141-1005115-10
6 — Стакан 40141-1005053
7 — Болт 4014Д-1005336
8 — Подшипник 60203
Для смазки втулки педали сцепления на торце валика установлена пресс-масленка. В крайнем заднем положении педаль удерживается стяжной пружиной. При этом ограничение хода педали в заднем положении осуществляется упором педали в наклонный пол кабины через резиновую защитную муфту.
Педаль сцепления должна иметь свободный ход в пределах 35 — 45 мм или свободный ход наружного конца вилки 6 — 7 мм при неработающем двигателе, что соответствует зазору 4 мм между концами рычагов корзины и подшипником выключения сцепления.
Отсутствие этого зазора приводит к быстрому износу рычагов, выходу из строя подшипника и может привести к сгоранию фрикционных накладок.
Уход за сцеплением ГАЗ-53 львовского автопогрузчика и его приводом заключается в периодическом смазывании упорного подшипника муфты выключения сцепления и в проведении регулировки привода.
Смазка подшипника выключения сцепления осуществляется колпачковой масленкой, расположенной сверху картера сцепления. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только третья заправка масленки будет подавать смазку в подшипник.
Привод выключения сцепления регулируют, если свободный ход педали сцепления не соответствует 35 — 45 мм.
Регулировка величины свободного хода производится изменением длины тяги. Для увеличения свободного хода педали необходимо отвертывать гайку.
Преждевременный износ накладок, разрушение накладок и поломка ступицы ведомого диска сцепления ГАЗ-53 по окнам под пружины могут быть вызваны соответственно движением с полувыключенным сцеплением, включением на высокой скорости 2 или 1 передачи и неплавным включением сцепления при переходе на третью или прямую передачи и могут встречаться только при неправильной эксплуатации автопогрузчика.
Рис.47. Сцепление (ГАЗ-53) 40141-1601010-01 для двигателя Д-144
1 — Вилка подшипника выключения сцепления 52-1601201
2 — Крышка люка картера сцепления 40141-1601055
3 — Кронштейн 40141-1601057
4 — Шайба 252137-П29
5 — Болт М12х55 201549-П29
6 — Болт М12х75 200374-П29
7 — Пружина 11-7562
8 — Корпус масленки 51-1601252-01
9 — Пружина крышки М7553
10 — Крышка масленки 53А-1601255
11 — Масленка подшипника 51-1601250-10
12 — Кожух сцепления 53-1601125-02
13 — Гайка вилки рычага нажимного диска 53-1601178
14 — Пружина вилки оттяжного рычага 53-1601105-А
15 — Вилка оттяжного рычага 53-1601108
16 — Рычаг оттяжной нажимного диска 53-1601095-А
17 — Палец вилки нажимного диска 53-1601112
18 — Шплинт 2,5х12 258023-П
19 — Ролик игольчатый 1,6х11,8 53-1601109
20 — Палец игольчатого подшипника 53-1601110
21 — Диск нажимной (корзина) сцепления 53-1601093-А
22 — Пружина нажимная сцепления 53А-1601115
23 — Корзина сцепления с кожухом в сборе 53-1601090-11
24 — Переходник 40141-1601240
25 — Шланг гибкий 52-1601230-10
26 — Шланг гибкий в сборе 40141-1601220
27 — Пластина фрикционной накладки 53А-1601135-01
28 — Накладка ведомого диска 53-1601138-20
29 — Заклепка 4х6 293907-П
30 — Диск ведомый сцепления 53-1601130-12
31 — Шайба 252135-П29
32 — Болт М8х30 201656-П8
33 — Подшипник муфты 588911 (М7580)
34 — Муфта выключения сцепления 52-1601185
35 — Подшипник с муфтой выключения сцепления 53-11-1601180
36 — Сетка окна картера 51-1601025-А
37 — Картер сцепления Д-144 (верхняя часть) 40141-1601051
38 — Штифт 8х30 258659-П29
39 — Болт М8х28 201459-П29
40 — Шайба 252135-П29
41 — Поддон картера Д-144 40141-1601052-01
42 — Шайба 252136-П29
43 — Шпилька М14х1,5х32 216298-П2
44 — Шайба 252178-П29
45 — Гайка М14-1,5 250551-П29
46 — Болт М10х1х32 201521-П8
47 — Пластина вилки 11-7516
48 — Опора вилки подшипника 11-7576
49 — Заклепка 4х9 255064-П8
50 — Шайба 252134-П29
51 — Болт М6х12 201416-П8
52 — Пластина 40141-1601059
Порядок снятия сцепления ГАЗ-53 с автопогрузчика
Снимают коробку передач вместе с муфтой и подшипником выключения сцепления. Отсоединяют от муфты оттяжную пружину и спрессовывают с муфты подшипник.
Отвертывают болты крепления и снимают штампованную нижнюю часть картера сцепления.
Проверяют наличие на маховике двигателя и кожухе нажимного диска совмещенных меток «О» и, если они отсутствуют, наносят их.
Постепенно отвертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику, проворачивая при этом коленчатый вал двигателя. Вынимают ведомый и нажимной диски сцепления из картера через нижний люк.
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ЛЬВОВСКИХ ПОГРУЗЧИКОВ АП-4014, 40814, АП-4081, 40810, АП-40811, 40816, АП-41030 ЛЕВ
ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЬВОВСКИХ АВТОПОГРУЗЧИКОВ
- Устройство автопогрузчика
- Общий обзор двигателя ГАЗ-52, 51
- Коленвал и маховик ГАЗ-52
- Детали блока цилиндров ГАЗ-52
- Головка блока цилиндров ГАЗ-52
- Шатунно-поршневая группа ГАЗ-52
- Клапаны двигателя ГАЗ-52
- Распредвал ГАЗ-52
- Система смазки ГАЗ-52
- Система охлаждения ГАЗ-52
- Радиатор ГАЗ-51/52
- Топливная система ГАЗ-52
- Карбюратор ГАЗ-52
- Механизм обратного хода
- Коробка передач ГАЗ-52
- Неисправности КПП ГАЗ-51
- Сцепление ГАЗ-53
- Сцепление ГАЗ-52
- Обслуживание сцепления
- Тормозная система
- Карданные валы
- Гидроцилиндр подъема
- Гидроцилиндр наклона
- Привод насосов
- Грузоподъемник и каретка
- Гидросистема
- Гидрораспределители
- Гидроцилиндр руля 4085-3429010
- Гидроусилитель руля 4008-3405008
- Рулевое управление (ГАЗ-52)
- Рулевое управление (дизель)
- Управляемый мост АП-4014, 40814
- Подвеска и цилиндр руля АП-41030
- Электрооборудование ГАЗ-52
- Система зажигания ГАЗ-52
Запасные части для львовских автопогрузчиков грузоподъемностью 5 тонн любых моделей
ГАЗ-53, ГАЗ-24, ГАЗ-69 и УАЗ-469: Установка выжимного подшипника от ЗИЛ-130
Про свою работу на ГАЗ-53 я уже рассказывал и нет нужды добавлять что-либо еще о частых проблемах со сцеплением, но именно этот опыт позволил мне получить дополнительные, случайные знания.
Давно известно, что ГАЗовский выжимной подшипник не отличается особой надежностью. Вот и у меня, он частенько выходил из строя. Что было тому виной, сказать сложно, возможно это были просчеты конструкторов или дефекты при изготовлении. Факт остается фактом, в рабочих условиях, ходил он не долго и характерным свистом часто заявлял о своей близкой кончине.
Когда я возился со сцеплением, то при первом же удобном случае, старался заменить и его. Факт его недолговечности, подтверждается необходимостью его частой смазки.
Многие водители, посредством тормозного шланга, выводили его тавотницу на пол в кабину. Можно было откинув резиновый коврик и утеплитель, который обычно лежал на полу, взять шприц и не мараясь, прошприцевать выжимной подшипник не залезая под кабину.
Меняя подшипник, я обнаружил, что он практически от руки слазит с корпуса выжимной муфты. В таких случаях, обычно наваривают посадочное место под подшипник и отдают токарю для проточки вместе с муфтой — я сделал также.
Токарь приходился мне соседом и мы с ним находились в добрых отношениях. Посмотрев на меня, он спросил, почему я хочу поставить опять ГАЗоновский выжимной?
Вообщем то, никаких особых причин у меня для этого не было, ставил такой же какой и стоял. На что он ответил, что у них водители, только в случае отсутствия альтернатив, ставят ГАЗоновский выжимной подшипник.
У меня, кстати говоря, сказал он, есть ЗИЛовский выжимной подшипник и если хочешь, я тебе его подгоню, а твой отдам механику под сдачу. Я согласился и за одно попытался выяснить, какие же есть преимущества у ЗИЛовского выжимного.
Благодаря ответам токаря, я узнал, что ГАЗоновский выжимной подшипник по диаметру мало отличается (в меньшую сторону) от ЗИЛовского подшипника и имеет жестяной сепаратор. Часто, при плохой смазке, ГАЗоновский подшипник прогрызает шариками сепаратор и клинит.
ЗИЛовский же подшипник, имеет бронзовый сепаратор и если его хоть раз проварить в нигроле с солидолом, то он становится вечным. Вот так, с легкой руки соседа, я забыл о ГАЗоновских выжимных.
Впоследствии, я всегда ставил ЗИЛовские выжимные подшипники на ГАЗ-53, УАЗики, ГАЗ-24 и на ГАЗ-69. Не ставил их только на диафрагменное сцепление.
В целом, в моих условиях эксплуатации автомобилей, ЗИЛовские выжимные подшипники, зарекомендовали себя гораздо лучше, чем родные ГАЗовские.
Сцепление ГАЗ-53 и ГАЗ-3307. Как установить и отрегулировать сцепление читайте в этой статье.
25.10.19
Ремонт, установка и регулировка сцепления Газ-53 и Газ-3307
Сцепление автомобиля ГАЗ-53 —сухое, однодисковое, оснащенное демпферным устройством на ведомом диске и устанавливаемое в литом картере, изготовленный из алюминия. Корзина сцепления крепится к маховику коленвала при помощи шести центрирующих болтов, внутри которой находится нажимной диск. Вращение от маховика к нажимному диску передается через три выступа, предусмотренных в диске и входящих в окна корзины сцепления.От двигателя к коробке передач крутящий момент передается при помощи ведомого диска, зафиксированный между торцами нажимного диска и маховика усилием двенадцати пружин.Рычаги выключения сцепления размещены в прорезях выступов нажимного диска и при помощи игольчатых подшипников и осей соединены с опорными вилками и нажимным диском. Опорные вилки шарнирно зафиксированы на кожухе сцепления при помощи сферических регулировочных гаек и конических пружин. По окончанию регулировки гайки закернивают и в по ходу эксплуатации рычаги не регулируются.Нажимной диск сбалансирован в сборе с маховиком и коленчатым валом, поэтому при замене ведомого диска, при сборке сцепления необходимо совместить метки «0» на маховике и корзине нажимного диска.
Сцепление автомобиля ГАЗ-53 имеет механический привод управления и состоит из педали сцепления, тяги, валика с рычагом и регулировочной гайки. Для смазывания втулки педали сцепления на торцевой части валика педали предусмотрена пресс-масленка.
При помощи стяжной пружины педаль сцепления удерживается в крайнем заднем положении. Ход педали в заднем положении ограничивается при помощи упора педали в пол кабины посредством резиновой муфты.
Свободный ход педали сцепления должен составлять 35-45 мм, а свободный ход педали при неработающем двигателе 6-7 мм, что соответствует зазору 4 мм между подшипником выключения сцепления и концами рычагов нажимного диска.
При отсутствии данного зазора возможен быстрый износ рычагов, сгорание фрикционных накладок или выходу из строя подшипника.
Уход за сцеплением и его приводом подразумевает периодическую смазку упорного подшипника муфты выключения сцепления и в осуществлении регулировки привода.
Смазка подшипника выключения сцепления происходит при помощи колпачковой масленки, находящейся в верхней части корзины сцепления. Дважды выжмите в него полностью заправленную колпачковую масленку.
Регулировка сцепления ГАЗ-53
Сцепление регулируется в том случае, если свободный ход педали составляет более или менее 35-45 мм и регулируется путем изменения длины тяги. Для того, чтобы увеличить свободный ход педали необходимо отвернуть регулировочную гайку.
Поломка ступицы ведомого диска, преждевременный износ накладок и их разрушение могут быть вызваны движением автомобиля с неполным выключением сцепления, не плавным включением сцепления при переключении на прямую или третью передачу, включением на высокой скорости 1 или 2 передачу.
Разборка, ремонт и сборка сцепления автомобиля ГАЗ-53
Для того, чтобы провести ремонт сцепления, его демонтируют с автомобиля без снятия двигателя.
Для этого достаточно установить автомобиль на эстакаду, смотровую яму или подъемник, для обеспечивания полного доступа к сцеплению снизу.
Как снять сцепление
Снимите коробку передач вместе с подшипником выключения сцепления и муфтой. Отсоедините оттяжную пружину от муфты и демонтируйте с муфты подшипник.
Открутите болты крепления и снимите штампованную нижнюю часть корзины сцепления. Проверьте наличие на кожухе нажимного диска и на маховике двигателя совмещение меток «0» — если они отсутствуют, то нанесите их.
Постепенно открутите болты крепления корзины сцепления к маховику, прокручивая при этом коленвал двигателя.
Снимите нажимной и ведомый диски сцепления из картера через нижний люк. Диски снимаются по очереди, так как вторая поперечина рамы мешает одновременному демонтажу нажимного и ведомого диска.
Через посадочное отверстие для коробки переменных передач поднимите нажимной диск до упора в картер, оставляя при этом внизу приемлемый зазор для демонтажа ведомого диска.
Далее, поверните нажимной диск вниз одной из регулировочных гаек, снимите его, прокручивая так, чтобы остальные гайки проходили, не задев поперечину.
Снятие кожуха сцепления Разборка нажимного диска
Перед разборкой нанесите метки на нажимном диске, рычагах и кожухе для того, чтобы сохранить балансировку во время сборки. Разместите нажимной диск на подставке и установите на столе пресса усилием от 30 кгс.
Кожух не должен касаться подставки и стола пресса. Сверху на кожухе разместите подкладку таким образом, чтобы она не закрывала три гайки крепления опорных вилок рычагов выключения сцепления. Нажмите прессом на подкладку, сжимая пружины и освободите от усилий рычаги выключения сцепления.
Открутите регулировочные гайки опорных вилок и медленно отпустите пресс. Снимите кожух сцепления, теплоизолирующие шайбы и нажимные пружины. Расшплинтуйте и снимите оси рычагов выключения из ушков нажимного диска. Демонтируйте иглы подшипников.
Осмотр и проведение контроля деталей сцепления
После того, как сцепление разобрано — тщательно промойте его детали для проведения дальнейшего осмотра.
Стоит обратить внимание на качество заклепочных соединений, отсутствие трещин, износа, деформаций, заломов и забоин на ведомом и нажимном дисках, опорных вилках, рычагах, ступице, пружинах, вилки выключения сцепления, кожухе и на остальных деталях.
Если на поверхностях фрикционнных накладок ведомого диска имеются трещины, следы перегрева или чрезмерное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до заклепок меньше 0,2 мм, то их необходимо заменить.
Обе накладки меняются одновременно, так как разная толщина накладок нарушит стабильную работу сцепления.
Для того, чтобы снять изношенные или поврежденные накладки, необходимо высверлить и осторожно выбить заклепки крепления накладок к диску и пластинчатым пружинам.
При наличии кольцевых рисок и задиров на поверхностях маховика и нажимного диска их следует удалить путем шлифования или проточкой.
Величина снятого металла во время обработки должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки уменьшилась не более чем на 1 мм.
При этом, во время сборки сцепления для сохранения нажимного усилия под теплоизолирующие шайбы устанавливаются дополнительные стальные шайбы, толщина которых должны быть равной величине снятого металла с поверхности нажимного диска.
Сборка сцепления автомобиля ГАЗ-53
Во время сборки ведомого диска необходимо приклепать фрикционные накладки. На головках заклепок после развальцовки недопустимы трещины и надрывы.
Торцы всех головок заклепок крепления накладок должны быть утоплены не менее чем на 2 мм от рабочей поверхности.
Высота расклепанной головки на диске должна составлять 0,6-0,9 мм, на пружинных пластинах — 0,9-1,2 мм. Пластины к диску приклепываются стальными заклепками диаметром 4×5 мм.
Ведомый диск с новыми накладками необходимо проверить на биение плоскости трения. Биение накладок диска измеренное на радиусе 125 мм, должно составлять не более 0,7 мм.
При увеличенной величине биения, диск необходимо править при помощи специальной оправки. Далее его подвергают статической балансировке при помощи балансировочных грузиков.
Сборка нажимного диска
Во время сборки нажимного диска сцепления необходимо убедиться в совпадении меток на рычагах, кожухе и нажимном диске, а нажимные пружины отцентрированы по отбортовках кожуха.
Для того, чтобы предотвратить выпадания игл из отверстий, следует установить в рычагах резиновые шарики диаметром 8-8,5 мм, либо хорошо смазать иглы смазочным материалом.
По окончанию сборки необходимо отрегулировать положение головок рычагов выключения сцепления. При отсутствии специального устройства, можно использовать свободный маховик.
В данном случае, нажимной диск в сборе с кожухом размещают на поверхности трения маховика.
Между маховиком и нажимным диском в трех точках размещают шайбы толщиной 12,2±0,02 мм и прикручивают кожух к маховику.
Закручивая или откручивая регулировочные гайки добейтесь того, чтобы размер от торца маховика до конца всех рычагов составлял 51±0,25 мм.
Разница в размерах каждого рычага не должны быть более 0,3 мм. По окончанию регулировки необходимо зачеканить металл хвостовика каждой сферической гайки в прорезь опорной вилки.
Регулировка положения рычагов выключения осуществляется только на снятом с автомобиля сцеплении.
В том случае, если во время сборки была замена рычагов выключения, нажимного диска или кожуха, то необходимо провести статическую балансировку нажимного диска в сборе, путем высверливания металла из бобышек нажимного диска, применяемых для установки нажимных пружин. Глубина сверления от края бобышки должна составлять не более 25 мм.
Установка сцепления на автомобиль ГАЗ-53 осуществляется в обратном порядке. Перед монтажом сцепления следует заложить смазочный материал в отверстие шарикоподшипника первичного вала, протереть поверхность трения нажимного диска и маховика.
Необходимо также отцентрировать ведомый диск по отношению оси коленвала; в шлицевое отверстие ведомого диска нужно вставить специальную оправку так, чтобы ее конец зашел в шарикоподшипник маховика. Болты крепления кожуха затягиваются равномерно.
Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?
Как работает сцепление?
В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.
В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной
При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.
Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки
При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?
Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?
Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.
Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.
Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра
Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.
Из-за чего возникают неисправности сцепления?
Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.
Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.