Основы электроакустики
Автоматическая регулировка громкости (АРГ)
Автоматическая регулировка громкости (АРГ) — довольно экзотическая функция, иногда вводимая в супергетеродинные приемники. Однако чаще АРГ осуществляется только в усилителях низкой частоты (УНЧ). Для этого в них вводится управляемый напряжением аттенюатор, на который подается выпрямленный сигнал с выхода усилителя. Если этот сигнал возрастает, то коэффициент передачи аттенюатора уменьшается — это снижает колебания уровня выходного сигнала. Такой способ нередко используется в магнитофонах и магнитолах для нормализации сигналов, поступающих с микрофона и других источников. Там такая система обычно называется АРУЗ — автоматическая регулировка уровня записи.
Схема автоматической регулировки громкости (АРГ) широко используется в радио- и других связных приемниках для обеспечения относительно постоянного уровня громкости на выходе независимо от уровня принимаемого сигнала. Выходной уровень громкости, поддерживаемый системой АРГ, устанавливается регулятором громкости. Когда приемник перестраивают со станции с высоким уровнем сигнала на удаленную станцию с низким уровнем сигнала, разность амплитуд поступающих сигналов будет автоматически выравниваться, так же, впрочем, как и в случае, если имеет место явление замирания сигнала. Системы АРГ работают в широком диапазоне изменений уровней принимаемых сигналов, хотя при приеме очень мощных сигналов местной станции и очень слабых сигналов удаленной станции диапазон корректирования этой системы может оказаться недостаточным.
Системы автоматической регулировки громкости обеспечивают уровень смещения для транзисторов в каскадах радиочастоты и ПЧ в зависимости от уровня поступающего сигнала. Поэтому при приеме мощного сигнала смещение автоматически изменяется и соответственно уменьшаются коэффициенты усиления каскадов усиления, корректируя тем самым уровень выходного сигнала. Аналогично этому при приеме слабых сигналов смещение изменяется таким образом, что коэффициент усиления каскадов повышается, выравнивая тем самым низкий уровень сигнала..
Амплитудно-модулированный сигнал поступает в детектор через два индуктивно связанных контура — входной (LiCi) и выходной (L2C2). Детектор АМ-сигналов работает так, как было описано выше. Диод выпрямляет радиочастотный сигнал, причем электроны протекают в направлении, показанном стрелкой; ток течет в обратном направлении. Конденсатор С3 отфильтровывает высокочастотные составляющие однополярных импульсов тока, протекающих через диод, вследствие чего через резистор R2 протекает ток звуковой частоты. Звуковой сигнал через конденсатор С5 поступает на базу первого транзисторного усилителя звуковой сигнал.
Выделяемое на резисторе R2 отрицательное напряжение через резистор R, ответвляется дчя использования схемой АРГ в качестве напряжения смещения Такое напряжение смещения не должно иметь составляющих сигнала звуковых частот, поэтому резистор fli и конденсатор С4 образуют сглаживающий фильтр, подавляющий колебания звуковой частоты. Емкость конденсатора С4 должна быть достаточно велика для шунтирования составляющих звуковых частот.
Если для функционирования АРГ требуется напряжение смещения положительной полярности, то диод детектора, включается в обратном направлении, что изменяет в свою очередь направление движения электронов и полярность напряжения на резисторе R2. При настройке на мощную станцию образующееся при этом напряжение смещения должно уменьшить коэффициент усиления каскадов. При этом следует учитывать, что если в каскаде усиления на радиочастоте и ПЧ используются я — р — n-транзисторы, то нормальное напряжение смещения, подаваемое в цепь базы, должно быть положительным по отношению к эмиттеру; в случае же использования р-n-р-транзисторов на базу подается отрицательное напряжение относительно эмиттера. Поскольку уменьшение прямого напряжения смещения биполярного транзистора приводит к уменьшению его проводимости, для снижения коэффициента усиления в случае n — р-n-транзисторов регулирующее напряжение смещения, снимаемое с выхода АРГ, должно уменьшать прямое смещение базы транзистора, т. е. делать его менее положительным
Функционально схема АРГ аналогична схемам АРУ (автоматической регулировки усиления), используемым в телевизионных приемниках . В схемах АРУ регулируется амплитуда видеосигнала, поэтому термин «автоматическая регулировка громкости» здесь не применим. В некоторых радиоэлектронных устройствах, используемых в промышленности, применяются подобные схемы, однако их называют схемами автоматической регулировки уровня или автоматической регулировки амплитуды сигнала.
4 инструмента для автоматической регулировки громкости системы в определенное время
Есть много разных звуков, которые проходят через динамики вашего компьютера с различной степенью громкости. Сама Windows хороша в создании звуковых эффектов с такими вещами, как подключение к USB-устройству или всплывающее сообщение об ошибке на экране. Есть много других способов, которыми звук может звучать из динамиков вашего ПК или ноутбука, таких как игры, видео и аудиоклипы на веб-страницах, обмен сообщениями или общение в Skype или просто прослушивание аудиокниг и музыки.
Большинство пользователей хотели бы слышать звук со своего компьютера на определенной громкости в зависимости от времени суток. Например, вы можете захотеть посмотреть видеоклип или послушать музыку на достаточно высоком уровне громкости днем или вечером, но ночью эту громкость нужно уменьшить, чтобы не разбудить членов семьи. В Windows легко увеличить или уменьшить уровень громкости, но также легко забыть и получить звук, который вы хотите, когда вы меньше всего ожидаете.
Простым решением является использование программы для автоматического изменения громкости системы до уровня, который вы предпочитаете, когда вы хотите, например, ежедневно в определенное время. Если вы не хотите слышать звук в рабочее время, хотите, чтобы он был громче в вечернее время, или вы хотите, чтобы он был тише в поздние часы, это легко сделать. Вот четыре бесплатных инструмента, которые могут помочь.
1. Volume²
Volume² – это бесплатный и полнофункциональный инструмент управления громкостью Windows с множеством опций. К ним относятся настройка отображения на экране, установка пользовательского значка на панели задач громкости, использование событий и жестов мыши, бесчисленные сочетания клавиш, регулировка громкости края экрана и, конечно же, планирование громкости системы. Яркость экрана является еще одной функцией, также можно контролировать.
Функция планирования в Volume² довольно продвинута. Он также предлагает дополнительные параметры для настройки баланса, яркости, запуска программы или отображения сообщения. Но для простого ежедневного увеличения или уменьшения громкости это довольно просто. В окне Расписание нажмите добавлять и дайте ему имя, выберите действие «Задать громкость» или «Отключить звук», с помощью ползунка выберите целевой объем (или установите флажок «Отключить звук»), измените раскрывающийся список «Выполнить» на Каждый день и установите время запуска, затем нажмите Применять,
Сидя в трее Volume² использует менее одного мегабайта оперативной памяти. Это отличная новость для систем с низким объемом памяти и для тех, кто не любит неэффективное программное обеспечение для работы с памятью. Существует также портативная версия, так что вы можете попробовать ее без установки.
Скачать том²
2. Объем Консьерж
Это, пожалуй, самый простой инструмент для настройки, а систему правил легко настроить. Имейте в виду, что при установке предлагается рекламное ПО CleanMyPC, которое необходимо отключить. Служба Volume Concierge требует бесплатной однократной активации с действующим адресом электронной почты при добавлении правила, но мы обнаружили, что его можно обойти. Загрузите исправление реестра и дважды щелкните его, чтобы импортировать в реестр, чтобы пропустить требование активации.
После установки нажмите Добавить новое правило томанажмите кнопку ВЫКЛ, чтобы активировать правило, и в раскрывающемся списке выберите, хотите ли вы, чтобы правило запускалось каждый день, рабочие дни или выходные. Затем установите время для правила и примените желаемый уровень громкости. Нажмите кнопку Добавить новое правило тома, чтобы добавить дополнительные правила.
Tweet это всплывающее окно появится после того, как вы настроили первое правило. Его можно отключить, хотя вы не увидите его, если воспользуетесь исправлением реестра. При закрытии программа свернется в системный трей, щелкнув правой кнопкой мыши на значке в трее, можно включить или отключить Volume Concierge, автоматически запускающийся при запуске Windows. Мы обнаружили, что использование памяти было очень нестабильным в диапазоне от 20 до 80 МБ, когда мы сидели на заднем плане.
Скачать Volume Concierge
3. Speaker Locker
Speaker Locker не только устанавливает громкость в определенное время, но и является механизмом блокировки уровня громкости. Это также объясняет включенную опцию защиты паролем, которая блокирует пользовательский интерфейс и предотвращает изменение настроек громкости. Программа в настоящее время является условно-бесплатной и стоит $ 2, но мы нашли предыдущую версию, которая была бесплатной и в значительной степени идентична.
Вы можете назначить до пяти правил, проверьте включить Затем установите начальное и конечное время для блокировки, чтобы быть активным. Для блокировки вы можете выбрать процент громкости и будет ли он заблокирован выше или ниже этого уровня или заблокирован для определенного уровня громкости. Флажок Mute заблокирует и приглушит звук, пока правило активно. Пароль можно отключить или изменить по умолчанию, равным 12345. Около 5 МБ ОЗУ используется, когда Speaker Locker находится в фоновом режиме.
В бесплатной версии есть несколько вещей, о которых вы должны знать. Во-первых, он дает ложные срабатывания с помощью онлайн-сканеров вирусов и антивирусных программ, которые могут напугать некоторых пользователей. Во-вторых, он предлагает обновить до последней версии при запуске. Если вы обновите программу, она установит условно-бесплатную версию, поэтому в вашем брандмауэре нужно заблокировать Speaker Locker gns_maintain.exe. Или просто вручную откажитесь от обновления при каждом запуске программы.
Скачать Speaker Locker
4. NirCMD через запланированное задание
Используя запланированное задание, громкость системы можно автоматически увеличивать и уменьшать. Большим преимуществом является то, что вы можете сделать это в определенное время без постоянного программного обеспечения в фоновом режиме. С помощью задачи вы можете настроить изменение громкости в определенные дни и время или использовать другие триггеры, такие как вход в Windows.
Мы используем инструмент швейцарского ножа Nirsoft NirCMD, поскольку он может без труда выполнять десятки простых команд и задач. К ним относятся изменение, настройка и отключение звука. Ниже описано, как настроить простое запланированное задание для повышения, понижения или отключения звука системы с помощью NirCMD. Работает на всех системах, включая Windows 10.
1. Загрузить NirCMD 32-битную или 64-битную в зависимости от вашей системы. Извлеките zip, щелкните правой кнопкой мыши на nircmd.exe и запустите от имени администратора. Нажмите "Скопировать в каталог Windows”, Это не является обязательным, но добавляет nircmd.exe в путь Windows для более легкого использования на шаге № 5.
2. Откройте планировщик заданий, введя taskschd.msc в меню «Пуск» или перейдите в «Панель управления»> «Администрирование». В меню «Действия» выберите «Создать основную задачу«.
3. Дайте заданию имя, например «Громкость звука» или «Громкость ночи», и нажмите «Далее». Выберите событие запуска для звука, который будет изменен, ежедневно или, когда вы входите в систему, являются наиболее полезными, нажмите Далее.
4. Измените числа в поле на предпочтительное время в 24-часовом формате, если вы выбрали Ежедневно. Нажмите «Далее», в окне «Действие» оставьте «Запустить программу» включенным и снова нажмите «Далее».
5. В этом окне введите команды для изменения громкости, в поле программы / скрипта просто введите NirCmd, То, что вы вводите в поле Add arguments, зависит от того, что вы хотите сделать с томом, вот несколько основных команд NirCMD.
Mute – Mutesysvolume 1
Unmute – Mutesysvolume 0
Mute / Unmute Toggle – Mutesysvolume 2
Set Volume – Setsysvolume <0-65535>(65535 – это 100%, 32768 – это 50%, 13107 – это 20% и т. Д.)
Изменить объем – Changesysvolume <65535 до -65535>(-6554 снизился на 10%, 13107 вырос на 20%)
Микширование аудио
Микширование аудио подразумевает, помимо прочего, корректировку громкости в отдельных клипах и выбор соотношения громкости при переходах между ними. Например, сначала можно настроить громкость закадрового текста так, чтобы сохранилась небольшая разница между его самыми тихими и самыми громкими фрагментами, а затем увеличить общую громкость закадрового текста, чтобы он был отчетливо слышен на фоне звукового сопровождения или музыки в других клипах.
В Premiere Elements изменения громкости измеряются в децибелах (дБ). Уровень 0,0 дБ — это исходная громкость (не тишина). Отрицательные числа означают уменьшение громкости, положительные — увеличение.
Для регулировки громкости клипа можно использовать диаграмму «Громкость» — горизонтальную желтую линию, проходящую через аудиодорожку каждого клипа — или звуковой микшер. В окне «Индикаторы дорожек» отображается общая громкость проекта.
Ниже приводится несколько рекомендаций по корректировке громкости.
При объединении громких аудиоклипов на нескольких дорожках может произойти клиппинг (искажение, характеризующееся отрывистым звучанием). Для того чтобы избежать этого, уменьшите громкость.
Если необходимо корректировать громкость разных фрагментов клипа отдельно (например, голос одного человека записан слишком тихо, а другого слишком громко), используйте ключевые кадры.
Если исходная громкость клипа слишком велика или слишком мала, можно менять входной уровень. Тем не менее, корректировка входного уровня не удаляет искажения, вызванные записью клипа на чрезмерной громкости. В таком случае лучше перезаписать клип.
Корректировка громкости и микширование аудио в звуковом микшере
С помощью звукового микшера можно настроить баланс и громкость отдельных дорожек в проекте. Корректировать баланс и громкость аудио можно как в видеоклипах, так и в саундтреках и закадровом тексте. Предположим, вам требуется увеличить громкость закадрового текста и уменьшить громкость саундтрека в некоторых фрагментах, чтобы акцентировать отдельные слова или чтобы тихие голоса были слышны на фоне музыки.
Можно корректировать настройки непосредственно при прослушивании аудиодорожек и просмотре видеодорожек. Каждая дорожка в звуковом микшере соответствует аудиодорожке на шкале времени в режиме расширенного просмотра и имеет такое же название. При корректировке на дорожку добавляются ключевые кадры. В установках аудио можно указать минимальный интервал по умолчанию между ключевыми кадрами.
В идеале нужно обработать звук одной дорожки от начала до конца, прежде чем переходить к следующей. То же касается баланса.
(Необязательно) Выберите «Редактировать» > «Установки» > «Аудио» / Adobe Premiere Elements 13 > «Установки» > «Аудио» и укажите сокращение минимального интервала от 1 до 2000 миллисекунд, чтобы интервал между ключевыми кадрами был не менее указанной величины. Если вы не хотите слышать звук во время перемотки, снимите флажок «Воспроизводить аудио во время перемотки».
Для того чтобы скрыть или отобразить дорожки, выберите в меню панели «Звуковой микшер» пункт «Показать/скрыть дорожки» и укажите, какие из них следует отображать.
Для корректировки баланса дорожки поверните (перетаскиванием) регулятор «Баланс» влево или вправо.
Для увеличения громкости дорожки перетащите ползунок «Уровень» вверх или вниз.
Примечание. Интервалы между ключевыми кадрами можно задать в установках аудио.
Для отключения звука дорожки при микшировании нажмите «Отключить звук». Эта функция отключает звук не навсегда, а только на время микширования.
Смарт-микширование
Иногда фоновая музыка звучит так громко, что диалоги в клипе не слышны. Для того чтобы речь можно было расслышать, необходимо уменьшить громкость фоновой музыки. Смарт-микширование автоматически корректирует громкость фоновой музыки. Рекомендуется помещать клипы с речью на дорожку «Аудио 1» закадрового текста (дорожки переднего плана), а музыку — на дорожку саундтреков (дорожки фона). Premiere Elements анализирует клипы на всех дорожках переднего плана на предмет диалогов. Ключевые кадры создаются автоматически для уменьшения громкости до уровня, при котором диалоги на переднем плане будут отчетливо слышны. Коррекции смарт-микширования применяются ко всем аудиоклипам на шкале времени в режиме расширенного просмотра, не только к выделенному клипу. При использовании смарт-микширования ключевые кадры, которые вы добавили в саундтрек на этой на аудиодорожке ранее, удаляются.
Изменение цветов переднего и заднего плана
По умолчанию создаются дорожки переднего плана. Тип дорожки при необходимости можно изменить. Можно также отключить дорожку, чтобы она игнорировалась при смарт-микшировании.
Уровень звука, Громкость, Нормализация¶
В этой статье дается краткое пояснение терминов Громкость звука, Уровень звука, Нормализация, Усиление и некоторых других, и их взаимосвязи и использование применительно к системе автоматизации телерадиовещания Digispot.
Уровень звука¶
Под термином Уровень звука понимается уровень амплитуды звукового сигнала. Применительно к элементу расписания, элементу МБД или иному фрагменту звука речь идет о пиковом (максимальном) уровне сигнала на протяжении всего фрагмента. Данный уровень измеряется единицах dBFS и практически всегда является отрицательным числом. Этот уровень важен, т.к. от него зависит, насколько можно увеличить уровень, и следовательно, громкость звучания, не превысив теоретический порог 0 dBFS.
Для визуального наблюдения за текущим уровнем сигнала в реальном уровне предназначены индикаторы уровня сигнала.
Диаграмма изменения уровня сигнала во времени называется сигналограммой и используется для визуального отображения фонограмм и других звуковых элементов в различных окнах системы Digispot, например, окне редактирования склейки, при монтаже звука и пр.
В системе Digispot максимальный уровень элемента расписания и МБД рассчитывается однократно и запоминается для последующего использования, например, для нормализации.
Определение пикового сигнала совмещено с одновременным определением ее громкости, эти величины всегда рассчитываются совместно.
Истинный уровень звука¶
Термином Истинный уровень звука понимается гипотетический уровень амплитуды аналогового звукового сигнала, который является интерполяцией имеющейся оцифрованной фонограммы. Разница с просто «Уровнем» в том, что при сэмплировании точки взятия сэмплов на временной оси могут не попадать в точки максимума аналогового сигнала. Например, если у нас имеется синусоидальный сигнал частотой 11025 Гц и мы оцифровываем его с частотой 44100, то далее пиковое значение уровня по оцифрованной фонограмме может иметь значение от –3dBFS до 0dBFS в зависимости от того, с каким фазовым смещением точки сэмплирования на временной оси будут попадать на сигнал. При более высоких частотах сигнала пики могут быть ещё более недооценены.
В документе ITU-R BS.1770-3 (Annex 2) определяется алгоритм вычисления показателя «True Peak Level». Предлагаемая процедура сводится к повышению частоты дискретизации в 4 раза и фильтрации, затем по полученной интерполяции сигнала находится максимум амплитуды.
В системе Digispot пиковые индикаторы в редакторе, окнах свойств, склеек, имеют возможность отображать истинный уровень звука.
Громкость звука¶
Громкость — это оценочная величина, характеризующая насколько громко слушатель воспринимается материал. Данная величина рассчитывается по специальному алгоритму, учитывающему восприятие звука человеком, разработанному МСЭITU — BS.1770.
Громкость измеряется в единицах LUFS, которые по физическому смыслу идентичны децибелам. Громкость прямо связана с уровнем сигнала — чем выше уровень сигнала, тем больше его громкость.
Численно эта связь линейная: если уровень сигнала увеличить на 6 dB, то и громкость увеличится на 6 LU. (Если быть математически точным, зависимость не линейная, но для большинства случаев практического применения отклонением от линейной зависимости можно пренебречь).
Контроль громкости в реальном времени происходит при помощи индикаторов громкости, их существует два: M — мгновенный (Momentary) и S — кратковременный (Short-term), они отличатся интервалами измерения: 0.4 сек и 3 сек соответственно.
Для оценки громкости интервала звука разработана специальная методика, вычисляющая величину громкости интервала, обозначаемую величиной I и называемую Интегральной громкостью (Integrated loudness). Именно эта величина имеется в виду, когда говорится о громкости элемента расписания или МБД.
В системе Digispot интегральная громкость элемента расписания и МБД рассчитывается однократно и запоминается для последующего использования, например, для нормализации.
В России методика измерения громкости программ определена приказом ФАС от 22 мая 2015 № 374/15. Громкость программ регламентируется федеральным законом 338.
Соотношения между пиковым уровнем цифрового аудиосигнала, истинным пиковым уровнем, громкостью, и обозначения¶
Когда говорят об уровне сигнала (точнее — о пиковом уровне), используется обозначение dBFS — dB Full Scale. Данная шкала имеет точку 0dB привязанную к полному диапазону представимого в используемой разрядности сигнала. Например, при 16-битных сэмплах звукового сигнала представимые значения от -32768 до +32767, поэтому значение уровня сигнала в dBFS вычисляется как 20lg(s/32768), где s- значение сэмпла в данном представлении или максимум абсолютной величины сэмплов на интересующем интервале. Шкала dBFS имеет смысл только в том случае, если для представления сэмплов используется арифметика с фиксированной точкой. В этой шкале уровень оцифрованного сигнала теоретически не может быть выше 0 dBFS, поскольку в заданные границы разрядной сетки большие или меньшие значения сэмплов не помещаются. В современных системах цифровой обработки представление c фиксированной точкой, как правило, используется только при записи или чтении оцифрованного звукового материала из звуковых файлов. При обработке звука после чтения из файла может использоваться арифметика с фиксированной точкой большей разрядности, или арифметика с плавающей точкой, поэтому значение уровня сигнала внутри обрабатывающего ПО может быть больше 0 dB в смысле шкалы dBFS, связанной с исходным представлением в файле.
Истинный пиковый уровень сигнала измеряется в тех же единицах, что и пиковый уровень, однако он теоретически может превышать значения 0dB даже при измерении прямо по материалу из файла вследствие интерполяции сигнала между точками сэмплирования. Хотя шкала та же самая, для этих единиц измерения используется обозначение dBTP, поскольку для одного и того же материала пиковый и истинный пиковый уровни не равны — второй, как правило, больше.
Громкость, в смысле определения в EBU R-128/ITU-R BS.1770, фактически измеряется в тех же единицах, и связана с уровнем линейно в следующем смысле: одна единица громкости 1LU равен одной единице уровня 1dB в линейном случае. То есть, если мы имеем сигнал с громкостью X LU и уровнем Y dB, и мы усиливаем его на +6 dB, то громкость и уровень нового сигнала будут соответственно X+6 LU и Y+6 dB. Это соотношение сохраняется до тех пор, пока в обработке сигнала не сказываются эффекты ограниченной разрядности, т.е. переполнение при усилении. При переполнении уровень ограничивается максимумом используемой шкалы, а громкость далее растёт — сначала практически линейно, потом также происходит ограничение. Шкала LU, в которой синусоидальный сигнал амплитудой в «полную разрядность» имеет громкость 0 LU, называется шкалой LUFS.
Рекомендация EBU R-128 и связанные документы вводят понятия стандартного «измерителя громкости», и перечисляют список измеряемых величин, режимы, и необходимую функциональность прибора, который может иметь такое название (и логотип) в соответствии с R-128. В частности, определяется рекомендуемая референсная точка громкости фонограмм для вещания и промышленной обработки — –23LUFS, и вводятся две стандартных шкалы. Подробности лучше посмотреть в оригинале (документы по громкости доступны свободно для скачивания с сайта EBU проекта).
Возможности индикаторов Дигиспот-2 с лихвой перекрывают требования R-128, хотя для удобства в Джине сделана более гибкая система шкал. Индикаторы в Дигиспот-2 могут измерять
- пиковый уровень сигнала
- истинный пиковый
- RMS уровень
- различные показатели громкости по R-128 (M/S/I/LRA/квантили LRA)
- корреляцию между двумя выбранными каналами
Все эти величины могут быть измерены и показаны на индикаторах в любом составе вместе или по отдельности (определяется настройками конкретного индикатора), для I-loudness и LRA выводятся числовые значения, для остальных — столбиковые индикаторы. Индикаторы доступны в аудиоредакторе Трек-2, панелях свойств элементов файловых панелей и панелей расписаний, редакторах склеек, панели видеопревью, и т.д.
Аномалии пикового уровня аудиоисточников с кодеком отличным от PCM с фиксированной точкой¶
При кодировании аудио MPEG кодеками, результат декодирования может не поместиться в ту разрядность, которую имел исходный сигнал. Пример: у вас есть аудиофайл в PCM кодировке с фиксированной точкой 16 бит, пиковый уровень материала в файле –6dB. Вы закодировали его MP3 кодеком, и при декодировании в ту же разрядность обнаруживается, что декодированный материал имеет максимум уровня –3дБ. То есть, цикл кодирование-декодирование добавляет +3дБ к уровню сигнала. Если бы ваш файл был нормализован под 0дБ, то при декодировании возникло бы переполнение и дефекты звучания (щелчки). В принципе, это явление можно счесть дефектом кодека, но, к сожалению, практика показывает, что подобных файлов довольно много.
В Джине декодирование MP2/MP3 материала выполняется таким образом, что безопасно обрабатываются довольно большие по амплитуде переполнения — примерно до +27дБ. У пользователей системы иногда вызывает недоумение, почему уровень материала прямо в файле-источнике превышает 0dBFS. Как объяснено выше на примере MPEG, такая ситуация возможна для кодеков, отличных от PCM c фиксированной точкой, и объясняется особенностями кодека или ПО, создавшего файл. Преимуществом системы Джин является то, что такие файлы безопасно декодируются, и имеется возможность автоматически нормализовать материал к заданному уровню в дБ или к заданной громкости в LU.
Усиление звука¶
Усилением или коэффициентом усиления является величина, определяющая, насколько увеличивается или уменьшается амплитуда результирующего сигнала относительно исходного. Коэффициент усиления измеряется в децибелах, увеличению уровня сигнала соответствуют положительные значения коэффициента усиления, ослаблению — отрицательные. Результирующий уровень сигнала и громкость получаются простым сложением текущего уровня и громкости с коэффициентом усиления.
Применение коэффициента усиления, назначенного элементу расписания или иному элементу системы Digispot, происходит автоматически при воспроизведении или другом использовании звука элемента.
Операция расчета коэффициента усиления по требуемому результирующему уровню звука или его громкости называется нормализация звука.
Нормализация звука¶
Нормализацией называется операция, рассчитывающая коэффициент усиления для элемента так, чтобы в результате его громкость или пиковый уровень достиг желаемого значения. Коэффициент усиления рассчитывается как разница между желаемым и текущим уровнями.
- Нормализация по пиковому уровню обычно необходима для соблюдения технического регламента и недопущения превышения определенного уровня для избегания искажения сигнала на выходном оборудовании или ПО радиостанции.
- Нормализация по громкости служит для обеспечения сбалансированного звучания радиостанции, избегания резкого перепада громкости восприятия соседних элементов, а также для соблюдения требования законодательств в сфере радиовещания, например ФЗ 338.
При нормализации по громкости нельзя допустить превышения пикового уровня, установленного регламентом или предельно допустимого уровня 0 dBFS, т.к. это может привести к искажению сигнала. Поэтому при нормализации по громкости, в случае усиления сигнала, коэффициент усиления может ограничивается из за пикового уровня и желаемый уровень громкости не будет достигнут.
Для нормализации необходимо знать текущий уровень и громкость нормализуемого элемента. Если они не известны, то при выполнении операции запускается процесс расчета громкости и уровня, в противном случае нормализация происходит мгновенно.
В системе Digispot существует специальное окно, для настройки параметров нормализации — Окно выбора параметров нормализации.
На выполнение нормализации в системе Digispot влияют Общие настройкиДопБазовые установкиАвтоматически нормализовать аудио.
Автоматическая нормализация может выполняться при ручном или автоматическом добавлении материала в МБД и в других случаях.
Кроме этого, в некоторых случаях происходит автоматическое определение громкости и уровня, которые могут использоваться при последующей нормализации.
В более ранних версиях системы Digispot присутствовала только пиковая нормализация, начиная с 2.16.2.10 в системе есть нормализация по громкости.
Автоматическая нормализация звука¶
Автоматическая нормализация звука позволяет гарантировать, что звук, поступивший в систему «извне» будет приведен к требуемому уровню и громкости.
Автоматическая нормализация происходит в двух направлениях
- Входная нормализация: когда материал поступает внутрь системы Digispot.
Параметры определяются узлом общих настроек Базовые установкиАвтоматически нормализовать аудиоНормализовывать входящие звуковые данные
Входная нормализация выполняется в следующих случаях- Вставка/бросок из модуля файлы в любой другой модуль системы
- Вставка/замена аудио из буфера обмена Windows
- Импорт файла в МБД приложением DB_Import
- При явном назначении файла на закладке Файл окна свойств элемента.
- При назначении файла элементу МБД перетаскиванием (по умолчанию — с прижатым Ctrl).
- При публикации элемента МБД или расписания по умолчанию используются параметры выходной нормализации.
Кроме этого, существует возможность нормализовать элемент в процессе импорта к уровню, явно заданному в импортируемом файле и отличающемуся от указанных в общих настройках. Подробнее об этом:Установка_усиления_и_нормализация_при_импорте_в_расписание.
Материал, произведенный внутри системы, например, записанный в Трек 2 и сохраненный в МБД, автоматической нормализации не подвергается, т.к. предполагается, что необходимый уровень установлен средствами Трек2.
Также не происходит нормализации при перетаскивании/копировании-вставке материала внутри системы между различными модулями Папки/Расписание/МБД и пр.При внесении материалов извне и автоматической нормализации нужно учитывать специфику добавляемого в систему материала, например, для подложек и других элементов оформления эфира автоматическая нормализация может установить неправильный уровень.