Датчик кислорода на Приоре: назначение, причины поломки и методы решения проблем
Датчик кислорода на Приоре: назначение, причины поломки и методы решения проблем
Нормализация подачи топлива в двигатель и проверка состояния выхлопных газов производится при помощи специального датчика. Он применяется при исследования разницы между составом кислорода в выхлопных газах и в окружающей атмосфере.
Устанавливается элемент на все современные авто, позволяя им уменьшать выброс вредных веществ. Новая Приора датчик кислорода также имеет, поэтому о данном компоненте владелец транспорта должен знать всю информацию.
Минусы отключения лямбда-зонда
Мнения экспертов по поводу целесообразности процедуры расходятся. Некоторые мастера убеждены, что датчику нельзя отключаться, поскольку в этом случае ЭБУ (электронный блок управления) автомобиля активирует автономный режим подачи топлива, и это окажет отрицательное влияние на расход горючего. Кроме того, если ездить со сломанным либо отключенным кислородным датчиком, то есть вероятность возникновения таких проблем:
- Ухудшение запуска мотора из-за появления налета сажи на свечах зажигания — особенно это выражается при холодном запуске, зазор свечи становится меньше, а ТВС хуже воспламеняется;
- Снижение мощности автомобиля в связи с нагаром на клапанах, уменьшающему продуваемость выхлопных и всасывающих ходов в головке блока цилиндров;
- Самопроизвольное выключение двигателя после старта вследствие расплавления катализатора из-за большого количества нагара;
- Кроме того, нагар на поршнях приводит и к более серьезным поломкам.
Нужно отметить, что вероятность данных неполадок гораздо выше, если процедуру удаления лямбды производит непрофессиональный работник. Если мастер понимает, что и как он делает, и не просто снимает запчасть, а совмещает процедуру с программной перепрошивкой, то проблемы возникают редко.
Проверка лямбда-зонда
Если компьютер получает неправильные данные с кислородного датчика, на панели приборов загорается индикатор Check Engine. При считывании ошибок диагностика может показать неисправность лямбда-зонда. Но не всегда всё настолько однозначно. Иногда датчик показывает неверные значения, так как в двигатель попадает слишком много воздуха или бензина. Виновником может быть банальный подсос воздуха (кстати, мы писали о том, как его искать и устранять – http://avtopub.com/kak-najti-podsos-vozduxa-v-dvigatele-i-ustranit-ego/).
Один из простейших способов проверки – отключение лямбда-зонда и проверка поведения автомобиля во время движения. Если датчик работает нормально, его отключение приведет к ухудшению динамики и значительному росту расхода топлива. Если же датчик неисправен, всё будет, как и раньше.
Признаки и причины неисправности
Многие водители не знают, какие признаки неисправности датчика лямбда зонда бывают. Этот вопрос изучается лишь при прямом столкновении с проблемой. Но как показывает практика, если владелец ухаживает за своим авто и за всеми его системами, проблем с неисправностями зондов не возникает. Рассмотрим, когда нужно «бить тревогу» и срочно искать неисправность лямбда зонда.
Не всегда бывает так, что кислородник «сломался за один день» и без причины. Процесс происходит постепенно и нужно уметь его предотвратить. Если предупредить поломку не удалось, то можно исправить ее самостоятельно. Но сначала следует рассмотреть симптомы, свидетельствующие о приближении проблемы:
При холостой работе двигателя наблюдаются плавающие обороты. Если зонд сломан, они меняются, опускаясь до значений 400-600. Причина этому — обеднение смеси, которой не хватает для нормального функционирования ДВС.
Снижение мощности мотора возникает также из-за обеднения смеси. Обороты набираются медленно, авто не может въехать в гору и слабо разгоняется — эти симптомы тому подтверждение.
Высокий топливный расход. Потребление увеличивается минимум на 30%.
Выхлопные газы приобретают черный цвет и едкий бензиновый запах.
Свечи покрываются черным налетом.
При разгоне авто едет рывками, а не равномерно, как положено.
Ну и самым явным симптомом является появление на приборной панели значка. С помощью сканера можно достоверно определить, что точно не работает лямбда зонд, а не другой элемент. К перечисленным признакам также можно отнести появление треска в области выхлопной трубы, частые сигналы от ЭБУ.
Причины неисправности лямбда зонда, которые приводят к этим симптомам, бывают следующими:
Низкокачественное горючее. Это распространенная причина у водителей, которые стараются экономить на бензине. В таком сырье содержатся вредные примеси, после сгорания они оседают на нагревательных элементах. Это приводит к сильному засорению.
Износ. Избежать естественного износа невозможно, он всегда настигает любой элемент авто. В этой ситуации придется подвергнуть лямбду замене.
Неисправности проводки. Чтобы зонд подключился к ЭБУ, используют проволоку из меди. Со временем она ломается или окисляется, создавая проблемы.
Замена кислородника — это не плановая процедура. Но эксперты все равно выдвигают требования к замене датчика. Датчики, имеющие подогрев, следует заменять через каждые 100 тыс. км пробега, а без подогрева — каждые 50-80 тыс. км. Что касается планарных датчиков, то их меняют через 160 тыс. пробега. Замена производится после подтверждения факта поломки. Для диагностики используются различные приборы, включая сканер, вольтметр или мультиметр. Ремонтные работы проходят в два этапа, их разберем позже.
Итоги:
- Не стоит принимать неисправность ЭСУД (электронной системы управления двигателем) за неисправность лямбда зонда.
- Диагностировать датчик кислорода следует путем контроля напряжения сканером или мотортестером на его сигнальном выводе.
- Специально обедненная или обогащенная смесь делает возможным отслеживание реакции зонда, по которой можно сделать вывод о его исправности либо неисправности.
- Работоспособность лямбда зонда можно отслеживать по крутости скачков напряжения. По ней же можно спрогнозировать срок его дальнейшей службы.
- Не стоит делать вывод, что лямбда зонд неисправен, по ошибкам, выдаваемым им и ЭБУ.
Самостоятельная проверка исправности лямбда зонда
Прежде всего, ознакомьтесь с подробной инструкцией. Тестирование проводят при запущенном моторе. Мультиметром производятся замеры, подключившись к штекеру, напряжения в различных режимах работы двигателя. Исправный лямбда – зонд будет выдавать на выходе величину от 0,1 до 0,9В. При этом показания должны изменяться не больше, чем 0,2 – 0,3 секунды. Если есть существенные расхождения в этих показателях, значит зонд пора менять или, хотя бы промыть.
Промывку датчика проводят с помощью кислоты ортофосфорной. Делать это надо после того, как двигатель полностью остынет. Предварительно отключив все контакты, выкрутить его. Кстати, если резьба прикипела и не поддается, налейте на него керосин или нашатырный спирт. Через некоторое время все откиснет и свободно открутится. Ни в коем случае не стучите по нему и не прикладывайте значительное усилие, чтобы не повредить прибор. Опустить датчик полностью в кислоту, через полчаса вынуть и промыть под проточной водой.
Как проверить лямбда-зонд на работоспособность
Существует несколько способов проверить лямбда-зонд на исправность. Самый простой и поверхностный — тщательный осмотр устройства, самый сложный — диагностика при помощи специального оборудования.
Внешний осмотр датчика
Итак, внешнее изучение кислородного датчика будет состоять из нескольких шагов:
- Проверить внешнюю часть, которая находится вне катализатора. Не должно быть оплавленных участков, обрывов или замкнутых контактов.
- Выкрутить датчик из катализатора и изучить нижнюю часть, обычно спрятанную в катализаторе. Пятна сажи на ней говорят о том, что топливо слишком концентрировано, двигатель и клапаны близки к износу или в выхлопной системе произошла утечка. Отложения серого цвета сигнализируют о высоком содержании свинца в топливе.
Проверка лямбда-зонда мультиметром (тестером)
Потребуется вольтметр, омметр или мультиметр, в котором объединяются оба эти устройства. Если используется последний, его нужно перевести в режим замера сопротивления. Чтобы испытать нагреватель датчика, необходимо:
- Вывести из колодки датчика контакты 3 и 4 разъёма (стандартно это белый и коричневый провода).
- Подсоединить контакты к выходам тестера и измерить сопротивление.
Показатели могут быть разными, обычно они варьируются в пределах 2–10 Ом. Цифра более 5 Ом говорит об отличной работоспособности датчика. Если сопротивление вообще не выводится на дисплей, это говорит о том, что в нагревателе лямбда-зонда порвался провод и требуется немедленная замена.
Прогрев зонда
Кроме того, мультиметром можно проверить восприимчивость наконечника кислородного датчика. Для этого нужно завести машину и прогреть мотор до 70–80 o C. Последующий алгоритм будет таким:
- Довести мотор до 3000 оборотов в минуту и зафиксировать этот показатель на 2–3 минуты, пока датчик не прогреется.
- Минусовой щуп мультиметра подсоединить к массе машины, другой состыковать с выходом датчика.
- Изучить данные на тестере: они должны варьироваться от 0,2 до 1 В и меняться 10 раз в секунду.
- Надавить педаль газа в пол и резко отпустить её. Исправный датчик выдаст значение в 1 В, после чего резко упадёт до ноля. Если цифры на дисплее не меняются при действиях с педалью и показывают 0,4–0,5 В, датчик требует замены.
Если напряжения нет вовсе, стоит проверить проводку. Для этого нужно «прощупать» мультиметром все провода, соединяющие реле с выключателем зажигания.
Проверка осциллографом
Диагностика осциллографом будет более продуктивной, поскольку в этом случае можно зафиксировать промежуток времени, за которое меняется выходное напряжение. Нормальными считаются показатели ниже 120 мСек.
Итак, алгоритм проверки будет таким:
- Найти сигнальный провод датчика и подключить к нему осциллограф. Затем нужно завести мотор и разогреть его до 60–70 o C. Это нужно, чтобы прогреть датчик воздуха и дождаться от него обратной связи. В процессе подготовки на осциллографе уже появится сигнал о генерации небольшого тока (до 1 В).
- Когда начнёт прогреваться лямбда-датчик, напряжение ещё немного вырастет. По мере прогрева до 300–400 o C диаграмма приобретёт динамику.
- Если на прогретом двигателе дойти до 2500–3000 оборотов, исправный датчик должен показать такую картину:
- Если резко отпустить газ, смесь переходит в режим обогащения, а лямбда откликается таким образом:
В процессе проверки важно засечь, через какое время датчик переходит в рабочий режим, то есть когда на диаграмме появляется динамика. Также анализируется реакция на работу двигателя на 2000–3000 оборотов в минуту. Если после прогрева сигнал стабильно находится только в нижнем или только в верхнем положении, датчик придётся менять. Если сигнал напоминает плавную извилистую линию, как на картинке ниже, датчик сгорел или вышел из строя.
Проверка бортовой системой
Если в машине имеется ЭБУ, поиск неполадок можно существенно облегчить. Стоит обратить внимание на индикатор «Check Engine», который нередко предупреждает о проблемах с лямбда-зондом. Чтобы уточнить причину сигнала, достаточно подключить к бортовому компьютеру автосканер.
К кислородному датчику будут относиться ошибки:
- P0130: датчик отправляет неверные данные;
- P0131: сигнал слишком слабый;
- P0132: сигнал слишком сильный;
- P0133: КД медленно реагирует;
- P0134: датчик вообще не даёт сигнала;
- P0135: нагреватель первого датчика не функционирует;
- P0136: произошло замыкание второго датчика;
- P0137: КД2 медленно реагирует;
- P0138: КД2 слишком быстро реагирует;
- P0140: разрыв в цепи КД2;
- P0141: нагреватель второго датчика неисправен;
- P1102: слабое сопротивление нагревателя КД;
- P1115: цепь повреждена, считать данные невозможно.
Видео: как проверить работоспособность лямбда-зонда
Проверять исправность лямбда-зонда нужно регулярно, особенно если пробег машины перевалил за 50 000 км. Очень часто признаки выхода датчика из строя схожи с более серьёзными поломками. Вместо того, чтобы выискивать проблему в двигателе или электронике, порой достаточно поверхностно осмотреть лямбда-датчик.