К каким последствиям может привести неправильное торможение во время прохождения крутого или затяжного спуска
Вроде бы простая логическая цепочка – если надо остановиться или сбавить скорость, необходимо нажать на педаль тормоза. Но не во всех дорожных ситуациях она срабатывает. Особенно, когда надо преодолеть затяжной или крутой спуск.
Одной из самых распространённых ошибок водителей в такой ситуации – отпустить педаль сцепление, и выключить передачи. Иными словами – спускаться на нейтральной скорости. Для того чтобы автомобиль не набирал скорость – или постоянно держать нажатый тормоз, или часто на «наступать» на его педаль.
Автоинструкторы предупреждают, что такой стиль спуска чреват многими опасностями.
Тормозим правильно на механике в зимнее и летнее время
Торможение — целая автомобильная наука, которую обязательно необходимо освоить каждому автолюбителю. Ведь если тормозить неправильно, то вероятность возникновения аварийной ситуации значительно повышается. Например, ошибочно рассчитанный тормозной путь приведет к столкновению с препятствием и т. д.
Виды торможения
Классификация, представленная ниже, подразумевает деление способов затормозить на три разновидности:
- Нормальное (для повседневного использования). Алгоритм действий — отпустить педаль газа, вжать сцепление (не отпускать) и нажимать на тормоз прерывистыми движениями, чтобы автомобиль останавливался плавно, без рывка вперед.
- Экстренное. Заключается в резком/сильном нажатии на педаль тормоза. Применяется в ситуациях, когда перед авто неожиданно появляется объект или препятствие (например, выбежала собака на дорогу). Зачастую новички тормозят именно экстренным способом в силу отсутствия опыта и должных навыков вождения. Не следует прибегать к этому варианту торможения без необходимости.
- Торможение двигателем. Способ реализуется поочередным переключением передач от текущей до пониженных. К примеру, сейчас стоит четвертая скорость, сначала включается третья, а затем и вторая — авто по итогу замедлится. Полная остановка совершается нажатием на тормозную педаль. Можно переключаться через передачу (с той же 4 на 2), но соблюдайте осторожность — существует возможность потери управления над машиной, что, скорее всего, и произойдет, если «прыгнуть» через 2-3 и более передач. Годится для постоянного применения. Или, как минимум, в следующих ситуациях: не работает тормозная педаль, предстоит торможение при затяжном/крутом спуске или передвижение по гололеду.
Эта общая «методичка» применима при нормальных условиях — сухом асфальте и отсутствии атмосферных осадков, то есть для летней поры, когда не идут дожди. Обстоятельства, усложняющие вождение, вносят коррективы и в торможение.
Как тормозить при плохих климатических условиях?
На мокрой или покрытой льдом дороге тормозной путь значительно увеличивается, поскольку ухудшается сцепление с поверхностью, особенно во втором случае. Указываемые пропорции условны, но если тормозное расстояние авто при скорости 60 км/ч на сухом дорожном покрытии составляет 30 м, то на сырой дороге вырастет до 40-50 м, а на льдистой поверхности превысит 100 м.
ВАЖНО! Произвольному автомобилисту нужно научиться рассчитывать величину пути торможения при любой погоде. Хоть этот навык вырабатывается со временем, когда водитель набирается опыта и привыкает к собственному транспорту, однако следует содействовать ускорению данного процесса. Поскольку верный «внутренний» расчет тормозного расстояния — одна из основных составляющих правильного торможения.
При гололеде крайне не рекомендуется тормозить экстренно, так как колеса, вероятнее всего, пойдут в «юз», что закончится вылетом в кювет и чем-то подобным. Оптимальная линия поведения — тормозить двигателем, поскольку этот способ позволяет плавно уменьшать скорость. Аналогично подойдет и «нормальное» торможение, но при крайне аккуратном применении, иначе машину занесет.
Примечание! На современных автомобилях присутствует система антиблокировки колес — ABS. Она предупреждает уход колес в состояние «юза», заставляя их продолжать вращаться и оставаться под контролем компьютера. Таким образом упрощается торможение для водителя. Однако на нее не рекомендуется полностью полагаться, ведь на чрезмерно скользкой дороге ABS не поможет. В условиях мокрого асфальта система работает превосходно.
Торможение на всесезонных шинах
«Всесезонка» обеспечивает сцепление с дорогой хуже, чем зимняя/летняя резина в соответствующее время года. Это стоит учитывать при езде с «универсальными» покрышками. Наихудшее управление (усложненное торможение), исключая очевидные обстоятельства по типу гололеда, снегопада и дождя, наблюдается на всесезонных шинах при слишком высокой уличной температуре или ниже минус 7 градусов по Цельсию. Тормозное расстояние, во втором случае, увеличивается вдвое от стандартного.
Виды и приемы торможения автомобиля
Существует несколько видов и приемов торможения.
Плавное торможение автомобиля
Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.
Резкое торможение автомобиля
Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».
Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.
Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.
Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля
Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.
Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.
Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.
При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.
Торможение двигателем автомобиля
Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.
Торможение коробкой передач автомобиля
Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.
Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.
Проблема пробуксовки автомобиля при преодолении крутых спусков и подъемов
Как поступить, если преодолевая спуски или подъемы, автомобиль забуксовал? Такая ситуация возможна на мягком грунте или при попадании в глубокую яму.
В этой ситуации пока никто не смог придумать ничего лучше, как следующий порядок действий: первым делом пробуем выбраться из ямы путем раскачки автомобиля, если не получается, подкладываем под ведущие колеса все, что может улучшить сцепление колес с дорогой.
Если и это не помогает, то пробуем откопать колеса автомобиля. Если не поможет и это, то, скорее всего, автомобиль сел на брюхо (днищем лежит на грунте) и в этом случае своими силами уже не выбраться.
Нужно искать трактор или хотя бы грузовой автомобиль, который бы мог легко сдернуть застрявшую машину.
Что касается раскачки автомобиля на уклоне (спуске или подъеме), то здесь стоит сделать пару замечаний.
Во-первых, нужно помнить, что этот прием подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Современные автоматические коробки передач тоже позволяют раскачивать автомобиль, поскольку упершись в препятствие автомобиль так же как и на механике будет немного сдавать назад, но амплитуда этой раскачки все же недостаточна для эффективного преодоления препятствия.
Некоторые автоматы позволяют в движении переключаться на нейтраль, можно попробовать использовать это свойство коробки, но всегда нужно помнить, что коробке это точно не понравится и как она отреагирует, неизвестно.
Второе, что следует учитывать при вытаскивании автомобиля из ямы на уклоне, так это то, что вверх автомобиль сам не отъедет, поэтому раскачивать автомобиль можно только лишь трогаясь вверх по уклону, а выбираться из ямы, соответственно, придется вниз, даже если вам нужно ехать вверх. Впрочем, если уклон не очень крутой, то можно попробовать выбраться и вверх.
И в зависимости от того, куда машина повернута носом (вверх или вниз), нужно включить либо первую скорость либо заднюю.
Если вы ехали вверх и застряли, то это не так страшно, как если бы вы ехали вниз. Скорее всего, вам удастся отъехать назад, вниз по уклону, включив заднюю передачу. Помогать вам будет естественная сила гравитации.
Если же вы двигались вниз и застряли, то пробовать отъезжать придется вверх, что значительно сложнее. Можно и сцепление сжечь, если не иметь достаточного опыта.
В случае, когда выехать из ямы за один прием не получается, то можно попробовать раскачать автомобиль (с учетом всего выше сказанного):
- Выжать сцепление, включить заднюю или первую передачу и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно нажимая на газ, проехать сколько получится, пока колеса не упрутся.
- Как только автомобиль начал буксовать (этот момент нужно тонко почувствовать, чтобы не закопаться еще глубже), выжать педаль сцепления и дать автомобилю откатиться максимально в обратном направлении.
- Затем снова, разогнавшись за счет небольшого высвобожденного пространства, включаем сцепление и пытаемся проехать чуть больше, чем в первый раз, снова до упора колес.
- Далее опять выжимаем сцепление, и автомобиль снова откатывается.
Повторяем алгоритм действий, постепенно увеличивая амплитуду раскачки до тех пор, пока не удастся выбраться из ямы или пока не станет очевидно, что этот прием в данной ситуации бесполезен, что тоже исключать нельзя.
К сожалению, дать советы на все случаи жизни не представляется возможным. В конечном итоге все будет зависеть от множества факторов, главные из которых: дорожные условия, наличие подручных средств (возможно у вас с собой автомобильная лебедка будет, а рядом окажется дерево, за которое можно зацепиться), от автомобиля, от мастерства водителя и так далее.
Как бы там ни было в заключении хочется пожелать вам идеальных дорог и прекрасных погодных условий. Береги вас Бог!
БЛИЖАЙШИЕ СТАРТЫ ГРУПП
06 декабря ‘2021:
•Категория А1 «Права на квадроцикл и снегоход»
•Курс «Продвинутый» для квадроциклистов
•Категория АII (А2) «Права на вездеход»
Теория : пн 19:00-21:00
Практика : вс 11:00-17:00
Идет набор на Март ‘2022:
•Категория А «Права на мотоцикл»
Теория : ср,пт 19:00-21:00
Практика : пн — вс 10:00-21:00
Подробнее о курсе «Права на мотоцикл»
1. Основная проблема при выполнении эстакады — допустить сильный откат автомобиля на подъеме, из-за которого экзаменатор посчитает нужным вмешаться в управление. Чтобы исключить данную проблему, выучите порядок выполнения упражнения, описанный выше. Он позволяет выполнить упражнение без отката.
2. Остановка автомобиля, у которого только 2 колеса находятся на наклонной поверхности (как на подъеме, так и на спуске). Это особенно важно при выполнении упражнения на автодроме, где эстакада имеет ограниченный размер. В городе такая проблема, как правило, не возникает, т.к. горки там длиннее.
3. Повторное использование тормоза при откате автомобиля на подъеме или после начала движения на спуске. Начиная с 1 апреля 2021 года повторное использование тормозов на упражнении запрещено. То есть, если уж Вы начинаете движение, то ни в коем случае его не прекращайте. Не заваливайте себя сами! Если ситуация станет действительно опасной, то машину остановит экзаменатор. Однако, пока этого не произошло, у Вас есть возможность продолжить движение.
4. Использование педали тормоза вместо ручника на подъеме. Если Вы будете на подъеме фиксировать автомобиль педалью тормоза (без ручника), то Вам не хватит ловкости и скорости реакции для переноса ноги с педали тормоза на педаль газа. Обычно за время переноса ноги автомобиль откатывается назад и экзаменатор его останавливает.
Пользуйтесь ручным тормозом. Это позволит выполнять упражнение спокойно и стабильно. Использование педали тормоза — неуместные «понты» на экзамене.
5. Если при начале движения на подъеме двигатель автомобиля заглох, то в этом нет ничего страшного. В 2021 году заглохший двигатель приносит водителю всего 1 штрафной балл, который не прекращает выполнение упражнения. То есть, если двигатель заглох, успокойтесь и вернитесь к пункту 4 инструкции.
Подводя итоги серии статей «Сдать маневрирование с полпинка» нужно сказать о том, что правила выполнения упражнений серьезно изменились. Однако это не означает, что сдача экзамена стала намного сложнее. Просто кандидату в водители нужно готовиться к экзамену с учетом действующих правил сдачи и учить новые инструкции по сдаче упражнений.
Сложнее всего при этом придется тем, кто начал обучение в автошколе до 1 апреля 2021 года, то есть по старым правилам. Однако с каждым днем таких кандидатов в водители остается все меньше, т.к. они успешно сдают экзамены.
Ну а у тех, кто начал обучение после 1 апреля 2021 года, сдача маневров по новым схемам не должна вызывать проблем. Если же Вам до сих пор не удается выполнить какое-то из упражнений, то вернитесь к соответствующей статье и еще раз внимательно изучите инструкцию.
Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП
У многих водителей свои способы и нюансы торможения наработанные на практике. Но базовые приемы нужно уметь применять всем, кто ездит за рулем.
Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:
- убираем ногу с педали газа;
- нажимаем на педаль сцепления;
- переключаем скорость на пониженную передачу (ориентируемся на скорость движения накатом, если авто еще быстро едет, то ставит на третью передачу, если уже скорость достаточно упала, то на вторую);
- при сильной потери скорости переключаем коробку на первую скорость.
Если даже вы задумали тормозить двигателем с пятой или шестой включенной передаче, то желательно сразу переводить на третью, потому как на четвертой замедление будет не существенной. Но учитывайте, конечно, скорость, если вы летите 180 км/час, то не вздумайте переключать сразу на третью.
У кого автомобили УАЗ или похожие, то желательно делать перегазовку при переключении передач коробки. Это щадящий режим сэкономит ресурс работы коробки. Перегазовка — это значит, что перед каждым переводом рукоятки коробки передач, когда сцепление нажато, надо нажимать на педаль газа. То есть, нажали на сцепление, нажали на газ, вывели со скорости в нейтральное положение, затем опять нажали на педаль газа и переключили на нужную скорость.
Важно! Нельзя переключать с высоких скоростей коробки — 4, 5, 6 сразу на первую, если не хотите добить трансмиссию.
После переключения на нужную скорость не следует резко бросать педаль сцепления. Двигатель и коробка должны плавно входить в контакт.
Что касается торможение двигателем на автомобилях с АКПП, то здесь все зависит от типа конструкции коробки.
- Некоторые автоматические коробки дают возможность постепенно переключать скорости в ручном режиме.
- Некоторые АКПП работают в фиксированных режимах с возможностью выбора низких скоростей.
- Некоторые АКПП не позволяют водителю управлять коробкой, все делается искусственным интеллектом.
Если у вас авто с коробкой «автомат», то прежде чем использовать моторное торможение, необходимо узнать в руководстве по эксплуатации для конкретной марки и модели авто, можно ли это делать.